И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
||19:4
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
||19:5
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
||19:6
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
||19:7
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
||19:8
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
||19:9
но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Вот из евангелия, а сейчас причин для развода, как я увидел в этой теме раз в 10 больше. Это к вопросу о том, что евангельский идеал и современная реальность -разные вещи.
А вот пример из реальности первых веков христианства.
Конкубинат в христианстве:
Древние христиане не одобряли браки, которые допускали язычники в Римской империи, например, отношения конкубината — длительного сожительства мужчины со свободной, незамужней женщиной. Брачная жизнь христиан, по учению Церкви, должна соответствовать христианским нравственным правилам: «вступать в брак следует не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его». Поэтому христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение у своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора.
Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в Римском государстве юридический договор.
Василий Великий называет конкубинат блудом, однако, как пишет он, если ныне живущие в гражданском сожительстве решают вступить в брак, то им можно разрешать это «да не горшее что будет», но с наложением епитимьи.
Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожития (конкубината), то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет (26-е правило святителя
Василия Великого)
Однако другое мнение говорит что брак посредством договора не является таинством и может быть назван конкубинатом:
Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом (
Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17)
тот, кто не имеет жены, но имеет вместо жены конкубину, не должен отлучаться от причастия; однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной – что его больше устраивает (Решение 1-го Толедского Собора)
Конкуби́на (лат. concubina, от лат. con — вместе, и лат. cubare — лежать) — в древнем Риме незамужняя женщина низшего сословия, находившаяся в сожительстве с мужчиной. Такое отношение, называемое в Римском праве конкубинатом (лат. concubinatus), не было зазорным, но было лишено всех прав, какие имел законный брак. Дети считались незаконнорождёнными. Термин, в основном, применяется в отношении римского и христианского права.
В Римском праве, рождённые в конкубинате, в отличие от рождённых вне брака детей, имели права на наследование после родителей, был установлен порядок их узаконения и т. п. Ряд прав был признан и за конкубиной.
Второе отличие — отсутствие свадебной церемонии и отсутствие претензий мужчины в случае, если женщина-конкубина уйдёт к другому. Конкубиной не могла быть куртизанка.
Как видите, тоже много чего порицалось, но прощалось.
А вот, для чего вы упомянули про процедуру развода у мусульман, я не совсем понял. Можете уточнить?