"Отче наш … нам … нас…" Наш (нам, нас)?

Прочее
В собственном смысле Бог не является Отцом людям в силу разности природ, но по некоторому подобию - является. Следовательно в ком больше подобия - в том больше и сыновства.
 
Крещён в Православии
Когда я лично читаю "Отче наш", то обращаюсь к Триединому Богу а не к Одной Ипостаси Отца, отделяя её от Сына и Духа. Поэтому и ваши вопросы немного иначе читаются в таком контексте. И Молясь Богу я не отделяю себя от язычников, еретиков, сквернословов и т.д., стараясь не судить и надеясь что не судима буду. Обращаюсь в этой молитве к Богу так же как и в остальных, не отделяя себя от других людей, которые нуждаются как и я в просвещении и пище (хлеб насущный). А когда говорю "яко же и мы оставляем должником нашим", то не задумываюсь кто эти "мы" конкретно (не сужу других - оставляют они или нет), но держу в уме что как я поступаю - так и со мной поступят (как я сужу, прощаю или нет - так и меня осудят , простят или нет).
спасибо )
Когда я лично читаю "Отче наш", то обращаюсь к Триединому Богу а не к Одной Ипостаси Отца, отделяя её от Сына и Духа.интересно, а у меня, есть без раздумий, отношение, обращение именно к Отцу ), хотя я уже давно "не лезу" умом в то "Кто Он и Каков" (прп Максим), только осталось от того же прп Максима - Отец волит, Сын делает, Дух усовершает (пишу по памяти), всё, дальше все помыслы предлагающие туда "залезть" гоню ф топку )
не отделяю себя от язычников, еретиков, сквернословов и т.д., стараясь не судить и надеясь что не судима буду.
нет, тут думаю не вопрос суждения (от суд), суждение происходит до молитвы, во время молитвы обращение к Отцу (богу) и прошение для "нас", "нам", тут, видимо еще до молитвы, если на это обращалось внимание, определяется кто эти "мы" (нас, нам), примерно так )
держу в уме что как я поступаю - так и со мной поступят (как я сужу, прощаю или нет - так и меня осудят , простят или нет)
"поступят" - люди, или "поступит" Отец (Сын, Бог)
 
Крещён в Православии
"Он не говорит: Отче мой, сущий на небесах, но – «Отче наш», и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь ввиду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь – мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие."

повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь ввиду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего
получается весь род человеческий это ближний (?)
 
Крещён в Православии
Да, так. В принципе если пройтись по толкованиям, все сходятся на том, что это о людях в целом. Хотя как я думаю, тут в принципе любой вариант не будет неверным. "Наш" - это мой + всех остальных, к кому это относится. То есть чей Он Отец, к тому и относится. Вон Иоанн Златоуст сверху говорит о всем человечестве, а вот его ученик, Исидор Пелусиотский, считает, что так о себе могут говорить только христиане (хотя это не значит, что это не относится ко всем).
думаю что сознательно (!) молиться будут только христиане, тут мы упремся в вопрос - а кто есть христианин, и потонем в этом ))
собственном смысле Бог не является Отцом людям в силу разности природ
отцом по природе является папа ), а Отцом - Отец
если говорить Бог есть Сущий, то мир (и мы) существуем по причастию, а если "смотреть отсюда" и считать что мы существуем, то Бог есть Сверхсущий
 
Москва
Православный христианин
Отче наш, Иже еси на Небесех,

Всегда ли должно говорить: Отче наш, хотя кто и один молится?
- Непременно.
Почему так?
- По христианскому братолюбию, должно призывать Бога и просить от него благ не только для себя, но и для всех. - (нас, наш, нам... - это добавление моё, в скобках).

("Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви". Репринт. с изд. 1913 г. C. 69-74.
Из книги: Как научится понимать молитвы, утренние, вечерние и ко Святому Причащению. Изд. Отчий Дом, 2005. Cвятитель Филарет Московский: О молитве Господней)
 
Православный христианин
В толкованиях Святых молитвы "Отче наш" имеются ответы на все ваши вопросы.

