"Всем людям должно восходить на одну и туже высоту" - св. Иоанн Златоуст. И если кому из христиан это было не возможно по условиям жизни, то не писал бы Св. И.З. "должно". Вверху было фото отрывка его книги.
Уважаемая мужская компания! Мне почему-то показалось, что вы полностью отвергаете достижение совершенства для матерей семейства - они-то вынуждены заботиться о мирском и материальном благополучии своих детей, о воспитании их нравственности, о поддержке своих ближних. Для них этот путь предопределен природой, иначе человечество бы вымерло. Но это не значит, что они менее стремятся к достижению совершенства, просто приходится преодолевать больше трудностей.
Владимир Ф пишет:"Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми -- вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего."
Что-то эти слова очень напоминают вот такую картину:
" Их “верность Закону” являлась не только целой философией жизни, но и подробным ее планом, продуманным до последних деталей. Цель этого плана - освятить каждую сторону повседневности, во всем исполняя волю Божию... Мало того, что любым правилам “старцев” приписывали без разбора божественный авторитет, регламент поглощал все внимание людей, выхолащивая подчас основное содержание веры.
Мысль, будто есть некий “список дел”, выполнив которые можно стяжать абсолютную праведность, не давала законникам покоя. Они соревновались друг с другом в стремлении пунктуально соблюсти все обычаи, освященные веками. И, как часто бывало в истории религий, набожность превращалась в мрачный гротеск.
Некоторых фарисеев народ прозвал шикми, “крепкоплечими”, за то что они вечно ходили согбенными, показывая, какую огромную тяжесть душеспасительных подвигов им приходится нести. Приходя в Храм, Иисус мог видеть, как через площадь пробирались фарисеи, то и дело натыкавшиеся на встречных. Они боялись поднять глаза, чтобы не взглянуть случайно на женщину. Их шутливо называли хицай, “не-разбей-лба”.
Естественно, что таких людей свобода Христова должна была раздражать и пугать; они видели в ней соблазн и угрозу для добрых нравов. В ту эпоху, по замечанию одного еврейского историка, фарисеи-шаммаиты настойчиво проповедовали бегство от мира и аскетизм. Считалось, например, смертным грехом, оторвавшись от богословской книги, сказать: “Как прекрасно это дерево!” Большое место фарисеи отводили постам. Иисус же, хотя и признавал эти внешние проявления веры, но не делал их средоточием религиозной жизни".(А.Мень) Не думаю, что таков пример совершенства
Владимир Ф пишет:"Духовная жизнь требует и особых внешних условий...
Что-то эти слова очень напоминают вот такую картину:
" Их “верность Закону” являлась не только целой философией жизни, но и
Святой апостол Павел в своем послании указал путь спасения женщины:Уважаемая Елена Николаевна. Если вы прочитаете эту ветку сначала, то поймёте, что истинное совершенство возможно только в монастырской жизни......
В том-то и дело, что, просмотрев все сообщения, у меня сложилось впечатление, что речь идет о монашестве не как о возможном пути спасения, а только лишь о пути к совершенству
От Сергей Ц #74 "В вышеприведенных сообщениях уже говорилось о том что спасение и совершенство это разные понятия.
Ни один мирянин, находясь в миру не достигнет совершенства, но может достигнуть спасения . Монах же может достигнуть совершенства .
.........................................................................................................................
Таким образом, для матерей сразу отрезаются все пути к совершенству, если только они не уйдут в монастырь?
Поправте, если я не прав. Дары прозорливости, исцеления молитвой, изгнания беса и т.д. можно получить только при монашеской жизни.И нетленные мощи святых тоже свидетельствуют о достижении совершенства при жизни.
Лично я полностью согласен с Алексеем ОСИПОВЫМ. Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую -- праведность.
Если две первые ступени можно достичь в миру, то святость только в монастыре.
