Толкиен

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Наверное многие читали книги этого христианского писателя. Одна из моих любимых - "Властелин колец". Если кто-нибудь хорошо знает это произведение - не могли бы вы написать какие параллели там есть с христианскими сюжетами? Я несколько нашла...
 
Д

Димитрий К.

Guest
В детстве перечитывал ето произведение много раз... и когда читал, не видел параллели с христианскими сюжетами, наверно, потому что более интересовали битвы, мечи и доспехи... когда же воцерковился, посчитал чтение книг толкиена грехом.
 
Я тоже сначала читала просто как фэнтази.А потом подруга-матушка сказала,что ее мужу в семинарии говорили о христианском содержании книг Толкиена.Я начала внимательно читать и действительно увидела много интересного.Конечно там все завуалированно..но понять можно о чем речь.

А почему ты считаешь грехом чтение Толкиена?
 
Москва
Православный христианин
Я тоже сначала читала просто как фэнтази.А потом подруга-матушка сказала,что ее мужу в семинарии говорили о христианском содержании книг Толкиена.Я начала внимательно читать и действительно увидела много интересного.Конечно там все завуалированно..но понять можно о чем речь.
У о. Андрея (Кураева) есть книга по этому поводу.
 
Д

Димитрий К.

Guest
У о. Андрея (Кураева) есть книга по этому поводу.
о. Андрей также нашел "христианские сюжеты" в книгах про гарри поттера.
А почему ты считаешь грехом чтение Толкиена?
Фэнтези, фантазии и пр. в книгах толкиена, а также про гарри поттера, засоряют ум ненужными, а порой даже вредными образами, развивают пагубное воображение и др. Поэтому, считаю, что чтение книг Толкиена приносит вред читателю. А также - это грех праздности и уныния: чтение безполезного и ненужного.
 
С таким успехом можно сказать,что все книги (светские) бесполезные и ненужные,а не только фэнтази.
К Толкиену отношение у многих отрицательное потому что появилась секта толкиенистов. Но это уже их проблемы.
Что касается христианских сюжетов-их при желании можно найти в любой книге.
Кстати, а как чтение интересных книг может вызвать грех уныния?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Фэнтези, фантазии и пр. в книгах толкиена, а также про гарри поттера, засоряют ум ненужными, а порой даже вредными образами, развивают пагубное воображение и др. Поэтому, считаю, что чтение книг Толкиена приносит вред читателю. А также - это грех праздности и уныния: чтение безполезного и ненужного.

Это верно... для тех, кто уже в Церкви, кто ведёт духовную жизнь. Людей внешних художественная литература вполне может послужить толчком к тому, чтобы задуматься о Боге, о смысле жизни...
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
"ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ" И ХРИСТИАНСТВО

