И я горжусь этим…

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Я не филолог, но можно провести аналогию. Мне кажется, что в нашем ("великом и могучем") языке вновь не хватает слова для верного описания этой самой гордости с позитивным и негреховным оттенком.
Например, в русском языке словом "любить" можно описать разные виды "любви" (в том числе и греховные): любить Бога, колбасу, маму, Родину, водку, котов, поспать. И всё это - от недостатка слов. В то время как Любовь - это эрос, сторге, филия, агапе на греческом.
Добавление уточняющего слова к слову "любить" решает эту проблему (духовная любовь, материнская любовь, плотская любовь....) Брянчанинов поступает так же, говоря о чувстве достоинства угодного Богу - "святая гордость обновлённого естества" - "достоинства сосудов Божьих".

Интересно что психологи, говоря о врождённом чувстве достоинства ещё более тонко подменяют в нашем сознании понятия, подменяя чувство достоинства и трепета, обнаруживаемое человеком через веру и осознания себя драгоценной драхмой Господа, на чувство греховное - самоуважение вне Бога, чувство собственного достоинства вне Бога, сильное!! чувство удовольствия от собственных!! успехов....

****ГОРДОСТЬ – это самоуважение, чувство собственного достоинства. Это искренняя радость за себя и свои успехи, без чувства высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их.
ГОРДОСТЬ - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
А Бог среди спорящих может быть? Бог с теми кто отстаивает своё мнение? С тем кто кричит? - Чрезмерное выделение текста и его окрашивание в другие цвета, в сообщениях, и чрезмерное увелечение шрифта, при написании этого текста, в интернете расценивается как крик, - в обычной жизни.
Желание настоять на своём не слушая других? Чем они наполняют это понятие - гордость, за страну, за предков, за героев, в конце концов, своей страны. Хорошо, не слушать мнения тех у кого противоположная твоему мнению точка зрения, ладно.

Но ведь приведены же мнения и священнослужителей нашей Церкви которые объясняют что - " Прежде всего, надо договориться о терминах. Когда гордость касается высших ценностей, ничего страшного, ничего отрицательного в ней нет. Вся проблема гордости в том, что люди грешны и потому легко впадают в самомнение"(c). Не принимать и их пояснения по теме, о гордости, во внимание? - У этого какой корень? И чем он наполнен этот корень?

Значит есть два взгляда на этот вопрос, на эту тему. Зачем же продвигать свою, не слушая и обесценивая взгляды других. Тем более взглядов священнослужителей.

Думаю, обменялись взглядами по теме: "Когда гордость касается высших ценностей"(c) и хорошо. Обменялись, и разошлись. Тем более уже не раз было написано участникам темы: Мир вам! Умудри нас Господи! (или только тех кто не согласен с тем что думает автор темы?). Бог всем судья. Что у каждого на сердце знает только Бог.
Или это было просто смиреннословие? Получается, писания святых отцов обильно цитируемо, а их поучения в жизни не применяемы.
 
Православный христианин
***Тогда я, чувствуя себя уже как бы отставным и потому человеком свободным, ответил, что я ни про какую благородную гордость ничего в Евангелии не встречал, а читал про одну только гордость сатаны, которая противна богу.
Лесков Н. С., Фигура, 1889
 
Православный христианин
Действительно гордость(гордыня) тем и проявляется, что хочет быть всегда правой до последнего. И когда уже можно закончить спор, не остановится пока не удовлетворит себя.
Здорово когда человек не только видит сам в себе страсть, но и прилюдно её в себе обличает!
А я, увы, в своих рассуждениях тут не вижу чтобы они были движимы гордостью моей. Хотя, безусловно, она не может в них не присутствовать по причине общего моего духовного состояния.
 
агностик
Гордиться тем, что не зависит от тебя - своей национальностью, цветом кожи, полом, ростом, цветом глаз - абсурдно. Это лишь попытка присвоить себе часть заслуг других людей, имеющих тот же признак.

Гордиться можно лишь тем, чего достиг сам. Но нужно ли?
 
Православный христианин
В учении отцов читаем что гордость - это первый грех, это отвержение Бога.


На вопрос чем гордость отличается от гордыни, видим, читая отцов, что, по сути, у отцов они ничем не различаются, разве только иногда можно найти что гордыней названа высокая степень гордости. Однако оценка у отцов однозначна - гордость это грех и отвержение Бога, мать остальным грехам.

В учении психологов же, видна попытка придать гордости положительную окраску независимо от того учения Церкви, которое определяет гордость как грех. Так, у одно психолога прочитала что церковь смешала гордость и гордыню и назвала гордость страстью и грехом, но в действительности гордость имеет якобы положительный смысл, а гордыня отрицательный. И даже, как утверждают психологи, отсутствие гордости приводит к психическим расстройствам и поэтому психологи работают с пациентами для того чтобы повысить чувство гордости, самоуважения, собственного достоинства в человеке.

