Христиане и иудеи
Больная тема… Часть 2 (см. часть 1)
Мы продолжаем разговор о взаимоотношениях христиан с иудеями. В прошлый раз мы говорили о самых первых, в хронологическом порядке, размышлениях на этот счет, включенных Церковью в канон Священных книг. Они принадлежали Ап. Павлу. Сегодня поговорим о том, что на этот счет писали другие Евангелисты.
Евангелие от Луки
Евангелие от Луки было написано примерно через 20 лет после Посланий Ап. Павла.
Все Евангелие пронизано идеей, что Иисус является осуществлением надежд и ожиданий Израиля.
В момент Благовещения Ангел открывает Марии, что Господь даст Ее Сыну «престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 32), в хвалебной песни Мария восклицает: «Воспринял Израиля, отрока Своего… как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк. 1, 54-55).
Захария, отец Иоанна Крестителя, говорит: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… помянет святой Завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему…» (Лк. 1, 68-73).
А вспомните старца Симеона, который всю жизнь ждал «утешения Израилева» (Лк. 2, 25) и увидел это утешение во Христе: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 32).
Это только самое начало Евангелия от Луки… Но и всё оно настойчиво повторяет: Иисус – Тот Самый, Которого ждал Израиль.
Однако рядом с этой радостной и жизнеутверждающей вестью появляется другая идея, грозная. Те, кто не принял Иисуса, – находятся в опасности, они близки к гибели. Вспомним другое пророчество старца Симеона, сказанное о Младенце Иисусе: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). В этих словах ясно читается, что во Христе Израиль обрел не только спасение, но и суд.
Много раз в тексте мы встречаем примеры такого «падения и восстания». Одни во Христе узнают Мессию, и это является для них моментом спасения, другие спотыкаются о Его Личность и совершенно ослепляются. «Блажен, кто не соблазнится о Мне», – грозно говорит Иисус у Луки, и иудеи должны в этих словах услышать предостережение (Лк. 7, 23). Но, не вняв этим предостережениям, весь Иерусалим, в конце концов отвергает Иисуса, и Тот плачет о судьбе города и прорицает ему разрушение и гибель, за то, что город «не узнал времени посещения» (Лк. 19, 44) его Богом.
Во второй книге своих сочинений, в Деяниях, Лука приводит еще более жесткие выражения. Так, он излагает проповедь Ап. Петра, который называет Христа новым Пророком, большим Моисея: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3, 22-23).
Это был очень прозрачный намек на будущую судьбу тех, кто не примет Иисуса. Кстати, в ветхозаветном тексте в словах Моисея нет таких грозных предупреждений. Там просто сказано: «А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 19, 18). Но тут очевиден именно суровый мотив истребления. Кому он принадлежит? Петр ли так действительно выразился, или это интерпретация самого Луки, приводившего, естественно, по памяти проповедь Петра? В любом случае, Лука с этой мыслью согласен.
Далее Лука приводит такие слова Ап. Павла: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 18, 46).
Здесь, как и в приведенном фрагменте проповеди Ап. Петра, акценты ставятся прямо-таки беспощадные.
Теперь несколько слов о том, почему же Лука так жестко пишет о судьбе евреев, не принимающих Иисуса.
Время Луки (70-е годы 1-го века) – это время, когда:
А) Некоторые иудеи проявили злость к христианам и упорство в неверии. Лука, несомненно, преследует полемические цели, показывая, что тут безальтернативная ситуация: либо принимай христианство, либо погибнешь для вечной жизни.
Б) В эти же самые годы Церковь росла как никогда. Апостольская проповедь уже прозвучала в мировых центрах, тысячи язычников и иудеев шли к христианству.
В) Сами иудеи, после Иудейской войны (в 70 году) потерявшие святыню – Иерусалимский храм и поколебавшиеся в своих религиозных устоях, смотрели на христиан с некоторой надеждой: а может, и вправду их Иисус – истинный Мессия?..
Словом, много различных факторов способствовали тому, чтобы Евангелист Лука писал жестко и бескомпромиссно. Можно предположить, что тон взял он верный, чем и сделал свое дело в отношении христианской миссии среди иудеев.
