Как в современном богословии решается вопрос об истинности слов Иисуса Христа, что Сын не знает о дне и часе том (Мар.13:32)?

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте Алексей Михайлович!
1. Я не понимаю, как это святые отцы в некоторых толкованиях на слова Евангелие – «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36) и «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32) могли говорить о том, что Христос знал день и час тот, но ради благих целей спасения людей сказал, что не знал.
Свт. Василий Великий. «Итак, умолчал Он о времени суда по тому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа»? (http://bible.optina.ru/new:mf:24:36).
Блж. Феофилакт Болгарский. «Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, − они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых» (http://bible.optina.ru/new:mk:13:32).

Если признать неправду Божию здесь, то ничто не мешает признать неправду и в других словах, сказанных Христом ради спасения людей. Например, тогда можно признать, что Христос говорил о вечных мучениях грешников в педагогических целях ради того, чтобы мы, убоявшись вечных мучений и стремясь избежать их, стали послушны в исполнении заповедей. И на самом деле Христос якобы спасет всех и вечных мучений не будет. Также и мы поступаем, когда говорим малым детям о наказании за непослушание, хотя и знаем, что не применим это наказание.
Учитывая, что невозможно такое, чтобы Христос говорил неправду, пусть даже с благой целью спасения людей, то ради правды Божией следует признать, что, если Христос сказал, что Сын не знает о дне и часе том, то говоря это апостолам, Сын действительно на тот момент не знал о времени наступления дня и часа Его Второго пришествия.

2. Но как это возможно, если после воплощения Сына Божия Ипостась Христа сохранила в Своей сложной Ипостаси Бога и человека Свои божественные свойства, в том числе и такое свойство, как всеведение?
Об обогащении души человека всеведением при воплощении Сына Божия пишет преп. Иоанн Дамаскин. – «Человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, – как я сказал, – обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, – и ведением будущего [165]» (ТИПВ. О неведении и рабстве). Между прочим, сказанное здесь отрицает толкования, в которых утверждается, что по человеческой природе, т.е. как человек, Христос не знал о дне и часе том.
Допустим, что Христос, как Сын Божий, мог придерживать проявление божественных свойств и благодати, дающей возможность претерпеть голод в пустыне или страдания на Кресте. В эти моменты Он, оставаясь Богом, был истинно совершенным человеком со всеми человеческими свойствами, кроме греха. Но как Он, обладая в Своей Ипостаси всеведением Сына Божия, мог как Сын Человеческий не знать того, что знает Сын Божий? Ведь это знание присутствовало в Его сложной Ипостаси, в том числе и в душе Его. Как во время разговора с апостолами Он, как совершенный человек с совершенной памятью, мог забыть то, что знал?

Для ответа на этот вопрос обратим внимание на то, что Христос везде называет Себя Сыном Человеческим. При этом Христос, не нуждаясь в чем-либо как Сын Божий, показывает или делает вид, что нуждается в этом как человек. Об этом пишет преп. Иоанн Дамаскин – «Другое Христос говорил или делал для вида; как, напр. спрашивал о Лазаре: где положисте его (Иоан. XI, 34)? подходил к смоковнице (Мф. XXI, 19); уклонялся или незаметно отступал (Иоан. VIII, 59); молился (Иоан. XI, 42); показывал вид, что хочет идти далее (Лук. XXIV, 28). В этом и подобном этому Он не имел нужды, ни как Бог, ни как человек, но поступал по-человечески, применительно, где требовала нужда и польза; так, напр., Он молился, чтобы показать, что Он не — противник Богу, почитая Отца, как Свою Причину; спрашивал, не потому, что не знал, но для того, чтобы показать, что Он, будучи Богом, есть и воистину человек… Он говорил так, усвояя Себе наше лицо и ставя Себя наряду с нами». (ТИПВ. О речениях, употребляемых о Христе). То есть Христос, когда требовалось для пользы нашей, представлял (показывал) Себя перед нами человеком.
Поэтому можно допустить, что Христос, имея после воплощения Своего обоженую человеческую природу, по необходимой мере отрешаясь в Своей Ипостаси от проявления божественных качеств, свойственных Сыну Божиему, полностью входил в образ немощного человека, не обладающего всеведением. Как талантливый актер в личности изображаемого персонажа забывает о своей личности и полностью входит в образ персонажа, так и Христос вживался в образ человека до такой степени, что когда Он молился в Гефсиманском саду «говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:42-44).
Христос, обладающий всеведением Сына Божия, не имел нужды в молитве в Гефсиманском саду, потому что из свойства всеведения знал, что Отец не благоволит избавить Его от страданий и смерти на Кресте. Но войдя в образ немощного человека, стремящегося исполнить волю Божию, Он, находясь в образе Сына Человеческого, действительно молился, будучи человеком, в надежде, что может быть Отец найдет пути спасения людей без страданий и мучительной смерти на Кресте.
Также и до этого, войдя полностью в образ человека и отрешаясь от Ипостаси Сына Божия, Христос по человеческой природе Своей «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матф.4:2). И потом когда висел на Кресте, Он истинно страдал, отрешившись от Ипостаси Сына Божия и забыв в этом отрешении, что Он Сын Божий.

