Декабрь
Не чуждайся испытания
01 декабря.
«И буду радоваться о Иерусалиме, и веселиться о народе Моем; и не будет слышен в нем голос плача и голос вопля» (Ис. 65, 19)
Как много страждущих, обремененных, скорбящих в великой семье нашего Отца Небесного. Сколько отчаянных стонов возносится к Нему ежедневно с того скорбного пути, который каждый из нас должен пройти, прежде чем достигнет вечной своей отчизны.
Слезы детей наших огорчают нас, мы стараемся утешить их и облегчить их горе нашей любовью. Как велика будет радость Отца нашего Небесного, когда окончатся дни испытания страждущего человечества, когда все тучи рассеются окончательно, когда не будет уже «ни плача, ни рыдания... И радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и стенания удалятся» (Ис. 35:10).
Тот, Кто с таким глубоким состраданием сказал вдове у ворот Наина: «Не плачь», – Сам отнял у чад Своих всякую скорбь. Рука, дотронувшаяся до умершего сына той вдовы, утрет всякую слезу с очей всех. И то будет день ликования для Его сердца; дело искупления будет окончено, и Он войдет в покой Свой.
Чадо Божие, темен, узок твой путь, тяжел твой крест, не под силу тебе твоя ноша? Не унывай, не ослабевай, «не чуждайся испытания, как приключения для тебя странного» (1Пет. 4:12). Вокруг тебя много таких же страждущих, хотя тебе кажется, что ты один. Этот путь освящен Тем, Кто уже прошел по нему, неся Свой Крест, в более мрачный день, чем тот, который тебе послан.
На утро – радость
02 декабря.
«Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6)
Рассвет уже не далек. Каждое испытание, посланное нам Господом, есть как бы знак Его доверия к нам. Не должна ли эта мысль исполнить нас любовью к этим испытаниям? «На Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавлял их; на Тебя уповали и не оставались в стыде» (Пс. 21:5–6). Доверие это составляет живую связь между душою и Богом, «Он знает надеющихся на Него» (Наум. 1:7).
Мы не смеем искать или просить испытаний, не смеем и просить избавления от них. Мы должны только ходить в смирении перед Богом; в полном единении с Ним и ждать, чтобы Он даровал нам или отнимал у нас то, что угодно Ему и когда Ему угодно.
Мы можем извлечь наставление из горестей наших малюток. Любящая мать следует за плачущим ребенком и ждет, придет ли он доверить ей свои маленькие тайны; если он ищет утешения в других объятиях, ей больно, она готова принять на себя и заключить в своем сердце все, что его огорчает. Самое верное пристанище для разбитого, сокрушенного человеческого сердца – это сердце Христа, израненное, облитое кровью за нас.
Все испытания, все раны, наносимые Его любящей рукой, наносятся с целью приблизить нас к Нему. Марию, избравшую благую часть (Лк. 10:42), мы всегда найдем у ног Спасителя, у Его ног – «слушая слово Его» (Ин. 11:32; Лк. 10:39); у Его ног, чтобы искать утешения; у Его ног, чтобы Ему служить; во всем и всегда душа ее жаждала одного Иисуса.
Прошение
03 декабря.
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7)
Господь не требует от нас много знания, Ему нужна наша любовь. Он хочет, чтобы мы высказывались Ему, как родной матери. Лежит ли у нас на сердце забота о ком-либо, за кого мы хотели бы молиться, – назовем их всех Господу, будем просить Его помощи для каждого из них, будем молить о потоках благодати – Он изольет их обильно на наших дорогих.
Скажем Ему о тех бедных, неимущих, которым мы хотели бы помочь; о страждущих, требующих облегчения, о дальних, которых хотелось бы привести к Господу, о тех, которые от нас отвернулись и с которыми хотелось бы помириться. Откроем Ему и наши личные желания, принесем Ему все наши заботы, затруднения, стремления; раскроем перед Ним все наши грехи, недостатки, слабости, сознаемся в них – и Он исцелит.
Чего ищет душа наша сегодня? Чем мы озабочены? Принесем Ему все, отдадим все в Его руки – и Он совершит. Кроется ли в нашем сердце чувство горечи или неприязни – помолимся, чувство изменится, сердце обновится, и мы простим! Где была злоба, явится любовь.
Страшит ли нас будущее? Обратимся к Господу, Он знает и видит все, Он не оставит нас никогда, Он будет и там, где нас ожидает опасность. Случилась ли в нашей жизни неожиданная радость? Улыбнулось ли нам счастье? Поспешим и с этим к Господу, изольем перед Ним нашу благодарность, все послано Им, все Им предусмотрено.
Будем каждый день прибегать к Нему, открывая Ему все наше сердце, и каждый день будем получать от любящего Отца Небесного благословение, указание, утешение и силу, чтобы прожить этот день в сознании Его близости и Его помощи.
Живые камни
04 декабря.
