Престольные праздники в нашем храме всегда проходят с большим размахом - огромное количество людей, множество гостей-священнослужителей, приезд правящего архиерея. Да и храм у нас старинный, большой, с прекрасной росписью - смотришь на него, и душа радуется - вот она, настоящая краса Русского Православия.
Именно поэтому меня ничуть не смутил характерный клацающий звук фотокамеры во время Торжественной литургии в престольный день. Я даже улыбнулась про себя - повезло фотографу такую красоту запечатлеть, наверняка получатся прекрасные снимки.
- Совсем уже ни стыда, ни совести, - громким шепотом возмутился пожилой прихожанин, Владимир Петрович. - Не фотографируйте меня, и молиться не мешайте! Фотограф, парень лет 30-ти, с огромным профессиональным фотоаппаратом кивнул, повернулся в другую сторону и принялся громко "поливать" исповедь. Тут же послышался недовольный гомон.
На фотографа было жалко смотреть - парень совсем растерялся, по его виду было понятно, что он совсем не может решить, что же делать дальше. Спрашивать у каждого разрешения во время богослужения неэтично, фотографировать без разрешения - прихожане тут же "тихо" шуметь начинают.
Кое-как отмучившись до конца службы, фотограф выскочил на крыльцо храма и начал строить прихожан для группового снимка.
- А когда фотографии будут? - услышала я голос Владимира Петровича и уже второй раз за этот день посмеялась про себя - ведь это именно он всего час назад возмущался работой фотографа.
- Трудно вам сегодня пришлось, - посочувствовала фотографу.
- Трудно… - согласился со мной парень. - И, что самое интересное, сколько в храмах снимаю - везде так. Не любят православные, когда в храмах фотографируют.
Он ушел, а я задумалась над его последней фразой. Почему же православные не любят, когда фотографируют в храмах? Неужели мы такие агрессивные? Или не любим выставлять себя напоказ? А может, проблема в другом - в самих фотографах, которые так часто, беря в руки фотоаппарат, превращаются в настоящих охотников? Загоревшись этой проблемой, я побеседовала и с одной, и с другой стороной. И выяснилось, что за красивыми православными фотографиями, которыми мы, верующие, потом любуемся, кроется огромный конфликт. Конфликт фотографа и его образа.
Причем, кто из них жертва - это еще огромный вопрос.
Фотографы, работающие в светских средствах массовой информации - это вообще отдельная тема для разговора. Тут сразу следует отметить, что любой фотограф - будь он православный, свадебный, репортажный или снимающий природу, видит мир исключительно сквозь объектив своего фотоаппарата. Так же, "кадрируя" мир, он подходит и к объекту своей фотосъемки. Причем, видя интересный момент или то, что необходимо ему снять по задаче редакции, фотограф вообще отключается и перестает видеть и слышать окружающий мир. Нужный кадр - вот цель! И зачастую для его достижения человек готов практически на все. Такие уж фотографы фанаты своего дела.
С таким же подходом, с которым снимаются свадьбы, природа, животные, красивые девушки - светский фотограф подходит и к съемке в храме. И хорошо, если он догадывается элементарно взять благословение у отца-настоятеля. Так нет же, зачастую фотографы об этом не думают, зато потом с удовольствием делятся на Интернет-форумах и в своих профессиональных кругах байками о том, какой тот священник злой и как его, фотографа, во время службы за обыкновенную, невинную съемку из храма выйти попросили. Забывают почему-то в этот момент фотографы народную мудрость: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Не понимают, что свечница попросила их выйти не потому, что она утром не с той ноги встала, а потому, что в храме все происходит с благословения.
Впрочем, отсутствие благословения - это не самая распространенная проблема. Куда более часты случаи, когда благословение имеется, а вот знаний о ходе службы, элементарного представления о том, где в храме ходить можно, а где нельзя - нет. Сама наблюдала сцену, когда во время недавнего визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Донецкую епархию, фотограф, чтобы получше захватить Святейшего в кадр, полез на раку с мощами. Просто наступил ногой на святыню, которую мы оберегаем, почитаем, у которой молимся и которую целуем. А потом долго возмущался, что "Какой-то монах как закричит! Вот оно, хваленое смирение! Кричать он начал!".
© Православный мир