***ГОРДОСТЬ – это самоуважение, чувство собственного достоинства. Это искренняя радость за себя и свои успехи, без чувства высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их.
ГОРДЫНЯ - имеет то же происхождение, что и гордость, но это чувство с отрицательным оттенком. Значение у него иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма. Гордыня – это позитивное отношение только к самому себе, своим личным ценностям, сравнение себя с другими людьми с целью превзойти их во всем, это неуважение к ценностям других людей. Практически во всех религиях гордыня – грех, да еще и ведущий к другим грехам.

  • ГОРДОСТЬ - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.
  • ГОРДОСТЬ как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, ГОРДЫНЯ – только успехов собственных.
  • ГОРДОСТЬ имеет положительный оттенок, а ГОРДЫНЯ – отрицательный.
  • ГОРДОСТЬ – это чувство собственного достоинства, а ГОРДЫНЯ – высокомерие.
  • ГОРДОСТИ нужен повод. ГОРДЫНЕ нужно сравнение.
  • ГОРДОСТЬ позволяет ставить новые цели, а ГОРДЫНЯ мешает идти даже к тем целям, которые ясны и понятны. Препятствует этому страх оказаться хуже на фоне других и желание отобрать то, что есть у другого, чтобы стать лучше него.
  • ДОСТОИНСТВО – это осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу.
  • Человек с ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ощущает себя достойным любви просто так, без условий, с рождения. Человек с ГОРДЫНЕЙ старается заслуживать/выпрашивать любовь у других людей, отодвигая себя в сторону, и не может ею насытиться.
ДОСТОИНСТВО - это внутреннее чувство. Для его подтверждения не нужны сравнения. Это то, что дано с рождения – представление людей о равенстве.
В процессе воспитания ребенка достоинство может быть разрушено в следствие унижений, чрезмерной критики, физического или психического насилия, идентификации с родителями, у которых оно нарушено.
При позитивном исходе формируется ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОТОИНСТВА - внутренний стержень, построенный на духовно-нравственных ценностях и на ощущении своей собственной самоценности. Осознание своих прав, моральной ценности, уважения к себе. Это прочный внутренний закон, который соблюдается без принуждения, по своей воле.



То есть, светский психолог отождествляет достоинство и гордость говорит что гордость имеет положительный знак и есть врождённое чувство в человеке. В греховном человеке действительно гордость - врождённое чувство, фактически. Однако православие говорит что состояние наше, вместе с этим "врождённым чувством" - это состояние со знаком минус, которое не развивать надо а преодолевать, лечить. Православие тоже говорит о врождённом чувстве достоинства в человеке, но оно никак не связано с гордостью (личностью, самостью), а связано с тем, чем человек является как тварь Бога и с предназначением человека. Отсюда и разница "лечения" души психологом не православным, у которого гордость имеет положительный смысл, и православным у которого гордость - это отвержение Бога. По сути светские психологи в своём подходе отвергают Бога. Их походы основаны на той пустоте без Бога, которая разверзается бездной погибели для души.


*** Постоянное ви́дение, то есть наблюдение за своими личными грехами (самоконтроль, «бдение»), памятование того, что человек – «червь», «раб земных страстей», предохраняет верующего человека от завышения оценки своей личности.
Не пасть же низко в оценке своего достоинства христианину помогает другой полюс представлений о человеке. Изначально созданного цельного человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всякую тварь. Такой человек призван гармонизировать Космос и спасти в нем всю тварь, которая стенает и мучится. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял мучение и воскрес, сделав и человека способным к обо́жению. Секулярная научная мысль, в концепциях эволюции и роли бессознательного, ставит человека в центр мира (антропоцентрическая картина мира в гуманизме, способствующая развитию самости и гордыни человека), но лишает человека его изначального богоподобного достоинства. Церковь возводит человека в высшее нравственное достоинство, с которым соединяются ответственность и призвание.
Таким образом, антиномичность христианских богословских представлений о человеке, «от червя и раба до господина Вселенной и того, ради которого Христос претерпел крестную смерть», позволяет удерживать представления самого человека о себе в срединном русле, руководствуясь чувством меры.



Почему открыла тем... Потому что в соседней теме от православных читала сообщения что гордость и гордыня имеют тот самый разный смысл, который эти словам придали психологи - гордость не грех, а грех это гордыня, возвеличивание себя над другими. А гордость без превозношения - это не грех. Люди считают что просто со временем несколько поменялся смысл слова "гордость" и существует гордость с положительным смыслом даже без упоминания Бога и места человека в Его замысле о мире.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Посмотрели, и...?
Вы отказали собеседникам в наличии у них какой-то меры обновленного естества.
Вот, собственно, и все.
Нет. Я лишь обнаружила что речь у святого об обновлённом естестве.
 
Православный христианин
Гордиться тем, что не зависит от тебя - своей национальностью, цветом кожи, полом, ростом, цветом глаз - абсурдно. Это лишь попытка присвоить себе часть заслуг других людей, имеющих тот же признак.