«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет. 2:5)
Каждый истинный христианин есть камень в храме Христовом. Последователи Христа именуются «живыми камнями». Все, принадлежащее Ему, живет. Смерти нет места в Его Церкви; христианин не может быть мертвым. В каждое здание входят камни разной величины и формы; есть и большие, и маленькие, есть и незаметные обломки, затыкающие отверстия.
Живые члены Церкви Христовой бывают также очень различны по своим свойствам, способностям и своему назначению. Но все они имеют свое определенное место и в той или другой степени приносят свою долю пользы. В каждом приходе выдвигаются необходимые члены, на которых возлагается наибольшее бремя и ответственность, к ним обращаются за помощью и советом более слабые братья. Но таких светочей немного, более скромные места также должны быть заняты; молодые, неопытные христиане не должны уклоняться от дела, которое найдется и для них, под предлогом неспособности. Общее дело может без них пострадать. Лепта вдовы была угоднее в глазах Спасителя, чем щедрое подаяние богатого фарисея.
Каждый из нас, пренебрегая трудом на ниве Господней, каким бы скромным и незначительным он ни был, оставляет пустое место там, где могло бы произрасти нечто полезное и прекрасное. И от нашего упущения кто-нибудь или что-нибудь пострадает. Даже и в старости, когда сила и способность к труду изменяют нам, остается нечто живое в бодром, здоровом духе христианина, и влияние его продолжает действовать и без слов, незаметно для него самого.
В здании каждый камень служит опорой другому, возложенному на него, все они держатся друг другом, не выдержит один, и все здание рухнет. Все стоят и упираются на одном главном, краеугольном камне, лежащем в основе всего, – «камень же есть Христос»!
Мы не смеем унывать
05 декабря.
«Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: крепись» (Ис. 41:6)
Будем строго держаться двух правил в нашей ежедневной жизни: никогда не унывать и никогда не внушать другим уныния. Мы не смеем унывать, потому что наше расположение духа отражается на окружающих и мрачные наши мысли отнимают у них надежду на будущее и силу в борьбе с искушениями. Лучше молчать, чем высказывать заранее наши опасения. Если же сердце наше полно радостного упования, выскажем громко и веру, и радость нашу, и полученное нами от Господа изольется благословением вокруг нас.
Часто люди опускают руки в отчаянии, видя, что их труды напрасны, плода не видно, жатва медлит. Когда такое чувство овладевает нами, вспомним о твердости и постоянстве, с которыми трудился Христос на земле. Упование и надежда не покидали Его, хотя видимой победы Он не одержал, и труды Его могли казаться тщетными.
Будем всегда носить в сердце этот чудный пример, будем помнить, что за тучами светит солнце, и, терпеливо ожидая, чтобы оно вновь воссияло и нам, не позволим себе никогда впадать в уныние. Оно отнимает необходимую нам силу и бодрость. Будем смело смотреть вперед, отыскивая всегда светлую точку. Господь оправдает наши надежды, и окружающим нас жизнь покажется радостнее, светлее, прекраснее.
Там, где обителей много
06 декабря.
«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7:16)
Он ищет, «пока не найдет» (Лк. 15:4), и те, кого Он нашел, «не будут уже ни алкать, ни жаждать... и отрет Бог всякую слезу с очей их». Будем помнить, что это слово относится «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23), и к тем, кто «пришел от великой скорби» (Откр. 7:14) к чудному духовному наследию, чей голод был голодом души, чья жажда была жаждой сердечной.
Вот наш «якорь безопасный и крепкий за завесой» (Евр. 6:19), он устоит против всего, и за ним сияние радости и блаженство неописуемое. Слово Божие побуждает нас «поступать по духу» (Гал. 5:16) и вместе с тем обратиться и быть, как дети (Мф. 18:3), чтобы войти в Царство Небесное.
Присоединяясь уже теперь к тем, кто «свои Богу» (Еф. 2:19), в уверенности, что мы окружены Его Ангелами, охраняющими нас «во всех путях наших» (Пс. 90:11), мы найдем определенное нам место и то дело, которое никто другой не мог бы исполнить за нас. В надежде на Бога Утешителя, понимающего нас лучше всякого земного друга, пойдем смело вперед, «забывая заднее, стремясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14).
Кто знает всю силу любви, которой держится мир? Не все кончается с земною жизнью, она окружена полнотою жизни вечной, и вокруг нас есть «облако свидетелей» (Евр. 12:1), о которых мы не должны забывать. Самый воздух пропитан любовию, отвечающей каждому нашему вздоху, понимающей малейшее наше побуждение. Господь «венчает нас милостью и щедротами» (Пс. 102:4), и когда Он нас встретит там, где «обителей много», мы узнаем, что Он исполнил «желание сердца нашего» (Пс. 36:4).
В руках Божиих мы найдем утешение и покой, которых мы лишены на земле. Он знает, как тяжело быть непонятым теми, кого мы любим. Его совершенная любовь сочувствует всем нашим испытаниям, и в тяжелую минуту Он шепчет нам: «Придите ко Мне, Я успокою вас, Я люблю вас». Он любит так, как никто другой любить не может. Он испытал и полное отречение от Своей воли, подчиняясь вполне воле Отца.
