А потому, дорогой Лазарь, что Вы не ответили на интересующие меня вопросы. А говорили тезисно и не по существу поставленных вопросов. Помогите мне понять, если знаете ответы. Я прекратил общение на форуме 29 декабря, но увидев Ваш интерес к теме, с надеждой на убедительный ответ возобновил общение.
Надеюсь сложится...
Дорогой Геннадий, то, о чем мне довелось написать Вам, отвечает на ваши вопросы. Просто Вы этого почему-то не видите или не хотите видеть.
Ну, хорошо.
Давайте о том, что выделено Вами полужирным.
«С какого события Писания Бог упокоился от дел Своих»?
С Быт. 1:31, когда Бог закончил Свой творческий процесс Мироздания и увидел, что «вот, всё хорошо весьма».
Начало 2-й главы Бытия как бы подытоживает: «И совершишася небо и земля и всё украшение их. И совершил Бог в день ШЕСТЫЙ дела Своя, яже сотвори, и почи в день СЕДЬМЫЙ от всех дел Своих, яже сотвори. И благословил Бог день СЕДЬМЫЙ, и освятил его, яко в той (день) почил от всех дел Своих, яже начал Бог творить»
(Быт. 2:1-3).
Но это не значит, что Бог после этого куда-то «ушел» или о ком-то или о чем-то «забыл». Нет.
Потому что Бог - Он есть Господь. И в этом одно из основных откровений Ветхого Завета. Бог не творит ничего заново, но Он промышляет о человечестве и сотворчествует ему в «дне» СЕДЬМОМ, «дне» человеческой истории».
«Сотворим человека по Образу Нашему и по Подобию нашему»
Это - Быт. 1:26, это ОБЩИЙ замысел Бога о человеке. В богословии это именуется «Творческой Паузой».
Далее же, Быт. 1:27, говорит нам, что Бог создает человека - только по Образу.
7-й стих 2-й главы напоминает, как был создан человек, как Бог взял некое существующее уже существо («персть взем от земли»), и как Он преобразил это существо, наделив его Своим Божественным Образом, душою («вдунув в ноздри его дыхание жизни, и стал человек в душу живую»).
Потому что все остальные существа - это просто биологические организмы, начинающие и прекращающие свои функции, существующие и действующие по закону причин и следствий.
А человек - он ВЫРЫВАЕТСЯ Богом из мира детерминизма, ставится НАД всем существующим миром - ибо человек есть ДУША ЖИВАЯ И ОБРАЗ ТВОРЦА. Как говорит нам Писание.
И Бог дает этому Богообразному существу, свободному, творческому, самовластному и бессмертному (в отличие от всех остальных животных, включая Ангелов), ради которого Он и создал всё сущее, Бог дает человеку заповеди.
Первая заповедь - это рождать таких же Богообразных и подобных себе существ, заповедь умножения жизни.
Вторая заповедь - это заповедь труда: возделывать землю. Не только ту, что под ногами, но и землю своей плоти.
Третья заповедь - заповедь познания. Познания мира и самое себя. Наречь имена всем животным (от насекомых до Херувимов).
Для чего?
Здесь мы ярко видим проявление Божественной эклессии.
Человек был создан последним из существ. Но создан для того, чтобы стать первым
(Быт. 1:28). Чтобы обладать всем творением и быть царем мироздания (
Симеон Новый Богослов).
Имена дают старшие младшим. Повелев человеку наречь имена всему сущему, Бог привел человека в познание этого сущего (ибо «наречь имя» в архаике означает «познать суть»), а также, чтобы показать миру, КТО его царь и господин.
И последняя, 4-я заповедь - это заповедь нравственного воздержания, заповедь ПОСТА: «не вкушать». Но пост - это никогда не цель. Пост - это путь. А никакой истинный путь невозможен без самоограничения.
