Недействительное отпевание…

Недействительное отпевание…

Несколько дней назад приходит человек: «Вы, батюшки, совсем зажрались и обнаглели, вот что я хочу вам сказать...»
Спрашиваю, что вызвало такую его бурную реакцию. Объясняет, что позавчера присутствовал на отпевании в соседнем с нашим храмом морге (через дорогу от нашего собора). Взяли большие деньги, священник десять минут что-то равнодушно-невнятно спел и махнул рукой: «Закрывайте гроб».
Мой собеседник рубит воздух ладонью: «Я и раньше предполагал, а теперь точно уверен, что в вашей Церкви все обманщики и вымогатели. Эта ваша Церковь просто какой-то к-к-комбинат по вымогательству денег…»

Я мог дальше не слушать этого человека. Он не первый и даже не пятидесятый за эти годы… Просто через дорогу, при морге, действует шайка дельцов, совершающих незаконные и неблагодатные отпевания. К сожалению, не только в нашем морге, но и во многих других по всей стране. Такой, знаете, дополнительный бизнес администрации. Устраивают на «своей» территории часовню и… вперед.

Откуда они берут священников? Часто это какие-то раскольники, лишенные сана, или находящиеся под запрещением священники. Еще чаще – самозванцы, может быть, кто-то из своих сотрудников. Сходят в церковь, посмотрят, как это делается, распечатают из Интернета текст опевания или панихиды – и «шаманят». Так, во всяком случае, назвал это действо один случайный мой собеседник, который и сам этим делом промышлял.
Люди доверяют, им в голову не может прийти, что их попросту обманывают, но делается это именно так.

Почему, как кто-то иногда спрашивает, мы, то есть законные представители Русской Православной Церкви, не можем повлиять на эту ситуацию? А как мы можем повлиять? Морг – территория, не подведомственная нам, всякие увещевания заканчиваются со стороны этих дельцов угрозами в наш адрес. Несколько раз мы пытались повлиять на ситуацию в нашем морге, но в ответ слышали: «Будете лезть в наш бизнес, мы вас просто убьем». Год назад ключарь собора предпринял очередную попытку. В ответ услышал: «Вам уже десять раз говорили, не лезьте сюда, жить надоело?»

Все, что мы можем, это говорить об этом людям. Говорим, призываем, 15 лет назад митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн выпустил по этому вопросу официальный циркуляр, в котором запрещалось совершать отпевания в моргах. Только что пришедший после него на кафедру митрополит Владимир в своем интервью об этом официально высказался:
«Имеется проблема в больницах – отпевают в моргах, но неизвестно, какие священники, иногда неканонические или запрещенные. Они берут деньги, отпевают неграмотно, как попало, люди понимают, что они обмануты.
Имеется масса всяких сект, раскольников, любители легкой наживы – они просто мешают священникам исполнять свои обязанности». (БЕСЕДА С МИТРОПОЛИТОМ ВЛАДИМИРОМ.)

Потом митрополит Владимир множество раз и высказывался об этом, и предупреждал людей… Все бесполезно. Идут, отпевают, а потом приходят к нам жаловаться. И везде рассказывают, какие в Церкви нечестные священники.

Вот и несколько дней назад, на ежегодном Епархиальном собрании (23 декабря 2011-го), Святейший Патриарх Кирилл поднял эту тему:

Патриарх Кирилл:
По-прежнему труднорешаемой остается проблема отпевания в моргах. Довольно часто воцерковленные люди, присутствовавшие на таких «отпеваниях», задают вопрос: Можно ли считать, что по новопреставленному совершено действенное отпевание, если служивший «священник», судя по многим признакам, таковым не является?..
В 2009 году на Епархиальном собрании поднимался вопрос о ситуации в моргах. К сожалению, нередки случаи, когда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженные в священнические одежды.

Несмотря на остроту вопроса, он так и не был разрешен в минувшие два года.
Более того, не кто иной, как руководитель комиссии при Епархиальном совете по благотворительности и социальному служению, свидетельствует, что несколько недель назад в одном из больничных моргов города ему отказали в возможности отпевать прихожанина, сославшись на то, что «у больницы есть свои священники».
Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.
Между тем в нынешнем году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке заняться решением этого вопроса.

