Христос Воскресе!!!
С праздником Светлой Пасхи Христовой!
В этом день осознаем значение того, что сделал Бог для нас и каким образом обеспечил нам возможность вечного блаженства общения с Ним.
Спасение воплощением и Жертвой Бога были задуманы еще прежде создания мира на
Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Часто это объясняют упрощенно: - якобы Всеведущий Бог увидел из вечности будущее согрешение прародителей и повреждение грехом человеческой природы и поэтому разработал план (Домостроительство) спасения от греха и смерти.
Во-первых, у меня вызывает сомнение, что Бог изменял тот
реальный мир, который, увидел вне времени. Ведь кроме согрешения Адама Бог увидел и все последующие события, в том числе, и Жертву Христа. Зачем Ему что-то изменять, если Он уже увидел Жертву Христа? К тому же,
чтобы изменить что-либо в увиденном Им реальном мире и внести коррективы в него, Ему пришлось бы уничтожить этот реальный мир со всеми действующими в нем живыми существами и создать новый реальный мир. Но Бог смерти не сотворил и не сотворит. Да и вообще, о чем же совещаться на Предвечном Совете, если Богу уже известно, как произойдут последующие события?
Как же получился тот реальный мир, который Он увидел из вечности? Несомненно, он сотворен Премудростью Бога, путем создания, как я предполагаю, не реальных миров, а воображаемых. И только тогда, когда Бог увидел в Своем воображении наиболее совершенный мир, Он приступил к созданию реального мира, который и увидел из вечности. Причем, учитывая необходимость случайных событий для развития жизни, этот реальный мир соответствовал наиболее совершенному воображаемому миру, насколько я понимаю, не в подробностях и не в точности, а только среднестатистически.
Во-вторых, в этом представлении необходимость спасения зависит от случая – согрешит Адам или не согрешит по свободной воле. Но неужели человек разрушил своим непослушанием замысел Премудрого и Всемогущего Бога о создании «
весьма хорошего» Творения и Богу пришлось вновь восстанавливать разрушенный грехопадением прежний прекрасный мир? Но такое представление не только умаляет Премудрость Бога, но и представляет зависимым исполнение замысла Божия о создании совершенного Творении от случайного события, осуществляемого по свободной воле одного человека.
***
В комментариях к блогу Леонова А.М. «
Смертность: естественна ли она для людей»? я изложил мое понимание спасения человека от греха, основные положение которого излагаю здесь ниже.
Бог создал Адама здоровым и чистым от всякого греха и дыхание Божие пребывало в нем. И
согрешил Адам по своей воле, а не по воле Бога. Бог не хотел и не замышлял грехопадения ни Ангелов, ни Адама с Евой, но Он не мог предотвратить их согрешения.
Обычно болезнь Адама объясняют грехопадением при искушении внешним злом. Но мне представляется, что
Адам заболел еще до грехопадения. Грех его зарождался внутри подобно тому, как это произошло прежде с падшим ангелом денницей. Адам, ощутив свое возрастающее совершенство, могущество и власть над Творением Бога, возгордился своими славными делами.
Эта болезнь развивалась внутри, как потенциальный грех, и если бы искушение лукавыми речами змия не обнаружило вовремя этот скрытый грех, то болезнь гордости переросла бы в самопревозношение, тщеславие и противоборство Богу. Она укоренилась бы в Адаме до такой степени, что покаяние стало бы невозможным.
Первозданный Адам мог умереть естественной смертью, но удерживался Богом сверхъестественно во временном нетлении до, как я предполагаю, неизбежного согрешения, чтобы, познав причину страданий при проявлении греха и возненавидев грех, приобрел смирение, которое есть путь к любви, и призвал Бога на помощь молитвой «
Господи помилуй» – отврати меня от грешной жизни, очисти и исцели меня от всякого греха в покаянии моем. Дай силы противостоять лукавому, защити и утешь меня. Живу ради Тебя, предаю всего себя Тебе и не могу без Тебя жить и существовать, не лиши меня благодати вечного блаженства общения с Тобой.
Отсюда можно глубже понять, что такое спасение.
Обычно причину спасения объясняют тем, что Адам нарушил заповедь. И якобы, если бы Адам выполнил волю Божию у дерева познания, то и спасения не понадобилось бы, потому что Бог будто бы утвердил его в состоянии «
невозможности согрешить». Но заметим, что и до согрешения Адам неоднократно выполнял волю Божию, но не был за это утвержден в добре. Поэтому можно предположить, что,
если бы первозданный Адам выполнил заповедь, то он по-прежнему оставался бы в состоянии возможности согрешить возрастающей гордостью за себя такого хорошего и славного.
