Надо сказать, что понятие "Он умер "за нас", в смысле "вместо нас" широко используется только у нас, у русскоязычных верующих. Потому что, например, в греческом, французском, немецком и английском языках, говорится вполне определённо: " He died for us". И предлог "for" здесь определённо означает "ради и для". А у нас на этом месте спекулируют, искажая и делая непонятным главный принцип спасения.
ИСКУПЛЕНИЕ
(Из лекции В. Леонова Сретенский монастырь)
Термины
Спасение и Искупление часто используются в одном значении. И хотя они близки по смыслу, между ними есть некое различие. Слово Спасение гораздо шире по содержанию. Протестанты, ссылаясь на Апостола Павла (Посл. к ефесянам), где Он говорит:
Вы спасены,и сие не от вас - Божий дар, да никто же похвалится..., ошибочно считают себя уже спасенными. Но тут слово Спасение используется в ином смысле, как свершившийся акт смерти Христа и Его воскресение. В послании к филип. апостол о Спасении говорит иначе:
Со страхом и трепетом совершайте свое спасение...
У Апостола нет противоречия. В первом случае: он имеет ввиду
Искупление— дело Господа — оно
уже произошло. Во втором:
Спасение каждого — как люди усваивают плоды искупительного подвига Христа — тут предстоит трудиться,следуя Его учению.
Для справки: Сотериология— учение о Спасении. Что мы называем Искуплением — спасение мира от вечной гибели, совершенное Господом нашим Иисусом Христом через Его добровольные страдания, смерть и воскресение.
На самом деле в тайну Искупления не могут проникнуть даже Ангелы. Тем паче мы, люди ограниченные,не в состоянию полностью понять процессы восстановления нашей поврежденной природы через смерть Христа. Одновременно с тем, говорить, что это для нас вовсе непознаваемо, неверно. Все необходимое и полезное нам для спасения Господь открыл.
По сути наш«
Символ веры» — это и есть догматическое учение о спасении, включающее акт Искупления.
Используя образ нового Адама, Спасение людей происходит через новое рождение во Христе — Духовное рождение. Человек ни только избавляется от грехопадения, но незаслуженно получает гораздо большее — Блаженство и Жизнь вечную. Как от первого Адама человек незаслуженно несет на себе наказание,так и теперь мы незаслуженно приобщаемся Правды (Праведности) Божьей. Происходит постепенное преображение тварного мира через действие неуклонной верности воле Божией нашего Спасителя.
В акте Искупления существует некая завуалированность. Бог применил хитрость (премудрость), не открывая всю суть этого процесса до освобождения людей из ада. Он поступил так, как дьявол поступил с Евой, явившись ей в образе змия. Поэтому ни она ни Адам не знали, что на самом деле послушались дьявола. А дьявол даже предположить не мог, что Христос— Сам Бог. Не овладев Его душой на земле при жизни, дьявол был уверен, что все равно по смерти она попадет в ад. Но когда это произошло — открылась Божественная сущность Господа Иисуса Христа. Ад опустел, разрушилась власть дьявола, разрушился закон греха и смерти вплоть до вознесения на Небо.