"Кто же муж совершенный? Кто в действительности любит Господа и ближнего своего как себя самого. Прп. Ефрем Сирин
Если отсекает человек ради Бога свои хотения, Сам Бог с неизреченной радостью приведет его к достижению совершенства без его ведома............
Надобно начинать с меньшего и, постепенно преуспевая, восходить к более и более совершенной святыне и чистоте. И хотя бы прожили в этой жизни тысячи лет, никак не возможем достигнуть полного совершенства святыни, но долг имеем подвизаться ради нее непрестанно так, как бы теперь только положили начало. Прп. Симеон Новый Богослов
Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным. Ей свойственно отложение образа перстного человека, освобождение от всякой чувственной страсти, облечение в нового человека, обновляемого Духом Святым. Дела ее — ненависть к чувственному, измождение плоти, удаление от всего, что может возбуждать страстные помыслы.
На просветительной степени стоят действием священных подвигов преуспевшие в первом бесстрастии. Свойственны ей водворение в уме образа здравых словес или здравых на все воззрений и причастие Духа Святого. Действие ее — очищение ума действием Божественного огня, мысленное отверстие сердечных очей. А конец — слово премудрости, ведение Божественных и человеческих вещей, откровение тайн Царствия Небесного.
Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига.
Совершенство христианина — в совершенной любви к ближнему.
Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, Который, вселившись в христианина, переносит все делание его и все размышление в вечность.
Из этих цитат Отцов можно сделать вывод, что никто (ни монах, ни живущий в мире христианин) не может в земной жизни достигнуть полного совершенства .........
А вообще мне думаеться нужно жить пред Богом и найти к чему ты призван и так поступать, живя по Евангелию, а уж в совершенстве или не в совершенстве или в большой мере совершенства или малой ты окажешься это Христос и определит когда придёт наше время встреччи и суда, только бы спастись, а в отстальном куда Христос определит и какой дар даст пусть так и будет. Очень я не хочу оказаться среди этих Матф.20,10-13. Помилуй Господи!
Это же ясно всем верующим.
И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. ( Лк. 22: 41;42)
Я думаю, что КАЖДОМУ - СВОЁ.Скажите, пожалуйста, а почему на форуме есть прикрепленная тема
"Монашество - путь к совершенству", но нет темы "Брак - путь к совершенству"?
Ведь если рассуждать, исходя из простого здравого смысла, то человек, обремененный семьей,
- отрекается от себя (примеры, думаю, излишни?)
- проявляет деятельную любовь
- должен сам исполнять все, чему учит своих детей (быть честным перед самим собой и перед людьми, жить по вере, в храм ходить)
Или совершенство в данном понимается как в восточных религиях - нечто сугубо индивидуальное? "Святость для себя любимого"?
Поправте, если я не прав. Дары прозорливости, исцеления молитвой, изгнания беса и т.д. можно получить только при монашеской жизни.И нетленные мощи святых тоже свидетельствуют о достижении совершенства при жизни.
Лично я полностью согласен с Алексеем ОСИПОВЫМ. Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую -- праведность.
Если две первые ступени можно достич в миру, то святость только в монастыре.
"И совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то отцы-подвижники: что плачущий о грехах своих выше того, кто одним только словом оживляет мертвых". Игумен Исидор Минаев " Духовные проблемы в современных монастырях"
Все дело в образе мышления . Мысль это невысказанное слово. И если образ мышления неверный , то и слова будут неверными ...Простите Сергей я не теолог, можно конечно покопаться в творениях Отцов и т.д. и дать вам верный, нужный вам ответ. Но я считаю, что нужно жить по Евангелию и об этом говорить как я живу и как должно бы и о чём слышу в Евангелии мне нужно измениться, потому смотря на свою жизнь через Евангелие я вижу скудность своей любви, а так же вижу Христа на Кресте и слышу в Евангелии Его молитву за мир который Его распял "Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (От Луки 23,34)"
Для того, чтобы так утверждать нужно быть не только мирянином , но затем стать монахом ......., либо очень хорошо знать житие в монастырях .Вы у кого то в этой теме спрашивали, что он "приравнивает монахов к фарисеям?", я скажу так, что и среди мирян и среди монахов могут быть фарисействующие духом.