И этот путь - как раз был путём человека к Подобию Божию: через умножение жизни, через труд на землей и над собой, через познание мироздания и через нравственное воздержание Бог повел человека путем совершенства, и настал бы момент, когда человек пришел бы в некое состояние, когда ПОСТ бы для него закончился, и он причастился бы Божества - от Древа.
Посему, повторю. Богом человеческая жизнь задумана как его путь от Образа Божия к Подобию Божию.
«Кто в Ветхом завете был Подобием Божиим»?
С одной стороны.
Абсолютно верные Вы приводите цитаты из Ветхого Завета, которые подтверждают, что Бог - Един, и никто не уподобится Ему.
Одна из главных задач Ветхого Завета - сохранить в человечестве Единобожие и веру в Истинного Бога и Творца.
Правда, Бог не нашел на земле ни одного роду или племени, которое обладало бы данными свойствами.
И тогда Бог создает Себе такой народ буквально, с нуля.
Он находит самого твердого верой человека, Аврама, потомка Евра (Евр и его народ были единственным племенем, которое не участвовало в строительстве Вавилонской башни), испытывает веру этого Аврама - и, найдя его достойным, Бог делает его АврААмом, от чресл и семени которого Бог создает народ, который Он учит, воспитывает, дает ему Закон и Заповеди, судей и царей, посылает пророков и пр.
Ради чего? Ради того, чтобы из этого народа Он смог бы воплотиться во времени, в истории, для спасения человечества от рабства греху и смерти.
С другой же стороны, Божественная антиномия показывает нам, жителям Завета Нового, что к Подобию Божию пришли многие т.н. «Ветхозаветные христиане»: Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей, Давид и прочие пророки.
Мы видим их на иконах, и это значит, что эти люди ПРОШЛИ тот путь, который Бог уготовал человеку и о котором написано выше.
Почему мы говорим: «ветхозаветные христиане»?
Потому что «Христос» это перевод слова «Машиах», «Мессия».
Когда Святой Троицей было вынесено решение о творении мира и человека?
Мы говорили об этом выше, это т.н. «Творческая Пауза», которую Сам Бог называет Предвечным (или Великим) Советом. Слово «когда» здесь чисто умозрительное, потому что Предвечный Совет «произошел» ВНЕ мыслимого нами времени и пространства.
Бог знал, что человек может сойти с уготовленного ему Богом пути, пасть в смерть, и тогда его придется спасать.
Как?
Боговоплощением и Страшной Жертвой Бога Сына, Второй Ипостаси Святой Троицы.
И Бог Сын выразил Своё свободное изволение на эту Жертву и изволение стать Ангелом (т.е. Посланником с большой буквы) этого Совета, «Посланником Троицы» в тварном мире (см. Ис. 9:6, любой перевод кроме масорета и синодального).
Предвечный Совет гениально запечатлен на иконе прп. Андрея Рублева «Троица». Но это отдельный большой разговор.
Итак, Бог Сын - действует в Великом Завете Бога и человека, в Ветхом Завете Он действует ДО Своего воплощения (в основном, под именем ЯГВЕ), а в Новом Завете Он действует ПОСЛЕ Своего воплощения под именем Иисус (что в дословном переводе означает «ЯГВЕ спасает»).
В Евангелии Христос однажды говорит, что Авраам видел Его
(Ин. 8:56). Также в Евангелии, по крайней мере, трижды Христос называет Себя ЯГВЕ.
Мы говорили о Подобии Божием, как исполненном пути Человека к Богу, к Истине. Итак, все ветхозаветные праведники - прошли этот путь к Подобию. Хорошо о них говорит пророк: «Бог испытал их и нашел их достойными Себя»
(Прем. 3:5).
Да, никто не подобен Богу, это верно!
И человекам это невозможно.
Но возможно Богу
(Лк. 18:27).
Потому что, всё-таки, главный замысел Бога о человеке - это Теозис, Обо’жение.
И только Тот, Кому нет никого подобного, только Он способен помочь человеку стать Подобным Себе. Т.е. стать по благодати тем, Кем Сам Он является по природе.
Аминь.