По поводу Вселенских соборов и всяких воспроизводимых формул на них, однажды упомянутой апостолами - эти формулы произносили как противники икон ( 754 г), так и почитатели (787г.). Так что это не аргумент.
Ознакомьтесь с историей Церкви:
"
Ересь иконоборчества
а) Причины возникновения ереси иконоборчества
В Византийской империи в VIII — начале IX веков возникает ересь иконоборчества, направленная против почитания икон.
Епископ Иоанн Аксайский пишет
о причинах возникновения ереси:
«…при изыскании причин к объяснению того, от чего возникло иконоборство, нельзя, по моему мнению, не допустить, что самой главной причиной сему было
ошибочное понимание в иконоборцах
истинной религиозности, ее свойств и потребностей: смешивали подлинное религиозное чувство со служением суеверным. Там, где действовала потребность религиозная, подозревали гнездо суеверия и, под предлогом его уничтожения, подавляли существенные проявления истинной веры.
Значительную помощь к уразумению этой исходной точки окажет нам воспоминание о происшествии с Анной, матерью св. пророка Самуила. Могло же составиться у Илия столь ошибочное и столь обидное для благочестивой женщины представление о ней в то время, как она находилась под влиянием молитвенного возбуждения! Таковые же излияния религиозного чувства могли встречать и иконоборческие императоры, и так как в них, при ошибочности представления об источниках религиозной настроенности молящихся, было немало грубости и воинственной жестокости, то ясным становится, как могла собраться такая буря, какая собралась.
…Император Лев Исавр, более 10 лет уже правивший государством и остававшийся во все это время покорным сыном Церкви, под влиянием разных соображений, вроде тех, о коих мы только перед сим предположительно предрассуждали, пришел к мысли уничтожить в Церкви почитание святых икон».
В.В. Болотов:
«…иконоборческое движение скорее навязано было извне, чем возникло в недрах самой церкви.
…A) Чем руководствовался Лев Исавриец с преемниками в борьбе против икон?
1) Её нельзя объяснять исключительно — а) ни вандальскою грубостью этих императоров-полуварваров, лишенных образования. Сведения о том, что иконоборцы гнали просвещение, неточны. Если они жгли святоотеческие книги, то это была иконоборческая борьба с книгами не иконоборческого направления, а не с книгами вообще. …
б) Ни обязательством уничтожить иконы, которое будто бы дал Лев Исавриец еврею-волхву, предсказавшему ему царство: гонение на иудеев (принуждение их к крещению) в 722 г. говорит ясно, склонен ли был Лев к каким бы то ни было обязательствами евреям. …
в) Ни увлечением мусульманским примером. Подражание и увлечение мусульманским примером было бы очень плохою политическою программою со стороны государя, насущною задачею которого была оборона своего государства от нападения мусульманских халифов. …
г) Ни даже миссионерскими расчетами: уничтожением икон устранить весьма важное препятствие к обращению мусульман в христианство. Известно, что мусульманам крест был ненавистен не менее икон, а от креста и поклонения ему иконоборцы никогда не отрекались. Притом, различие христианства от мусульманства не в иконопочитании только, a более принципиальное. В воззрениях же на Магомета — важнейший вопрос для мусульманства — христианство совершенно противоположно мусульманству, и никаких уступок здесь и нельзя было ожидать.
д) Ни желанием усилить средства государства, принудив византийцев крепко подумать о защите государства, отняв у них иконы; на которые они нередко суеверно возлагали все свое упование. Это «суеверное упование» византийцы могли возложить и на св. крест, которого отнимать у них иконоборцы не покушались. Притом здесь противоречие: Лев представляется таким тонким политиком, каким не мог быть необразованный солдат, как представляют его с другой стороны.
Эти мотивы (а, в, г, д) могли иметь лишь второстепенное значение в истории иконоборчества.
…Гонение на иконы несколько более понятно, если рассматривать его не как самую сущность, но как один из моментов целой и сложной политической программы иконоборцев, программы новой, развитой в противоположность той, которая до сих пор держалась в Византии.