Христианин. Я бы сказал так,- "Монашество как путь христианина" без вопроса и тогда согласился бы с вами. Вы отождествляете мирянина с язычником, а монаха с христианином. Смирение и послушание исповедуют Христа только при христианской рассудительности. Если эта христианская рассудительность отсутствует, то и смирение и послушание будут искажаться. И эта рассудительность не зависит от нахождения человека, потому что она внутри человека. По словам Осипова А.И. есть три ступени христианства. На мой взгляд, ступеней нет, человек рассуждает по христиански или не по христиански, если не по христиански неявно, скрытно, в том числе и от себя, то это лукавство. По скромности своего восприятия окружающего мира мирянин может быть не хуже монаха. Только об этом восприятии мирянина, в отличии от окружающего монаха монастырской братии, может не знать более никто. Кроме Бога, конечно. Монахи со своими подвигами обычно на виду у братии, мирянин же если будет на виду, то если он христианин, воспримет это как своё возношение. И будет стремиться уйти от этого почитания. Иногда вплоть до юродства. Иногда это юродство скрытное, внешне мирянин никаких подвигов христианских не совершает, но внутренне не привязан ни к чему и не к кому, кроме Бога. И если и относится к кому то почтительно, то именно ради Бога. В миру если христианский подвиг есть, то он виден только одному Богу и, возможно, при согласии взглядов, супруге или супругу. Если в миру кто то иной замечает подвиг, то это уже будет фарисейство, а не подвиг. В монастыре же подвиг ввиду общинной жизни виден многому числу насельников монастыря. Все это я написал ради уравнивания в ваших глазах мирянина и монаха. Они оба или христиане или нет. А в принципе, мне всё равно. Пусть ваше мнение будет истинным, но я останусь при своём. Во всяком случае, пока, а дальше как Бог даст.Эти слова произнес Богочеловек . Господь наш , так кто же стремится уподобиться Иисусу Христу в земном своем житии ?
Христианин. Я бы сказал так,- "Монашество как путь христианина" без вопроса и тогда согласился бы с вами. Вы отождествляете мирянина с язычником, а монаха с христианином. Смирение и послушание исповедуют Христа только при христианской рассудительности. Если эта христианская рассудительность отсутствует, то и смирение и послушание будут искажаться. И эта рассудительность не зависит от нахождения человека, потому что она внутри человека. По словам Осипова А.И. есть три ступени христианства. На мой взгляд, ступеней нет, человек рассуждает по христиански или не по христиански, если не по христиански неявно, скрытно, в том числе и от себя, то это лукавство. По скромности своего восприятия окружающего мира мирянин может быть не хуже монаха. Только об этом восприятии мирянина, в отличии от окружающего монаха монастырской братии, может не знать более никто. Кроме Бога, конечно. Монахи со своими подвигами обычно на виду у братии, мирянин же если будет на виду, то если он христианин, воспримет это как своё возношение. И будет стремиться уйти от этого почитания. Иногда вплоть до юродства. Иногда это юродство скрытное, внешне мирянин никаких подвигов христианских не совершает, но внутренне не привязан ни к чему и не к кому, кроме Бога. И если и относится к кому то почтительно, то именно ради Бога. В миру если христианский подвиг есть, то он виден только одному Богу и, возможно, при согласии взглядов, супруге или супругу. Если в миру кто то иной замечает подвиг, то это уже будет фарисейство, а не подвиг. В монастыре же подвиг ввиду общинной жизни виден многому числу насельников монастыря. Все это я написал ради уравнивания в ваших глазах мирянина и монаха. Они оба или христиане или нет. А в принципе, мне всё равно. Пусть ваше мнение будет истинным, но я останусь при своём. Во всяком случае, пока, а дальше как Бог даст.