Экранизация первой и второй части знаменитой трилогии Толкиена породила очередной всплеск внимания к наследию известного английского писателя.
Учитывая, что не все слышавшие об этой книге, нашли время ее прочитать, позволим себе вкратце напомнить сюжет произведения. В книге описывается один из эпизодов истории фантастического "доисторического мира", населяемого самыми разными существами - эльфами, волшебниками, людьми, гномами, хоббитами, орками и т.д. Темный властитель - Саурон - стремится подчинить себе весь мир, повергнув его в хаос и насилие, уничтожив все доброе и прекрасное. Он начинает войну, но для решающей победы ему необходимо овладеть магическим кольцом, которое случайно оказывается у хоббита Фродо. Цель Фродо - не допустить, чтобы кольцом завладел Саурон или кто-либо иной (в том числе и он сам), поскольку в таком случае новый хозяин также подпадет под власть зла и станет очередным темным властителем. Единственное, что остается - незаметно проникнуть в самое логово Саурона и бросить кольцо в жерло горы (где оно было в свое время выковано), чтобы уничтожить его навсегда.
Мир не спасают без участия со стороны самого мира - в битву вовлечены все, но исход ее зависит от успеха или неуспеха операции Фродо. Вместе со своим спутником Сэмом он проникает к заветной горе, но не может более перебороть соблазн и в итоге кольцо подает в жерло благодаря удачному стечению обстоятельств.
"Властелин Колец" оказался значительным культурным явлением второй половины ХХ века и по своим художественным качествам и по своему воздействию на умы молодежи вот уже не одного поколения. Не остался он без внимания и со стороны православных читателей. Еще по самой книге уже возникла полемика о религиозном ее значении, мнения расходились вплоть до полярных, и после выхода на экраны одноименного фильма, снятого по сюжету трилогии (первая серия вышла в прокат весной прошлого года, вторая - в январе этого), эти споры разгорелись вновь.
В связи с этим, не претендуя ни в коем случае на какое-то новое или, тем паче, окончательное слово в Толкиеноведении, хочется все же поделиться некоторыми своими размышлениями об этой книге, так сказать, "на правах читателя" - не более.
О том, что Толкиен как мыслитель и писатель имел ряд идей, с точки зрения христианина, сомнительных, хорошо известно. Гностическая концепция творения мира, изложенная в "Сильмариллионе" - лишь один из примеров. Но здесь мы не беремся рассматривать все творчество Джона Рональда Руэла Толкиена, а поговорим лишь о соотношении с христианством его главного произведения.
Что есть "Властелин Колец"? "Завуалированная проповедь христианства" (Мария Каменкович. Троянский конь) или выдумки, "пропитанные хорошо загримированным язычеством и оккультизмом" (Роман Жолудь. Толки вокруг Толкиена)?
Обе эти крайние позиции поочередно предстают как соблазн перед читателем-христианином во время прочтения книги. Для каждой из них можно найти достаточные основания в тексте, но ни одну из них нельзя принять, избежав серьезных натяжек.
Поэтому более продуктивен, на наш взгляд, другой путь: идти от того, что в книге реально есть, а не от того, что в ней должно быть.
А реально есть и то и другое. Ведь, с одной стороны, было бы весьма странным, если бы в произведении, кропотливо создаваемым на протяжении многих лет человеком, искренне считавшим себя христианином, не было бы совершенно ничего христианского. С другой стороны, ждать от светского западного писателя ХХ века стопроцентной чистоты догматических воззрений также не стоит. Так что в произведении Толкиена равно есть и близкое христианству, и чуждое христианству. Начнем с последнего.
Первая проблема - это то, что эмоционально зло в книге показано гораздо более ярко, чем добро, и потому более привлекательно. По сути зло выглядит, да и является в произведении значительно более могущественной силой. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. Рассказывают, что друг Толкиена К Льюис, дочитав "Властелина колец" до середины, отбросил со словами: "Нельзя же так долго писать о зле!" (Впрочем, нам доводилось слышать и другую версию, соласно которой сам Толкиен, дочитав до середины "Письма Баламута" Льюиса, отбросил ее с теми же словами). По мощи и величию личности Саурону нет альтернативы в мире "Властелина Колец". А такое мировидение христианским признать сложно.
