Христо́с (от
др.-греч. Χριστός) — букв. «
помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (
Машиах). В современном использовании термин обычно относится к
Иисусу Христу. «
Иисус Христос» означает «помазанник Иисус».
Помазанник (евр. машиах; греч. христос).
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
1) человек, призванный и посвящ. через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Св. Духа (ср. 1Цар 10:1 и след.), изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение.
Значение №1 толкового словаря - отлично.
Мы исповедуем, что Христос истинный
Бог и истинный
Человек.
В словаре правильно изложено общее представление о помазании, но объяснять, что изменяет и делает к чему способным - это не компетенция толковых словарей, а богословие, которое и само имеет не более, чем сколько Бог открывает о Себе.
О Своем помазании по Человечеству говорит и Христос:
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (Лк. 4:17-21)
В то же время, и в исламе сохранилась истина о непорочном зачатии, хотя и неверно понимается.
Ангел Гавриил сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк.1:35)
В воплощении участвует Божественная Сущность ― Дух Святой, и человеческая природа, поэтому говорим о Боговоплощении.
И в отличие от обычного помазания, не при жизни происходит помазание, а уже "рождаемое Святое" наречется Сыном Божиим. Не как у других пророков и царей, но уже рожден от Духа Божия во Плоти. Но и свидетельство Иоанна "я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32) не противоречит, но дополняет, поскольку мы говорим о Божестве (и воплощении от Духа), и Человечестве Христа (и помазании по Человечеству). И для самого Иоанна такое видение было нужно, чтобы он мог свидетельствовать о Христе. Также, слова "видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" НЕ означают, что до этого Дух не пребывал на Христе, но что в тот момент это было открыто; также как и сшествие в виде голубя - образ видения, хотя Дух Божий не ограничен.
О том же пророчествовал Исаия (Ис. 7:14) и напомнил Архангел Гавриил:
Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Мф. 1:23)
Если бы речь шла о простом рождении ребенка у женщины, разве это необычно, знамение? Нет, но сказано "Дева родит", и это чудесно. Что значит "нарекут: с нами Бог"? Это и есть об исповедании Христа Богочеловеком.
Подробней
.
Книга пророка Даниила, 7-6 вв. до н.э.
Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.13:14)
Надо определиться, признаете Тору или нет. Если нет, тогда как можете говорить, что признаете пророков? Откуда вы о них узнали? Признаете Тору, но "она искажена"? Это как говорить, что учебник философии искаженная инструкция к электродвигателю - на столько большая разница между Торой и тем, что хотели бы в ней видеть мусульмане. Не просто исправить, а переписать все заново, т.ч. все книги пророков. Итак, об искажении может быть только пустословие. Поскольку и современные еврейские раввины отождествляют христианский Ветхий Завет с Торой, наиболее здравомыслящие мусульманские ученые признают ее. Остальные, возможно, не признают и математику, и логику.
Итак, о Христе как о Человеке говорил пророк за 7 веков до Рождества Христова. Но здесь же "все народы, племена и языки служили Ему", "владычество вечное"- разве это может относиться к простому человеку, даже и пророку? Никак. И в словах самого Даниила будто удивление или неопределенность о природе Мессии: "шел как бы Сын человеческий". То же самое и в книге другого пророка Исаии, 8-7 вв. до н.э.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? (Ис. 53:8)
По пришествии, Христос Сам говорит о Себе как Сыне Человеческом, напоминая о пророчестве Даниила:
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. (Мф. 16:13-17)
Если бы это исповедание подразумевало сын Божий в смысле праведник или пророк, то зачем бы говорить:
"не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой"? Неужели и без особого откровения свыше они не знали, как и другие люди, что это Пророк, когда Он учил их и совершал столько чудес и исцелений?? Конечно, то было очевидно не только ученикам, а для всех: "одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков"
(Мф.16:14), "Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк"
(Ин.4:19). Итак, что необычного было бы в том, если апостол "догадался", что перед ним пророк, когда это и так всем ясно? Но истина о Божестве Иисуса Христа не была очевидна взору, и поэтому здесь говорится об особом откровении свыше. Откровении о неочевидной тайне, Боговоплощении. И Христос говорит об этом как
о чуде, что его собственные ученики увидели в нем Сына Божия, в то время как на вопрос, за кого Его почитают люди, самые разные предположения о пророческом служении.
Думаете, что это исповедание, открытое не плотью и кровью, а Самим Богом, было о том, что Христос Мессия? Нет, об этом ученики знали с самого начала, еще когда пошли за Ним, но только не были уверены, каким будет царство Мессии, думая о царстве земном.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1:45). Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10:37).
Также, и пророк Иоанн Креститель (Яхья) засвидетельствовал о Нем как о Мессии, напоминая о пророчестве Исаии
(Ис. 53:7), и здесь же о необычном образе Его явления
(Ис. 53:8):
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. (Ин. 1:29-30)
Надо снова определяться, признаете пророка Иоанна или нет. Не только языком, а на самом деле, и остальных пророков, т.ч. уже упомянутых Даниила и Исаию. Вот еще пророк Малахия 5-4 вв. до н.э. говорит о пророке Иоанне (Предтечи Христа) и приближает к исповеданию Божественной природы во Христе:
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. (Мал. 3:1).
"...Внезапно придет в храм Свой Господь" - неужели когда пришел Христос, евреи сомневались об Иерусалимском Храме, что это храм Божий? Нет, весь обрядовый закон исполнялся. Тогда что это за слова, что они значат? Итак, закон и пророки, все Священное Писание вдоль и поперек подтверждают друг друга.
