Здравствуйте Лазарь (Смиренный). Вы ответили мне о днях творения. Прошу пояснить некоторые вопросы, если знаете.
Когда, по времени Священного писания, Бог успокоился от дел Своих в седьмом дне. Можно ли сказать, что творя человека (Быт.2.7) Бог находился в покое? Или позже, когда Он восскорбел в сердце Своём (Быт.6.6)? Или когда залил землю водами потопа на уничтожения всех тварей? Или когда выводил евреев из рабства, избрав их Своим народом? С какого события писания Бог успокоился от дел Своих?
И ещё вопрос. " ...сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Быт.1.26). Сотворение по образу с момента познания добра и зла (Быт.3.22). А когда сотворён Богом первый человек по подобию Божьему? Кто в Ветхом завете был подобием Божьим?
Вот цитаты из Писания, которые говорят о том, что до Иисуса Христа не было на земле человека, сотворённого Им по подобию Божьему:
Исх.9:14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
3Цар.8:23 и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу;
1Пар.17:20 Господи! Нет подобного Тебе,
2Пар.6:14 и сказал: Господи Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле.
Иер.10:6 Нет подобного Тебе, Господи!
Ис.46:9 вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.
Иер.10:7 Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе.
Дорогой Геннадий, вопросов очень много, и каждый из них требует отдельного занятия.
Могу лишь ответить Вам тезисно.
Первый член Никео-Цареградского Символа Веры звучит так: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимых всех и невидимых».
Давайте вспомним, когда Дух Святой дает Моисею откровение о Мироздании? После исхода из языческого египетского плена. Во всех религиях человеческих есть понятие о Совершенном Божестве, сотворившем всё - и ушедшем «на покой». И как бы передавшем попечение о мире «богам» рангом поменьше и т.д.
Далее, у языческих родов почитаются эти «боги рангом поменьше».
Одна из задач Моисея, донести до народа Божия, во-первых, что Бог Авраама Исаака и Иакова - это не мелкий языческий божок, а Тот Самый, Совершенный Бог Покоя, Творец всего и вся.
Одна из главных идей Ветхого Завета как раз состоит в том, что Бог есть Господь. Т.е. Верховный, Совершенный Бог, «Бог богов», как говорит о Нем Псалтирь, никуда не удалился и не оставил мир и не забыл о нем. Наоборот, Он промышляет о каждом и любит каждого так, что и «волосы каждого на главе» Им сочтены.
Бог почил в седьмый день, но как и от чего?
От творения чего-то заново, заново, из «ничего». Седьмой день - это эра человеческой истории, когда человек творит. А Бог ему сотворчествует «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» - говорит Христос в Евангелии (Ин. 5:17).
Наступит день нового Творчества Божия, но это будет в 8-й «день», когда будут «Новое небо и новая земля»
(Откр. 21).
Теперь коснемся Образа и Подобия.
Человек изначально ЗАМЫСЛЕН Богом по Своему Образу и Подобию
(Быт. 1:26).
Но создан - только по Образу
(Быт. 1:27).
А Подобие - это то, к чему каждый человек призван Богом прийти в результате своей жизни.
Иными словами, смысл человеческой жизни - в нелегком и терновом пути от Образа Божия к Его Подобию.
И мы видим очень многих, кто прошел этот путь. Путь от Образа до Подобия. И даже - до ПРЕ-Подобия. Где видим? И промеж людей, и на иконах.
Икона, если хотите, это сбывшаяся мечта Бога о человеке. Вот они: преподобные, праведные, мученики, святители, князья и княгини, иноки и инокини, пустынники и цари, младенцы и старцы - и не счесть их.
О чем это говорит? О том, что каждый из нас создан Богом, чтобы пройти этот путь. И мы тоже можем его пройти. Если захотим и понудим себя.
Как и Христос говорит: «от дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Божие НУДИТСЯ, и только НУЖДНИЦЫ (т.е. употребляющие для этого усилия) восхищают Его»
(Мф. 11:12).
Также не будем забывать и квинтэссенцию Нагорной Проповеди: «будьте же совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть»
(Мф. 5:48).