...(c)...
Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после это уверовавшие, – нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная
Церковь.
4. Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог
Повторяя неоднократно выраженную в
Священном Писании и Предании истину о том, что спасение только во Христе, и в Его Теле – Православной Церкви, православные христиане вовсе тем самым не «опережают Суд Божий», а рассказывают об этом Суде то, что уже о нём открыл Бог:
«Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (
Ин.15:6).
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (
Ин.3:36).
«Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни»(
1Ин.2:23; 5:10:12).
Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.
Сторонники лжеучения о спасении вне Церкви лукавят, заявляя, что будто бы мы «решаем за Бога», если говорим о спасении только в Церкви. Это, что называется, «переносить с больной головы на здоровую». Потому что на самом деле когда мы говорим, что вне Церкви нет спасения, мы не решаем ничего за Бога, а просто повторяем то, что Бог
уже решил и о чём в Своём Откровении
уже сообщил.
А вот как раз те, кто спорит с этой богооткровенной истиной, решают за Бога, поправляют Бога, а иногда и прямо говорят, что Он якобы соврал в педагогических целях – сказал про наказание просто чтобы попугать, а на самом деле потом всех помилует.
Вот так словами «не будем решать за Бога» прикрывают как раз своё стремление решить за Бога и вопреки слову Бога.
Но каждый христианин, когда у него
«требуют отчёт о его уповании»(
1Пет.3:15), обязан излагать именно учение Христа, а не собственные домыслы. Поскольку само слово «христианин» означает «ученик Христа», как говорил святитель
Филарет Московский. И в учении Христа, переданном апостолами и сохранённом
Церковью, вполне определённо сказано о том, как будут судимы люди.
И, говоря начистоту, последователи обсуждаемого лжеучения умалчивают об этой определённости вовсе не из опасения «предвосхитить суд Божий», а из-за того, что им стыдно и страшно засвидетельствовать это учение Христа, потому что оно звучит скандально для людей мира сего.
«Наша Православная
Церковь считает католиков еретиками» (прп.
Макарий Оптинский).
Патриаршее и Синодальное Послание 1895 г. прямо говорит, что католикам, чтобы достичь спасения, необходимо прийти к Православию: «западная
Церковь, с IX века и после, ввела у себя чрез папство разные еретические учения и новшества, и таким образом отделилась и удалилась от истинной православной Христовой Церкви. Посему необходимо вам обратиться и прийти опять к древнему и неповреждённому церковному учению, чтобы достигнуть вечного спасения во Христе.
Мысль о погибели еретиков прилагали к католикам, протестантам и монофизитам святые отцы как древние, так и новые. Святитель
Тарасий Константинопольский в письме к армянскому католикосу писал: «ныне я раскаиваюсь, что… молчал и не противодействовал ереси; и утверждаю, что невозможно вам спастись, если пребудете в ереси»
При объективном рассмотрении вопроса нельзя ограничиваться только теми свидетельствами, которые служат к подтверждению нашей мысли. Нужно признать, что некоторые из русских святых XIX столетия на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов отвечали уклончиво.
В частности, очень любят цитировать слова, сказанные святителем
Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю
православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну».
Можно привести и ответ на аналогичный вопрос о спасении католиков и протестантов свт.
Николая Японского: «Мы твёрдо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу".
Относительно данных фраз нужно сделать несколько замечаний.
Во-первых, некорректно рассматривать отказ святителя Феофана входить в суждение о вопросе спасения католиков как доказательство суждения о том, что католики спасутся, равно как и «не знаю, спасутся ли» свт. Николая рассматривать как доказательство позиции «знаю, что спасутся». То есть, по своему содержанию эти фразы не подтверждают мнение сторонников лжеучения о возможности спасения вне Церкви.
Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечём их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У святителя
Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестантство не менее… и его участь та же», «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосёт человека – нет ему спасения!»
Что касается свт.
Феофана Затворника, то он вполне определённо учил, что только Православная
Церковь есть истинная
Церковь Христова, и вне её нет Христа, нет истины, нет спасения: «нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины… Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская
Церковь. Иные потеряли
Церковь Апостольскую, и… вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем… И это есть наша Православная Церковь»
67.
«Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдёшь»
68.
«Святая
Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – всё то найдёшь в ней, и только в ней. Помимо её и Сам Господь не даёт сих благ… Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие Тело Своё. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет»
Наконец, в-третьих, для прослеживаемой у некоторых русских духовных авторов XIX века тенденции уклончиво отвечать на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов, есть исчерпывающее объяснение преподобного
Амвросия Оптинского.
Объяснив невозможность спасения последователей других вероисповеданий, старец пишет: «почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности…
Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий»
72.
...(c)...
Труд «Вне Церкви нет спасения» священника
Георгия Максимова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
( Материал по ссылке большой ).