- Православный христианин
Часто говорят об искупительном значении Жертвы Христа. Но все эти разговоры про искупление бывают непонятны и не принимаются сердцем. Мне ближе понятие Жертвы Христа не как искупление, а как Жертва по любви. Поэтому прежде скажу о том, как Жертва Христа примиряет нас с Богом. «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим.5:10,11).Смерть Христа и причастие (поедание плоти) спасают, но все это выглядит странным. Кажется наоборот: это должно быть грехом- использовать смерть невинного ради своего блага. Чего я тут не понимаю?
По человеческим понятиям мы желаем, чтобы Бог, как всемогущий и благой, досыта накормил всех, установил справедливость, сделал бы всех добрыми, устранил вражду и установил мир. Мы хотим блаженной жизни и спасения от невзгод уже здесь на земле, а не где-то там в неизвестной будущей вечности. Но Бог не делает, как мы хотим. В этом состоит наше непонимание и вражда с Богом.
Мы обвиняем всемогущего Бога, что Он попустил дьявола, зло, грех, страдания и смерть в Свое Творение. Возмущаемся, что страдают невинные младенцы. Бог не уничтожает дьявола и сохранит его до Страшного суда. А перед этим будут страшные времена власти антихриста, которому будет позволительно делать ложные чудеса и увлекать обманом за собой. Мы враждуем против Бога, потому что у нас много претензий к Нему по поводу несовершенства мира, в котором мы живем.
Чтобы полюбить Бога, надо вначале устранить эти обвинения и примирить нас с Ним. Для этого Бог воплощается и разделяет с нами страдания и смерть. Он попустил искушения человека дьяволом и теперь Сам искушается им в пустыне и на Кресте. Христос Сын Божий и Сын Человеческий добровольно принимает страдания и смерть, которые есть результат действий дьявола. Тем самым Он побеждает смерть, восстанавливает образ Божий в человеке, дает возможность прощения наших грехов в покаянии и примиряет нас с Богом.
Бог как бы говорит: - «Все зло от отсутствия любви ко Мне. Но Я не могу заставить тебя любить Меня. Во Христе, Сыне Моем, покажу любовь Мою к тебе. Приняв все грехи твои в Сыне Моем, даю тебе возможность покаянием утвердиться в добре, пройдя искушения и познав добро и зло. Если устоишь во всех искушениях, призывая Меня, если не бросишь свой крест ради Меня, то также как и Я, Христос, воскреснешь в вечной жизни и будешь пребывать со Мною в Царстве Небесном, потому что Я, Христос, исполнением воли Отца до самой крестной смерти Своей победил смерть».
Митрополит Антоний Сурожский в книге "Об исповеди". (Беседа на Рождественском говении 30 декабря 2000 г.) пишет о примирении с Богом следующее. «Бог есть любовь. … Он внимательно промышляет о всей твари. Ни одна малая птица не забыта им, все знает и даже все волосы у нас на голове сочтены. Но где же этот внимательный до последней мелочи Промысл о Творении, где совершенство Творения? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла. Миллионы людей умирают с голоду, погибают от болезней, от человеческой ненависти. Душа вопрошает Бога: - «Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданиями и тьма вокруг меня. Я знаю, что Ты благ, но почему безразличен к страданию моему? Почему так жесток и беспощаден ко мне? Ты знал, что так будет, Господи! Я хочу с Тобой примириться, прошу простить меня, но не могу Тебя понять!». И Господь нам говорит:- «Я дал вам свободу, чтобы победила любовь, чтобы вы выбрали ее среди равных возможностей, чтобы вы выбрали верность, правду, чистоту и отреклись от зла». Тогда мы вопрошаем: - «Господь, что Ты сделал, чтобы наша свобода не привела нас к погибели? …». И Господь отвечает: «Я Сына Своего отдал. Он указал вам путь, по которому каждый может пройти и дойти до святости. Выбирайте этот путь, если вы заблудились».
Мы приходим на исповедь для примирения не только с нашей совестью, но и с Богом, чтобы, испытав все ужасы жизни, сказать: «Господи, Ты прав во всех путях Твоих!».