Причащение общей ложкой. Большое искушения от обычного предмета

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Тема изучена предельно хорошо. И смысл следующий - существует более этичный, удобный метод преподнесения Причастия. И понять простую истину оказывает не всем посильна. Что вам не понятно? Я не пишу про то, чего в природе нет, я не пишу про что-то абстрактное. Более того, то о чем я пишу известно очень многим, так как многие видели не раз как причащают в других Церквях.
Какая изворотливая изворотливость...
Полностью согласен брат мой Василий, это просто-ТРОЛЛЬ.
 
Москва
Православный христианин
У нас есть Патриарх, есть Священный Синод - давайте все вместе будем их слушаться.
- Если позиция какого-то священника не совпадает с позицией Священноначалия, то это большой вопрос к этому священнику ( читайте: если позиция какого-либо мирянина не совпадает с позицией Священноначалия,то это большой вопрос к этому мирянину, - перефразировка моя) (с).
- Вопрос:
Мои родные - папа и сестра - воспитаны очень осторожными людьми, они брезгуют причащаться из одной лжицы.
Ответ: Это важный вопрос. Я уже говорил о том, что есть люди, которые брезгуют Причастием из-за того, что оно совершается принятым сейчас способом. Но мне кажется, что лучшего способа мы все-таки не найдем.
Отвечал - Митрополит Волоколамский Илларион Алфеев
Ещё можно написать, чтобы Вам ответили на Ваше предложение, и для рассмотрения Вашего вопроса, - о ненужности лжицы во время Причастия, и изучите на этой страничке все интересующие Вас материалы: http://www.patriarchia.ru/
Или напишите лично Святейшему Патриарху Кириллу, на его страничке в ВК : https://vk.com/patriarhkirill
 
Последнее редактирование:
Армянская Апостольская церковь
Можно написать чтобы ответили Вам на Ваше предложение и для рассмотрения Вашего вопроса о ненужности лжицы вл время Причастия и изучите на этой страничке все интересующие Вас материалы: http://www.patriarchia.ru/
Спасибо за позицию! Вот образец объективного и спокойного ответа в комментариях, а не того, что некоторые пишут "троль" и прочее. Как бы некоторые здесь в комментариях так сказать не занимались пустословием, сама проблема в теме просто так не решится. Если вы видите, что есть проблема, значит ее нужно спокойно, разумно, рационально решать. В этом нет ничего богохульного, страшного, антихристианского и т.д. У разных церквей есть разные проблемы и наша задача их обнаруживать, обсуждать и решать.
 
Москва
Православный христианин
Спасибо за позицию! Вот образец объективного и спокойного ответа в комментариях, а не того, что некоторые пишут "троль" и прочее.
Не нужно меня хвалить. Я согласна с тем что Вам написали.
 
Армянская Апостольская церковь
Православный христианин

Откуда взялась традиция причащения верующих с одной лжицы, зачем это нужно и что это значит?​


Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к Книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).

Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого Серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку Тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из Чаши Крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – Серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.

Но такой способ причащения мирян не прижился в Церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички Тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.

Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем Церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу Тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать Тело Христово, напоенное Кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других Церквях.

Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.

Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.

Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.

Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также.

И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.

От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.

Вот о чем надо думать. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:23–32).

Мы должны понять, что можно причаститься себе во спасение, а можно и себе в осуждение. Можно причаститься во здравие, а можно через святотатственные прилоги (включая и чувство отвращения) себе в болезнь. Можно причаститься в жизнь, но можно причаститься и в смерть. Иуда тоже причастился на Тайной вечере. И после причастия вошел в него сатана, толкнувший человека на самое черное дело в истории. Ведь Иуда причастился не в желании соединиться с Богом, но в желании предать Его.

И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Такой человек перед Чашей, как птенец отверзает свои уста перед родителем, впуская в свою духовно-телесную храмину Бога, Который, как любящий Отец, ведет свое дитя к спасению.

Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.

Со страхом Божиим и верою приступите!

Иерей Андрей Чиженко
 
Армянская Апостольская церковь
Откуда взялась традиция причащения верующих с одной лжицы, зачем это нужно и что это значит?
У нас здесь не литературный кружок и присылать большие куски от публикаций сюда в комментарии не целесообразно.
 
Православный христианин
А теперь давайте зафиксируем некоторые моменты, поскольку начался троллинг с вашей стороны и уход от ответов.