Это, дорогие, может быть, в малой степени касается всех читающих эту запись. Мы с вами люди церковные и наверняка принесем почившего в храм или позаботимся, чтобы чин отпевания совершил законный священник. Но мы с вами имеем родственников, друзей, коллег, которые могут попасть в число жертв этого кощунственного беззакония.
Собственно, эту запись я и сделал для того, чтобы вы их предупредили!

Еще один важный момент: Не все, отпевания в моргах беззаконны. При некоторых больницах и моргах есть официальные больничные храмы и часовни, принадлежащие Русской Православной Церкви.

Очень легко узнать, принадлежит ли храм или часовня Епархии, позвонив туда. Телефоны Епархий есть в Интернете.
Обычно больничные храмы и часовни приписаны к какому-то храму. Очень легко позвонить в этот храм и спросить: «Скажите, часовня при … больнице действует от вашего храма?»
И вам объяснят, с кем вы имеете дело: с самозванцами или, действительно, с законными священнослужителями, действующими по благословению священноначалия.

И еще один полезный совет. Всегда можно «проверить» священника, с которым вы общаетесь. Действительно ли он является священником или самозванцем. Для этого достаточно задать вопрос по богослужению.
Например: Какие частицы вынимаются на Литургии из второй просфоры?
Ответ: Из второй просфоры вынимается одна частица, в честь Божией Матери.
Фотоответ: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6454

Или другой вопрос, предложите человеку, называющему себя батюшкой, продолжить предложение: Благообразный Иосиф
Это часть монолога, который наизусть произносит священник во время Великого входа, то есть каждый раз, когда совершает Литургию. Эти слова обязательно знает всякий священник, который служит Литургию. А если священник Литургию не служит, это… в общем, это нонсенс.
Ответ: …с древа снем Пречистое Тело Твое.
Фотоответ: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6541

Словом, узнать, с настоящим ли священником вы имеете дело или с самосвятом, очень просто. Правда, в случае с раскольниками это не поможет, они совершают Литургию по нашему чину. Но «раскрыть», является ли священником попутчик в поезде или некий бородатый встречный, собирающий пожертвования на абстрактный монастырь в Архангельске, очень даже просто.

Сами не попадитесь на этот крючок, и предупредите других. Очень грустно, что многие из людей, о ком думают, что они отпеты, на самом деле не отпеты.

P.S. В прошлом году в храм принесли гроб, и я совершал отпевание. Отпевали мы маму одного из сотрудников нашего морга (того морга, который через дорогу). Спрашиваю сына: «Что же вы у себя не стали отпевать?» Молчит, только усмехнулся.

отпев.JPG
Каноническое отпевание совершается не в морге, а в храме.

Комментарии

Третья просфора не богородичная, а девятичинная. Поэтому правильный ответ - 9.
Первая - агничная, 2-я -БМ, 3-я- 9чинная, 4 и 5 за живых и умерших соотв.
 
Для сведения: на днях мне позвонили и спросили, не знаю ли я, кто совершает отпевания в крематории (там родственники одной умершей собирались заказать отпевание). Я ответила, что, по-моему, там работают "левые", но посоветовала позвонить в Епархию. И там сказали, что тамошние совершители отпеваний не имеют благословения. Так что вот...
 
Вот это "попали"... Значит, несколько лет назад мы совершили такое "неправильное" отпевание одной родственницы. И как Господь спас на от сегодняшней ошибки: умер дядя и встал вопрос об отпевании. И случайно в разговоре с одним дорогим мне другом я упомянула, что он находится в морге Георгиевской больницы. И тут же выяснилось, что при этой больнице есть нормальный епархиальный приход и можно заказать отпевание прямо там, в часовне. Мы так и сделали. Ну, не чудесное ли совпадение? По крайней мере для души моего дяди оно оказалось таким.
 
Пробую разобраться, чьи это щиты с рекламой мощей встречаются в городе, хожу по ссылкам. Большинство утверждает, что раскольника Григория Лурье (не с этой ли страницы пошла информация?), он сам отрицает: http://ru-antireligion.livejournal.com/7691032.html?thread=209939736#t209939736
Телеканал 100ТВ говорит, что баннеры выставляет Российская православная автономная церковь, а Википедия говорит, что Лурье имеет отношение к приходам, вышедшим из подчинения синоду РПАЦ, то есть и с этой стороны он не имеет отношения к баннерам.
 
