Хочется понять, что такое истинное духовное смирение. Мне кажется, что смирение бывает и недуховным. Это такое смирение, как неизбежность, когда кто-то или что-то тебя смиряет и нет иного выхода, как подчиниться. Хотя для человека гордого - это замечательное горькое лекарство, которое отрезвляет от снов мечтательности о себе. В духовном же смирении неприменно должна участвовать свободная личность,которую никто не подавляет, никто от нее ничего не требует, но человек сам себя смиряет ради любви к Богу или ближнему.
Нередко можно услышать такой вопрос, а перед кем мы должны смиряться - перед Богом или перед человеком? Перед Богом - да! Никто не спорит. А вот перед человеком смиряться - это уже, простите, человекоугодничество. Но я не всегда согласна с этим определением.Мне кажется здесь всё гораздо тоньше. Угодничество кому бы то ни было - это лицемерие, за которым не найдешь ни смирения, ни любви, а только тайную корысть души, желающий получить дивиденты за свое подчинение или угождение. Иногда - за мнимым смирением скрывается малодушие, если речь идет о покорении себя властьимущему или сильному из страха за себя или свое благосостояние. Но если человеком движет милосердие и любовь к ближнему? Какое же здесь человекоугодие???
Все эти мысли пришли мне после прочтения интервью с Владыкой Белгородским Иоанном, которое я хочу здесь частично процитировать:
"Владыка, а перед кем мы смиряемся?
– Перед Богом. Потому что если смиряться перед человеком, то как мы найдем ту грань между смирением и человекоугодничеством, которое, как известно, является грехом? А если затронуто человеческое достоинство, если происходит посягательство на личность, как тут не противостоять? Смиряемся мы перед Богом, перед Его волей, но каждый раз Его воля бывает нам явлена в конкретных обстоятельствах, поэтому и наше смирение, оно, если можно так выразиться, конкретно. Поэтому я всегда против жестких обобщений: вот так будет смиренно, а так нет... Нет общего рецепта «как» (выделено мной - Л.И.). А если и есть, то он будет звучать не так, как мы ожидаем: «Человек должен правильно соизмерять себя по отношению к Творцу и к окружающим (то есть иметь меру), искать волю Божью о себе, понимая, что он сам может быть соработником Богу, неся свет и добро в этот совсем не идеальный мир». Смирение ведь не означает, что ты не боец, смирение – это способность остановить зло, но по-другому. (выделено мной - Л.И.) Сделать это не привычным способом, когда человек отвечает на зло, пусть даже и защищаясь. Ведь в этом случае, строго говоря, ты его не останавливаешь, ты его передаешь дальше, и оно, уже умноженное, может к тебе вернуться. А можно поступить по-другому: зло ополчилось на тебя, но ты прекратил его развитие тем, что принял его в себя и погасил (выделено мной - Л.И.).
– То есть тебя обидели, а ты не ответил, но не в том смысле, что промолчал и затаил обиду в себе, а в том, что простил, понял, оправдал.
– Да. При этом не значит, что смиренный человек незащищен (выделено мной - Л.И.). «Смиренный» говорят и про воинов, и про бойцов – это духовное качество, ведь личность не растворяется, мы все разные.
То есть мы имеем дело с двумя системами мер. Одна – гордыня – объявляет себя мерилом всех вещей, она может проявляться различно, но суть будет одна: я центр всего, я достиг чего-то и потому имею право на исключительность. Другая система мер – это смирение. В богословии говорят о смиренномудрии и смиреннодействии. Это такая мера отношения к Богу и человеку, которую можно еще назвать мерой благодарения, когда человек благодарен Богу и за то, что Он дал ему талант, способности, и за то, что Он вовремя послал ему людей и у него что-то получилось, и за то, что он жив, здоров и может благодарить. И вот если мы сможем достичь таких уровней в отношениях к Богу, то мы станем смиренными; мы все будем воспринимать «с миром внутри себя», в душе (выделено мной - Л.И.).
– Значит, смирение, когда ты не ропщешь над тем, что с тобой происходит?
– Может, ты и ропщешь в силу своего характера, но все равно принимаешь волю Божью. (Кажется это обо мне сказано - Л.И.) Знаете, это как в Евангельской притче, рассказанной Иисусом: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу, а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух, – спрашивает потом Иисус, – исполнил волю отца?» (Мф. 21. 28–31).
Путаница бывает из-за того, что люди, заблуждаясь, считают смирением уход от проблем, а значит, слабость. Но смирение – это сила.(выделено мной - Л.И.) Какая внутренняя сила должна быть для того, чтобы среди множества голосов, зовущих нас, услышать голос Христа, принять Его волю и явить ее, соединив волю Божью со своей.
– Значит, вопреки расхожему мнению, смирение заключается не в том, что ты опустил руки перед обстоятельствами, не утверждаешься на рабочем месте и т. д.
– Знаете, суть в том, что если человек не утверждается на камне, который есть Христос, то любое другое его утверждение ничего не стоит – все равно разрушиться.
– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?
– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. (Выделено мной - Л.И.) Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали".
Расскажите , пожалуйста, о себе, как вам удается смиряться? И удается ли?
Мне завтра предстоит дело, в котором требуется проявить и мудрость и смирение, помолитесь о мне, православные, очень вас прошу.