Итак, видно (и это только единичные примеры для хоть какой-то наглядности), что исповедание ап. Петра о том, что Христос Сын Божий НЕ означало, что Петр говорит о Нем как о простом пророке. Оно также НЕ означало, что апостол догадался, что перед ним Мессия. О чем же тогда это исповедание, которое открыто Петру не рассудком и догадками, а откровением свыше? Именно о том, как буквально и поняли сами иудеи (ученые книжники и священники), недоумевая и негодуя на слова Иисуса Христа:
И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5:18).
Что на это можно сказать? Что это искажено? А какие тогда "пророчества" о Мухаммеде пытаются найти муслимы в "искаженной" Библии? Разве это нормально рыскать в искаженном писании иноверцев, выискивая там подтверждения своей веры? Мухаммеда обманул дьявол, а теперь мусульмане вынуждены "доказывать и подтверждать", доходя до абсурда, все это горестное и противоречащее самому себе "наследство" его демонических откровений. Какая трагедия.
О недоумении по поводу слов:
Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28)
Во Христе соединены две природы: Божественная и человеческая. Потому Он называет Себя одновременно и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим, как о том сказано пророком Даниилом.
«Более Меня» значит, что по-человечеству Христос, конечно, «меньше». Т.е. равен Отцу по Божеству и меньше Отца по человечеству, потому что воплотился.
Попробуем понять логику.
Есть Бог; есть Богочеловек. Кто «больше»? Очевидно, что Бог.
Что больше: орел, парящий в небе, или орел на земле с переломанным крылом? Наверное 1-ое.
Кто больше: Мустафа в доспехах с мечом на коне, или босой Мустафа в тунике с тростью? Наверное 1-ое.
При этом,
Божественная Сущность в воплощенном Сыне Божием присутствует полноценно: истинный Бог.
Человеческая природа в Нем также присутствует полноценно: истинный Человек.
Итак, откровение Божие в воплотившемся Сыне Божием совершается
не с принудительной очевидностью, но по вере узнают люди в Иисусе из Назарета Божиего Сына.
Неотвержимое доказательство означало бы лишение человека самого важного его дара, полученного от Бога: свободы. Господь требует от нас подвига веры и любви. Чтобы это было для нас не принудительно очевидно - не вынужденно - и значит, чтобы мы совершили шаг навстречу Богу. Поэтому вера и называется верой. Хотя
есть и знание и убедительные аргументы, но и также элемент неочевидности. Это
подтверждается и словами "блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29).
О том, что и пророки говорили о необычной природе Христа, сказали выше с примерами. О том, что Сам Христос говорил о Своем Божестве:
Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. (Мф.13:41)
Разве мог бы простой человек пророк называть Ангелов Бога Всевышнего своими Ангелами, повинующимися Ему?
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Мф. 24:42)
Разве мог бы простой человек пророк отождествлять Свое величие с величием Божиим?
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. (Ин. 10:28–30)
Разве мог бы простой человек пророк обещать кому-то вечную жизнь, которая одна во власти Божией, и несокрушимую защиту, и так отождествлять Себя с Богом?
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ин. 16:13–15)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что все, принадлежащее Богу, есть Его Самого?
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Ин.14:13–14)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что Он Сам сделает то, что кто-то просит у Бога?
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28:18–20)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что у Него всякая власть (!) на небе и на земле? А повелить крестить по имя Себя?
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Ин.6:40)
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. (Ин.11:26)
Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. (Мф. 18:6)
Разве мог бы простой человек пророк призывать верить в Него (а не в Бога)?
Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? <…> Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. (Ин. 8:53,56–59)
Разве бывают простые люди пророки один раньше другого?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин.14:6)
Разве бывают простые люди пророки путем и жизнью, если Сам Бог - Источник Жизни?
Разве мог бы простой человек пророк сказать о себе, что Он истина, когда до этого другие пророки сказали, что всякий человек ложь (Пс. 115:2, 18:3).
Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин.14:9–10)
Разве мог бы простой человек пророк отождествить Себя с Богом?
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:26)
Разве мог бы простой человек пророк, говорить "Мне служит" (а не Богу служат), "Мой слуга" (а не слуга Божий)?
Далее, Христос дает заповеди и называет их Своими. Но мы знаем, что заповеди, даже будучи сообщаемы через пророка, не являются заповедями пророка, но заповедями Бога. Поэтому Христос в полноте Божественной власти дает заповеди и называет их Своими.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин. 14:15)
И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. (Лк. 6:5, Мк. 2:28, Мф. 12:8)
Разве может быть простой человек пророк господином заповеди Божией? Разве кто-то из пророков мог бы так сказать?
Для сравнения, Пятикнижие Моисея:
И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь" (Лев. 22:31)
Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. (Числ. 15:40–41)
Далее, заповедь Бога Всевышнего, данная через Моисея:
Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор. 4:5)
Заповедь Иисуса Христа:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)
Разве мог бы простой человек пророк говорить о любви к Себе более, чем к другим людям и ближним, требуя для Себя любви, достойной Единого Бога?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин.3:13)
Разве мог бы простой человек пророк сказать, что Он сшел с небес и при этом там же прибывает, так что никто Ему в том не подобен, ни другие пророки, но только он Один?
Пророки никогда не делали и малой части того, что
«Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин.1:18), но говорили о Нем. Тора содержит сотни пророчеств о Том, Кто по Своем пришествии в мир как воплощенный Сын Божий:
заявлял о своем равенстве с Богом,
о полноте Божественной власти, вечно, на небе и на земле,
о власти вершить Суд,
называл Ангелов Всевышнего Своими Ангелами,
призывал верить в Себя,
дал Свои заповеди.
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. (Флп. 2:6–7)
для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4)
их [Израильтян] и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. (Рим.9:4-5)
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:8-9)