Молитесь, как Он молился: «Да будет воля Твоя!» И ответ придет наконец. Волною полного, совершенного мира обдаст нашу душу, как луч света вдруг заливает темную комнату, когда откроешь дверь. Он взойдет и наполнит Собою пустоту душевную, и не будет уж ни болезни, ни тоски, ни печали, ни смущения, но полный, совершенный, понятный ответ на все наши молитвы, исполнение всех наших надежд. Господь Сам будет с нами.
Жертва с любовью
07 декабря.
«И все драгоценное видит глаз Его» (Иов. 28:10)
Господь знает цену всего, что мы приносим Ему. Христос, сидя в храме, против сокровищницы, следил за каждым жертвующим. Иуда стоял возле Него на своем излюбленном месте. Вот входит фарисей гордою поступью, с величественной осанкой и несет золотую монету на виду у всех. Как она блестит на солнце, как этот свет отражается в глазах Иуды!
Вслед за этим видением человеческой славы картина меняется: входит бедная вдова, печальная, изнуренная; исхудалая рука робко достает две лепты из-под ветхой, изодранной одежды и опускает их в сокровищницу; с опущенными глазами, как бы пристыженная скудостию своего приношения, она скромно идет своею дорогой.
Как будто слышится вопрос Христа, обращенный к Иуде: «Сколько она положила»?
«Две лепты, Учитель, что составляет кодрант», – отвечает он.
«И это все?»
«Все, Учитель, и не стоило приносить этого, не так ли? Этим не обогатится сокровищница!»
«Иуда, – говорит Учитель, – она принесла больше всех».
Иуда ошеломлен, он не может этого понять и никогда не понял. Но глаза Спасителя видят «все драгоценное». Он видел побуждения вдовы, видел любовь этой жертвы.
Как изменились бы наши суждения, если бы мы могли видеть то, что Он видит! Но сердце человеческое часто унывает, жалобный крик недоумения слышится в словах: «Но где же то драгоценное, которое видит Господь? Есть ли где-нибудь настоящее добро? Быть может, и не найти его на сем свете? Везде один грех, порок, неправда, погибель!» Однако вспомним другую сцену: Учитель сидит в доме Симона фарисея. Туда входит женщина-грешница. При виде ее возмущенный фарисей размышляет в сердце своем: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39).
Пророк?! Он прозорливее всякого пророка. Симон видел в ней грешницу; Христос видел в ней раскаяние, сокрушение, печаль, жажду избавления; и Он снизошел к ней и поднял ее из глубины отчаяния и греха, поставил ее на твердый камень и вложил в сердце ее новую песнь.
Христос не смотрит на греховное прошлое, Он видит новую жизнь, перед Ним открыта светлая будущность.
«И все драгоценное видит глаз Его».
Покой – это мир душевный
08 декабря.
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:55)
Умирающие в страхе Божием и в вере во Христа, в сущности, не вкушают смерти; для них смерти нет, а лишь перерождение, переселение. Они переходят в новую жизнь, сохраняя свои чувства, свои мысли и свои свойства. Их, без сомнения, ожидает покой, но что же это за покой? Не бездействие, а мир душевный. Они отдыхают от греха, от горя, от страха, от сомнения, от забот – вот истинный покой, в котором пребывает Сам Господь.
Вечное успокоение в беспрерывном действии. Как звезды над нашей головой вращаются постоянно в пространстве неисчислимом и все же остаются в покое, потому что движение их стройно, гармонично, повинуется божественному закону. Совершенный покой в постоянном труде – вот, без сомнения, тот покой, которым пользуются духи праведников.
Если это так, какое же утешение для нас, смертных, лишившихся уже стольких близких наших, в той мысли, что смерть есть возрождение к высшей жизни, в котором меняется лишь оболочка, прикрывающая собою нашу бессмертную душу? Где же тогда жало смерти? Оно не касается нашего духовного существа, которое не может подвергнуться тлению. Все духовное, возвышенное, несомненно, вечно, и Господь, Своею смертью победивший смерть, «даровал нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор. 15:57).
При виде смерти у нас часто вырывается вопрос – зачем? Но цель и значение есть у каждой смерти, хотя они нам не открыты.
«Я стал нем, не открываю уст моих, потому что Ты сделал это» (Пс. 38:10), – восклицал Давид. Так скажем и мы. «Я стал нем!» Не в ярости, не в отчаянии, но потому, что это дело рук Твоих, и, следовательно, оно к лучшему.
В смерти нет случайности, она предназначена Богом. Это есть дело Отца Небесного, Который не забывает ни одну малую птицу. Это есть дело Сына Божия, умершего на кресте, чтобы спасти человечество. Дело Духа Святаго, дарующего жизнь всякому творению. Это есть дело Того, Который любит жизнь, а не смерть; свет, а не тьму; добро, а не зло, поэтому Он творит все во благо. Нам и не нужно знать причину и значение всего. Итак, будем и мы молчать, как молчит ребенок, сидя у ног матери и глядя доверчиво в ее глаза, уверенный в любви и тогда, когда он ее не понимает.
