По созданию ангелы имели свойство изменчивости, а как умные сущности имели волю добровольно следовать добру или уклониться во зло. Выбор должны были сделать один раз или остаться в служении Богу, либо отказаться. Слуга не может иметь постоянного выбора служить или не служить.
Я предлагаю посмотреть на вопрос по-другому.
Воля не может быть одноразовой, воля же это не некий билет, который можно только раз использовать. Иначе бы получилось, что быть свободным можно только раз, и только раз изменяться, а далее ангел был бы уже не свободен и неизменен.
А это бы означало, что совершая волевой выбор, самопределяясь, ангел терял бы саму способность к перемене и свободу. Но мы вряд ли можем признать, что ангелы перестали быть свободными и что ангелы утратили само свойство изменчивости. Это бы означало пожалуй изменения природы, что для падших, что для устоявших ангелов, а изначально они должны были быть даже, пожалуй, какими-то нейтральными и из нейтрального состояния определяясь к добру или к злу.
Нет, не думаю, что ангелы изменились в природе и перестали быть свободными и способными изменяться. Так и волю вряд ли следует признать одноразовой.
Однако же, при этом, было бы не менее странно, если бы тварь изменялась постоянно, постоянно бы меняла свою волю и постоянно бы колебалась то туда, то сюда. Тогда бы тварь была бы несколько несвободна в своей свободе, и вечная неопределённость не годится для нормальной жизни, и отношений друг с другом и с Богом. Значит воля должна иметь возможность быть постоянной.
Таким образом, думаю, следует сказать так.
Воля не может быть одноразовой, но может быть постоянной.
Заметьте, одноразовость и постоянство не одно и то же.
Одноразовость предполагает некую границу самой волевой способности, то есть одноразовость воли и изменения будет качеством качества, то есть сама способность будет определятся как одноразовая.
Постоянство же есть тут определяемое самой волей, самим волящим быть и оставаться, волить и оставаться в своём выборе.
Так Михаил устоял, но не потерял способность волить и изменяться, но добровольно и сознательно волит оставаться в любви к Богу.
Также, полагаю, и Денница не потерял способность волить и изменяться, но также свободно волит оставаться противником Богу.
Ангелы в связи с отсутствием тела не могут страдать и утруждаться, а через страдание и утруждение вразумляться и обращаться к Богу в покаянии.
Тут ещё тогда один вопрос.
Отчего же Бог дал такое преимущество человеку, но лишил его ангелов?
Ведь Бог знает, что выбор Денницы, пусть и совершенно свободный, не принесёт ему счастья. Если же только телесность является исключительным средством для познания дурности греха, и что никак иначе, кроме как через телесность, не познать всё несчастье от греха, не вразумиться и не перейти уже от ошибки к истине, то получается, что ангелы именно лишены возможности вразумится и спастись.
Почему же тогда, богатый милостью Бог не дал и им телесность и этой возможности вразумиться и исправиться?
Это тоже как-то сомнительно выглядит.
Ведь зло не только выбор, но и заблуждение.
Ведь правда, это не хорошо смотрится, что те, кто создан для вечного счастья, пусть свободно его отвергают, но они же тем самым и заблуждаются и себе вредят, и странно, чтобы они были физически лишены возможности из своего заблуждения выйти.
Мне кажется нравственно сама такая возможность должна быть.
Или разве же Бог не искренен, когда говорит авве Антонию о покаянии и для дьявола:
Но, чтобы ты не оправдался в день судный, чтобы не говорил: я хотел покаяться, но Бог не принял меня, вот благий и милосердый Господь определяет тебе, если только сам захочешь, такое покаяние. Он говорит: стой три года на одном месте, обратись лицом к востоку, и день и ночь взывая к Богу: "Боже, помилуй меня – злобу древнюю!" и повторяй сие сто раз; потом говори: "Боже, помилуй меня – прелесть помраченную!" и это также сто раз; и еще: "Боже, помилуй меня – мерзость запустения!" опять стократно. Так взывай к Господу непрестанно, ибо ты не имеешь состава телесного, и потому не можешь утрудиться или изнемочь. Вот, когда сие исполнишь со смиренномудрием, тогда будешь возвращен в твой прежний чин и сопричтен к ангелам Божиим.
Неужели это условие и слово Божие не может быть исполнено по какой либо иной причине, чем собственное нежелание падших ангелов? Слово Божие не возвращается к Нему тщетным.
Так я нахожу только одну возможность тому, что дьявол не изменится, и она только в его собственно желании оставаться в своём злом выборе, это обусловлено только им самим и его свободной волей, но уж вряд ли физическим отсутствием возможности покаяния.
Воля не может быть одноразовой, но может быть постоянной.
А говорить, что только телесность даёт возможность для покаяния, не значит ли говорить, что ангелы лишены самой возможности?
Не это ли опровергает Господь говоря к авве Антонию, что вот и бесу полагает возможность покаяния, если только сам захочет?