В лице Льва на византийский престол взошел исавриец, чего давно уже не было (со времени Зинона). С восшествием на престол человека нового, естественно, могло явиться или подняться новое направление. Господствовавшее до иконоборцев политическое направление можно назвать в условном смысле церковным, или вернее клерикальным, понимая под этим словом такую политику, которая интересы духовенства, как известного класса общества, уважает более, чем требования и задачи самой церкви. При Юстиниане II духовенство стояло в Византии высоко и занимало даже высшие государственные должности.
…Естественно, что новое и противоположное политическое направление стремилось вытеснить духовенство из занятой им позиции и выступило с программой антиклерикальной.
Иконоборство в программе императоров этого направления имело такой смысл: они хотели направить по новому пути (наряду с другим) и религиозную жизнь народа; порывая с традициями прежнего времени, они выступили на борьбу против иконопочитания, потому что и оно являлось характеристичным для прежнего церковного направления. Не отрекаясь от христианства и церкви, они хотели довести обрядность, внешние формы благочестия до minimum'а: чествовали св. крест и отметали св. иконы.
Но чем руководствовались представители иерархии, ставшие на сторону иконоборчества?
… в Византии физические бедствия пробуждали мысль о перемене вероисповедания. В десятый год царствования Льва Исавра, летом 726 г., было сильное вулканическое извержение в Средиземном море... В Византии увидели в этом гнев Божий, занялись вопросом о том, что́ его вызвало, и в политических сферах нашли, что византийцы прогневали Бога своим иконопочитанием. При этих совещаниях, по-видимому, обошлись без участия патриарха Германа. Издан был немедленно указ против иконопочитания».
Сопротивление иконоборчеству. Гонения на православных
Епископ Иоанн Аксайский излагает
историю иконоборчества:
«Император Лев Исавр, более 10 лет уже правивший государством и остававшийся во все это время покорным сыном Церкви, под влиянием разных соображений, вроде тех, о коих мы только перед сим предположительно предрассуждали, пришел к мысли уничтожить в Церкви почитание святых икон.
… Патриарх Герман начал разубеждать иконоборца в правдивости его суждений, начал защищать употребление святых икон, говоря, что этот обычай церковный ведет начало свое от самих апостолов. Раздраженный противоречием патриарха, Лев низвергает его с престола и возводит на место Германа человека, по сердцу своему, — Анастасия. Анастасий почел для себя делом более спокойным и безопасным войти в соглашение с видами императора, и святые иконы, даже по соглашению с властями церковными, повелено выносить из церквей, домов, приносить на площади и сжигать; священные изображения на стенах храмов уничтожать; изображения Спасителя, Божией Матери, святых угодников, кои были поставлены в городах на открытых местах, разрушать.
…… Ни первое, ни второе послание папы Григория II к императору Льву Исавру не склонило того к отступлению от принятого им отношения к святым иконам и их почитателям. Лев Исавр продолжал свое, и еще с большим свирепством: почитателей икон подвергали пыткам, ссылали в ссылку, заключали в темницу, казнили смертию.
… Как, однако же, ни свирепствовал Лев Исавр против святых икон, цели своей он не мог достигнуть с таким успехом, с каким желалось ему: ближайшие его подданные или решались на страдание, или вдавались в бегство, или уступали ему, по лицемерию. Что же касается истинно верующих в других местах, удаленных от Константинополя, то император отовсюду встречал резкое противоречие себе: из Сирии, из Дамаска против Исавра резко писал св.
Иоанн Дамаскин, из Рима, как уже знаем, римские папы Григорий II и преемник его Григорий III. Другие места отвечали даже восстанием и возмущением против власти императора: так, например, в собственной Греции и на Цикладских островах, как скоро там получено было уведомление об иконоборстве, все христиане произвели возмущение; в Италии при первых известиях об иконоборстве императора начали бросать портреты его на землю и топтать ногами. Папа Григорий с римлянами и со всею Италией отложился от подданства Льву. … Да и что за власть могла быть у императора в Риме, когда папа подверг его проклятию за ниспровержение святых икон.