Святость – это здравие души
09 декабря.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)
Быть совершенным значит искать в жизни прежде всего Царствия Божия и правды его. Так действовать и мыслить, чтобы Царствие Божие внутри нас могло свободно расти и развиваться, чтобы не коснулось нас растлевающее дуновение порока и греха. Вот к чему прежде всего должна стремиться душа наша: не к богатству, не к славе, не к выгоде, не к удовольствию, а к подражанию Отцу нашему Небесному.
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6:25, 32). Вот чем мы, дети Божии, отличаемся от прочих. Мы сыны Божии, следовательно, граждане иного, небесного города, имеющего прочное основание. Мы помышляем «о горнем, а не о земном» (Кол. 3:2), – цель и стремление жизни нашей изменились вполне.
«Наше жилище на небесах» (Флп. 3:20), мы подданные небесной обители, подчинены ее законам, вправе обладать ее преимуществами, мы не только живем обещанием будущих благ, но и теперь уже свободные члены Небесного Царства. Как таковые, мы высоко держим знамя Царя нашего и отдаем на служение Ему все наше усердие, всю нашу любовь.
В Царстве Отца нашего заключается для нас вся слава, которых ищут другие в жизни земной. Если бы мы искали прежде всего правды Его и подчиняли бы все Его закону, как возросла бы вера в Него вокруг нас! Вера в будущую жизнь стала бы доступнее, если бы все наши дела и мысли возносились к тому Небесному Царству.
Итак, святость заключается в совершенном здравии души. В чем же состоит совершенное здравие? В стяжании Духа Святаго.
Христос жизнь наша (Флп. 1:21) – Его мы должны принять всецело и найти в Нем прощение, избавление, победу.
Христос жизнь наша. Им должно быть проникнуто все, чем мы живем. Вот в чем святость и совершенство.
Будь верен до смерти
10 декабря.
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)
Даруя нам жизнь, Господь каждому из нас поручает нечто, что мы должны охранять, употреблять, ограждать, наконец, возвратить Ему неповрежденным, нерасточенным. Христос мог сказать Отцу в конце Своей земной жизни: «Никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17:12). Когда мы окончим земное поприще, дай Бог и нам иметь возможность возвратить все Ему со словами: «Я сохранил в целости все то, что Ты дал в мои руки, и по моей вине ничто не пропало и не поблекло».
Ап. Павел сказал Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1Тим. 4:14), разумея радение о проповеди учения Христова. Тимофей был тогда молод, он должен был соблюдать в чистоте открывшуюся ему веру. Так и каждый юноша-христианин должен ограждать себя от влияния мира и, проходя по жизненному пути, стараться сохранить себя нетронутым, незапятнанным.
Говорят, что маленький зверек горностай так заботится о чистоте своей шкурки, что готов умереть скорее, чем загрязнить ее. Желательно было бы видеть в юношах, начинающих жизнь, такой же инстинкт самосохранения в нравственном смысле. Лучше согласиться на всякую жертву, на всякое страдание, лишь бы сохранить чистоту сердечную и непорочность жизни.
Когда мать держит на руках своего ребенка в сознании, что он послан ей Самим Богом, что может быть священнее этого залога невинной души младенца, порученной ей с тем, чтобы она берегла и ограждала ее и могла бы возвратить цельною, нетронутою в руки Божии для вечной жизни. Так же мы должны смотреть и на дружбу; друг доверяется нам, мы несем некоторую ответственность за него перед Богом. В дружбе надо искать не того, что мы можем извлечь из нее для себя, а того, чем мы можем обогатить ее нашею любовью, нашим попечением. Честное имя лучшее наследство, которое отец может оставить своим детям; они должны смотреть на него, как на священный залог и хранить его во всей чистоте.
Если так бережно охраняется имя, которое мы носим, что же сказать об общем для всех нас имени христианина. Ответственность христианина очень велика – где бы и с кем он ни находился, всегда должен помнить, Кому он принадлежит, Кому служит и Чье имя он носит. Господь и Учитель наш желает, чтобы мы были верными в малом, верными во всем, доверенном нам. Для этого мы должны каждый день снова принимать от Господа то, что Он дает нам на хранение, и, обновляя ежедневно наши силы, мы донесем нашу ношу до конца. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Познание Христа
11 декабря.
«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?» (Ин. 14:9)
Какой поразительный вопрос для каждого из нас! Неужели для нас столь близкий и знакомый нам с детства Спаситель остался чужим?
Какое печальное, ужасающее предположение! Неужели и к нам, бывшим так часто свидетелями Его благости, Его славы, Его милосердия, к нам, пользующимся столь великими преимуществами, к нам, питавшимся Его словом с ранних лет, может быть обращен этот вопрос: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?» Не знать Его значит не знать ничего – познавая Его, узнаешь все. Постараемся проникнуться всецело этим сознанием, в нем мы найдем ответ на все мучительные вопросы, разрешение всякого недоумения.
