Это новое слово в богословии) "Технический" раскол... какие ещё виды бывают?
А если серьезно, раскол либо есть либо нет. Нельзя быть немножко беременной. Если у человека отсечь, скажем, руку, то потом попробуйте успокоить его словами типа "это техническое отсечение, не по воле, а в силу", вряд ли это его утешит. А в расколе от Тела Христова отсекаются члены. Св.
Киприан Карфагенский писал, что грех раскола настолько велик, что не смывается даже мученической кровью.
Я думаю, что все же раскол расколу рознь.
РПЦЗ почему откололась от РПЦ? Потому что они считали у себя в эммиграции, что большевизм уничтожил уже всю РПЦ как явление (а такие намерения явно прослеживались), а если что и осталось, то это уже "КГБ-шые попы, продавшие Православие антихристовой власти". По сути, РПЦЗ искренне считали себя, по крайней мере поначалу, единственными наследниками дореволюционной РПЦ, т.е. от РПЦ они даже как бы и не отделялись со своей точки зрения. Догм также не меняли. Апостольской преемственности не нарушали.
В то же время РПЦ несмотря ни на что продолжала существовать и прошла мученический путь. Было всякое, но РПЦ не погибла. И, само собой, продолжала быть наследницей дореволюционной РПЦ, да еще и с венцом мученичества. Т.е. она тоже ни от кого не отделялась и ничего не нарушала.
Вот и вышло, что это разделение, как ни странно, произошло от лучших побуждений участников, по ревности к Вере даже, можно так сказать. Что, я думаю, было принято Господом как некоторое оправдание, из-за чего Он и привел эти структуры к объединению в конце концов.
Если же говорить про раскол УПЦ КП, а теперь уже ПЦУ на Украине, то это - типичный раскол из-за гордости. Ничего кроме гордости в нем не заложено. Просто определенная группа людей не по причинам каких-то объективных сложностей, ни по догматическим причинам, а просто руководствуясь национальным мотивом, а вернее - играя на националистических чувствах определенной прослойки мирян, не забывая при это про тщеславное желание править, откололась и начала самостоятельное существование. В последние годы этот раскол без покаяния принял к себе Константинополь, присоединившись тем самым к расколу, согласно Апостольских правил и правил Вселенских соборов. А если не верите, то посмотрите на плоды этого действа со стороны Константинополя - захваты храмов, ненависть, избиения, слезы, выгнанные на улицу священики на Украине, смута во всем православном мире. Посмотрите, как новосозданная ПЦУ начала активно обниматься и вести разговоры про скорое объединение с украинскими униатами греко-католиками, а константинопольский Варфоломей начал с особой активностью те же вопросы обсуждать с папой римским. По плодам узнаете.