- Православный христианин
Многажды раз слышала о том,что творения Святителя типа сказок. Не соответствуют фактам.
Как разобраться?
Как разобраться?
Да? А мне один сомневающийся доказывает,что это не так ( Как бы подробнее узнать историю написания Четьи Минеи.Так что его "Четьи-Минеи" имеют очень серьёзную историческую базу.
То, что там выглядит, как сказки - сказки чаще всего и есть. В житиях главное не этот аспект, а сущностный. Не то, что там кто-то змею в золото превратил, а то, что святой подбросил мешок с золотом бедняку, свой собственный. Собственно подлинным чудом это и является.Многажды раз слышала о том,что творения Святителя типа сказок. Не соответствуют фактам.
Как разобраться?
СКАЗКА О ПОКРОВЕ. Ни в одной летописи или хронике вообще нет рассказа, соединяющего какую бы то ни было осаду и видение Покрова.
Само Житие Житие Андрея Юродивого, написанное во второй половине 10 века (Житие Андрея Юродивого. Спб.,2001).
Это типичный средневековый "духовный роман", полный видений и чудес. Историческая его ценность довольно мала.
Автор Жития относит время жизни Андрея вообще куда-то в 5 век, задолго до "сарацин".
Никаких сарацин, никакой осады и даже угрозы Константинополю при этом не упоминается (стр. 103-104)…
да, бывший дьякон зрил куда-то не туда. Как он был верующим,мне вообще непонятно.СКАЗКА О ПОКРОВЕ.
В символ веры не входят чудеса из житий святых, в них не надо верить, чтоб быть верующим. Библия тоже к этому нигде не призывает. Сами жития имеют другую цель, показать образец, но чудеса как раз в это не входят. Посему это художественный жанр (а поэтому и не ложь). Но опасный, так как дает повод насмехаться над вероучением, в которое не входят эти чудеса. И не дай Бог будет доказательное опровержение любого из них, это будет очень серьезным ударом.да, бывший дьякон зрил куда-то не туда. Как он был верующим,мне вообще непонятно.
Я тоже когда-то думал, что в патериках и житиях много выдуманных чудес, но со временем многие подобные чудеса я видел сам. Теперь читаю патерики другими глазами, теперь я действительно полюбил их читать. Самые большие благодатные чудеса и утешения Богообщения совершались внутри святых подвижников Христовых, они и остаются сокрытыми. А в житийную литературу попали как раз те сверхприродные действия Божии, которые скрыть было сложно, как наиболее явные. Бог надмирен, для Него творение чудес сверх естества так же свойственно, как и для нас, будучи в теле, дыхание.В символ веры не входят чудеса из житий святых, в них не надо верить, чтоб быть верующим. Библия тоже к этому нигде не призывает. Сами жития имеют другую цель, показать образец, но чудеса как раз в это не входят. Посему это художественный жанр (а поэтому и не ложь). Но опасный, так как дает повод насмехаться над вероучением, в которое не входят эти чудеса. И не дай Бог будет доказательное опровержение любого из них, это будет очень серьезным ударом.
Жития - это, так сказать, текстовые иконы святых. На иконах много фактической правды нарисовано? Иногда даже вид человека не очень на правду похож. Но символика достоверная.
Которые взяты из народной молвы и могли бы иметь какой-то нравственный смысл или подчеркнуть славность деяния для акцента на нем. Как художественный прием. А чудеса ради чудес отсеиваются.А в житийную литературу попали как раз те сверхприродные действия Божии, которые скрыть было сложно, как наиболее явные.
Да как сказать, их представители с вами бы не согласились, чудес в народной молве везде хватает.Что касается других вероучений, все другие религии это религии Закона, и только Христианство это религия Благодати и Богообщения. Поэтому чудеса естественным образом сопутствуют Христианству.
Вот видите, вы Благодати не знаете. С вами это обсуждать бесполезно, вы слишком поверхностны. Когда уверуете во Христа, приходите, будем общаться на эту тему.Которые взяты из народной молвы и могли бы иметь какой-то нравственный смысл или подчеркнуть славность деяния для акцента на нем. Как художественный прием. А чудеса ради чудес отсеиваются.
Да как сказать, их представители с вами бы не согласились, чудес в народной молве везде хватает.
В чудеса вида «превратил святой змею в золото»? Или «превратилась голова святого в голову пса, чтоб избежать соблазнов»? Никогда не уверую, и никому не советую. Хотя это личное дело каждого, требования вероучения такого нет, в это во все верить или не верить. Это кстати и есть поверхностность, так как не является сутью вероучения даже близко.Вот видите, вы Благодати не знаете. С вами это обсуждать бесполезно, вы слишком поверхностны. Когда уверуете, приходите, будем общаться.
Вы не можете себе этого представить?«превратилась голова святого в голову пса, чтоб избежать соблазнов»
Да представить можно что угодно, даже вас, превратившейся по молитвам Богу в летящего дракончика, успевающего вовремя на службу, притом обязательно именно видимого всем дракончика (что подразумевает жизнь псоглавцем). Вопрос только в том, что этого не будет. Да и не было никогда. Вера не исключает здравого смысла. А Бог творил законы природы не для того, чтоб их нарушать. Хотя в крайне ограниченном количестве это и делает. Цели этих чудес в подавляющем количестве случаев достижимы и без театральных эффектов, которые имеют духовно тлетворное действие и заставляют верующих в Бога превратиться в верующих в чудеса и охотников на них. А вот для пущей убедительности можно и придумывать, и приукрашивать. У нас вон некоторые умудряются верить даже в мегаэффектные чудеса по расписанию каждый год, с учетом графиков и опозданий бюрократических служб, согнанных под эти "чудеса". Даже когда им никто прямо не говорит о том, что речь о чуде (а не, например, о его репрезентации).Вы не можете себе этого представить?
Агиография Святых -это не документальные истории . Несомненно Бог творил чудеса. Но теперь отличить где были реальные чудеса , а где придуманные каким то монахом в 5 веке истории для назидания потомков не так сейчас просто .А зачем слушать сомневающихся? Труд Святителя Дмитрий Ростовский пользуется авторитетом в православной церкви и цитируем другими Святыми, что делает его заслуживающим доверия. А сказками описанные там истории считают те, у кого не вмещается в голове то, что всемогущий Бог смог сделать что-то чудесное, что-то, что противоречит законам природы, будто создавший эти законы по своему всемогуществу не может их отменить. Но именно это и произойдёт в конце времён после страшного Суда и наступления Царства Небесного. Даже самые смелые фантазии не смогут сравниться с тем, что тогда наступит. И что же это, за сказки считать? "Почему сказки?" - спросите вы у сомневающихся. "Патамучта такое не может быть" - ответят они вам
Так и о Писании сомневающиеся говорят, что там всё придумано, но для нас это объективная истина, которую мы познаём на опыте.Агиография Святых -это не документальные истории . Несомненно Бог творил чудеса. Но теперь отличить где были реальные чудеса , а где придуманные каким то монахом в 5 веке истории для назидания потомков не так сейчас просто .
Поэтому не надо относиться к агиографии, как к достоверным документальным историям на 100 процентов ( но это я про себя)
Если Вы верите что это все на 100 процентов документальные рассказы -это Ваше личное дело.
В нынешнее время тоже бывают разные истории. Я сама некоторым свидетель. И младенцы,говорящие басом- бывали.пример живучести агиографического сознания.