- Православный христианин
Доктрины о чистилище у католиков и мытарства у православии поразительно схожи. Обе они не имеют библейского основания и дают для невозрожденных христиан ложную надежду на спасение
Католическая вера учит, что конечная участь человеческой души решается в чистилище, куда в конце концов попадает каждый. В чистилище, образно говоря, человеческую душу чистят, драют, парят, отмывают и наказывают ремешком. В конце “огненной очистки” душа попадает в рай, где раны быстро залечивают и в зависимости от заслуг она занимает уготованное ей место. О конечной своей участи католик при жизни не знает.
Православие также учит*, что человек не знает о своей участи в вечности. Вопрос решается в мытарствах. Что это такое? Ясного догматического взгляда на это место загробного мира нет. Видения преподобной Феодоры – вот и все основания этого учения. В мытарствах души после смерти, как утверждает профессор Московской духовной (православной) академии А. Осипов, конечная участь определяется приверженностью страстям: что человек выбирает, будучи в бестелесном виде. Если он, будучи в теле, боролся со страстями, не хотел грешить, старался жить по-христиански, то это дает ему шанс устоять в искушениях там. Итак, справившись с трудностями мытарств, он в конце концов также попадает в рай. Кроме тех, кто похулил Духа Святого, учит православный профессор богословия.
Нет, не схожи вообще ничем.
Никогда православные не утверждали, что можно посредством загробных мучений, как бы неким сроком тюремного заключения, как в аналогии на земле, получить прощение грехов, потому что суть доктрины о чистилище такова: есть место, не ад и не рай, нечто между ними, где еще не окончательно погибшие грешники, но не очистившиеся как надо при жизни, не принесшие плодов покаяния, очищаются посредством мучений, потому и название такое -"чистилище". В чистилище грешники как бы выплачивают долг.
Теперь про мытарства. На мытарствах никто не отдает никаких долгов. На мытарствах лишь обнаруживается плен и порабощение души падшими духами, или же свобода от сего порабощения. И если сия мера порабощения окажется слишком большой, то человек задерживается на пути восхождения к Богу и низвергается во ад. Если же недостаточной, то хоть и с потерями, с великим страхом и бедами, но душа все же прорывается к Богу и спасается ("поток прейде душа моя, убо прейде душа моя воду грехов непостянную?"; "душа моя избавися, яко птица от ловящих"). Души же, достигшие святости, минуют мытарства вообще без задержки, они остаются в стороне. Сами мытарства и мучения и истязания души на них не дают человеку никакого отпущения грехов, хоть бы сколь угодно мучился бы человек на них, вот разница между чистилищем и мытарствами. Никакие сроки пребывания в аду не искупляют грехи, лишь по молитвам Церкви грешники, недостаточно при жизни покаявшиеся (а о не покаявшихся даже и речи быть не может) могут быть изведены из адской бездны в место упокоения.
Не лезьте судить веру Церкви, что ложно, а что нет, а то сами окажитесь в числе хулителей Духа Святого. Потому что хулит Духа тот, кто не верует Церкви, верует, что Церковь, "столп и утверждение истины", может заблуждаться.
Церковь не верует, что души усопших находятся в бессознательном состоянии, это учение отвергнуто, осуждено Ей ,как ересь, есть и еретики, подпавшие под анафему за такие лжеучения. Если не желаете себе их участи, откажитесь от сего лжеучения, пока оно еще не погубило вас окончательно, зло имеет способность возрастать в силе и приносить с каждым разом все большие "плоды".
Видения Феодоры - лишь одно из целого сонма свидетельств. Оно используется потому, что это один из самых ярких посмертных опытов, который оказался непосредственно доступен людям на земле через божественное откровение (Ученику Василия Нового Григорию было видение, в котором он общался с Феодорой) . Мытарства - вера всей Церкви (а правильнее сказать - знание), она отчетливо присутствует в святоотеческих творениях. А вот признаков чистилища в святоотеческом наследии нет нигде. Только вы один умудрились объединить сии два диаметрально противоположных учения в одно.
Отцы не то что бы верили, они знали, что они встретят на мытарствах, потому через опыт подвижничества вступили в брань и даже лично познакомились с диаволами, у которых они отбили свою душу. Они прошли экзамены (мытарства) досрочно, победив здесь еще, на земле диавола и страсти, и по смерти мытарства уже к ним не приближаются, нет у святых их товара - страстей, за которые могут прицепиться истязатели.