Дима ёксель написал(а):
Пробую разобраться, чьи это щиты с рекламой мощей встречаются в городе, хожу по ссылкам. Большинство утверждает, что раскольника Григория Лурье (не с этой ли страницы пошла информация?), он сам отрицает: http://ru-antireligion.livejournal.com/7691032.html?thread=209939736#t209939736
Телеканал 100ТВ говорит, что баннеры выставляет Российская православная автономная церковь, а Википедия говорит, что Лурье имеет отношение к приходам, вышедшим из подчинения синоду РПАЦ, то есть и с этой стороны он не имеет отношения к баннерам.

Дима. Я знаю только, что раньше этим промышляла община лжеепископа Лурье. Но среди раскольников постоянно происходят какие-то "бродильные процессы". Они то отлучают друг друга, то принимают в общение, а то и меняют вывески. Сегодня это "Истинно-православная Церковь", завтра "Автономная Истинно-православная Церковь".
Словом, ходить на поклонение к мощам не надо, это приманка для неразбирающихся обывателей. Во многих храмах есть подлинные мощи множества святых.
Ваш....
 
Добрый день всем!
Очень печально, но мне пришлось столкнуться с непонятно коротким отпеванием - максимум 15 минут в храме Влахернской Божией матери в Кузьминках в Москве. 6 ноября мы хоронили моего папу. Я не хотела, чтобы отпевали при морге, так как знаю, что там неполностью выполняют весь обряд, но то с чем мы столкнулись в храме вызвало мягко говоря, шок. Когда я заказывала службу, я спросила у матушки за ящиком полная ли служба и сколько идет отпевание, на что она ответила, что да! полная служба и идет 40-45 минут. Вид священника и, особо, алтарника (без облачения и с личиком бомжа) вызвали сразу вопросы, куда мы попали??? И когда через 15!!! минут священник стал посыпать песочком покойных, я с удивлением спросила в у служащей: "Это что??? всё??" Она заверила меня, что еще нет. Но потом, когда крышки благополучно закрыли и стали выносить гробы, стало понятно, что и тут нас обманули!!! Я подошла к свечному ящику и стала спрашивать, зачем меня обманули. Матушка, потупив взор, стала бормотать:"Все вопросы к батюшке.."
А вы говорите, в морге не так.....
 
Вспомните притчу о богатом и Лазаре. Между адом и раем пропасть, и перейти ее нельзя.
Там покаяния нет. "В чем застану, в том и сужу" - говорит Господь. Покаяние возможно лишь на земле, при жизни в теле. А потом - суд, каждый ответит по делам своим. Отпевание - обычный ритуал, в нем нет пользы. Первые христиане не молились об умерших. Это исторический факт (например, у Евсевия Памфила в "Церковной истории" есть свидетельства). Попадает в Царство Небесное не тот, за кого после смерти молится Церковь, а тот, кто жил по заповедям и искренне возлюбил Христа. Конечно, тяжело смириться с таким положением многим христианам и принять Слово Божие, как есть, без толкований, противоречащих Писанию. Не стоит себя обманывать пустыми ритуалами и обрядами. Этому Христос не учил.
Еще один аспект. Канон заупокойный, стихиры, чтение Апостола и Евангелия, блаженны со стихами - кому это? Умершему? Братья, но это ведь несерьезно! Усопшему это не поможет никак. В назидание присутствующим почившего - может быть, но не ему самому.
Надо исследовать Писания и не жить предрассудками.

С любовью во Христе, брат Александр.
 
Марина Ко написал(а):
Добрый день всем!
Очень печально, но мне пришлось столкнуться с непонятно коротким отпеванием - максимум 15 минут в храме Влахернской Божией матери в Кузьминках в Москве. 6 ноября мы хоронили моего папу. Я не хотела, чтобы отпевали при морге, так как знаю, что там неполностью выполняют весь обряд, но то с чем мы столкнулись в храме вызвало мягко говоря, шок. Когда я заказывала службу, я спросила у матушки за ящиком полная ли служба и сколько идет отпевание, на что она ответила, что да! полная служба и идет 40-45 минут. Вид священника и, особо, алтарника (без облачения и с личиком бомжа) вызвали сразу вопросы, куда мы попали??? И когда через 15!!! минут священник стал посыпать песочком покойных, я с удивлением спросила в у служащей: "Это что??? всё??" Она заверила меня, что еще нет. Но потом, когда крышки благополучно закрыли и стали выносить гробы, стало понятно, что и тут нас обманули!!! Я подошла к свечному ящику и стала спрашивать, зачем меня обманули. Матушка, потупив взор, стала бормотать:"Все вопросы к батюшке.."
А вы говорите, в морге не так.....