Вы уже обращались на форум Оптиной пустыни с данным вопросом и вам был дан полный и исчерпывающий ответ как монашествующими в священном сане, так и мирянами. Вам это крайне не понравилось, вы начали вести себя таким же образом и вас ограничили в возможности писать сообщения. Поэтому вы пришли сюда с этой же темой.

Проблема о которой вы пишите является высосанной из вашего же собственного пальца, которую вы и пытаетесь раздуть и предстваить как проблему. Еще раз сообщаем вам, что в Православной Церкви такой проблемы нет.
 
Армянская Апостольская церковь
А теперь давайте зафиксируем некоторые моменты, поскольку начался троллинг с вашей стороны и уход от ответов.
Никакой троллинг с моей стороны не начался и от вопросов я не уходил, разве что предупредил, чтобы вопросы не задавались не по теме.
Вы уже обращались на форум Оптиной пустыни с данным вопросом и вам был дан полный и исчерпывающий ответ как монашествующими в священном сане, так и мирянами.
Никуда я не обращался. Не выдумывайте. Здесь я впервые поднимаю проблему.
которую вы и пытаетесь раздуть и предстваить как проблему. Еще раз сообщаем вам, что в Православной Церкви такой проблемы нет.
Еще раз сообщаю, что проблема есть и в интернете много вопросов задают люди. Вот ссылка на свидетельство того, что люди интересуются данной темой.
 
Православный христианин
Лучше вообще изначально не входить в искушение...
Не всегда это в наших руках (как и в ситуации с Церковью). Искушение наступает без нашего желания и согласия. Вот приходишь в Церковь или ещё куда-то и понимаешь: "Наступило". Я считаю, бежать от него - не идеальный вариант (по слабости можно и убежать). Лучше, мне кажется, принять случившееся и пересилить добром (если есть на это силы, конечно)
 
Православный христианин
Миссионерство является важным направлением в православии. Но возникает вопрос, что мешает Православной церкви в её миссионерской деятельности, к примеру, в Африке, в Азии, где уровень здравоохранения может быть ниже чем в других регионах? И, скажем так, почему Католическая и Протестантская церкви более распространены в мире, нежели Православная церковь? Что такого удобного могли в таинстве Причащения сделать католики и протестанты, чего нет в православии? Ответ может быть такой, какой никто не ожидал услышать – это общая ложка для Причащения.
лого001.jpg