Нередко можно услышать такой вопрос, а перед кем мы должны смиряться - перед Богом или перед человеком? Перед Богом - да! Никто не спорит. А вот перед человеком смиряться - это уже, простите, человекоугодничество. Но я не всегда согласна с этим определением.Мне кажется здесь всё гораздо тоньше. Угодничество кому бы то ни было - это лицемерие, за которым не найдешь ни смирения, ни любви, а только тайную корысть души, желающий получить дивиденты за свое подчинение или угождение. Иногда - за мнимым смирением скрывается малодушие, если речь идет о покорении себя властьимущему или сильному из страха за себя или свое благосостояние. Но если человеком движет милосердие и любовь к ближнему? Какое же здесь человекоугодие???
Все эти мысли пришли мне после прочтения интервью с Владыкой Белгородским Иоанном, которое я хочу здесь частично процитировать:
"Владыка, а перед кем мы смиряемся?
– Перед Богом. Потому что если смиряться перед человеком, то как мы найдем ту грань между смирением и человекоугодничеством, которое, как известно, является грехом? А если затронуто человеческое достоинство, если происходит посягательство на личность, как тут не противостоять? Смиряемся мы перед Богом, перед Его волей, но каждый раз Его воля бывает нам явлена в конкретных обстоятельствах, поэтому и наше смирение, оно, если можно так выразиться, конкретно. Поэтому я всегда против жестких обобщений: вот так будет смиренно, а так нет... Нет общего рецепта «как» (выделено мной - Л.И.). А если и есть, то он будет звучать не так, как мы ожидаем: «Человек должен правильно соизмерять себя по отношению к Творцу и к окружающим (то есть иметь меру), искать волю Божью о себе, понимая, что он сам может быть соработником Богу, неся свет и добро в этот совсем не идеальный мир». Смирение ведь не означает, что ты не боец, смирение – это способность остановить зло, но по-другому. (выделено мной - Л.И.) Сделать это не привычным способом, когда человек отвечает на зло, пусть даже и защищаясь. Ведь в этом случае, строго говоря, ты его не останавливаешь, ты его передаешь дальше, и оно, уже умноженное, может к тебе вернуться. А можно поступить по-другому: зло ополчилось на тебя, но ты прекратил его развитие тем, что принял его в себя и погасил (выделено мной - Л.И.).
– То есть тебя обидели, а ты не ответил, но не в том смысле, что промолчал и затаил обиду в себе, а в том, что простил, понял, оправдал.
– Да. При этом не значит, что смиренный человек незащищен (выделено мной - Л.И.). «Смиренный» говорят и про воинов, и про бойцов – это духовное качество, ведь личность не растворяется, мы все разные.
То есть мы имеем дело с двумя системами мер. Одна – гордыня – объявляет себя мерилом всех вещей, она может проявляться различно, но суть будет одна: я центр всего, я достиг чего-то и потому имею право на исключительность. Другая система мер – это смирение. В богословии говорят о смиренномудрии и смиреннодействии. Это такая мера отношения к Богу и человеку, которую можно еще назвать мерой благодарения, когда человек благодарен Богу и за то, что Он дал ему талант, способности, и за то, что Он вовремя послал ему людей и у него что-то получилось, и за то, что он жив, здоров и может благодарить. И вот если мы сможем достичь таких уровней в отношениях к Богу, то мы станем смиренными; мы все будем воспринимать «с миром внутри себя», в душе (выделено мной - Л.И.).
– Значит, смирение, когда ты не ропщешь над тем, что с тобой происходит?
– Может, ты и ропщешь в силу своего характера, но все равно принимаешь волю Божью. (Кажется это обо мне сказано - Л.И.) Знаете, это как в Евангельской притче, рассказанной Иисусом: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу, а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух, – спрашивает потом Иисус, – исполнил волю отца?» (Мф. 21. 28–31).
Путаница бывает из-за того, что люди, заблуждаясь, считают смирением уход от проблем, а значит, слабость. Но смирение – это сила.(выделено мной - Л.И.) Какая внутренняя сила должна быть для того, чтобы среди множества голосов, зовущих нас, услышать голос Христа, принять Его волю и явить ее, соединив волю Божью со своей.
– Значит, вопреки расхожему мнению, смирение заключается не в том, что ты опустил руки перед обстоятельствами, не утверждаешься на рабочем месте и т. д.
– Знаете, суть в том, что если человек не утверждается на камне, который есть Христос, то любое другое его утверждение ничего не стоит – все равно разрушиться.
– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?
– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. (Выделено мной - Л.И.) Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали".
_________________________________________________
Все что я выделила в тексте, меня особенно заинтересовало, показалось важным и хотелось бы об этом поговорить. Я не много вижу вокруг себя смиренных людей, хотя многие из них пришли к вере и даже ходят в храм. Что мешает современному верующему человеку быть смиренным? Почему мы часто даже не понимаем, что есть смирение в нашей жизни? Я сама постоянно решаю одну и туже задачку: "Вот, если я сейчас уступлю, смолчу, что-то сделаю, это будет смирением, человекоугодием, бездуховной пассивностью или чем-то еще?".И чаще всего, я не нахожу ответа, о котором бы я могла сказать уверенно - да, это именно так.
Расскажите , пожалуйста, о себе, как вам удается смиряться? И удается ли?
Мне завтра предстоит дело, в котором требуется проявить и мудрость и смирение, помолитесь о мне, православные, очень вас прошу.