… Сын и преемник Льва Исавра Константин V Копроним, не желая отступать от отношения к почитанию святых икон, принятого отцом его, но и не будучи в силах устранить то противодействие иконоборцам, какое повсюду, где только было можно, представляли истинные члены Церкви православной, особенно епископы и монахи, пришел к мысли повоздействовать, сначала особенно, на духовенство, а потом и на народ. Только на народ не так воздействовать, как действовали доселе, т. е. не посредством распоряжений воинских, а чрез духовенство: Константин Копроним … решился созвать Вселенский Собор, чтобы самый Собор объявил, что икон почитать не должно. План, на первый раз, казался удачным: за льстивыми душами не было надобности ходить далеко; для начала дела нужных человекоугодников в достаточном количестве нашли под руками, а при посредстве подручных приобрели и с окружности.
Собрался «Собор», очень сложный по количеству; одних епископов было 338, и все они объявили себя за иконоборство.
Для того чтобы не остаться при одном удивлении и не отказать в вероятности вышеобъявленному происшествию, надобно принять во внимание, что в Византии епископы находились под сильнейшим давлением власти императорской. Будучи в таких обстоятельствах, что им приходилось избирать или смерть, или уступку императору, очень многие, щадя свою жизнь, соглашались с волею императора, хотя, как окажется после, и не искренно. Притом же и епископы оказались очень далекими от тех высоких образцов пастырства, какие выставляла Церковь, более древняя. …
Итак, вот основоположения на которых лжеименный «вселенский» иконоборческий собор построил свои, приведенные нами выше, анафематизмы против святых икон, и их изготовителей, и их почитателей.
…Ближайшим следствием лжесобора было то, что иконы повсюду из церквей были выброшены, некоторые из них сожжены; живопись на стенах храмов и мозаические священные изображения затерты известью. Не избег этой участи и великолепный храм Богородицы Влахернский в Константинополе, на стенах которого лучшими художниками изображена была вся земная жизнь Богочеловека, все Его чудеса, все события из Евангельской Истории, оканчивая сошествием Святого Духа на апостолов.
Чтобы стены храмов не оставались голыми, приказано было изображать на них обыкновенные ландшафты, также разукрашивать оные, то есть стены храмов, изображениями птиц и разного сорта деревьев. И превратились, как выражается тогдашний очевидец, храмы в птичники и фруктовые лабазы. …Иконоборческая ревность простиралась так далеко, что враги икон дозволяли себе жечь книги, украшенные священными изображениями, и рвать те (т. е. книги), в которых говорилось о почитании икон.
…Но как ни свирепствовала жестокость императора против святых икон и их почитателей, цели своей он не мог достигнуть безусловно и беспрепятственно: истинные сыны Церкви Христовой не преклонились ни пред какими угрозами и мучениями. Особенно смелыми и решительными противниками безумным планам императора были монашествующие. … Так как и по другим местам Константинопольского патриархата главными защитниками иконопочитания были монахи, то император решился во чтобы то ни стало уничтожить самое учреждение монашества как особого класса людей, ревнующих о благочестии. …он решился закрыть монастыри. …некоторые монастыри были обращены в казармы, как, например, знаменитый в Византии монастырь Далматский; иные монастыри в столице были разрушены до основания. От самих монахов Копроним требовал, чтобы они носили мирское платье и вступали в брак; послушным обещаны были милости, деньги, почетные должности в военном и гражданском управлении. Как и во всякой семье не без урода, так и здесь из числа монахов нашлись некоторые, которые соблазнились льстивыми обещаниями императора; но большинство пребыли твердыми, и эти-то твердые должны были переносить всевозможные оскорбления и муки. …До чего доходила жестокость мер против монахов, можно судить по тому, что монахам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту которых они выступали. …Монахам выкалывали глаза, иных секли, иным намазывали бороды горючими веществами и потом зажигали. Из лиц светского звания более ревностные в защищении святых икон тоже подвергаемы были истязаниям: их водили по цирку для посрамления и там подвергали оплеванию и насмешкам выкалывали глаза, отрезали носы, секли розгами и т. п.
…однако же, что все эти свирепства Копронима имели место лишь в патриархате Константинопольском. Три остальные патриархата, находившиеся под владычеством мусульманским, не только не подчинились распоряжениям императора, но и собирали Соборы для противодействия иконоборческим распоряжениям Копронима.
Об оппозиции Западных Церквей безумным распоряжениям Копронима нечего и думать: там, как говорится, и ухом не вели слушаться безумий императора. Папа Стефан III собрал в 769 году обширный Латеранский Собор, где подтверждено было во всей силе православное учение об иконопочитании.
Однако и в самом Константинополе иконоборчество сильно было не потому, чтобы в большинстве душ христианских пошатнулось убеждение в необходимости иконопочитания, а главным и даже, можно сказать, исключительным образом из-за страха пред властью императорскою».
В.В. Болотов:
«…сильным обличителем иконоборцев был живший вне пределов Империи, во владениях арабского халифа, известный
Иоанн Дамаскин. В 726–727 г.г. написано было его первое защитительное слово, вскоре после 730 г. — второе, несколько позже — третье. Вместе с ним и восточные патриархи предали иконоборцев анафеме.
…святыня христианских храмов была отдана на поругание грубой солдатской силе (когда верующие летом 727 года молились в древнем храме в осажденной арабами Никее, один солдат — στράτωρ — бросил камнем в икону Богоматери, разбил ее и растоптал ногами) и произвол своекорыстных правителей…
…в 754 году [императором Константином Копронимом] сделан был решительный шаг против иконопочитателей. В этом году умер патриарх Анастасий. Оставляя вселенский престол не замещенным и тем, так сказать, предлагая его в иконоборческом смысле «достойнейшему», Константин созвал «вселенский собор», который должен был дать иконоборческому движению церковную санкцию, которой ему все еще недоставало. Рим, Александрия, Антиохия и Иерусалим не имели на соборе представителей; присутствовало 338 епископов. Председательствовал «беззаконный сын Апсимара» Феодосий ефесский; выдавались, как знаменитости иконоборческого лагеря, Василий Трикакав, митрополит Антиохии Писидийской, Сисинтий Пастилла, митрополит Перги в Памфилии ІІ. …27 августа вслух всего народа на форуме был прочитан όρος собора …и провозглашена анафема поборникам иконопочитания…
Заручившись церковною санкциею …имп. Константин принялся проводить в жизнь иконоборческие начала с энергиею и грубостию, отличавшей его натуру. … Мероприятия Константина были следующие:
1) … всеобщая присяга над телом и кровию Христовою, крестом и евангелием, которую «он потребовал у всех находившихся под его властию, чтобы никто не поклонялся иконе»…
2) Гонение против иконопочитателей и особенно монашества.
3) Представители иерархии приняли определение копронимовского собора, по-видимому, без (заметного) сопротивления. Тем рельефнее выделился тот энергичный отпор, который иконоборцы встретили со стороны монашества. Поэтому и мл. Константин относился к монахам с нарочитою ненавистью …требовал, чтобы никто не смел поддерживать дружественных отношений с монахами, приветствовать их обычным «χαίρε», напротив, преданные государю должны преследовать монахов бранью и каменьями. Этим император достиг того, что «и следа монашеского облачения нельзя было увидеть» в Константинополе; но он, по-видимому, хотел большего: полной отмены монашества.
… О том, как значительна была эмиграция иконопочитателей (в этот и следующий период), можно составить представление по численности выселившихся в южную Италию. До 200 греческих монастырей основано было в Калабрии от начала иконоборчества до X в. В 733 г. около. Бари поселилось до 1000 монахов из Греции. Весьма радушно принимали эмигрантов и папы.
…Предшествующие преследования на православных являли только исповедников. Но суд над св. Мартином, Максимом, Анастасиями, показывает, в какие формы начинает облекаться византийское преследование за религиозные убеждения. Иконоборцы подняли кровавое гонение на иконопочитателей, явились мученики...