Познание Христа! Вот в чем смысл нашей жизни, вот где свет после мрака, мир и успокоение после страха, после борьбы! Книга Жизни осталась закрытой для всех поколений и для каждого человека. Напрасно мы стараемся ее раскрыть; мы плачем о том, что никто не может этого сделать, и все старания, все усилия остаются тщетными, вся мудрость наша бессильна. Один только Агнец закланный снимает с нее печать и открывает ее нам. Пока мы не найдем Иисуса, мы стоим в недоумении перед самой истиной. Только при познании Его пробивается свет, и тени исчезают.
Наши грехи, наше горе, наши ошибки происходят оттого, что мы не знаем Его. Тот, кто лучше познает Христа, проникнет до глубины истины и подымется высоко над землею. Нашим безумием, нашими грехами, нашими упущениями мы вызываем печальный вопрос Христа: «И ты не знаешь Меня?» «Ищите Его», – говорит пророк; мы блуждаем, мы падаем во мраке, пока нам не явится Тот, Кто есть Свет мира.
Мы должны любить друг друга
12 декабря.
«Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин. 4:11)
Простой человек, родом Самарянин, ехал верхом на осле по пыльной дороге. Увидев на пути человека в беде, он поднял его, помог, чем только мог, и опять продолжал свой путь по той же пыльной дороге. Вот то служение, которое нам велит исполнить заповедь Божия, вот на чем особенно настаивает Христос. Любить всегда, вдоль всего нашего пути, проходя по пыльной большой дороге и заходя на одинокие тропинки.
Он требует, чтобы служение наше выражалось в любви ко всем искупленным Им как к братьям нашим. В неизменной кротости, в самоотвержении, в полном самозабвении – в этом должно заключаться постоянное служение наше Христу. Оно касается каждого из нас, в семейном, домашнем быту, в общественной жизни – везде должны преобладать кротость, терпение и братолюбие. Это должно быть плодом нашей веры. Этот дух должны мы вносить в наши молитвы, частные и общественные. Такого служения ожидает Господь от всякой матери, от детей, от господ и слуг.
Это и есть истинная религия – дух кротости, ничем ненарушимый, любовь, которая выражается в ласковых словах, в тихом, ровном обращении, которая, наполняя собою весь дом, облегчает жизнь и вносит свет и радость в каждое сердце, подобно солнцу, заглядывающему в каждый уголок скромного жилища, чтобы согреть и осветить его.
Если в Боге наше убежище, то в Нем и сила наша. Он, несомненно, даст нам силы исполнить то, что велит исполнить. Только Его именем мы подчиним себе того духа злобы, раздражения, холодности, который изгоняется лишь молитвою и постом.
Будем уповать на «Вождя спасения» (Евр. 2:10) нашего, Который «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр. 7:25). В Нем мы одержим победу над нашим нетерпеливым нравом, над холодным себялюбием, над раздражающими нас людьми и обстоятельствами, над неудачами, оскорблениями, над чужими и собственными пороками и упущениями. Будем помнить, что над всем этим господствует Он. Будем верны в том, что нам всего доступнее. Первая заповедь есть: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею», – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30–31), помогай, облегчай, заботься каждый день о всяком встречающемся тебе – вот вторая заповедь, пополняющая первую.
Бог любит и немощных
13 декабря.
«Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс. 102:14)
В этом мы видим причину Его сострадания. Он знает наше бессилие. Неспособные, слабые часто являются помехой в жизни. Они задерживают занятых людей; негодные для борьбы, неспособные дать добрый совет, они не нужны руководителям; ими пренебрегает и мыслитель, они его не понимают; и в делах, не оказывая никакой помощи, они являются только помехой.
Но милосердие не гнушается ими. В нем есть им место, оно их терпит и благословляет. Апостолы думали, что малые дети помешают Христу и не хотели их допустить к Нему. Но Он вознегодовал на это; в Его сердце и в Его объятиях было место для них. И всем слабым, никому не нужным найдется у Него место – они Ему не мешают.
Возрадуйся же, душа моя! Не сомневайся в Боге твоем и не предавайся безумным мечтам о мудрости и величии, как будто ими ты могла бы чего-нибудь достигнуть. У Господа есть место для тебя, какова бы ты ни была; Он готов принять и то, что ты принесешь Ему в твоей слабости. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13). Что подкупает нас в малом ребенке и вызывает нашу нежность? Не его ли беспомощность? Видя эту беспомощность, мы не только охотно, но радостно стараемся ему помочь, заботиться о нем и готовы день и ночь печься о нем. Маленький слабый ребенок находит себе место прямо у сердца матери, там, где ей скорее всего видна всякая его нужда, где ей слышнее малейший его крик, где она своими любящими объятиями может защитить его.
Так и Господь жалеет боящихся Его, «ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть».
Время испытания
14 декабря.