Таким образом, как я понимаю, вживаясь в образ Сына Человеческого (совершенного человека, Нового Адама) и замещая этим образом образ Сына Божия, также свойственный Его Ипостаси, Сын Человеческий был лишен знания о дне и часе том, потому что человек, во-первых, не обладает всеведением, а во-вторых, человеку не душеспасительно знать об этом дне и часе.

3. Здесь можно найти аналогию с тем, как некий богатый актер исполняет роль нищего. Чтобы сыграть роль нищего, актеру недостаточно одеться в лохмотья. Ему надо войти образ личности персонажа и испытать все то, что реально испытывает нищий. И находясь в образе личности нищего, актер замещает свою личность богатого человека так, что полностью отрешается от своей собственной личности, а вместе с тем и от всего того, что он имеет как богатый человек, в том числе и от всех своих знаний, которые не имеет его персонаж. И тогда все, что говорит богатый актер, исполняя роль нищего, будет правдой этого нищего.
В отличие от актеров, исполняющих роль выдуманного персонажа, Христос как бы играл роль Самого Себя, как Сына Человеческого. При этом, войдя в этот образ и отрешаясь одновременно от образа (Ипостаси) Сына Божия, Он, будучи талантливым актером, действительно страдал и не обладал всеведением, исполняя роль Сына Человеческого, каковым Он и являлся по воплощении Своем. И не было никакой неправды в Его представлении человека и речениях Сына Человеческого, потому что Он, имея в Себе и человеческую природу, говорил с апостолами от имени человека, в образе которого Он находился, отрешаясь от образа Сына Божия.

Итак, вопрос.
Как в современном богословии решается вопрос о не нарушении правды Божией в словах Христа, что Сын не знает о дне и часе Своего Второго пришествия?
Или в другой формулировке: – Как, учитывая, что все свойства Ипостаси Сына Божия сохранились при Его воплощении, объяснить истинность слов Христа о неведении Сыном дня и часа того?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Христос, как Бог (по Божескому естеству), конечно же, обладает всеведением: разум Божий неизмерим (Пс.146:5). Но по человеческому естеству (как Человек) Он ограничен. Человеку не свойственно всеведение (всеведение - сущностное свойство Божие, но не человеческое). Каким именно образом во Христе сочетаются две формы сознания, Божественное и человеческое, для нас - тайна.

Когда наступит срок второго Пришествия Христа, срок кончины мира, время суда, это зависит от нас, людей (тогда, когда Евангелие будет проповедано по всему миру, когда увеличится количество межнациональных и межгосударственных войн, когда Церковь подвергнется тяжким гонениям и испытаниям, когда мир преисполнится злодеяними людей и пр. (см.: Мф. 24)).

Слова свт. Василия Великого о том, что нам неполезно знать точную дату суда, не вызывают сомнения. Это соответствует призыву Христа: "Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время" (Мк.13:33). Соображение сего отца Церкви, что Спаситель умолчал о времени суда, допускает интпретировать его в том смысле, что Он (Спаситель) знал-таки о времени суда, и это, без сомнений, соответствует действительности, по крайней мере в том отношении, что знал как Бог (по Божескому естеству). Между тем, ряд токователей допускали мысль, что Христос не знал об этом как Человек.

Вот одно из таких толкований: "В русском переводе у Марка прибавлено: «ни Сын»; но у Матфея эти слова опущены. Большинство экзегетов, в особенности древнейшие, считают, что выражение «ни Сын» было подлинным и у Матфея, причем неведение Сына относили к Его человечеству, а не к Божеству. Некоторые же объясняли неведение Христа Его смирением. Все, что Он слышал от Отца, Он сказал ученикам Своим (Ин.15:15), но то, что Отец удержал в Своей власти, Ему не было известно в состоянии Его уничиженного человечества" (Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина. Толкование на Евангелие от Матфея).