Далее небольшой copy/paste из Объяснение молитвы «Отче наш» свт. Игнатий (Брянчанинов) https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/37

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, превысшие всякой цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь требует и от нас милости к ближним нашим. Таинство искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над человечеством, как сознав свою греховность, свое падение, свою погибель; как сознав греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав общую, всесовершенную нужду в милости Божией. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление. Ожесточение сердца подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно не впустит в сердце наше божественного дара. "
Только все по разному понимают кто "ближний". Приводят притчу и смысла её не принимают, так как в притче не сказано - вот он тебе ближний, а этот - нет, а там сказано: !или и поступай так же"... так же как самаритянин (не левит и не священник, не поступили милосердно по отношению к ближнему...)
 
Православный христианин
В собственном смысле Бог не является Отцом людям в силу разности природ, но по некоторому подобию - является. Следовательно в ком больше подобия - в том больше и сыновства.
Он наш Творец - поэтому Он "родил" нас. Папа Карло тоже не папа Буратино в собственном смысле.
 
Православный христианин
думаю что сознательно (!) молиться будут только христиане, тут мы упремся в вопрос - а кто есть христианин, и потонем в этом ))

отцом по природе является папа ), а Отцом - Отец
если говорить Бог есть Сущий, то мир (и мы) существуем по причастию, а если "смотреть отсюда" и считать что мы существуем, то Бог есть Сверхсущий
Не очень понятно что вы хотели узнать/сказать/обратить внимание открыв тему.
 
Православный христианин
Только все по разному понимают кто "ближний". Приводят притчу и смысла её не принимают, так как в притче не сказано - вот он тебе ближний, а этот - нет, а там сказано: !или и поступай так же"... так же как самаритянин (не левит и не священник, не поступили милосердно по отношению к ближнему...)
Вы уж извините Оксана.
Обычно позволяю себе посты на вопросы в которых не "диванный теоретик".
Могу много красивых букв написать, но совесть не позволяет говорить о том в чём духовно не преуспел.
Господи, помилуй меня грешника.
 
Православный христианин
Ой... Извините и вы меня, "диванного теоретика".
Почитайте:

Об микро православии http://azbyka.ru/forum/threads/ob-mikro-pravoslavii.15599/
Участие в топик Что в супружеской жизни греховно, а что нет? http://azbyka.ru/forum/threads/chto-v-supruzheskoj-zhizni-grexovno-a-chto-net.15564
Про изучение и понимание Библии http://azbyka.ru/forum/threads/pro-izuchenie-i-ponimanie-biblii.15600/
Поведую об своем воцерковлении http://azbyka.ru/forum/threads/poveduju-ob-svoem-vocerkovlenii.15613/
Общение в форуме http://azbyka.ru/forum/threads/obschenie-v-forume.15655/

 
Православный христианин
спасибо )
Когда я лично читаю "Отче наш", то обращаюсь к Триединому Богу а не к Одной Ипостаси Отца, отделяя её от Сына и Духа.интересно, а у меня, есть без раздумий, отношение, обращение именно к Отцу ), хотя я уже давно "не лезу" умом в то "Кто Он и Каков" (прп Максим), только осталось от того же прп Максима - Отец волит, Сын делает, Дух усовершает (пишу по памяти), всё, дальше все помыслы предлагающие туда "залезть" гоню ф топку )

нет, тут думаю не вопрос суждения (от суд), суждение происходит до молитвы, во время молитвы обращение к Отцу (богу) и прошение для "нас", "нам", тут, видимо еще до молитвы, если на это обращалось внимание, определяется кто эти "мы" (нас, нам), примерно так )

"поступят" - люди, или "поступит" Отец (Сын, Бог)
Я вижу вам не "нравится" ответы форумчан, и я даже догадываясь почему. А мне нравятся многое из уже сказанного.
Но у меня есть и собственный взгляд на Господню молитву:
Христос говорит её как Второй Адам от лица всего человечества и от Себя как Сына Божьего, приводя последовательность желаемых Отцу молитвословий.
На высшую ступень Христос ставит хвалу Именам Божьим; желание следовать воле Божьей; и только после этого Бог готов слушать мольбы обо всем насущном; и готов прощать людям, если и они прощать друг друга будут; но менее всего угодно Отцу перекладывание на Него борьбу с искушениями от лукавого.
Таким образом, Христос в одной молитве изложил суть всего молитвослова: За всё хвалите и благодариье Бога Отца, а с искушениями и от лукавого, поможет Сын Божий.
Короче: ( наш; нам; мы) - от Всех и за Вся!
 
Крещён в Православии
Не очень понятно что вы хотели узнать/сказать/обратить внимание открыв тему.
ну я хотел несколько не ссылки на отцов, а более личное, примерно как "моделька":

- чел-к перед молитвой, помня ее наизусть, в уме пробует понять кого-же он включает в "наш"(…), в его понимании, по-честному ), все уме и если не доли секунды, то секунды, даже лучше не "понимает", а о ком воспоминает (без рассуждения), но(!), если это личное и не хочется об этом писать, то лучше – не надо. Отдельное спасибо Вам за Ваше участие ), и я что-то прихожу к выводу что "темы не будет", и может это правильно ) (время, место, … "не то")

И , Оксана, будьте пожалуйста аккуратнее (это не поучение, а так ), моя субъективная ремарка ), по-моему Юрий (Куриленко) Вам как-то недавно написал - не каждому, не всегда, и не всё (не дословно, а +/- по смыслу), и смотрите с кем входите в дискурс, может оно и этого, в смысле – того ) (и не надо) ))

Спасибо )
--------
А ссылки, так это "не вопрос" ), вот хороша подборка на известном ресурсе

https://bible.optina.ru/new:mf:05:44#prp_maksim_ispovednik

да и

А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф.5:44-45)

(но что-то мне подсказывает что и Зеленский, и патриарх Варфоломей, и …, и писал выше – " еретики, и атеисты, и агностики, и хулители Бога, бандиты, и мужеложники, и деторастлители, и убийцы, и воры …", вот с некоторым трудом ассоциируются с "наш" (…), если уж по-честному, а так - да, по отцам все мы добрые, белые и пушистые )
Ко мне пришел некотрый ответ, он мне нравится, чуть ниже отдельным постом
 
Крещён в Православии
Я вижу вам не "нравится" ответы форумчан, и я даже догадываясь почему. А мне нравятся многое из уже сказанного.
Но у меня есть и собственный взгляд на Господню молитву:
Христос говорит её как Второй Адам от лица всего человечества и от Себя как Сына Божьего, приводя последовательность желаемых Отцу молитвословий.
На высшую ступень Христос ставит хвалу Именам Божьим; желание следовать воле Божьей; и только после этого Бог готов слушать мольбы обо всем насущном; и готов прощать людям, если и они прощать друг друга будут; но менее всего угодно Отцу перекладывание на Него борьбу с искушениями от лукавого.
Таким образом, Христос в одной молитве изложил суть всего молитвослова: За всё хвалите и благодариье Бога Отца, а с искушениями и от лукавого, поможет Сын Божий.
Короче: ( наш; нам; мы) - от Всех и за Вся!
..., и я даже догадываясь почему.
а я - нет, (шепотом) откроете тайну(?) :)
Христос говорит её как Второй Адам от лица всего человечества и от Себя как Сына Божьего,
ну, как-бы, не совсем так, Он учит как молиться нам -
" И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, ..."(Мф.6:5-9)

но менее всего угодно Отцу перекладывание на Него борьбу с искушениями от лукавого.
и
а с искушениями и от лукавого, поможет Сын Божий.
тут нет некоторого противоречия(?)