Евангелист Матфей
Матфей писал примерно в то же время, что и Лука. Мы уже сказали, что у Луки чувствуется момент антагонизма с иудаизмом. Иудеи уже показали себя, преследуя и убивая христиан, о чем Лука много пишет в книге Деяний.
Но у Матфея этот антагонизм заострен еще больше. В его писаниях обнаруживаются приметы явно обостренного конфликта юной Церкви и синагоги, то есть иудейского благочестия.
Гневные обличения «книжников и фарисеев» мы встречаем только у Матфея. Порой кажется, что он собрал абсолютно все, что можно было собрать на эту тему из высказываний Иисуса. Ни в каком другом Евангелии Иисус так много не критикует иудеев, как в Евангелии от Матфея.
«Ряд намеков указывает, что Матфей не видел для еврейского народа возможности оправдаться: эти люди не прошли окончательного испытания, упустили свой шанс откликнуться на мессианский призыв, и дверь перед ними закрыта раз и навсегда» (см.: Мф. 25, 10)» (Р. Хейз).
Библеисты пытались понять, почему же Матфей так ополчился на иудеев. Возможно, говорят они, тут мы видим пример «соперничества между детьми». Церковь спорит с иудаизмом, доказывая ему свою правоту, свои права, свое преимущество.
В Евангелии от Матфея Христос все время исполняет пророчества. Почти каждое Его слово, каждое дело отсылает нас к Ветхозаветным пророчествам. Любимая фраза Матфея: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…» (Мф. 1, 22).
Помимо прочего, эти цитаты пророчеств (порой, надуманных), которых на самом деле в Евангелии от Матфея больше, чем во всех трех остальных Евангелиях вместе взятых, подчеркивают следующую мысль: евреи слепы и глухи, если не вняли своим пророкам и не узнали во Иисусе Мессию.
У Матфея чаще, чем у других Евангелистов, звучит тема гонений на христиан со стороны иудеев. Матфей приводит слова Христа: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (обратим внимание – погибшим!). А потом Христос предсказывает, какие гонения иудеи воздвигнут на Его Апостолов: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища (в оригинале – в Синедрион. – прот. К.П.) и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф., гл. 10).
Интересно, что такие же рассказы о посланничестве учеников приводят и Евангелисты Марк и Лука. Но у них никаких слов Христа о гонениях со стороны иудеев нет.
Негативизм Матфея в отношении иудеев проявляется и вот как: как известно, Матфей использовал для написания своего труда Евангелие от Марка. Некоторые моменты он прямо заимствовал у Марка. Так вот, несомненно, что, заимствовав у Марка некоторые истории, Матфей их отредактировал в соответствии со своими представлениями.
В качестве примера возьмем притчу о злых виноградарях, убивших сына хозяина. В притче у Марка осуждаются убийцы сына (вы, конечно, помните, что сын из притчи означает Иисуса Христа – Сына Божьего): фарисеи, саддукеи и книжники.
Матфей, приводя эту притчу, дает ей другую концовку. Он приводит такие слова Христа: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Здесь от осуждения частных исторических персонажей Матфей переходит к обобщенному осуждению всего народа. «Другой народ, приносящий плоды» – это Церковь.
Примеры эти можно умножать долго. Вспомним хотя бы такой драматический момент. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25).
Ни у кого из Евангелистов такого рассказа нет, он встречается только у Ап. Матфея. Согласно этому тексту, весь народ виновен в смерти Христа, более того, не только те, кто жил тогда, но и все их потомки. Это очень страшные слова…
Пора сделать какие-то выводы об учении Матфея.
Евангелист Матфей создал «теорию отвержения», как ее часто называют в богословской литературе:
Иисус пришел к евреям, как это и предсказывали пророки. Но евреи отвергли Христа. За это они лишаются всех своих прав и богоизбранности. Хотя Бог и хотел дать им Царство, но за Христоубийство Он отнимает у них обещанное и отдает другому народу – Церкви.
Будущность Церкви – в язычниках, для Израиля же все закончилось…
Разве можно еще более сгустить краски, описывая перспективы евреев, чем это сделал Евангелист Матфей?
Можно! И это сделал Ап. Иоанн Богослов.