Что касается вашего вопроса по поводу трактовки данного евангельского фрагмента в рамках современного богословия, уместно сказать, что оно опирается на святоотеческое и в общем допускает трактовку, представленную выше.

Благодарю за вдумчивый, обстоятельно проработанный вопрос!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Спасибо за ответ, Алексей Михайлович!
Одно пояснение к Вашему ответу.
Вы пишите: – «Христос, как Бог (по Божескому естеству), конечно же, обладает всеведением: разум Божий неизмерим (Пс.146:5). Но по человеческому естеству (как Человек) Он ограничен. Человеку не свойственно всеведение (всеведение - сущностное свойство Божие, но не человеческое)».
Действительно, Христос по человеческому естеству был ограничен свойствами человеческой природы, но это не исключает того, что в сложной Своей Ипостаси Бога и Сына человеческого Он не обладал всеведением. И об этом, как я уже отмечал выше, пишет преп. Иоанн Дамаскин – «Человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, – как я сказал, – обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, – и ведением будущего [165]» (ТИПВ. О неведении и рабстве). Если согласиться с этим высказыванием преподобного, то следует признать, что Христос обладал всеведением не только как Бог, но и как Сын человеческий.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Как следует из приведенной Вами цитаты, соглано свидетельству преподобного Иоанна Дамаскина, Христос обладал ведением будущего как Человек. Но против этого "никто" и не возражает. В Евангелии отражены, по крайней мере, некоторые пророчества о грядущем, озвученные Господом Иисусом Христом. Указывая на стороны общественного служения Спасителя, Церковь, среди прочих (царственная и первосвященническая стороны) называет и пророческую. Однако ведение (будущего) - всё же не всеведение.

Благодарю за замечание и вопрос!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович! Спасибо за ответ.

Рассмотрим, в чем есть согласие святых отцов при толкованиях данных высказываний Иисуса Христа (Мар.13:32) и (Матф.24:36) и в чем есть несоответствие их согласию.
1. Христос в своей сложной Ипостаси Бога и человека обладал всеведением. И говоря с апостолами, Христос не переставал быть Богом, а следовательно, обладал всеведением и знал о дне и часе том. И в этом, конечно, есть согласие святых отцов.
2. Но это не соответствует высказываниям Христа о том, что о дне и часе том знает «только Отец» (Мар.13:32). Причем эти слова у евангелиста Матфея сказаны с добавлением слова один, то есть еще более определенно и категорично: – «только Отец Мой один» (Матф.24:36). Сказанное означает, что якобы никто кроме Отца, в том числе и Христос, не знает о дне и часе том. Ввиду такого несоответствия тому, что Христос на самом деле знал об этом, отсутствует согласие святых отцов на толкование этих высказываний Христа.

3. Указанное несоответствие можно устранить, если принять версию, что Христос так сказал апостолам, исходя из их представления о единобожии – Бог один и этим Богом является только Отец. А Сын Божий, как я понимаю, в их представлении не Бог, а всего лишь полномочный Представитель Единственного Бога. Ведь апостолы тогда не имели никакого представления о Святой Троице и поэтому, наверное, не могли называть Сына Божия Богом. Иначе в их представлении это противоречило бы существованию одного Бога.

Христос называл Бога Отцом. Поэтому, если в соответствии с такими представлениями апостолов о Сыне Божием заменить в Его выражениях (Мар.13:32) и (Матф.24:36) слово Отец на слово Бог, то становится понятным, что Христос сказал апостолам о том, что никто не знает о дне том и часе, кроме Бога одного.
В нашем же понимании это звучит так, что никто кроме Бога, в том числе и Иисуса Христа, не знает о дне том и часе.

Как Вы относитесь к этой версии?
В связи с этим попутный вопрос. Кто такой Сын Божий в понимании иудеев и признавали ли они Его Богом?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Вы подчеркнули:
Христос в своей сложной Ипостаси Бога и человека обладал всеведением
Это - верно. Как Бог (то есть по Божескому естеству) Христос обладал всеведением и знал "о дне и часе том". Однако как Человек Он всеведением не обладал, и я не вижу повода сомневаться в правдивости Его слов.