Во время православной литургии в самой главной её части – таинстве Причащения преподносятся Тело и Кровь Христа в виде освященной просфоры, вина и воды. И делается это с помощью лжицы – ложки, которая погружается в потир, где она берет просфору, что затем, говоря простым языком, ест причащающийся, как и сказано «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).
Но вот возникает вопрос, а насколько целесообразно использовать в таинстве Причащения именно общую ложку? И хотя большинство православных верующих остерегаются обсуждения этого вопроса, возможно из-за неудобства темы, на самом деле значимость лжицы даже больше, чем об этом можно было бы подумать. Лжица напрямую влияет на разные процессы, такие как:
1) миссионерство, когда начинающему христианину может быть не совсем ясно, так сказать, зачем использовать общую ложку? Может поэтому у католиков или протестантов, которые преподносят Причащение без общей ложки, а более удобным образом, лучше получается миссионерская деятельность? Ведь для начинающего христианина может быть важна каждая деталь в литургии, особенно, когда он многое видит впервые. И важно более мягкий подход, так сказать, найти к нему;
2) искушения и соблазн. И своим прихожанам важно создать условия, когда не будут лишние соблазны и искушения, уж тем более во время литургии и во время таинства Прищения. Как говорится «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7) и «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). По возможности, лучше убрать соблазн и искушения, которые у многих прихожан приходят из-за использования общей ложки во время литургии.
Некоторые, говоря как бы деликатно, брезгуют и лишний раз искушаются в самый важный момент литургии, вместо того, чтобы сконцентрироваться на молитве и на получении святого Причастия.
Среди исторических церквей, лжица используется в Коптской Церкви, в Православной Церкви и не используется в Католической Церкви, в Армянской Церкви, в Протестантской Церкви. Почему последние Церкви не используют общую ложку? По той причине, что описано в двух процессах выше – возможность для миссионерства и удобность для чад своих Церквей. Но как тогда они преподносят Святые Дары без ложки?
В принципе, думаю, любым удобным и, как бы говоря деликатным, этичным, образом. Так, в Армянской Церкви Причастие преподносится следующим образом: после освящения Тела и Крови Христа на протяжении литургии, священник берет в руки потир, в котором находится вино и одновременно берет в руки просфору круглой формы диаметром около 7 см и толщиной около 5 мм. Да, получается ладонями священник держит потир, а указательными и большими пальцами просфору. Просфор может быть несколько, когда, к примеру, церковный праздник и одна, когда обычная воскресная литургия. Далее, священник с потиром и просфорой в руках разворачивается к прихожанам лицом, подходит к краю алтаря, где пономари или дьяконы размещают небольшую деревянную подставку под потир, напоминающий маленький столик. Священник встаёт на колени и кладет потир на эту подставку, продолжая держать в руках просфору. К священнику подходят причащающиеся и он, теперь внимание, опыт того, как, так сказать, более деликатно и этично преподносить Причащение, не вызывая лишние соблазны и искушения у верующих, обмакивает просфору в вино так, что она полностью ею пропитывается, а далее, держа просфору в одной руке, другой отрывает от неё небольшой кусочек, размером около 8х8 мм и кладёт, извините за откровенность и прямоту, на язык причащающемуся. При этом, рука священника может даже и не прикоснуться к телу причащающемуся, так как при разгибании пальцев Причастие само, под действием гравитации, падает на язык причащающемуся. Подходит следующий прихожанин и таким же образом получает Святые Дары. Получается, что просфора вообще может не соприкасаться ни с кем другим кроме как со священником. А далее, как в Православной Церкви, священник затем выпивает содержимое потира, как говорится, до дна, чтобы ничего не осталось. Более того, пономари преподносят кувшин с чистой водой и немного наливают её в потир. Священник, так сказать, говоря прямо и простыми словами, немного крутит потир руками чтобы закрученная вода смыла со стенок остатки содержимого на дно чаши и выпивает эту воду с частичками оставшегося вина.
Похожим образом происходит Причащение и у католиков и протестантов, когда священник также преподносит дары Христовы таким образом, что ни руки священника, ни церковная утварь могут вообще не соприкасаться с телом причащающегося.
В чём преимущество рассмотренного метода Причащения? В том, что сохраняется чистота Святых Даров, отсутствует искушения и соблазн у верующих, у священника, который в конце выпивает содержимое потира, не происходит напрасно искушение «Господа Бога твоего» (Мф. 4:7), к Причащению могут вначале подходить как дети, так и взрослые и пожилые, не искушаясь лишними вопросами, а не как в Православной Церкви, когда к Причащению первыми стараются подпустить детей, можно смелее заниматься миссионерской деятельностью, например в упомянутой Африке и Азии (и других регионах планеты), где уровень жизни и здравоохранения может быть ниже.
Католические и протестантские имеют как бы преимущество по сравнению с православными миссионерами: у них нет вопроса лишних искушений и соблазнов, и из-за этого им легче собирать верующих под лоно своих Церквей. И священникам спокойнее и прихожанам их церквей, никто не думает о проблемах здравоохранения в их странах, что позволяет им концентрироваться на литургии и его смысле, не отклоняясь на другие мешающие вопросы.
Я думаю, в странах, где осуществляется миссионерская деятельность, начинающие христиане очень часто обращают внимание на общую ложку. Для них это зачастую может быть чем-то чуждым для их обычаев, культуры и создавать негативные впечатления прямо в самом начале их христианского пути. Выбирая между церковью где есть лжица и церковью где её нет, начинающий христианин, с высокой долей вероятности, выберет ту, где её нет.
В конце принято писать какие-то итоги, выводы, предложения, так вот и я напишу свою идею. Было бы не плохо улучшить метод преподнесения Причащения в Православной Церкви. Я вижу два способа: 1) класть рукой Причащение на язык, как в рассмотренном выше случае 2) класть Причащение на язык с использованием лжицы, но и с помощью, говоря простыми словами, силы гравитации – когда ложка, точно также, как и рука священника в первом случае, подносится к причащающемуся и содержимое кладется на язык так, чтобы не прикасалась тела причащающегося. Говоря еще более простыми, техническими словами, то ложка преподносится к языку причащающемуся и на высоте около всего 5 мм переворачивается на 180 градусов и под действие естественной силы гравитации содержимое ложки падает на язык причащающемуся. При этом, так как высота падения небольшая, всего 5 мм, содержимое не успевает разогнаться под действием другой силы - ускорения свободного падения, поэтому падает медленно, не разбрызгиваясь. Таким образом вопросы, поднятые выше, можно благополучно решить.
Мудрости нам всем во Христе! Всех благ и мира!

Модераторское: Профиль клона Самвела заблокирован (Сергей Давидов)
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху