Смирение в современном мире

Москва
Православный христианин
Хочется понять, что такое истинное духовное смирение. Мне кажется, что смирение бывает и недуховным. Это такое смирение, как неизбежность, когда кто-то или что-то тебя смиряет и нет иного выхода, как подчиниться. Хотя для человека гордого - это замечательное горькое лекарство, которое отрезвляет от снов мечтательности о себе. В духовном же смирении неприменно должна участвовать свободная личность,которую никто не подавляет, никто от нее ничего не требует, но человек сам себя смиряет ради любви к Богу или ближнему.
Нередко можно услышать такой вопрос, а перед кем мы должны смиряться - перед Богом или перед человеком? Перед Богом - да! Никто не спорит. А вот перед человеком смиряться - это уже, простите, человекоугодничество. Но я не всегда согласна с этим определением.Мне кажется здесь всё гораздо тоньше. Угодничество кому бы то ни было - это лицемерие, за которым не найдешь ни смирения, ни любви, а только тайную корысть души, желающий получить дивиденты за свое подчинение или угождение. Иногда - за мнимым смирением скрывается малодушие, если речь идет о покорении себя властьимущему или сильному из страха за себя или свое благосостояние. Но если человеком движет милосердие и любовь к ближнему? Какое же здесь человекоугодие???
Все эти мысли пришли мне после прочтения интервью с Владыкой Белгородским Иоанном, которое я хочу здесь частично процитировать:

"Владыка, а перед кем мы смиряемся?

– Перед Богом. Потому что если смиряться перед человеком, то как мы найдем ту грань между смирением и человекоугодничеством, которое, как известно, является грехом? А если затронуто человеческое достоинство, если происходит посягательство на личность, как тут не противостоять? Смиряемся мы перед Богом, перед Его волей, но каждый раз Его воля бывает нам явлена в конкретных обстоятельствах, поэтому и наше смирение, оно, если можно так выразиться, конкретно. Поэтому я всегда против жестких обобщений: вот так будет смиренно, а так нет... Нет общего рецепта «как» (выделено мной - Л.И.). А если и есть, то он будет звучать не так, как мы ожидаем: «Человек должен правильно соизмерять себя по отношению к Творцу и к окружающим (то есть иметь меру), искать волю Божью о себе, понимая, что он сам может быть соработником Богу, неся свет и добро в этот совсем не идеальный мир». Смирение ведь не означает, что ты не боец, смирение – это способность остановить зло, но по-другому. (выделено мной - Л.И.) Сделать это не привычным способом, когда человек отвечает на зло, пусть даже и защищаясь. Ведь в этом случае, строго говоря, ты его не останавливаешь, ты его передаешь дальше, и оно, уже умноженное, может к тебе вернуться. А можно поступить по-другому: зло ополчилось на тебя, но ты прекратил его развитие тем, что принял его в себя и погасил (выделено мной - Л.И.).

– То есть тебя обидели, а ты не ответил, но не в том смысле, что промолчал и затаил обиду в себе, а в том, что простил, понял, оправдал.

– Да. При этом не значит, что смиренный человек незащищен (выделено мной - Л.И.). «Смиренный» говорят и про воинов, и про бойцов – это духовное качество, ведь личность не растворяется, мы все разные.
То есть мы имеем дело с двумя системами мер. Одна – гордыня – объявляет себя мерилом всех вещей, она может проявляться различно, но суть будет одна: я центр всего, я достиг чего-то и потому имею право на исключительность. Другая система мер – это смирение. В богословии говорят о смиренномудрии и смиреннодействии. Это такая мера отношения к Богу и человеку, которую можно еще назвать мерой благодарения, когда человек благодарен Богу и за то, что Он дал ему талант, способности, и за то, что Он вовремя послал ему людей и у него что-то получилось, и за то, что он жив, здоров и может благодарить. И вот если мы сможем достичь таких уровней в отношениях к Богу, то мы станем смиренными; мы все будем воспринимать «с миром внутри себя», в душе (выделено мной - Л.И.).

– Значит, смирение, когда ты не ропщешь над тем, что с тобой происходит?

Может, ты и ропщешь в силу своего характера, но все равно принимаешь волю Божью. (Кажется это обо мне сказано :) - Л.И.) Знаете, это как в Евангельской притче, рассказанной Иисусом: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу, а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух, – спрашивает потом Иисус, – исполнил волю отца?» (Мф. 21. 28–31).
Путаница бывает из-за того, что люди, заблуждаясь, считают смирением уход от проблем, а значит, слабость. Но смирение – это сила.(выделено мной - Л.И.) Какая внутренняя сила должна быть для того, чтобы среди множества голосов, зовущих нас, услышать голос Христа, принять Его волю и явить ее, соединив волю Божью со своей.

– Значит, вопреки расхожему мнению, смирение заключается не в том, что ты опустил руки перед обстоятельствами, не утверждаешься на рабочем месте и т. д.

– Знаете, суть в том, что если человек не утверждается на камне, который есть Христос, то любое другое его утверждение ничего не стоит – все равно разрушиться.

– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?

– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. (Выделено мной - Л.И.) Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали".
_________________________________________________

Все что я выделила в тексте, меня особенно заинтересовало, показалось важным и хотелось бы об этом поговорить. Я не много вижу вокруг себя смиренных людей, хотя многие из них пришли к вере и даже ходят в храм. Что мешает современному верующему человеку быть смиренным? Почему мы часто даже не понимаем, что есть смирение в нашей жизни? Я сама постоянно решаю одну и туже задачку: "Вот, если я сейчас уступлю, смолчу, что-то сделаю, это будет смирением, человекоугодием, бездуховной пассивностью или чем-то еще?".И чаще всего, я не нахожу ответа, о котором бы я могла сказать уверенно - да, это именно так.
Расскажите , пожалуйста, о себе, как вам удается смиряться? И удается ли? :)

Мне завтра предстоит дело, в котором требуется проявить и мудрость и смирение, помолитесь о мне, православные, очень вас прошу.
 
Москва
Крещён в Православии
Читайте на нашем сайте:

Смирение

Ни одно другое слово не понимается нецерковными людьми так неверно, как это. Под смирением часто имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но в духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.
Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе...продолжение

dividers_13.gif
 
Москва
Крещён в Православии
Все просто. Смирение - иметь дух мирен.
За этим идет смиренномудрие.
А дух мирен бывает в прощении немощей ближнему и, когда верим, что все случающееся с нами от Бога бывает, по Его Промыслу или попущению, ради нашей же духовной пользы.
 
Москва
Православный христианин
А дух мирен бывает в прощении немощей ближнему и, когда верим, что все случающееся с нами от Бога бывает, по Его Промыслу или попущению, ради нашей же духовной пользы.
Вот именно. Так просто и так нелегко.
 
Москва
Крещён в Православии
Вот именно. Так просто и так нелегко.
Да, Афанасий, всё мы знаем очень хорошо из Писания, из наставлений батюшек, но постоянно забываем про грабли, которые всегда лежат на одном и том же месте
WhiteVoid_2.gif
 
Москва
Православный христианин
Да, Афанасий, всё мы знаем очень хорошо из Писания, из наставлений батюшек, но постоянно забываем про грабли, которые всегда лежат на одном и том же месте
WhiteVoid_2.gif
И это частенько повергает меня в уныние.:(
 
Москва
Крещён в Православии
И это частенько повергает меня в уныние.:(
Сегодня о. Александр Шаргунов говорил в проповеди, что если постоянно совершаем один и тот же грех, значит наше покаяние было не глубоким. А глубокое покаяние возможно лишь в любви к Богу, а когда человек кается почему-либо другому, например, стыдно быть плохим христианином, то покаяние это неглубокое, человек еще много раз упадет.
 
Москва
Православный христианин
Сегодня о. Александр Шаргунов говорил в проповеди, что если постоянно совершаем один и тот же грех, значит наше покаяние было не глубоким. А глубокое покаяние возможно лишь в любви к Богу, а когда человек кается почему-либо другому, например, стыдно быть плохим христианином, то покаяние это неглубокое, человек еще много раз упадет.
Вот по этому и тоска возникает. Ощущение, что не получается у меня ничего. Желание сбежать куда-нибудь в тайгу.
 
Москва
Крещён в Православии
Вот по этому и тоска возникает. Ощущение, что не получается у меня ничего. Желание сбежать куда-нибудь в тайгу.
Лучше бегите к Отцу, Он непременно поймет и поможет.
Конечно и здесь сложней это сделать, нежели сказать, потому что нам мешают наши страсти и всякие лукавые помыслы, но хотя бы взор свой простирать к Богу, когда уж совсем нет сил дойти до Бога: Господи, помилуй!
 
Москва
Крещён в Православии
Вот по этому и тоска возникает. Ощущение, что не получается у меня ничего. Желание сбежать куда-нибудь в тайгу.
В утешение вам, Афанасий, дарю эту притчу:

Кораблекрушение


Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.
Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».
Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.
— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.
Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.
 
Москва
Православный христианин
Все просто. Смирение - иметь дух мирен.
За этим идет смиренномудрие.
В некотором роде надо стать прп. Серафимом Саровским,чтобы иметь в себе дух мирен. Это только молитвой достигается и всенепрестанной памятью о Боге, которого видишь в каждой секунде своей жизни, как Промыслителя...
 
Норвегия
Православный христианин
Смирение?

Какое оно смирение в повседневной и семейной жизни? Если тебя оскорбили, унизили, ты молча все это глотаешь, а в душе буря, это смирение или просто трусость и слабость? Люди смиренные всегда всем довольны? Давить в себе естественную реакцию защиты, со всем соглашаться, это правильно? Но ведь при этом мы теряем себя.Я вот перенесла сильнейший конфликт на работе, сначала терпела, потом сорвалась, сказала все что думаю, потом извинилась за бурную реакцию. Сейчас ситуация холодной войны. Я сделала все возможные попытки к примирению, безрезультатно. Вот как любить и смиряться, зная, что тебя ненавидят? Как же правильно идти к смирению, как вы считаете. У кого есть живой выстраданный опыт, а не просто цитаты святых отцов?
 
Здравствуйте Светлана Геннадьевна. Я сейчас тоже пытаюсь научиться смирению (примерно около года). Результат очень близкий к нулю. Единственное, что могу сказать – смирение это когда в душе всегда спокойно, в любых ситуациях, тогда и ломать себя не надо. Сложнейшая это задача обрести смирение, но оно того стоит. Человек, сумевший его обрести видит по-другому, воспринимает людей и их поступки совсем иначе. Без Божьей помощи такую драгоценность обрести не возможно, и без поучений святых отцов, людей реально имеющих эту добродетель, не обойтись. Именно у них и есть этот «живой и выстраданный опыт».
Помоги вам Бог.
 
Норвегия
Православный христианин
Без Божьей помощи такую драгоценность обрести не возможно, и без поучений святых отцов, людей реально имеющих эту добродетель, не обойтись. Именно у них и есть этот «живой и выстраданный опыт».
Помоги вам Бог.
Спасибо. Я читаю святых отцов, ищу ответы у них. Но хотелось бы еще понять, как применять их в современной жизни, как-то переосмыслить для своих конкретных ситуаций. Святые отцы ведь монахи, а мы люди мирские. В пустыню удалиться сложновато, на колени перед обидчиками вставать - спектакль людям на смех. Знаете, меня ведь на смех подняли уже за то, что прощения попросила, она же и высмеяла, у кого просила. Нет, смирение редчайший дар Божий, дается как благодать,ему, видно не выучиться как какой-то науке. Скажите, а вы знаете реально смиренных людей? Хоть с одним знакомы? И как видно, что человек действительно имеет этот дар?
 
Москва
Крещён в Православии
Скажите, а вы знаете реально смиренных людей? Хоть с одним знакомы? И как видно, что человек действительно имеет этот дар?
Господь дает каждому человеку хоть одну минуточку почувствовать смирение в своем сердце. Постарайтесь вспомнить такие мгновения, а так же ту благодать, которая сопровождает смиренное сердце... Но это Бог дает только почувствовать, чтобы человек опытно знал, что это такое, если человек полюбит эту сладость духовную, известную только смирению и захочет всегда пребывать в ней, то Господь отдаст человека врагам его и восстановит против него ближних его и они будут его унижать, обижать, короче, будут смирять его гордыню и попирать волю. Если человек не будет роптать, а будет иметь мужество прощать их, несмотря ни на какие оскорбленя и боль, зная, что они посланы ему Богом, то он сможет преуспеть в смирении. Но этот путь очень долгий и очень тяжелый и вы долго не будете видеть никаких плодов, кроме обидных падений. Но чем ближе будет цель, тем сильней будет нападать враг. Поэтому-то подлинно смиренных очень мало. А нам хотя бы научиться сдерживать свои злые страсти, каяться в них на исповеди искренно, прощать обидчиков и плакать о своей немощи. И это уже очень много.
Помоги вам, Господи!
 
Норвегия
Православный христианин
Господь дает каждому человеку хоть одну минуточку почувствовать смирение в своем сердце. Постарайтесь вспомнить такие мгновения, а так же ту благодать, которая сопровождает смиренное сердце... Но это Бог дает только почувствовать, чтобы человек опытно знал, что это такое, если человек полюбит эту сладость духовную, известную только смирению и захочет всегда пребывать в ней, то Господь отдаст человека врагам его и восстановит против него ближних его и они будут его унижать, обижать, хкороче, будут смирять его гордыню и попирать волю. Если человек не будет роптать, а будет иметь мужество прощать их, несмотря ни на какие оскорбленя и боль, зная, что они посланы ему Богом, то он сможет преуспеть в смирении. Но этот путь очень долгий и очень тяжелый и вы долго не будете видеть никаких плодов, кроме обидных падений. Но чем ближе будет цель, тем сильней будет нападать враг. Поэтому-то подлинно смиренных очень мало. А нам хотя бы научиться сдерживать свои злые страсти, каяться в них на исповеди искренно, прощать обидчиков и плакать о своей немощи. И это уже очень много.
Помоги вам, Господи!
Спаси Господь, хорошо сказали. А как же понять, простил ты или не простил. Я вот всегда считала, что прощаю обиды. Но вот обнаружила какая горечь и обида поднимается в душе когда встречаю обидчицу, и вижу и слышу все гадости, которые она делает и говорит обо мне. Естественно неприязнь никуда не уходит, но усиливатся. И я уже сомневаюсь, простила ли я? Прощение и смирение, видимо, ходят рядом. Достаточно ли ЖЕЛАНИЯ простить? Знаете, чем больше я читаю и узнаю, тем больше я понимаю, что НИЧЕГО в себе не понимаю:(
 
Москва
Крещён в Православии
Когда рану не трогают, она потихонечку рубцуется и перестает болеть, а когда ее расковыривают, то она снова кровоточит и приносит боль. Так и с вашими обидчиками, вы их прощаете и сердце умиряется потихонечку, но когда они продолжают причинять вам боль душевную, то снова вам больно и опять нужны и пластырь, и лекарства, и не скоро пробужденная боль уляжется. Старые раны болят сильнее новых, в клетках накапливается усталость.
И все-таки, нам очень больно от того, что мы ждем от внешних людей слишком много того, чего они нам дать не могут, но по своей гордости мы ставим им наши требования просто в обязанности. Нас ДОЛЖНЫ уважать; с нами ОБЯЗАНЫ считаться и делиться; нас ОБЯЗАННЫ понимать; нас ДОЛЖНЫ жалеть; нам ДОЛЖНЫ быть благодарны за то, что мы то-то и то-то им сделали, сказали, дали и прочее. А если не так, то тут уж такая обида поднимается! На самом же деле, это уязвленная гордость нас поедает, а не люди. У них там свои проблемы, у кого-то дома ад, у кого-то в душе ад, у кого-то несчастная любовь, у кого-то сезонная депрессия. Но нам и в голову даже не приходит, что многие наши обидчики несчастнее нас, потому что нам дела нет до их проблем.
 
Здраствуйте.
Ээ... по-моему смирение это не совсем согласие с происходящим и приятие любой ситуации. Прослушав несколько лекций А.И. Осипова я так понял что смирение это полное осознание того, что ты сам по себе, без Бога, ничто и и бессилен сам по себе на что-то хорошее. То есть смирение направлено на борьбу с гордыней, самомнением и т.д. А разрешать людям ни за что унижать и оскорблять себя, быть пассивным нельзя конечно. Это конечно легко говорить, но так советуют мудрые люди - надо в душе сохранять добродушие к обидчику, но не потакать его своеволию и действовать на пресечение неправильного поведения. Ведь позволяя кому-то творить беззакония по отношению к себе, мы позволяем человеку грешить дальше, зная, что это ему вредит. Ээ... Еще помолиться можно за врага.
 
Спасибо. Я читаю святых отцов, ищу ответы у них. Но хотелось бы еще понять, как применять их в современной жизни, как-то переосмыслить для своих конкретных ситуаций. Святые отцы ведь монахи, а мы люди мирские. В пустыню удалиться сложновато, на колени перед обидчиками вставать - спектакль людям на смех. Знаете, меня ведь на смех подняли уже за то, что прощения попросила, она же и высмеяла, у кого просила. Нет, смирение редчайший дар Божий, дается как благодать,ему, видно не выучиться как какой-то науке. Скажите, а вы знаете реально смиренных людей? Хоть с одним знакомы? И как видно, что человек действительно имеет этот дар?
Здравствуйте Светлана Геннадьевна. Реально смиренных не встречал, к сожалению. Из своего не большего опыта, не много могу сказать.
Нужно твердо понимать, что все мы люди находимся во власти греха. Что, я, любимый (или любимая) ни чуть не лучше тех, кто меня окружает. В любой конфликтной ситуации, не позволять себе разбирать ошибки других, а искать свои. Нельзя судить других. Прежде всего, нужно изменять себя, в своих грехах копаться, а не в чужих. Если мне память не изменяет то, по-моему, Серафим Саровский сказал – сначала спаси себя, а потом вокруг тебя спасутся тысячи.
 
Сверху