…Во главе монашества и иконопочитателей в это время стоял высокочтимый подвижник …Стефан (названный впоследствии «новым»)… [он] был сослан императором в Приконис. Но так как подвижник и здесь остался проповедником чествования икон, то, по доносу, был снова вызван на допрос к самому императору и здесь наглядно показал ему (на номисме), как честь и бесчестие от образа восходит к первообразу. Император сдержал ярость своих слуг, хотевших убить Стефана, и отправил его в темницу, где он провел одиннадцать месяцев в обществе других 342 монахов, пострадавших за иконопочитание. У одних из них были отрезаны носы, уши или руки, у других бороды были насильно обриты или облиты смолой и опалены огнем. Наконец, утром 28 ноября 765 г. был отдан императором окончательный приказ о казни Стефана. Солдаты и чернь потащили Стефана по улице, привязав веревкою за ногу, осыпая его побоями. Мученик поражен был смертельным ударом; но поругания продолжались и над его бездыханным телом: мужчины, женщины, дети, оставившие по приказанию императора классные занятия… бежали позади с каменьями. Озверевшая толпа хотела родную сестру Стефана, монахиню, принудить к участию в этом побиении камнями тела мученика, но та спаслась от этой нравственной пытки, спрятавшись в одной гробнице. …
…Андрей столпник в 768 г. … открывает собою ряд казненных и изувеченных за св. иконы.
…В самом Константинополе были мученики за иконы и до Стефана. Еще в 762 году… «Константин гонитель, на ипподроме св. Маманта, засек до смерти бичами знаменитого монаха Андрея (= Петра), называемого Каливитом, во Влахернах, который обличал его за нечестие, называя новым Валентом и Юлианом». Казнен был Константином и Иоанн, игумен Монагрии (около Кизика), отказавшийся наступить на икону Богоматери. … 25 авг. 766 г. последовала казнь «19 архонтов» — высокопоставленных сановников и военных… с Константином Ποδοπάγουρος во главе, заявивших себя сочувствием Стефану.
…Между тем как Антоний … Петр μάγιστρος и выдрессированная чернь свирепствовали против иконопочитателей в столице, в провинции они терпели стеснения от областных начальников. Впереди всех их стоит στρατηγός фракисийской фемы Михаил Лаханодраконт. Еще до 765 г. он напал на страстной неделе на монастырь Пелекиты, подверг монахов побоям и увечьям и выжег монастырь, начиная от конюшен и до церквей … 38 избранных из братии заключены были за Ефесом под сводами древних бань и здесь засыпаны были землею… Монахов Лаханодраконт истязал, увечил, ослеплял и ссылал. «И, в конце концов, не оставил ни одного человека, облеченного в монашеский образ, во всей подчиненной ему феме. … Подражая ему, и остальные делали то же». Таковы были в особенности стратиги Μιχαήλ ό Μελισσηνός εν τω θεματι τών ανατολικών, Μάνης εις Βουκελλαριους и Феодор Лардотир, еще до 765 г. сжегший в Крите подвижника Павла.
…8 сентября 780 г. Лев (неожиданно…) умер, и его супруга иконопочитательница Ирина … «благочестивейшая с сыном своим Константином неожиданно свыше получает царство…»
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков):
«…когда возникло иконоборство, святые отцы, не только писанием, но и самим делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах… а в особенности в слове на неделю Православия, святой
Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистыя Богородицы. Святой
Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит, и от отсечения ноги скончался. Святой Герман, патриарх Царьграда, за иконы безчестно был изгнан из патриаршаго дома. Святой Никифор, патриарх Цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и крайней нужде. Святой Тарасий, Константинопольский патриарх, при котором был седьмый вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления, и много разных бедствий. Святой Мефодий, патриарх Цареградский, за иконы скончался в нищите и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за святые иконы: то какия муки должны были вынести клирики церковные, и сколько велико должно быть число сих мучеников? В житии святаго Андрея Кристкаго пишется: "многие, твердо держась предания святых отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми".
http://verapravoslavnaya.ru/?Ikonopochitanie_-_alfavit