«Становилось темно, а Иисус не приходил к ним» (Ин. 6:17)
В ранней молодости мы раздражаемся и ропщем при появлении малейшего облачка на нашем горизонте. Нам хотелось бы, чтобы солнце никогда не переставало светить, чтобы путь наш был усеян цветами, чтобы вокруг нас беспрерывно раздавался беззаботный смех и радостные песни.
Но с годами мы более склонны искать благотворную тишину надвигающихся сумерек, хотя нас все еще страшат ночные тени, в которых мы видим нечто таинственное.
Ученики Христовы не могли избавиться от гнетущего их чувства страха. По развитию они были еще детьми, и на них находил страх одиночества, когда «Иисус не приходил к ним».
Каждый из нас должен пройти через такое время испытания. Тоскливое чувство одиночества рано или поздно овладевает и нами. Бурные волны неудержимым потоком уносят наш бедный челнок, разбивают и бросают его во все стороны. Руля уже нет, трепет и ужас охватывают нас при виде надвигающейся ночной темноты. Но успокойтесь! Господь приближается к нам по волнам, несмотря на бушующий ветер! Над ревом разразившейся бури раздается Его голос: «Не бойтесь, это Я!» Страх наш исчезнет, когда мы узнаем Его голос, и сделается великая тишина в нашем сердце.
Ты услышал меня
15 декабря.
«Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11:41)
Не странно ли, что Спаситель благодарит Отца заранее за благо, Им еще не полученное?
Он благодарит Бога за воскресение Лазаря, когда Лазарь еще не воскрес! «Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Что значат эти слова Спасителя?
Лазарь еще лежал в могиле, окутанный могильной пеленой, безмолвие смерти не прерывалось, на вознесенную молитву еще не последовало видимого ответа.
За что же Господь благодарит Отца Небесного?
В полном единении с Ним, Он благодарит заранее, уверенный, что Его молитва приятна Отцу. Воскрешая Лазаря, Господь не только хотел вернуть его к земной жизни и этим осчастливить его близких, но и утвердить веру в бессмертие души и вечное воскресение, предвозвестив этим чудом и Свое собственное Воскресение. И я, Господи, смею благодарить Тебя теперь уже за почивших в Тебе.
Перед открытой могилой, среди мрака, безмолвия и неизвестности, не имея видимого доказательства бессмертия, не слыша Божественного голоса: «Лазарь, иди вон!» – я все же буду благодарить, уверенный, что мои усопшие живут и будут жить вечно!
Бессмертие есть как бы принадлежность Божества – Господь не может допустить смерти Своего создания, поэтому у открытой могилы является потребность воспеть Пасхальную песнь. Живой образ усопших остается среди осиротелой семьи, нравственный облик их может еще служить им опорой и путеводителем в жизни. Будем же и мы в присутствии смерти с горячей верою возносить хвалу Господу: «Отче, благодарю тебя, что Ты услышал меня!»
Мудрость души ребенка
16 декабря.
«Кто не примет Царствия Божия как дитя...» (Лк. 18:17)
Обратиться и быть, как дети. И «исполниться всею полнотою Божией!» (Еф. 3:19). Как согласовать эту, по-видимому, странную противоположность? Но противоположность эта только кажущаяся. Хотим ли мы вернуться к первобытному состоянию детской души? Мы достигнем этого, только подвигаясь вперед. Детство, старость – раннее утро и закат дня – во многом сходны. Вспомним Нагорную проповедь: Спаситель называет блаженными обладающих детскими качествами. Смирение, кротость, милосердие, чистота сердечная, миролюбие, все это качества души ребенка. Но человек взрослый может достигнуть той же цели от полноты благодати.
Ребенок бывает нищий духом по врожденной, бессознательной скромности, а взрослый человек, стремясь к недосягаемому, сознает свою духовную нищету. Ребенок плачет, теряясь в пространстве, взрослый человек плачет, потому что ему тесно в узких жизненных рамках. Ребенок знает только один голод в недостатке пищи телесной, для взрослого же всего важнее утолить духовные голод и жажду. В детстве мы прощаем, забывая обиды; в зрелом возрасте мы понимаем человеческие слабости и, покрывая все своею любовью, прощаем их сознательно. Детская невинность происходит от неведения; познание же порока, во всей его гнусности, побуждает человека искать душевной чистоты, которая достигается только на Голгофе.
Вы, оплакивающие вашу молодость, сокрушающиеся о скоротечности раннего утра, – утешьтесь, полуденный зной и вечерние сумерки приведут вас снова к утренней свежести! Обогащенный жизненным опытом, зрелый возраст вернет вам снова всю прелесть вашей детской невинности! Это вполне возможно. Впереди нас ожидает светлая утренняя звезда – после темных туч, налетевших в полдень, после надвинувшихся вечерних теней, после мрачных часов глубокой ночи, встанет вторая светлая заря.
Не сказано ли: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал. 4:4). Так будет и для нас. Когда мы достигнем полноты духовной жизни, Младенец Иисус явится и нам; мы возродимся вновь; утренняя заря возгорится для нас; мы увидим восходящее Солнце на востоке, мы услышим песнь пастухов в долине Вифлеема, и в ней прозвучит радостная надежда начинающегося дня и несмолкаемая хвала Всевышнему. «Слава! Мир! Благоволение»!
Уразумеешь после
17 декабря.
«Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7)
Истина этих слов не изменится никогда, чтобы понять их вполне, нужны лишь вера и упование.
Бог один видит полную гармонию во всем том, что нам представляется ужасным хаосом. Не будем же унывать. Вера подобна заре. Когда она загорается, день уже не далек. Бывают времена, когда мы не видим света перед собой, когда и завтрашний день закрыт от нас, когда мы как будто стоим на краю бездонной пропасти. Не забывайте, что и тогда путь Господень все так же ясен; Он ходил по водам, Его рука всегда простерта ко всем погибающим.
Поспешим к подножью креста – подвиг, совершенный на нем, обещает нам окончательную победу над злом. Если мы не умеем молиться, бессловесные воздыхания наши достигнут Престола Божия, если и воздыханий у нас нет, подождем! В тишине и безмолвии будем ожидать избавления. Разъяренные страсти овладели миром, бушующие волны свирепствуют в нас самих, но, опираясь на веру, мы победим мир, и буря утихнет в душе, у ног Того, Кто «больше сердца нашего, и знает все» (1Ин. 3:20).
Господь хочет омыть нас, как Петра на тайной вечери, не понявшего тогда Его намерения; предоставим Ему действовать в нас, помня, что если Он не умоет нас, мы не будем иметь части с Ним.
Хотя пути Господни неисповедимы и намерения Его не всегда нам понятны, Он может научить нас оправданиям Своим, и, достигнув конечной цели, мы увидим во всем одну любовь и одну правду Божию. Бодритесь же, идите твердо вперед! «Видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18).
Благодать и истина во Христе Иисусе, в Котором и утешение, и спасение, и свет.
Основа христианства
18 декабря.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35)
Основа всего христианского учения есть любовь: она должна присутствовать в сердце истинного христианина. Бог есть любовь, и верующий во Христа должен быть подобен Ему, Он должен иметь Христа в своем сердце. Итак, тот, кто не любит, – не христианин.
Первое действие веры во Христа есть пробуждение любви в сердце человека. И эта любовь обнаруживается в каждом его поступке. Прежде всего любовь эта обращается к Богу; но любовь к Богу согревает сердце и к ближнему, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин. 4:20)?
Истинная любовь становится побуждением каждого шага нашей жизни, она зажигает в нас божественную искру. Любовь учит нас состраданию к каждой скорби, к каждой немощи, снисхождению к слабостям человеческим, терпению среди испытаний, кротости среди обид и постоянной готовности ко всякой жертве. С любовью в сердце мы будем всегда готовы все снести, все отдать, все выстрадать за наших братьев.
Высота скорби
19 декабря.
«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)
Подобно тому, как некоторые растения издают благоухание лишь тогда, когда их растопчешь и сомнешь, и душа человеческая приносит духовные плоды лишь в тяжелом испытании. Она созревает на обнаженных ветках.
Среди скорби в христианской семье проявляются с большею силою любовь и согласие. Любовь эта, конечно, жила в ней и во времена радости, но сколько новых сил пробуждается в ней в годину испытаний. Находясь как бы в присутствии Божием, все наши чувства становятся глубже и сильнее. Под тяжелым ударом, разразившимся над семьею, она вся повергается к ногам Спасителя, и горячая молитва, вопль страждущего сердца возносятся тогда непрестанно к Престолу Всевышнего.
Перед открытой могилой исчезают все житейские мелочи и дрязги, и оставшиеся на земле проникаются предчувствием вечности. Мир Божий осязательно сходит на эту семью, она как бы приближается к иному миру и предвкушает вечное блаженство отшедших. Взор плачущих проникает в дотоле неведомую даль, которая облекается в осязательную форму. Вера растет в несчастии и превращается в видение.
Когда в нашей скорби мы достигаем Голгофы, нам оттуда виднее и понятнее все чудеса небесные. Нам становится ясен истинный смысл жизни, истинная цель наших стремлений. С той вышины нам понятно все значение креста, которому мы покоряемся с любовью. В этом-то и состоит вся святость дома плача христианской семьи; из него исходит и на окружающих как бы веяние загробного блаженства.
Он придет разбудить нас
20 декабря.
«Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11)
Вспомните умилительный случай, который произошел в Вифании после смерти Лазаря. При смерти каждого происходит то же самое. Лазарь есть то любимое существо, которое Господь у нас отнял. Марфа и Мария – это мы, плачущие по умершем; Иисус Христос остается Тем же вчера и сегодня, и во веки веков. Да, Он готов войти к нам в минуту скорби, как пошел в Вифанию к скорбящей семье. Это был Он, Сам Бог Всемогущий, обратившийся в любящего брата – близкого друга, о Котором говорили: «Прослезился Иисус».
