Мир всем! К сожалению о.Владимир озвучил мысль, приведшая, в итоге, к смущению многих. И поводом послужило искаженное представление по теме. Однако и другие не оказались в состоянии исповедовать православно все, ни в полноте, ни по отдельности, того что касаемо Иконопочитания. Многое из того что сказано о.Владимиром, не только спорно и небезупречно, а прямо противоречит православному учению. Вероятнее всего это недостаточное знание, а не инакомыслие по убеждению. Знания у многих лишь поверхностные, и пастыри не исключение. Если будет позволено доведу до сведения Форума, то, что с Божией помощью удалось мне узнать на сегодня. И пусть каждый из участников, сам, сверяет насколько он мыслит православно.
Во-вервых, необходимо различить два понятия: богопоклонение и почитательное поклонение. Первое присуще только одному Богу; почитательное поклонение -
Богородице, святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням. Оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое, а именно, почитательное поклонение переходит в богопоклонение.
Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение. «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Почитательное поклонение, совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад.
Преподобный
Феодор Студит объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитальным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя так же и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Таким образом, в Православии эти оба поклонения между собою и нераздельны и неслиянны.
В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонением им переходит в богопоклонение нетварной божественной благодати, почивающей на них, то есть самому Богу, по учению свт.
Григория Паламы. «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Святые, по слову священномученика
Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное... единство с Богом». Стяжавиши подвигом и усвоивши себе при жизни божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества», неразлучно соединились по благодати (и душей и телом) с Богом. Поклоняясь почитательным поклонением святым, мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Не случайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая
Богородица и другие святые угодники Божии, как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» и «Где Я, там и слуга Мой будет».
Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения». Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей, и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками... предавший Себя для искупления всех».
Особое место среди православных святых занимает Пресвятая
Богородица, как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя
Григория Паламы: «Она Единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением». «Посредством Ее, Единой, пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества». Следовательно, «чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх Совершенства всего святого». Каждая Безкровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу Ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов Ея.
Вот собственно, упрощенно, без ущерба обо всем что касается темы. Я специально разбил текст на короткие фрагменты, для облечения усвоения, и для удобства цитирования в случае надобности.