Но об этом – в следующем очерке…
Больная тема… Часть 2 (см. часть 1)
Мы продолжаем разговор о взаимоотношениях христиан с иудеями. В прошлый раз мы говорили о самых первых, в хронологическом порядке, размышлениях на этот счет, включенных Церковью в канон Священных книг. Они принадлежали Ап. Павлу. Сегодня поговорим о том, что на этот счет писали другие Евангелисты.
Евангелие от Луки
Евангелие от Луки было написано примерно через 20 лет после Посланий Ап. Павла.
Все Евангелие пронизано идеей, что Иисус является осуществлением надежд и ожиданий Израиля.
В момент Благовещения Ангел открывает Марии, что Господь даст Ее Сыну «престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 32), в хвалебной песни Мария восклицает: «Воспринял Израиля, отрока Своего… как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк. 1, 54-55).
Захария, отец Иоанна Крестителя, говорит: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… помянет святой Завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему…» (Лк. 1, 68-73).
А вспомните старца Симеона, который всю жизнь ждал «утешения Израилева» (Лк. 2, 25) и увидел это утешение во Христе: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 32).
Это только самое начало Евангелия от Луки… Но и всё оно настойчиво повторяет: Иисус – Тот Самый, Которого ждал Израиль.
Однако рядом с этой радостной и жизнеутверждающей вестью появляется другая идея, грозная. Те, кто не принял Иисуса, – находятся в опасности, они близки к гибели. Вспомним другое пророчество старца Симеона, сказанное о Младенце Иисусе: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). В этих словах ясно читается, что во Христе Израиль обрел не только спасение, но и суд.
Много раз в тексте мы встречаем примеры такого «падения и восстания». Одни во Христе узнают Мессию, и это является для них моментом спасения, другие спотыкаются о Его Личность и совершенно ослепляются. «Блажен, кто не соблазнится о Мне», – грозно говорит Иисус у Луки, и иудеи должны в этих словах услышать предостережение (Лк. 7, 23). Но, не вняв этим предостережениям, весь Иерусалим, в конце концов отвергает Иисуса, и Тот плачет о судьбе города и прорицает ему разрушение и гибель, за то, что город «не узнал времени посещения» (Лк. 19, 44) его Богом.
Во второй книге своих сочинений, в Деяниях, Лука приводит еще более жесткие выражения. Так, он излагает проповедь Ап. Петра, который называет Христа новым Пророком, большим Моисея: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3, 22-23).
Это был очень прозрачный намек на будущую судьбу тех, кто не примет Иисуса. Кстати, в ветхозаветном тексте в словах Моисея нет таких грозных предупреждений. Там просто сказано: «А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 19, 18). Но тут очевиден именно суровый мотив истребления. Кому он принадлежит? Петр ли так действительно выразился, или это интерпретация самого Луки, приводившего, естественно, по памяти проповедь Петра? В любом случае, Лука с этой мыслью согласен.
Далее Лука приводит такие слова Ап. Павла: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 18, 46).
Здесь, как и в приведенном фрагменте проповеди Ап. Петра, акценты ставятся прямо-таки беспощадные.
Теперь несколько слов о том, почему же Лука так жестко пишет о судьбе евреев, не принимающих Иисуса.
Время Луки (70-е годы 1-го века) – это время, когда:
А) Некоторые иудеи проявили злость к христианам и упорство в неверии. Лука, несомненно, преследует полемические цели, показывая, что тут безальтернативная ситуация: либо принимай христианство, либо погибнешь для вечной жизни.
Б) В эти же самые годы Церковь росла как никогда. Апостольская проповедь уже прозвучала в мировых центрах, тысячи язычников и иудеев шли к христианству.
В) Сами иудеи, после Иудейской войны (в 70 году) потерявшие святыню – Иерусалимский храм и поколебавшиеся в своих религиозных устоях, смотрели на христиан с некоторой надеждой: а может, и вправду их Иисус – истинный Мессия?..
Словом, много различных факторов способствовали тому, чтобы Евангелист Лука писал жестко и бескомпромиссно. Можно предположить, что тон взял он верный, чем и сделал свое дело в отношении христианской миссии среди иудеев.