Гордиться можно лишь тем, чего достиг сам. Но нужно ли?
По учению отцов человек ничего хорошего САМ не достигает. Всё хорошее - от Бога. Чем гордиться православном?
И вот Игнатий (Брянчанинов) говорит о "святой гордости", которая есть осознание себя сосудом Бога и драгоценной драхмой Его. И это не гордость страной или собственными достижениями. Это достоинство данное человеку Богом, по причине которого мы должны благоговеть и со страхом взирать на своё духовное состояние, зная к чему мы призваны.
 
Крещён в Православии
Гордиться можно лишь тем, чего достиг сам. Но нужно ли?
Нет этим гордиться как раз не нужно, можно самоутверждаться наверное.
цветом кожи, полом, ростом, цветом глаз - абсурдно.
Этим здесь никто не гордиться, потому как абсурдно.
своей национальностью,
А почему нет? Если это связано не с презрением к другим национальностям. А с ответственностью за свою? Если ты представитель своей национальности, и понимаешь и несёшь ответственность, за свои поступки, зная что, по тебе будут судить о всей национальности. Если ты гордишься своими предками и уважаешь свою национальность, ты никогда не совершишь того, что-бы о твоём народе думали плохо. Но, это чувство ответственности не совсем из любви растёт, а как раз из гордости, за нацию. Что-же тут абсурдного. Если для Вас понятие гордости, как личной ответственности, за Родину пустой звук, значит для Вас понятие и личной " чести" то-же пустой звук, тут одно, цепляет другое. Получается такой индивидум, без гордости и поэтому ответственности за свою страну, за свой флаг, за свою историю, за свою национальность, без пустого понятия чести и гражданской сопричастности своему народу, кто он этот человек?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
В общем, гордость может быть и без уничижения других. Но может ли она существовать без хотя бы малого самопревозношения - вопрос.
Так этот вопрос нужно самому себе задавать. С какой целью Вы пользуетесь этим понятием. Что-бы возвыситься над кем-то, или наоборот показать свою , ответственность и благодарность, выразить сопричастность тому что, вам дорого. А вообще конечно любое сердце человека всегда маркер, от избытка сердца, говорят уста. Но вообще, слово и понятие здесь совершенно не причём, потому как ;

Нил Синайский, прп. (†430)​

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть
Сказано: «вся чиста чистым» (Тит. 1:15). Неверным же, преданным страстям, грехолюбивым, оскверненным все кажется нечистым и лукавым и все влечет их на грех – пища ли, питие ли, одежда ли место ли, время ли, лицо ли. И поступок, и беседа, и взгляд, и осязание, и обоняние, и слух, и вкус, – короче сказать, всякая вещь, всякий вид, всякое движение понуждает таковых ко греху, вызывает на беззаконие. И напротив того, – верных, чистых, благоговейных, здравомыслящих все побуждает к благодаренью Бога и к неумолчному песнословию, руководствует ко всякой правде и научает совершенному благочестью.
 
агностик
А почему нет? Если это связано не с презрением к другим национальностям. А с ответственностью за свою?
Зачем тогда называть это гордостью, а не, скажем, заботой об имидже своей национальности?
В моем понимании гордость означает именно понимание своих заслуг, я не уверен, как это можно применить к национальности.
 
Крещён в Православии
В моем понимании гордость означает именно понимание своих заслуг, я не уверен, как это можно применить к национальности.
Да, ладно Александр.. Это очень обширное понятие. Применить можно к чему угодно, даже к звёздному небу над головой. Слово это набор звуков, звучание которых и обозначает некое понятие, того, или этого. А уж само понятие применяет человек, наполняя его определённым содержанием. Тем или другим по ситуации, и по человеку, тут, нужно разбираться в связи с чем, и что хотят выразить. Но, об этом уже не идиножды говорилось в данной теме, жаль безрезультатно. Всё это наводит на мысль что, у автора темы, какая-то особенная личная заинтересованность(личка) настоять на своей правоте. Что подтверждает аналогичная вновь открытая тема, немного с другим названием. Лично я ухожу из обсуждения, больше тут нечего обсуждать.
 
Под МКС
Православный христианин
Мое мнение, гордость=превозношение. Всегда.
По отношению ко греху, это хорошо. Во всем остальном, надо слово заменять.
"Я горжусь своей страной" на "Я счастлив, что живу в этой стране"!

И уже никто, глядя на мою чмошность, не подумает плохо о стране.
 
Православный христианин
А почему тогда нелепо звучит "я горжусь своим Богом"?? Я горжусь Богородицей? Я трепещу перед Богом и Богородицей, я преклоняюсь перед Ними. Но могу ли гордиться Ими???
Потому что это сопряжено с перенесением Их Славы на себя, как у вас - "своим Богом". Если от этого перенесения очистить, то и не будет нелепости. Но тогда можно и другие слова применять: Благословен Бог наш!... Преблагословенна еси, Богородице Дево!..
 
Православный христианин
Потому что это сопряжено с перенесением Их Славы на себя, как у вас - "своим Богом". Если от этого перенесения очистить, то и не будет нелепости. Но тогда можно и другие слова применять: Благословен Бог наш!... Преблагословенна еси, Богородице Дево!..
При такой замене можно вернуть «перенесение») . Благословен Бог мой! Благословенна еси моя заступница! )
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху