Вот, что писал Св.
Феофан Затворник в книге "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться".
52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
Вся сила в непрестанном памятовании о Боге. Когда утвердитесь в сем памятовании, не голом, а с благоговеинством и другими чувствами к Господу, тогда это памятование заставит Вас быть исправною и во всем прочем, и так исправною, что в исправности сей будет у Вас некое предивное благообразие, ибо бывает исправность суковатая, неуклюжая. Память сия будет у Вас господином, распорядителем и строителем всех дел, паче же внутреннего Вашего быта. В Вас тогда исполнится то, чего молитвенно благожелал апостол Ефесеям, а в лице их и всем христианам, говоря:
да даст вам (Бог)
по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (3, 16–17). Это и есть то, о чем я все толкую. Апостол считал сие так важным, что, молясь о сем, молился с особенным жаром:
преклоняю, говорит,
колена… ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа (3, 14). Как же нам с Вами не толковать об этом? Когда утвердитесь во внутреннем человеке памятию Божиею, тогда и Христос Господь вселится в Вас. То и другое идет вместе.
И се Вам знамение, по коему можете удостовериться, что предивное дело сие начало совершаться в Вас, — именно теплое некое чувство к Господу. Если будете исполнять все прописанное, то чувство такое скоро начнет появляться, и все чаще и чаще, а потом сделается и непрерывным. Чувство сие сладостно и блаженно и с первого появления своего возбуждает желание и искание его, чтобы оно не отходило от сердца, ибо в нем рай.
Хотите ли поскорей вступить в рай сей? Вот что делайте: когда молитесь, не отходите от молитвы, не возбудив в сердце какого-либо чувства к Богу: или благоговения, или преданности, или благодарения, или возвеличения, или смирения и сокрушения, или благонадежия и упования; также, когда, по молитве, читать станете, не отходите от чтения, не доведши вычитанной истины до чувства (истинная молитва - это когда устами читаем, умом понимаем прочитанное, а сердцем чувствуем, то есть молитву нужно доводить до ума и сердца, дабы не было о нас слово Господа: «Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно воздают Мне почитание, уча учениям, предписаниям человеческим» (Мф. 15:8-9)). Сии два чувства (приема), подогревая себя взаимно, могут, если будете внимать себе, и весь день продержать Вас под своим влиянием. Потрудитесь в точности исполнять сии два приема и сами увидите, что будет.
Когда вещь долго лежит под лучами солнца, она сильно нагревается; так будет и с Вами. Держа себя под лучами памяти Божией и под чувствами в отношении к Нему, Вы будете все более и более нагреваться неземною теплотою, а потом и совсем станете горячая, и не горячая только, но и горящая. И исполнится на Вас: огня приидох воврещи на землю сердец человеческих, и ничего столько не желаю, как того, чтобы он у всех поскорее возгорелся (Лк. 12, 49).
Приложите к сему и следующее сравнение: когда искра падет на горючее вещество, то вещество это начинает тлеть понемногу, потом вспыхнет, а наконец и все обымется пламенем и, будучи по естеству темно, станет светлым и светящим по причине объявшего его огня; так и с Вами будет. Согреваясь понемногу, затеплитесь, вспыхнет огонек духовный и, проникая Вас по частям, всю обымет и сделает светлою, хоть сами по себе Вы — тьма. Припомните при сем, что вначале было говорено о некоей оболочке души, а потом о лучезарности души облагодатствованной. Вот что будет с Вами и в Вас! Истинно так. Но наперед надо труд и пот — а сколько времени, Единому Богу ведомо, ибо все от Него. Ведайте только, что не обидлив Бог, чтобы забыл труд любви Вашей.
____________________________________________________
Ниже привожу описание некоторых из вышеприведённых чувств, которые должно во время молитвы доводить до сердца:
1. Благоговения -
1) чувство священного трепета перед Богом, связанное с осознанием Его беспредельного величия, доверием к Нему как к Всеблагому Творцу и Промыслителю, чувством личной причастности к реализации Его замыслов о мире;
2) глубокое почтение, оказываемое святым Божьим как Его верным рабам и нашим ходатаям;
3) чувство священного трепета перед святыней.
Постановление Большого Московского собора 1666–1667 г.
«С великим запрещением повелеваем всем православным…, чтобы в святой церкви во время службы Божией на вечерни и на утрени, а особенно же на святой литургии, стоять с молчанием и со страхом Божиим, с умилением и сокрушенным сердцем молить в тайне Бога о своем спасении, а не беседовать о суетном попечении. Так как в святой литургии таинственно закалается Спаситель наш Господь
Иисус Христос, весьма пребеззаконно нам беседовать о суетных и временных попечениях, и вместо оставления грехов и спасения примем осуждение».
Благогове́ние – 1) чувство священного трепета перед Богом, связанное с осознанием Его беспредельного величия, доверием к Нему как к Всеблагому Творцу и Промыслителю, чувством личной причастности к реализации Его замыслов о мире; 2) глубокое почтение, оказываемое святым Божьим как Его верным...
azbyka.ru
2. Преданность - это чувство верности к Богу до смерти, что что бы не случилось, не отступим от Его заповедей. Преданность рождается от чувства любви к Богу и смирению ао благодати Духа Святого. Возжелайте возлюбить Бога всем сердцем и Он дарит нам силу быть преданными Ему. Сами мы слабы и без Бога не способны ни на что, легко отпадаем от Него, предаём.
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (
Откр.2:10).
Верность — 1) преданность; 2) неуклонное следование принципам, убеждениям, обещанию, долгу и пр.; 3) надежность; 4) соответствие истине; 5) причастность истинной вере, праведность. Верность: добродетель или порок? Такое личностное свойство как верность может обозначаться как одна из наиболее...
azbyka.ru
3. Бланодарность
«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
1Фес.5:18
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!».
1Кор.15:57
Благодарность — 1) чувство признательности за совершённое добро, оказанное благодеяние, внимание, услугу; 2) положительная оценка деятельности; 3) вознаграждение.
azbyka.ru
4. Смирение
«…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Мф.11:29
«Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Лк.14:1
«Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк.17:10
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иак.4:6
«Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе
святость вместо смирения».
преп. Макарий Оптинский
«Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирил себя внутренне».
преп. Авва Дорофей
Евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати. Истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей.
azbyka.ru