Спасение я понимаю, не как восстановление Адама и Творения в первозданное состояние, а как полное и окончательное исцеление человека от возможности согрешить, заболеть и умереть. В таком целостном понимании спасение началось не тогда, когда вдруг случилось грехопадение, а тогда, когда Бог насадил на земле Эдемский сад (рай), где не было тления и смерти, поместил туда Адама, чтобы тот познал блаженство общения с Богом, и попустил в этот сад зло, чтобы
вовремя обнаружить болезнь его. «
Когда пришла заповедь, то грех ожил»
(Рим.7:9,10),
«грех становится крайне грешен посредством заповеди»
(Рим.7:13). И только после обнаружения и познания Адамом греха стало возможным приступить ко второму этапу спасения, который обычно и принято называть собственно спасением.
Спасение было промыслено Богом посредством воплощения и Жертвы Христа еще прежде создания Творения (Быт.1:26, Откр.13:8, 1Пет.1:18-20) не потому, что, как объясняют некоторые, Бог увидел из вечности согрешение Адама и решил восстановить его в первозданное состояние, а потому, что, как я предполагаю,
только преобразованием человеческой природы воплощенным Богом можно было перевести первозданного Адама из первоначального состояния «возможности согрешить» в состояние «утверждения в добре» и вечного пребывания с Богом в любви и единстве.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «
Обновляемые крещением человеки облекаются не в первоначальный, непорочный образ первозданного человека, но в образ человека небесного, Богочеловека [166]. Второй образ столько превосходнее первого, сколько Богочеловек превосходнее первого человека в его состоянии непорочности». Как сказано апостолом Павлом, «
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (
Гал.3:27).
Афанасий Великий в творении «О воплощении Бога Слова» пишет: ‒
«Если бы человек внешним образомъ – в силу одного только всемогущаго божественнаго слова, удерживался от смерти, то природа его в своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первых, привить человеческую бренную природу к бессмертному Божеству, что и совершилось через воплощение Господа, а во-вторых, необходимо было Богу уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе самую смерть, что и осуществилось через воскресение Христа». Поэтому, как я думаю,
пока Христос не воплотился, первозданный Адам пребывал бы в состоянии возможности согрешить и умереть.
Почему же не случилось воплощения Бога в раю для предотвращения грехопадения? Наверное потому, что
в раю невозможно познание нищеты своего духа и обретения смирения. Адаму необходимо было принять страдания и смерть, как последствия греха, чтобы обожение его могло осуществиться. И эти страдания Бог определил не только тем, что проклял землю, но и тем, что определил потомкам Адама наследовать последствия его грехопадения в болезнях и смерти, хотя и мог каждого человека создавать без всякого наследования смерти и непорочным, как создавал Адама. Никто не избежал страданий – ни праведный Иов, ни Пресвятая Пречистая
Богородица.
И Бог понимал, что и Ему, воплощенному Сыну Божию, придется испить всю чашу последствий грехов человеческих, чтобы обновить Собою человеческую природу.
И без этих страданий воплощенного Бога не могло осуществиться, как я предполагаю, того варианта, в котором Адам не умер бы и все потомки его рождались бы в нетлении и жили бы в вечном блаженстве с Богом, не зная страданий. Поэтому Бог и не воплотился в Эдеме, где не было страданий, и не предотвратил этим воплощением грехопадение и последующую смерть Адама.
Сам Сын Божий добровольно совершил Жертву, чтобы человек познал совершенную любовь и не возгордился бы в Царстве Небесном в вечной жизни от своих добрых дел, как это произошло с первозданным Адамом.
Без проявления жертвенной любви к Отцу, выраженной в полном смирении перед волей Божией, не было бы утверждения в добре Адама и возвращения его в рай. И без познания этой любви, что поняли бы мы в любви Божией в Святой Троице? Она бы не открылось нам, не будь Жертвы Христа.
Бог, зная о предстоящих страданиях воплощенного Бога еще прежде создания мира, тем не менее, сотворил человека, чтобы человек принял Его любовь, изливаемую на него, и пребывал бы в единстве и обоюдном соединении с Ним подобно тому, как пребывают в единстве Отец, Сын и Святой Дух.
Бог смерти не сотворил и не сотворит никогда. Он вечно и непрерывно дает животворящую благодать жизни и любви всем людям и тот, кто принимает ее в Жертве Христа и идет по пути Его, исполняя Его заповеди, тот сам вечно пребывает в блаженстве любви. А кто не принимает Его любовь, отказывается от жизни с Богом, бесповоротно укоренившись в грехе и противоборстве Ему, тот в хаосе вечного существования своего, поддерживаемого животворящей благодатью, продолжит обрекать себя на страдания от самопревозношения и вражды с подобными ему.