В учении отцов читаем что гордость - это первый грех, это отвержение Бога.
Часть 23. «Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни» содержит множество разделов, в которых, с опорой на святоотеческое богословие, рассматриваются вопросы вероучительного, нравственного, аскетического характера. Труд можно скачать в форматах...
azbyka.ru
На вопрос чем гордость отличается от гордыни, видим, читая отцов, что, по сути, у отцов они ничем не различаются, разве только иногда можно найти что гордыней названа высокая степень гордости. Однако оценка у отцов однозначна - гордость это грех и отвержение Бога, мать остальным грехам.
В учении психологов же, видна попытка придать гордости положительную окраску независимо от того учения Церкви, которое определяет гордость как грех. Так, у одно психолога прочитала что церковь смешала гордость и гордыню и назвала гордость страстью и грехом, но в действительности гордость имеет якобы положительный смысл, а гордыня отрицательный. И даже, как утверждают психологи, отсутствие гордости приводит к психическим расстройствам и поэтому психологи работают с пациентами для того чтобы повысить чувство гордости, самоуважения, собственного достоинства в человеке.
***ГОРДОСТЬ – это самоуважение, чувство собственного достоинства. Это искренняя радость за себя и свои успехи, без чувства высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их.
ГОРДЫНЯ - имеет то же происхождение, что и гордость, но это чувство с отрицательным оттенком. Значение у него иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма. Гордыня – это позитивное отношение только к самому себе, своим личным ценностям, сравнение себя с другими людьми с целью превзойти их во всем, это неуважение к ценностям других людей. Практически во всех религиях гордыня – грех, да еще и ведущий к другим грехам.
- ГОРДОСТЬ - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.
- ГОРДОСТЬ как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, ГОРДЫНЯ – только успехов собственных.
- ГОРДОСТЬ имеет положительный оттенок, а ГОРДЫНЯ – отрицательный.
- ГОРДОСТЬ – это чувство собственного достоинства, а ГОРДЫНЯ – высокомерие.
- ГОРДОСТИ нужен повод. ГОРДЫНЕ нужно сравнение.
- ГОРДОСТЬ позволяет ставить новые цели, а ГОРДЫНЯ мешает идти даже к тем целям, которые ясны и понятны. Препятствует этому страх оказаться хуже на фоне других и желание отобрать то, что есть у другого, чтобы стать лучше него.
- ДОСТОИНСТВО – это осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу.
- Человек с ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ощущает себя достойным любви просто так, без условий, с рождения. Человек с ГОРДЫНЕЙ старается заслуживать/выпрашивать любовь у других людей, отодвигая себя в сторону, и не может ею насытиться.
ДОСТОИНСТВО - это внутреннее чувство. Для его подтверждения не нужны сравнения. Это то, что дано с рождения – представление людей о равенстве.
В процессе воспитания ребенка достоинство может быть разрушено в следствие унижений, чрезмерной критики, физического или психического насилия, идентификации с родителями, у которых оно нарушено.
При позитивном исходе формируется ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОТОИНСТВА - внутренний стержень, построенный на духовно-нравственных ценностях и на ощущении своей собственной самоценности. Осознание своих прав, моральной ценности, уважения к себе. Это прочный внутренний закон, который соблюдается без принуждения, по своей воле.
Во время психоаналитических сессий клиенты часто говорят о чувстве собственного достоинства: «Как восстановить чувство собственного достоинства? ...
www.b17.ru
То есть, светский психолог отождествляет достоинство и гордость говорит что гордость имеет положительный знак и есть врождённое чувство в человеке. В греховном человеке действительно гордость - врождённое чувство, фактически. Однако православие говорит что состояние наше, вместе с этим "врождённым чувством" - это состояние со знаком минус, которое не развивать надо а преодолевать, лечить. Православие тоже говорит о врождённом чувстве достоинства в человеке, но оно никак не связано с гордостью (личностью, самостью), а связано с тем, чем человек является как тварь Бога и с предназначением человека. Отсюда и разница "лечения" души психологом не православным, у которого гордость имеет положительный смысл, и православным у которого гордость - это отвержение Бога. По сути светские психологи в своём подходе отвергают Бога. Их походы основаны на той пустоте без Бога, которая разверзается бездной погибели для души.
***
Постоянное ви́дение, то есть наблюдение за своими личными грехами (самоконтроль, «бдение»), памятование того, что человек – «червь», «раб земных страстей», предохраняет верующего человека от завышения оценки своей личности.
Не пасть же низко в оценке своего достоинства христианину помогает другой полюс представлений о человеке. Изначально созданного цельного человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всякую тварь. Такой человек призван гармонизировать Космос и спасти в нем всю тварь, которая стенает и мучится. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял мучение и воскрес, сделав и человека способным к обо́жению. Секулярная научная мысль, в концепциях эволюции и роли бессознательного, ставит человека в центр мира (антропоцентрическая картина мира в гуманизме, способствующая развитию самости и гордыни человека), но лишает человека его изначального богоподобного достоинства. Церковь возводит человека в высшее нравственное достоинство, с которым соединяются ответственность и призвание.
Таким образом, антиномичность христианских богословских представлений о человеке, «от червя и раба до господина Вселенной и того, ради которого Христос претерпел крестную смерть», позволяет удерживать представления самого человека о себе в срединном русле, руководствуясь чувством меры.
2.3. Психологические методы преодоления гордыни. «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» написана авторским коллективом членов Общества православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт.
Феофана Затворника под редакцией профессора Шеховцовой. Труд можно скачать в...
azbyka.ru
Почему открыла тем... Потому что в соседней теме от православных читала сообщения что гордость и гордыня имеют тот самый разный смысл, который эти словам придали психологи - гордость не грех, а грех это гордыня, возвеличивание себя над другими. А гордость без превозношения - это не грех. Люди считают что просто со временем несколько поменялся смысл слова "гордость" и существует гордость с положительным смыслом даже без упоминания Бога и места человека в Его замысле о мире.