Следующая проблема - это то, что в общем и целом бытие всех Толкиеновских существ (эльфов, гномов, людей, хоббитов и т.д.) выглядит довольно бессмысленным. Они героически сражаются, описано это подчас очень красочно и увлекательно, но все они мечтают зажить мирной жизнью, ради нее сражаются и ради нее гибнут. В их борьбе есть смысл. Но сама эта мирная жизнь, к которой они стремятся, выглядит на редкость блеклой и бессмысленной, как старая выцветшая картинка, наклеенная на стене. Создавая мир "до Христа", Толкиен создал мир "без Христа", и христианину погружаться в этот мир довольно тягостно, хотя и не настолько, как в мире других фэнтезийных авторов, например, Тэда Уильямса с его прямой пародией на христианство.
Переходя к выявлению христианских мыслей во "Властелине Колец", отметим, что не будем рассматривать вообще добрые или в целом положительные моменты, но лишь те, которые однозначно можно охарактеризовать как христианские, а не "общечеловеческие".
Прежде всего, такой является главная мысль произведения. Кольцо есть образ зла, или греха. И победить зло можно, лишь лично отказавшись от него. Основная идея трилогии - безусловно христианская, идущая вразрез со всей фэнтезийной традицией после Толкиена. Зло никогда нельзя использовать во благо. Использовав его, ты подпадаешь под его власть и только умножаешь общее количество зла в мире.
И если мы проследим за сюжетом, то увидим, что христианским является не только идея, но и ее развитие. Ведь Фродо так и не смог отказаться от желания обладать, противостоять власти кольца, злу. Человек не в силах сам отказаться от греха. И добро побеждает вроде бы как из-за удачного случая. Но для человека христианской культуры (для которого, собственно, Толкиен и писал свои книги) очевидно, что случая нет, а есть Божественный Промысл. Для совсем непонятливых, об этом сказано в самой книге устами Гэндальфа: "Так было уготовано ему…" Уготовано кем?
Отвечая на этот вопрос, мы должны вернуться к самым первым строкам книги - ее заглавию. Кто такой Властелин Колец? Кому посвящено все произведение? Очевидно, что это не Фродо, никто из Мудрых, ни даже Саурон - потому что никто из них никогда не обладал всеми волшебными кольцами. И при дальнейшем размышлении ответ остается только один: Властелином или, точнее, Господом (Lord) Колец является Тот, Кто обладал ими всегда, поскольку Он обладает всем, Сам будучи ничем не обладаем.
Следующий глубоко христианский момент в книге - это отношение к врагу. Ненавидимые всеми орки - это изуродованные злом эльфы, некогда прекраснейшие из существ в мире Толкиена. Сеющие ужас назгулы в прошлом были лучшими представителями человеческого рода, оказавшимися достойными стать кольценосцами, но не устояли перед соблазном зла и подпали под власть правителя тьмы. Падший Саруман Белый был одним из Мудрейших... Толкиен учит восприятию врага сквозь призму его личной трагедии и через это подводит к единственно возможному отношению к врагу: состраданию. Несколько раз в трилогии подчеркивается та мысль, что конечная победа добра стала возможной благодаря акту милосердия, который совершил хоббит Бильбо по отношению к своему врагу.
Но Толкиен не ограничивается указанием на то, что злодей имеет предысторию падения. Враг может покаяться и измениться. Самый яркий тому пример в книге - Горлум, то же с Гримой, но еще глубже это выражено в последнем разговоре с Саруманом, когда Фродо, останавливая друга от убийства падшего волшебника, говорит: "Нет, Сэм! Все равно убивать его не надо. И уж тем более нельзя убивать, когда он в черной злобе. Ведь он был когда-то велик, он из тех, на кого мы не смеем поднимать руку. Теперь он падший, однако ж не нам судить его: как знать, может, он еще возвеличится"...
И великая заслуга Толкиена состоит в том, что он в своей книге разъяснил на понятном для современного человека художественном языке одну из самых трудных для понимания заповедей Христа: заповедь о любви к врагам. И не просто объяснил, но и раскрыл ее величие и мудрость.

 
Кстати Толкиеном я заинтересовалась именно после просмотра фильма. Фильм снят в лучших традициях Голливуда и очень зрелищный. Но именно из-за этой зрелищности христианский смысл трилогии остался за кадром. А в книге эти моменты есть. Конечно,"В.К." не является пособием по изучению христианства, но она интересна тем, кто хорошо знаком с Библией.
 
Спасибо. Очень интересно.
Мне кажется, его книги еще потому так популярны, что написаны в жанре фэнтази (проще говоря, сказки). А сказки любят и дети, и взрослые.
 
Москва
Православный христианин
Это грех праздности и уныния приводит вас к чтению ненужного для спасения.
Не всегда дело в этом. Просто чтение, музыкальные предпочтения и так далее во многом зависят от духовного уровня. Человеку невоцерковленному неинтересно наверное будет читать ни Властилина колец, ни другие какие фэнтези, он будет читать святых отцов и чувствовать мед под языком, так же музыку воцерковленный человек больше будет любить молитвенную и от пения Херувимской возноситься на небо. Ну, а невоцерковленный верующий человек, он что первоклашка, который в учебниках только картинки ищет, а если не найдет их, то надуется и скажет: Неинтересный учебник! Поэтому невоцерковленным людям еще нужно прочитать Толкиена, наслушаться до помрачения рок-музыки или попсы и лишь потом задуматься, а что это со мной происходит? А что это мне мешает к Богу придти, а что это меня в храм не пускает. Бог даст и поймет - что! Не все пути ведут к Богу, бывают тропинки-обманки, которые кажется ведут к Богу, а Бог все не приближается.
 
Москва
Православный христианин
о. Андрей также нашел "христианские сюжеты" в книгах про гарри поттера.

Фэнтези, фантазии и пр. в книгах толкиена, а также про гарри поттера, засоряют ум ненужными, а порой даже вредными образами, развивают пагубное воображение и др. Поэтому, считаю, что чтение книг Толкиена приносит вред читателю. А также - это грех праздности и уныния: чтение безполезного и ненужного.

Наверное, вы меня не очень поймете, но тем не менее, прочитав Гарри ПОттера - последнюю книгу, я в некоторой степени что-то большее поняла из Евангелия. Не буду подробно, т.к. это оч длинно и может и скучно :) всетаки это мои мысли.
А вообще, книга - это разговор, разговор автора, героев книги с вами. И закрываться от этого бессмысленно. Это может вас необязательно окормить , это возможно вам поможет понять кого-то другого. В конце концов даже те, кто не рекомендуют читать какие либо книги, они же пришли к этому заключению не просто так, они же значит эти книги тоже прочитали.
 
Красногорск
Православный христианин
Наверное, вы меня не очень поймете, но тем не менее, прочитав Гарри ПОттера - последнюю книгу, я в некоторой степени что-то большее поняла из Евангелия. Не буду подробно, т.к. это оч длинно и может и скучно :) всетаки это мои мысли.
А вообще, книга - это разговор, разговор автора, героев книги с вами. И закрываться от этого бессмысленно. Это может вас необязательно окормить , это возможно вам поможет понять кого-то другого. В конце концов даже те, кто не рекомендуют читать какие либо книги, они же пришли к этому заключению не просто так, они же значит эти книги тоже прочитали.
Да.Выбравшись из этого болота машем вам:,,не ходите сюда!,,
 
Москва
Православный христианин
Да.Выбравшись из этого болота машем вам:,,не ходите сюда!,,

Ну если так рассуждать, то , например, литинститут тоже болото...
Кстати, как Вам кажется, почему старцы так свободно цитируют художественную литературу и даже приводят из нее примеры?
 
Москва
Православный христианин
Ну если так рассуждать, то , например, литинститут тоже болото...
Кстати, как Вам кажется, почему старцы так свободно цитируют художественную литературу и даже приводят из нее примеры?
А я Толкиена никогда не читала и самое главное не тянет,мне бы хватило времени почитать святых отцов, открыть Молитвослов и Евангелие... - не хватает. А ведь от них на душе такая теплота и радость. А что от мирских книг? Сколько лет стоит на книжной полке Достоевский, очень хотела почитать его произведения, ведь он подлинно православной духовности писатель, но как увижу рядом стоящие православные свято-отеческие книги и рука сама их тащит с полки. Жизнь такая короткая, так что я стараюсь жить по приоритетам - что важнее, то в первую очередь, а остальное, как Бог даст.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху