хотя бы одну ссылку из Библии можно на "очень даже термин" полноправная жена? не говоря уже о "иудейском праве", которого попросту не было - был только Талмуд и галахические постановления раввинов - так вот ни по Талмуду, ни по галахе жена не подразделяется на первого или второго сорта, на полноправную или с урезанными правами (а еще лучше обратиться к равинскому суду = им виднее)
http://www.lechaim.ru/ARHIV/254/kitner.htm
Наложничество в современном талмудическом праве отменено. Более подробнее о институте наложничества (
ПИЛЕГЕШ) здесь
http://lechaim.ru/ARHIV/254/kitner.htm
НАЛО́ЖНИЦА (פִּילֶגֶשׁ,
пиле́геш, פִּלֶּגֶשׁ,
пилле́геш). В
Библии — постоянная сожительница мужчины, статус которой ниже, чем статус жены (
ишша). Неизвестно, сопровождалось ли взятие в наложницы какими-либо формальными процедурами. Наложница обычно (но не всегда — см. Суд.8:31) проживала в доме супруга (
иш), который считался зятем (
хатан) ее отца, а последний — его тестем (
хотен; Суд. 19:1–10). Институт наложничества, таким образом, рассматривался как особая форма брачных отношений, хотя наложница, видимо, могла по своей воле расторгнуть их (см. там же). Израильские и иудейские цари, как и другие правители на древнем Ближнем Востоке, как правило, имели наложниц. Хотя проводилось четкое различие между женой и наложницей царя (II Сам. 5:13; I Ц. 11:3; II Хр. 11:21), вступление в связь с царской наложницей было равносильно попытке узурпации трона (II Сам. 3:7; 16:21–22; ср. I Ц. 2:21–24). Библейские генеалогии называют имена наложниц, ставших родоначальницами некоторых этнических групп (Быт. 22:24; 36:12; I Хр. 1:32–33; 2:46; 7:14). Четверо из родоначальников
колен Израилевых рождены двумя наложницами
(Быт. 35:22) — служанками жен
Иакова.
В древних брачных договорах ряда народов Ближнего Востока (в том числе по законам
Хаммурапи) часто оговаривалось, что, если жена окажется бесплодной, она должна дать мужу свою служанку для деторождения; если, однако, она сама впоследствии родит детей, те будут обладать преимущественными правами в вопросах наследования (ср. Быт. 21:12; 25:5–6; см.
Право наследования).
В еврейском праве. В Талмуде нет свидетельств существования института наложничества в ту эпоху, хотя теоретически
халахот (см.
Галаха) о наложницах обсуждаются в нем. В средние века после ряда дискуссий наложничество было формально запрещено раввинами как аморальное явление, а в западных странах — также как нарушение запретов
Гершома бен Иехуды Меор ха-Гола.
В новое время наложницей (сожительницей) называется любая женщина, живущая с мужчиной без совершения брачных обрядов. Такую женщину следует отличать от женщины, живущей с многими мужчинами, то есть блудницы. Так как наложница не имеет
ктуббы (брачного контракта), она не обладает юридическими правами жены, в частности, на материальное содержание. Положение наложницы не порождает отношений, препятствующих ее браку с родственником сожителя или браку сожителя с ее родственницей. Для того, чтобы вступить в брак с каким-либо другим мужчиной, наложница, по мнению большинства
поским, не нуждается в формальном
разводе (
гет). Однако все это не отражается на личном статусе и правонаследовании детей, рожденных наложницей. В Государстве Израиль женщина, живущая с мужчиной вне брака, но принимаемая людьми за его жену (
иеду‘а ба-циббур ке-ишто), обладает рядом прав, в частности, на алименты и на пользование имуществом. Эти права сохраняются за ней даже в случае законного брака с другим мужчиной. См. также
Брак,
Брак гражданский,
Моногамия и полигамия.
ИУДАИЗМ >
Семья. Жизненный цикл http://jer.ort.org/article/12902