Недавно читал
преподобного Максима исповедника и по памяти (толкование молитвы Отче наш) указанный святой считал что если человек поступает по своей воле и не согласует её с заповедями, то тем самым удаляется от Бога и начинает творить дела своей похоти тоесть дела диавольские.
Но лучше слова самого исповедника:"От них не избавит никакой праведный Судия того, кто не простил долгов [своим] должникам, а только просил об этом в молитве.
Такому [человеку], жестокому и суровому сердцем, [Господь] попускает оскверняться законом греха и оставляет его во власти лукавого, поскольку он страсти бесчестия, семена которых сеются диаволом, предпочел природе, Создатель которой есть [Сам] Бог. И действительно,
[Господь] не препятствует ему, когда он волей склоняется к плотским страстям, и не избавляет его от [многоразличных] способов деятельного осуществления страстных настроений души, поскольку, считая природу ниже неимеющих самостоятельного бытия страстей, он, вследствие попечения об этих страстях, не познал логоса природы. "
Также интересны размышления святого о воздействии на человека диавола:"Лукавый же злорадно наблюдает за теми и другими искушениями: за вольными и невольными.
В случае первых он, сея в душе семена телесных наслаждений и раздражая ее ими, замышляет отвлечь ее от стремления к Божественной любви. Искушения же второго рода он сам (иногда] лукаво испрашивает, желая мучениями [и скорбями] огубить природу [человеческую] и понудить душу, изнемогшую в страданиях, воздвигнуть свои помышления на вражду с Создателем."