Евангелист Матфей
Матфей писал примерно в то же время, что и Лука. Мы уже сказали, что у Луки чувствуется момент антагонизма с иудаизмом. Иудеи уже показали себя, преследуя и убивая христиан, о чем Лука много пишет в книге Деяний.
Но у Матфея этот антагонизм заострен еще больше. В его писаниях обнаруживаются приметы явно обостренного конфликта юной Церкви и синагоги, то есть иудейского благочестия.
Гневные обличения «книжников и фарисеев» мы встречаем только у Матфея. Порой кажется, что он собрал абсолютно все, что можно было собрать на эту тему из высказываний Иисуса. Ни в каком другом Евангелии Иисус так много не критикует иудеев, как в Евангелии от Матфея.
«Ряд намеков указывает, что Матфей не видел для еврейского народа возможности оправдаться: эти люди не прошли окончательного испытания, упустили свой шанс откликнуться на мессианский призыв, и дверь перед ними закрыта раз и навсегда» (см.: Мф. 25, 10)» (Р. Хейз).
Библеисты пытались понять, почему же Матфей так ополчился на иудеев. Возможно, говорят они, тут мы видим пример «соперничества между детьми». Церковь спорит с иудаизмом, доказывая ему свою правоту, свои права, свое преимущество.
В Евангелии от Матфея Христос все время исполняет пророчества. Почти каждое Его слово, каждое дело отсылает нас к Ветхозаветным пророчествам. Любимая фраза Матфея: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…» (Мф. 1, 22).
Помимо прочего, эти цитаты пророчеств (порой, надуманных), которых на самом деле в Евангелии от Матфея больше, чем во всех трех остальных Евангелиях вместе взятых, подчеркивают следующую мысль: евреи слепы и глухи, если не вняли своим пророкам и не узнали во Иисусе Мессию.
У Матфея чаще, чем у других Евангелистов, звучит тема гонений на христиан со стороны иудеев. Матфей приводит слова Христа: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (обратим внимание – погибшим!). А потом Христос предсказывает, какие гонения иудеи воздвигнут на Его Апостолов: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища (в оригинале – в Синедрион. – прот. К.П.) и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф., гл. 10).
Интересно, что такие же рассказы о посланничестве учеников приводят и Евангелисты Марк и Лука. Но у них никаких слов Христа о гонениях со стороны иудеев нет.
Негативизм Матфея в отношении иудеев проявляется и вот как: как известно, Матфей использовал для написания своего труда Евангелие от Марка. Некоторые моменты он прямо заимствовал у Марка. Так вот, несомненно, что, заимствовав у Марка некоторые истории, Матфей их отредактировал в соответствии со своими представлениями.
В качестве примера возьмем притчу о злых виноградарях, убивших сына хозяина. В притче у Марка осуждаются убийцы сына (вы, конечно, помните, что сын из притчи означает Иисуса Христа – Сына Божьего): фарисеи, саддукеи и книжники.
Матфей, приводя эту притчу, дает ей другую концовку. Он приводит такие слова Христа: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Здесь от осуждения частных исторических персонажей Матфей переходит к обобщенному осуждению всего народа. «Другой народ, приносящий плоды» – это Церковь.
Примеры эти можно умножать долго. Вспомним хотя бы такой драматический момент. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25).
Ни у кого из Евангелистов такого рассказа нет, он встречается только у Ап. Матфея. Согласно этому тексту, весь народ виновен в смерти Христа, более того, не только те, кто жил тогда, но и все их потомки. Это очень страшные слова…
Пора сделать какие-то выводы об учении Матфея.
Евангелист Матфей создал «теорию отвержения», как ее часто называют в богословской литературе:
Иисус пришел к евреям, как это и предсказывали пророки. Но евреи отвергли Христа. За это они лишаются всех своих прав и богоизбранности. Хотя Бог и хотел дать им Царство, но за Христоубийство Он отнимает у них обещанное и отдает другому народу – Церкви.
Будущность Церкви – в язычниках, для Израиля же все закончилось…
Разве можно еще более сгустить краски, описывая перспективы евреев, чем это сделал Евангелист Матфей?
Можно! И это сделал Ап. Иоанн Богослов.
Но об этом – в следующем очерке…