- Православный христианин
Здравствуйте Алексей Михайлович!
1. Я не понимаю, как это святые отцы в некоторых толкованиях на слова Евангелие – «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36) и «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32) могли говорить о том, что Христос знал день и час тот, но ради благих целей спасения людей сказал, что не знал.
Свт. Василий Великий. «Итак, умолчал Он о времени суда по тому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа»? (http://bible.optina.ru/new:mf:24:36).
Блж. Феофилакт Болгарский. «Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, − они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых» (http://bible.optina.ru/new:mk:13:32).
Если признать неправду Божию здесь, то ничто не мешает признать неправду и в других словах, сказанных Христом ради спасения людей. Например, тогда можно признать, что Христос говорил о вечных мучениях грешников в педагогических целях ради того, чтобы мы, убоявшись вечных мучений и стремясь избежать их, стали послушны в исполнении заповедей. И на самом деле Христос якобы спасет всех и вечных мучений не будет. Также и мы поступаем, когда говорим малым детям о наказании за непослушание, хотя и знаем, что не применим это наказание.
Учитывая, что невозможно такое, чтобы Христос говорил неправду, пусть даже с благой целью спасения людей, то ради правды Божией следует признать, что, если Христос сказал, что Сын не знает о дне и часе том, то говоря это апостолам, Сын действительно на тот момент не знал о времени наступления дня и часа Его Второго пришествия.
2. Но как это возможно, если после воплощения Сына Божия Ипостась Христа сохранила в Своей сложной Ипостаси Бога и человека Свои божественные свойства, в том числе и такое свойство, как всеведение?
Об обогащении души человека всеведением при воплощении Сына Божия пишет преп. Иоанн Дамаскин. – «Человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, – как я сказал, – обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, – и ведением будущего [165]» (ТИПВ. О неведении и рабстве). Между прочим, сказанное здесь отрицает толкования, в которых утверждается, что по человеческой природе, т.е. как человек, Христос не знал о дне и часе том.
Допустим, что Христос, как Сын Божий, мог придерживать проявление божественных свойств и благодати, дающей возможность претерпеть голод в пустыне или страдания на Кресте. В эти моменты Он, оставаясь Богом, был истинно совершенным человеком со всеми человеческими свойствами, кроме греха. Но как Он, обладая в Своей Ипостаси всеведением Сына Божия, мог как Сын Человеческий не знать того, что знает Сын Божий? Ведь это знание присутствовало в Его сложной Ипостаси, в том числе и в душе Его. Как во время разговора с апостолами Он, как совершенный человек с совершенной памятью, мог забыть то, что знал?
Для ответа на этот вопрос обратим внимание на то, что Христос везде называет Себя Сыном Человеческим. При этом Христос, не нуждаясь в чем-либо как Сын Божий, показывает или делает вид, что нуждается в этом как человек. Об этом пишет преп. Иоанн Дамаскин – «Другое Христос говорил или делал для вида; как, напр. спрашивал о Лазаре: где положисте его (Иоан. XI, 34)? подходил к смоковнице (Мф. XXI, 19); уклонялся или незаметно отступал (Иоан. VIII, 59); молился (Иоан. XI, 42); показывал вид, что хочет идти далее (Лук. XXIV, 28). В этом и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза; так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не — противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал, не потому, что не знал, но для того, чтобы показать, что Он, будучи Богом, есть и воистину человек… Он говорил так, усвояя Себе наше лицо и ставя Себя наряду с нами». (ТИПВ. О речениях, употребляемых о Христе). То есть Христос, когда требовалось для пользы нашей, представлял (показывал) Себя перед нами человеком.
Поэтому можно допустить, что Христос, имея после воплощения Своего обоженую человеческую природу, по необходимой мере отрешаясь в Своей Ипостаси от проявления божественных качеств, свойственных Сыну Божиему, полностью входил в образ немощного человека, не обладающего всеведением. Как талантливый актер в личности изображаемого персонажа забывает о своей личности и полностью входит в образ персонажа, так и Христос вживался в образ человека до такой степени, что когда Он молился в Гефсиманском саду «говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:42-44).
Христос, обладающий всеведением Сына Божия, не имел нужды в молитве в Гефсиманском саду, потому что из свойства всеведения знал, что Отец не благоволит избавить Его от страданий и смерти на Кресте. Но войдя в образ немощного человека, стремящегося исполнить волю Божию, Он, находясь в образе Сына Человеческого, действительно молился, будучи человеком, в надежде, что может быть Отец найдет пути спасения людей без страданий и мучительной смерти на Кресте.