Вы отметили:
Сказанное означает, что якобы никто кроме Отца, в том числе и Христос, не знает о дне и часе том
Выражение "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;" (Мф.24:36) нельзя понимать в том значении, что будто бы всеведением обладает только одна Божественная Ипостась: Бог Отец. Божественные Ипостаси равносовершенны, равно обладают Божественными свойствами, отличаясь одна от другой только образами Своего бытия. Следовательно, слова Христа можно понимать в том значении, на которое Вы указали:

Христос сказал апостолам о том, что никто не знает о дне том и часе, кроме Бога одного
Еще раз отмечу: Христос - Бог, и "о дне и часе том" Он знал по Божескому естеству. Поскольку же на протяжении осуществления Им Своего общественного служения, Он говорил о Себе не только как о Боге, но и как о Человеке, интересующие Вас слова, вслед за многими отцами Церкви, следует относить к Нему как к Человеку.

Благодарю за замечания и вопрос!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
В предыдущем сообщении (#5) я писал, что решение данной темы может зависеть от ответа на вопрос: «Кто такой Сын Божий в понимании иудеев и признавали ли они Его Богом»? Так как не дождался Вашего ответа на этот вопрос, то выскажу свое понимание этого вопроса.
Сам Христос неоднократно указывал на Свое божественное происхождение:
– «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», (Иоан.3:13-16, Иоан.6:51-68),
– «Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мираот начала Сущий» (Иоан.8:23-25),
– «прежде нежели был Авраам, Я есмь»;
– «должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:13-16).

Апостолы признавали Христа, родившегося от Марии и Иосифа (потомков Давида), Мессией, произошедшем от семени Давида (2Цар.7:12). И хотя по вдохновению Давид назвал Мессию Господом (Пс.109, Матф.22:41-46), апостолы в то время еще не могли осознать, что Христос не только Сын Человеческий, но и Единородный Сын Божий и что Он не только Господь сын Давидов, но и Сам Бог. Они не могли признать Христа Богом, главным образом потому, что признавали только одного Бога. И так как двух богов не бывает, то по их понятиям Христос никак не мог быть вторым богом. Тем более что и Христос признавал только Единого Бога: – «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;… Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его» (Мар.12:28-32).

Апостолы, насколько я понимаю, представляли Мессию богоносным человеком, действующим не своей личной властью, а властью Бога, которого Иисус всегда называл Отцом. То есть Христос в их представлении был лишь посредник Бога на Земле, претворяющий с помощью Божией волю и силу Бога. Основанием к этому могли также быть слова Христа «…Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Иоан.14:28) или «что Я слышал от Него, то и говорю миру... Я всегда делаю то, что Ему угодно… ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Иоан.8:23-28).

Они, как я думаю, признавали Христа Сыном Божиим по Его усыновлению Отцом, как помазанника Божия (Мессии) на царство и священство, Которому вручена Богом власть творить чудеса силой Божией и прощать грехи. «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан.1:49), «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4).
Апостолы до воскресения Христа и схождения на них в Пятидесятницу Святого Духа не могли вместить в свое сознание понятие о единородстве Богу Мессии Сына Божия Отцу и о Святой Троице, как о Едином Боге.
*** *** ***
Итак, с учетом того, что апостолы на момент сказанного Христом о дне и часе том, по-видимому, не признавали еще Христа Богом, вернемся к сообщению (#5) и рассмотрим, что означают слова Христа «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36).
Вы отвечали в предыдущем сообщении (#6):
Как Бог (то есть по Божескому естеству) Христос обладал всеведением и знал "о дне и часе том". Однако как Человек Он всеведением не обладал, и я не вижу повода сомневаться в правдивости Его слов.
Не согласен с таким ответом, так как, по моему мнению, познание чего-либо и, в частности, познание будущих событий, пожалуй, следует отнести к свойству личности, а не к природе или к сущности. И соответственно ведение, в том числе и всеведение, следует отнести, как я думаю, к свойству Ипостаси Иисуса Христа. И так как Ипостась Его не разделяется на божественную и человеческие части, то всеведение, которое было свойственно Христу по божественной природе, никуда не исчезло из Его Ипостаси при Его воплощении и вочеловечевании.
Исходя из этого, по моему мнению, нельзя говорить, что по божеству Христос обладал всеведением, а по человечеству был ограничен в ведении. И об этом пишет Иоанн Дамаскин – «Человеческое естество по своей сущности не обладает ведением будущего; душа же Господа, по причине соединения с Самим Богом Словом и тождества Ипостаси, – как я сказал, – обогатилась, вместе с остальными знамениями Божества, – и ведением будущего [165]» (ТИПВ. О неведении и рабстве). Причем из этих слов преподобного вовсе не следует, что ведение будущего в душе Христа чем-то ограничено. То, что знал Сын Божий по божественной природе, несомненно, те же знания восприняла и душа Христа от Ипостаси Сына Божия без всяких ограничений.
То, что Иоанн Дамаскин исключает наличие ограничений ведения будущего в душе Христа, имеет подтверждение в таких словах преподобного: "Равным образом и по отношению к душе Господа Иисуса Христа мы не говорим об обдумывании и выборе; ибо ей не было свойственно неведение! Если Ему и принадлежала природа, не ведущая будущего, однако, ипостасно соединившись с Богом Словом, она обладала знанием всего не по благодати, но, как было сказано, по ипостасному соединению; ибо один и то же был и Богом, и человеком".