Короче: ( наш; нам; мы) - от Всех и за Вся!
точно "Всех и Вся"(?), в контексте поста выше :)
 
Крещён в Православии
хорошо (это слово не оценка, а не более как некоторая приговорка, я иногда "разбавляю" текст разговорным, он (текст) не имеет интонаций, а каждый раз писать что я не вещаю с кафедры, а пишу просто спокойно и доброжелательно лень, да и не принято это), заново :) -
хорошо, Церковь, кто в Церкви(?) -

1 - если Церковь как Тело Христово, пусть это - крещеные, а включать ли тех кто пока проходит катехизацию (?), тех кто пока интересуется и склонятся к крещению(?), тех, кто через месяц (год, ...) (?) - их включать в "наш"(...) (?)

2 - а если попробовать по прп Максиму

"В Боге неподвижно водружены (πεπήγασι) логосы всего, сообразно каковым Он знает все прежде его становления (γενέσεως)... даже если все это... приводится в бытие не разом со своими логосами (ούχ άμα τοΐς έαυτών λόγοις) или со знанием Бога о нем, но каждое по Премудрости Создателя в приличествующий для него срок должным образом создается (δημιουργούμενα) сообразно своим логосам, и принимает отдельное бытие (καθ’ έαυτά είναι) в действительности (τή ένεργείςι)41. Ибо Бог есть Создатель вечно и действительно (άεί κατ’ ένέργειάν), тварные же [в Боге] суть в возможности (δυνάμει), но еще не в действительности (ένεργείςι)"42.

41 Отдельное бытие — это бытие индивида, отдельной ипостаси. Ср. : «[Видовая] природа обладает общим логосом бытия (τόν τού είναι λόγον κοινόν), а ипостась — и [логосом] отдельного бытия (τύν τοΰ καθ’ έαυτό είναι)» {Maximus Confessor. Opuscula 23 (PG 91, 264AB).
42 Maximus Confessor. Ambiguum VII (1081A).

может быть Церковь это весь (прошлый, настоящий и будущий) коллектив (пардон за слово/термин) человеков

3 - а ангелы (3.1 - по волеизъявлению; 3.2 - по природе) (?)

4 - пока не придумал )
 
Крещён в Православии
вот такой ответ тоже имеется

"... да, "наш", "нам", "нас" включает весь мир сотворенной и всех человеков, и не только, это надо знать и понимать, но ты, вставая на молитву, молись не от ума и знаний, а от сердца, насколько твое сердце сможет вместить, искренне. Молиться "за весь мир", со всем знанием и пониманием что это значит, от всей глубины своего сердца могли только великие подвижники, св Силуан Афонский писал: "Молиться за мир – кровь проливать", и ты молясь искренне, от сердца заодно будешь понимать насколько ты, призванный к святости, далек еще от того, к чему ты призван, и это еще и поможет умерить пыл самомнения и гордыньки ..."
 
Крещён в Православии
а если попробовать по прп Максиму
изи - https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/tolkovanie_na_molitvu_Gospodnyu/

может быть Церковь это весь (прошлый, настоящий и будущий) коллектив (пардон за слово/термин) человеков
Сначала я написал несколько предложений в ответе, но стер их, так как жертвовать полнотой ради доступности смысла нет. Полный/верный ответ состоит из одного слова с точкой.

Например, оставляя за скобками призывание/обращение Отче наш, в просительной части "нам" - так и вовсе только ниные живущие. Прости нам грехи, Хлеба нам дай. Но это для меня, это невполне верно, то есть "прости нам грехи, нам - ныне живущим" - неполный ответ и неверный ответ.

Вы будто "толкуете евангелие от Матфея"(или келейную практику).
Попробуйте "толковать" литургическую практику, "Отче наш" читаемую на литургии верных.
 
Сверху