Также и до этого, войдя полностью в образ человека и отрешаясь от Ипостаси Сына Божия, Христос по человеческой природе Своей «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матф.4:2). И потом когда висел на Кресте, Он истинно страдал, отрешившись от Ипостаси Сына Божия и забыв в этом отрешении, что Он Сын Божий.
Таким образом, как я понимаю, вживаясь в образ Сына Человеческого (совершенного человека, Нового Адама) и замещая этим образом образ Сына Божия, также свойственный Его Ипостаси, Сын Человеческий был лишен знания о дне и часе том, потому что человек, во-первых, не обладает всеведением, а во-вторых, человеку не душеспасительно знать об этом дне и часе.
3. Здесь можно найти аналогию с тем, как некий богатый актер исполняет роль нищего. Чтобы сыграть роль нищего, актеру недостаточно одеться в лохмотья. Ему надо войти образ личности персонажа и испытать все то, что реально испытывает нищий. И находясь в образе личности нищего, актер замещает свою личность богатого человека так, что полностью отрешается от своей собственной личности, а вместе с тем и от всего того, что он имеет как богатый человек, в том числе и от всех своих знаний, которые не имеет его персонаж. И тогда все, что говорит богатый актер, исполняя роль нищего, будет правдой этого нищего.
В отличие от актеров, исполняющих роль выдуманного персонажа, Христос как бы играл роль Самого Себя, как Сына Человеческого. При этом, войдя в этот образ и отрешаясь одновременно от образа (Ипостаси) Сына Божия, Он, будучи талантливым актером, действительно страдал и не обладал всеведением, исполняя роль Сына Человеческого, каковым Он и являлся по воплощении Своем. И не было никакой неправды в Его представлении человека и речениях Сына Человеческого, потому что Он, имея в Себе и человеческую природу, говорил с апостолами от имени человека, в образе которого Он находился, отрешаясь от образа Сына Божия.
Итак, вопрос.
Как в современном богословии решается вопрос о не нарушении правды Божией в словах Христа, что Сын не знает о дне и часе Своего Второго пришествия?
Или в другой формулировке: – Как, учитывая, что все свойства Ипостаси Сына Божия сохранились при Его воплощении, объяснить истинность слов Христа о неведении Сыном дня и часа того?
1. Я не понимаю, как это святые отцы в некоторых толкованиях на слова Евангелие – «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36) и «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32) могли говорить о том, что Христос знал день и час тот, но ради благих целей спасения людей сказал, что не знал.
Свт. Василий Великий. «Итак, умолчал Он о времени суда по тому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа»? (http://bible.optina.ru/new:mf:24:36).
Блж. Феофилакт Болгарский. «Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, − они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых» (http://bible.optina.ru/new:mk:13:32).
Если признать неправду Божию здесь, то ничто не мешает признать неправду и в других словах, сказанных Христом ради спасения людей. Например, тогда можно признать, что Христос говорил о вечных мучениях грешников в педагогических целях ради того, чтобы мы, убоявшись вечных мучений и стремясь избежать их, стали послушны в исполнении заповедей. И на самом деле Христос якобы спасет всех и вечных мучений не будет. Также и мы поступаем, когда говорим малым детям о наказании за непослушание, хотя и знаем, что не применим это наказание.
Учитывая, что невозможно такое, чтобы Христос говорил неправду, пусть даже с благой целью спасения людей, то ради правды Божией следует признать, что, если Христос сказал, что Сын не знает о дне и часе том, то говоря это апостолам, Сын действительно на тот момент не знал о времени наступления дня и часа Его Второго пришествия.
2. Но как это возможно, если после воплощения Сына Божия Ипостась Христа сохранила в Своей сложной Ипостаси Бога и человека Свои божественные свойства, в том числе и такое свойство, как всеведение?
Об обогащении души человека всеведением при воплощении Сына Божия пишет преп. Иоанн Дамаскин. – «Человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, – как я сказал, – обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, – и ведением будущего [165]» (ТИПВ. О неведении и рабстве). Между прочим, сказанное здесь отрицает толкования, в которых утверждается, что по человеческой природе, т.е. как человек, Христос не знал о дне и часе том.
Допустим, что Христос, как Сын Божий, мог придерживать проявление божественных свойств и благодати, дающей возможность претерпеть голод в пустыне или страдания на Кресте. В эти моменты Он, оставаясь Богом, был истинно совершенным человеком со всеми человеческими свойствами, кроме греха. Но как Он, обладая в Своей Ипостаси всеведением Сына Божия, мог как Сын Человеческий не знать того, что знает Сын Божий? Ведь это знание присутствовало в Его сложной Ипостаси, в том числе и в душе Его. Как во время разговора с апостолами Он, как совершенный человек с совершенной памятью, мог забыть то, что знал?