Сказанное Иоанном Дамаскиным о том, что душе Христа не было свойственно неведение означает, что и по человечеству Христос в Своей душе знал о дне и часе том! Итак, как я уже писал в (#5), «Христос в своей сложной Ипостаси Бога и человека обладал всеведением. И говоря с апостолами, Христос не переставал быть Богом, а, следовательно, обладал всеведением и знал о дне и часе том. И в этом, конечно, есть согласие святых отцов».

Таким образом, возвращаемся к версии, изложенной в сообщении (#5).
Как видим, во многих высказываниях Своих Иисус признавал Себя Богом.
– «Я и Отец - одно… Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? …верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Иоан.10:30-38). Причем фразы «Я и Отец – одно» и «Отец во Мне и Я в Нем» свидетельствует о Едином Боге в Отце и Сыне.
Однако, в тех случаях, когда такое признание вредило, Христос предпочитал не говорить о Себе, как о Единородном Сыне Божиим, либо отвечал уклончиво, используя не собственное признание, а наводящие на такое признание слова из Писания. Но в большей степени для доказательства Своего Божественного происхождения Он использовал исцеления, чудеса и другие деяния, а не провозглашение Себя Богом.

Второе Пришествие Христа и Последний Суд Его, как таковой, есть будущие деяния Христа, а сообщение людям о сроках начала Суда нельзя отнести к деянию ради спасения людей. Эта информация вредит делу спасения их. Поэтому в данном случае Христос скрыл эту информацию.
И в этом сокрытии нет никакого обмана апостолов. В самом деле, Христос везде называл Бога Своим Отцом и признавал единобожие. А о том, что Единый Бог есть Святая Троица и что Христос, как Единородный Сын Божий, также Бог, апостолы еще не могли уяснить и понять.
Поэтому слова «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36) в понимании апостолов того времени звучали так: – «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Бог один», что и означает, что никакие люди, в том числе и человек Мессия, родившийся от семени Давида в рождении от Марии и Иосифа, не обладает этим ведением. После сошествия Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу апостолы были просвещены о Святой Троице и о том, что Христос (Мессия) имеет божественное происхождение. Поэтому сказанное прежде в их понимании, что «О дне же том и часе никто не знает, а только Бог один» сохранилось для них и в истинном понимании Христа (Мессии), как богочеловека и Единородного Сына Божия.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

То, что как Бог (то есть по Божеской сущности) Христос беспределен и неограничен, а как Человек (то есть по человеческой сущности) ограничен, в рамках Православного богословия осмыливается не как гипотеза, но как факт. А как именно в одном Лице взаимодействуют Божественное и человеческое сознание, с детальной точностью нам неизвестно (можно, конечно, сказать об этом более или менее общими словами, например: Божественное и человеческое сознания взаимодействуют во Христе гармонично, человеческая воля Христа подчинена Его воле по Божескому естеству и т. п.). Исходя из сказанного допускаем, вслед за рядом отцов и учителей Церкви, что как Человек Господь Иисус Христос мог не знать "о дне и часе том".

Ваше утверждение, что обладателем знания является Лицо, Ипостась, верно, но учитывая, что в Лице или, что то же, Ипостаси Иисуса Христа заключено два естества, понимаем, что Он знал и знает и как Бог (по Божекому естеству), и как Человек (по человеческому естеству). Но Божественное и человеческое формы ведения не тождественны.

Что касается вопроса об уровне знаний и понимания апостолами истин о Христе, истин, составляющих основу преподанного Им спасительного учения, действительно, до сошествия на них Святого Духа, Духа Истины, этот уровень был иным, нежели каким он стал после сошествия Духа (ср.: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26)). Однако и принижать этот уровень нельзя. Всё же Господь учил апостолов тому, что Он - Истинный Сын Божий. Давайте, к примеру, вспомним слова апостола Петра, обращенные ко Христу: "Ты – Христос, Сын Бога живого" (Мф.16:16).

Благодарю за вопрос!
 
Сверху