Пари́ Паска́ля – практический аргумент для
веры в
Бога, сформулированный Блезом Паскалем, французским религиозным философом, математиком и физиком. В своих
«Мыслях» (1657-58) Паскаль предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры:
- Если Бог не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него.
- Если же Бог существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в него, и теряет бесконечное благо, не веруя.
Цитата: «Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!
Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав».
В методе Паскаля нет никакой веры, но есть потребительское отношение к Богу, как извлечение выгоды от веры в Бога. К вере в Бога ведет познание Самого Бога путем исследования Священного Писания с толкованиями святых отцов и Священного Предания, причем деятельное познание, когда познанное активно применяется в практической жизни.
Каждый приходит к Богу своим путем. Расскажу о своем опыте.
Бога искал, потому что искал смысл жизни. С тех пор, когда впервые удалось найти Библию, я более 20 лет не мог придти к христианскому Богу, потому что начинал читать ее с Ветхого Завета. Такой жестокий Бог мне был не нужен, а значит и вера такая не нужна была. И только через много лет, добравшись до Нового Завета, стал понимать Бога. При этом понял, что Бог Ветхого и Нового Завета это один и тот же Бог, который постепенно, ступенька за ступенькой, ведет к становлению и утверждению веры.
Бог не сразу открывает Свой замысел воплощения и искупительной Жертвы Христа, потому что сразу это не вместить в сознание человека.
Сначала Бог дает законы, чтобы обнаружить наши грехи, как причины мучений и погибели. А потом Своим воплощением, добровольной смертью и воскресением делает возможным через Крещение, покаяние и веру в Иисуса Христа
приобщиться к обновленной (обоженой) Им человеческой природе, чтобы обрести блаженную вечную жизнь в единстве с Богом.
Ветхий Завет и «
закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»
(Гал.3:21-28).
И это «детоводительство ко Христу» началось уже с того момента, когда Бог для исцеления человека от греха дал заповедь о невкушении запретного плода и попустил искушение наших прародителей лукавыми словами дьявола. Сначала человек должен познать свое бессилие самому преодолеть страдательные последствия греха, а затем уже познать милость Бога в прощении грехов и Его жертвенную любовь, выраженную в том, что Он во плоти вместе с нами прошел скорбный путь страданий человечества, чтобы воспитать в нас совершенную любовь и открыть путь в Царство Небесное. Сначала Бог в Ветхом Завете действует в основном как Законодатель и Судья и более проявляет справедливость, чем милость, затем дает надежду на приход Спасителя, а потом Своей милостью открывает Свою любовь во всей полноте. Итак, без Ветхого Завета нет понимания в полной мере Нового Завета и нет истинного представления о Боге.
Что утверждает во мне веру? Это красота и правда Библии. Когда читаешь Писание, то иногда представляется, что оно написано не тысячи лет назад, а пишется именно сейчас, в данный момент, и в соответствии с моими мыслями. И отдельные темы Писания настолько сопрягаются друг с другом, что постепенно открывается вся картина целостности и мудрости замысла Божия о Творении.
По мере дальнейшего исследования Священного Предания и понимания Писания с учетом толкований святых отцов проявляются новые уровни, новые глубины, в которых отдельные фрагменты стыкуются не на плоскости, а в объеме и многомерном мире, и взаимосвязи их открывают новые смыслы в уже раннее познанном. Одна самостоятельная часть дополняет другую, а соединенные вместе, они образуют более цельную картину, которая раскрывается во все большей полноте и подробностях и все это сияет невиданной прежде красотой. И эта красота, приоткрывающая тайны мироздания и рождающая новые тайны, захватывает и понимаешь, что никакому человеку, как бы гениален он ни был, и даже никакому сообществу людей не создать без участия Бога такое произведение, в котором все так чудно согласовано и которое современно и актуально на многие века.
Поэтому я убедился в том, что Писание могло быть написано только посредством боговдохновения Святым Духом от Единого Бога. А то, что написано под водительством Бога, есть благо и Истина и не может быть в этом никакой лжи. Уверенность в правде Писания и составляет основу моей веры. Лишь убедившись в том, что Библия написана боговдохновенно и все, что там изложено, есть правда Божия, я утвердился в вере, которая теперь есть уверенность и в которой нет никаких сомнений.
При этом, хотя по мере познания Бога и
появляются отдельные вопросы, на которые пока нет ответов, но так и должно быть, потому что Бог не познаваем до конца. Вера, как сказал апостол, это уверенность в невидимом. Вера тесно связана с надеждой.
А надежда, как я думаю, это вера в лучшее. И мы живем надеждой и упованием на Бога. Если нет надежды, то и вера не имеет жизни. Живем надеждой в воскресение в блаженной жизни с Богом. Ради спасения всех и по состраданию к грешникам, Христос добровольно принял Крестную смерть. Поэтому я живу также надеждой на то, что Жертва Его не напрасна была, что добро победит везде и ни в одном уголке Творения не останется никакого зла, а Христос не будет вечно страдать от того, что кто-нибудь останется пребывать в вечных мучениях, отвергнув любовь Его. (А эти страдания, наверное, намного сильнее Его физических страданий на Кресте.) И без надежды на все это тщетна моя вера во всемогущество и способность Бога воспитать всех в совершенной любви, окончательно избавить всех от греха, страданий, погибели и привести в Свое Царство Небесное.
Мы, несомненно, должны верить тому, что сказано о вечных мучениях грешников в Евангелиях, но при этом я надеюсь, что каким-то образом вечные мучения грешников когда-нибудь прекратятся. Но об этом пока не полезно нам знать, как не полезно знать о времени второго Пришествия Христа и как несвоевременно и не полезно было растолковывать Адаму и Еве перед их согрешением о возможности воскресения и прощения грехов в ответ на их покаяние .
И снова надеюсь, что Бог достигнет Своей цели и во всем Творении Его установится вечная любовь, гармония и радость. Однако, эта надежда не мешает мне верить в то, что грех в любом случае ведет к страданиям не только в земной, но и в загробной жизни, а отсутствие покаяния лишь усиливает мучения.
И вера наша не оставляет никакой надежды на то, что можно избежать мучений загробной жизни, пренебрегая заповедями, данными Иисусом Христом. Вот так уживаются моя вера, надежда и сомнения.