Бывает и такое... Но, думаю, Вы невольно (а, может быть, и вольно) стали жертвой собственной малоцерковности и малокомпетентности.
Поясню, что я имею в виду:

А) Если Вы ходите в какой-то храм постоянно, вы должны знать, сколько длится там треба (венчание/отпевание/крестины и проч.) В Петербурге есть собор, в котором в день совершается 10-15 венчаний. Нравится людям венчаться в этом великолепном, наполненном золотым сиянием соборе. Но так как лимит времени между утренней и вечерней службой ограничивает служителей, то они совершают венчание по сокращенной схеме. Оно длится примерно 20 минут, тогда как в других храмах не менее 45 минут.

Вина ли священников, что они сокращают Таинство? Нет. Основные моменты Таинства исполнены, а второстепенные опускаются. Люди знают, на что идут.

Я знаю многих людей, которые приходили венчаться в наш храм и рассказывали, что они сознательно выбрали наш собор, потому, что мы тщательно и долго проводим обряд.

В Вашем случае надо было просто поинтересоваться, насколько храм загружен требами.

Б) И еще одно, даже, быть может, более важное:
Если Вы хотите индивидуального подхода, не стесняйтесь подойти и попросить об этом заранее священнослужителей.
Я совершаю отпевания почти каждый день. И многие люди просят поторопиться. Машина ждет, кладбище, еще какие-то там обстоятельства...
А то, другая ситуация: стоят люди, которые даже перекреститься правильно не умеют. Стоят тоскливо, переминаются с ноги на ногу и думают, когда же это закончится...

В любом случае, часто вижу, что люди не рады затягиванию отпевания.
И теперь представьте священника, который привык к этой вечной спешке людей. Это и священнослужителей настраивает на такой лад - побыстрей, да попроще.

Я сам борюсь в себе с таким искушением - побыстрей все закончить, да отпустить этих нецерковных людей, которым абсолютно все равно, что там поет, или говорит священник.

И ежедневная такая ситуация у многих батюшек вырабатывает желание по-скорому совершить отпевание.

Но если Вы заранее подойдете и проинформируете, как для Вас это важно, какое это великое и грустное событие, и что Вы и Ваши близкие и родственники пришли помолиться, то, несомненно, священник торопиться не будет.
Часто ко мне подходят родственники и просят об этом, и мы, получив такие указания, понимаем, что нужно подойти серьезней.

Есть еще и другие моменты, но, думаю, это основные. С любовью, прот. К.
 
Несколько лет назад я хоронил своего папу. Отпевание проводили в городском крематории. Во время «отпевания» меня не покидало чувство растерянности.
Позже я был на отпеваниях в часовнях при кладбищах. Растерянности я не чувствовал, но не было чего-то вроде удовлетворенности. Это как в магазине продавец предлагает эклер со вкусом «как раньше». Съедаешь эклер и вроде вкусно , но не то.
26 июня представилась моя теща. Я твердо решил , что отпевать будем в Троицком соборе. В морге пытались убедить, что отпевание в их прощальном зале будет не хуже.
28 июня мы в храме. Начался чин отпевания. Я в приятном шоке. Открытые царские врата. Хор. Священник с диаконом и помощником.
Во время службы я почувствовал облегчение и умиротворение.
После отпевания я спрашивал провожающих о чувствах ,об отпевании.
Вот некоторые комментарии:
Это было круто.
Красивая церемония.
Какой бас.
Великолепный хор. Сразу стало понятно почему службу назвали отпеванием.
Моя супруга сказала, что это странно, но на душе праздник какой-то.
PS. И все это - мир в душе, спокойствие, хор из пяти человек, три священника всего за 3500. ( всего по сравнению с расценками компаний работающих в морге.)
 
Сверху