Для ответа на этот вопрос обратим внимание на то, что Христос везде называет Себя Сыном Человеческим. При этом Христос, не нуждаясь в чем-либо как Сын Божий, показывает или делает вид, что нуждается в этом как человек. Об этом пишет преп. Иоанн Дамаскин – «Другое Христос говорил или делал для вида; как, напр. спрашивал о Лазаре: где положисте его (Иоан. XI, 34)? подходил к смоковнице (Мф. XXI, 19); уклонялся или незаметно отступал (Иоан. VIII, 59); молился (Иоан. XI, 42); показывал вид, что хочет идти далее (Лук. XXIV, 28). В этом и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза; так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не — противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал, не потому, что не знал, но для того, чтобы показать, что Он, будучи Богом, есть и воистину человек… Он говорил так, усвояя Себе наше лицо и ставя Себя наряду с нами». (ТИПВ. О речениях, употребляемых о Христе). То есть Христос, когда требовалось для пользы нашей, представлял (показывал) Себя перед нами человеком.
Поэтому можно допустить, что Христос, имея после воплощения Своего обоженую человеческую природу, по необходимой мере отрешаясь в Своей Ипостаси от проявления божественных качеств, свойственных Сыну Божиему, полностью входил в образ немощного человека, не обладающего всеведением. Как талантливый актер в личности изображаемого персонажа забывает о своей личности и полностью входит в образ персонажа, так и Христос вживался в образ человека до такой степени, что когда Он молился в Гефсиманском саду «говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:42-44).
Христос, обладающий всеведением Сына Божия, не имел нужды в молитве в Гефсиманском саду, потому что из свойства всеведения знал, что Отец не благоволит избавить Его от страданий и смерти на Кресте. Но войдя в образ немощного человека, стремящегося исполнить волю Божию, Он, находясь в образе Сына Человеческого, действительно молился, будучи человеком, в надежде, что может быть Отец найдет пути спасения людей без страданий и мучительной смерти на Кресте.
Также и до этого, войдя полностью в образ человека и отрешаясь от Ипостаси Сына Божия, Христос по человеческой природе Своей «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матф.4:2). И потом когда висел на Кресте, Он истинно страдал, отрешившись от Ипостаси Сына Божия и забыв в этом отрешении, что Он Сын Божий.
Таким образом, как я понимаю, вживаясь в образ Сына Человеческого (совершенного человека, Нового Адама) и замещая этим образом образ Сына Божия, также свойственный Его Ипостаси, Сын Человеческий был лишен знания о дне и часе том, потому что человек, во-первых, не обладает всеведением, а во-вторых, человеку не душеспасительно знать об этом дне и часе.
3. Здесь можно найти аналогию с тем, как некий богатый актер исполняет роль нищего. Чтобы сыграть роль нищего, актеру недостаточно одеться в лохмотья. Ему надо войти образ личности персонажа и испытать все то, что реально испытывает нищий. И находясь в образе личности нищего, актер замещает свою личность богатого человека так, что полностью отрешается от своей собственной личности, а вместе с тем и от всего того, что он имеет как богатый человек, в том числе и от всех своих знаний, которые не имеет его персонаж. И тогда все, что говорит богатый актер, исполняя роль нищего, будет правдой этого нищего.
В отличие от актеров, исполняющих роль выдуманного персонажа, Христос как бы играл роль Самого Себя, как Сына Человеческого. При этом, войдя в этот образ и отрешаясь одновременно от образа (Ипостаси) Сына Божия, Он, будучи талантливым актером, действительно страдал и не обладал всеведением, исполняя роль Сына Человеческого, каковым Он и являлся по воплощении Своем. И не было никакой неправды в Его представлении человека и речениях Сына Человеческого, потому что Он, имея в Себе и человеческую природу, говорил с апостолами от имени человека, в образе которого Он находился, отрешаясь от образа Сына Божия.
Итак, вопрос.
Как в современном богословии решается вопрос о не нарушении правды Божией в словах Христа, что Сын не знает о дне и часе Своего Второго пришествия?
Или в другой формулировке: – Как, учитывая, что все свойства Ипостаси Сына Божия сохранились при Его воплощении, объяснить истинность слов Христа о неведении Сыном дня и часа того?