И мы чувствуем, что Он нас понимает, что Он с нами страдает, что наша скорбь Ему не чужда, что Он говорит с нами в этой скорби, говорит как Тот, Кто плакал с сестрами Лазаря и с матерью у гроба сына; как Тот, Кто изведал Сам все испытания и скорби, Кто любил друзей Своих и, умирая, заботился о Своей Матери. Он говорит с нами, как Сын человеческий, как «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3). Он говорит слова, которые никто другой не скажет и которые изливаются, как елей, на наши сердечные раны. Он и нам говорит, как Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Тот, кого ты оплакиваешь, воскреснет.
Внимая этому божественному голосу, наше горе утихает, луч небесного света озаряет свежую могилу и нашу мрачную будущность, и мы сознаем, что, соединяясь со Христом, мы не можем назвать нашу жизнь безотрадною.
Лодка посреди моря
21 декабря.
«Лодка была уже посреди моря, и ее било волнами» (Мф. 14:24)
Зачем настала эта буря?
Зачем в ту самую минуту, когда ученики были так счастливы среди ликующей толпы, Господь послал их навстречу опасности? Отчего не позволил Он им остаться, когда они указывали Ему на противный ветер и приближающуюся грозу. Зачем потом оставил Он их так надолго без Своей помощи?
Как много непонятного встретят они еще в течение жизни! Отчего Христос должен был претерпеть столько уничижений, страданий и крестную смерть? Зачем и им пришлось испить всю чашу мучений нравственных и физических? Отчего наша молитва остается так часто без ответа, а борьба целой жизни не приводит ни к чему? Отчего мы постоянно нуждаемся в опоре, и ни от кого не слышим слова утешения? Отчего неумолимая смерть вырывает у нас всех тех, кто нам всего дороже?
Зачем? Скоро ли мы получим ответ на все? Близок тот час, когда вечная заря заменит наши темные ночи; тогда все вопросы разрешатся в едином бесконечном славословии, и наше земное «зачем» перейдет в вечное, неумолкаемое небесное «аллилуиа».
Кто знает? Быть может, еще здесь, на земле, Господь откроет нам Свои пути и мы поймем, что и нам по примеру нашего Спасителя следовало пережить именно то, что назначено на нашу долю! Оно нужно было, чтобы оторвать нас от мира, от греха, от наших суетных надежд, чтобы развязать нас с нашим собственным «я»! Оно нужно было, чтобы разбить нашу гордость и привести нас к ногам Христа смирившимися, взывающими к Нему о помиловании! Оно нужно было, чтобы испытать нашу веру и научить нас молиться и для того, наконец, чтобы Бог прославился в нашем спасении и показал нам, что Он может сделать для того, кто возложил на Него всю надежду свою.
О маловерии
22 декабря.
«Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31)
Зачем ты усомнился? Разве ты не знаешь, что вера – это жизнь; ею одной ты можешь победить мир и самого себя; все, что в тебе есть хорошего, искреннего, сильного, истекает из нее. Без веры человек бессилен, он падает. Разве ты забыл, что вера сильнее разума, сильнее увлечений сердца, сильнее всего? Зачем ты усомнился? Зачем ты бросил прежнюю простую благодатную веру, внушившую тебе слова: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго»! Истинную веру счастливых дней твоей юности, ту веру, которая освещала лучшие минуты твоей жизни?
И в самом деле, почему иные не веруют? Оттого ли, что современная наука не во всем согласна с верою? Или потому, что ослепленные самообольщением считают свой слабый рассудок способным понять и измерить всю глубину Божественных предначертаний, обманулись в своих безумных надеждах? Маловерный, говорит Христос Петру, зачем ты усомнился? Зачем ты сам положил основание твоему падению, столь прискорбному и постыдному? Зачем ты забыл о всемогуществе Моего слова и отвел взор от Меня?
Тем не менее благодари Бога, ибо и малая вера – все же вера, и она сильнее волн морских, сильнее диавола и ангелов его. В час опасности ты все-таки обратился ко Христу. Твое разбитое сердце на Него возложило последнюю надежду, и на Него ты устремил твой умоляющий взор. Воздай же хвалу Богу, ибо вера твоя спасла тебя!
Господи, спаси меня
23 декабря.
«Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33)
Протянув руку Петру, Спаситель поддержал его, повелел ветру утихнуть, и ученики причалили к тому самому берегу, который тщетно искали во время бури. Точно так же Иисус опять предстает перед ними в утро Своего Воскресения, когда ученики Его, потеряв всякую надежду, погрузились в глубочайшую скорбь. Тогда Он является между ними, и сердца их наполняются тою неизреченною сердечною радостью, которую никто уже не может у них отнять. Так же является Он каждому христианину в час испытания, заменяя скорбь благодатным чувством мира. И мы можем сказать вместе с псалмопевцем: «Hа мгновение гнев Его, и на всю жизнь благословение Его; вечером Он водворяет плач, а на утро торжество» (Пс. 29:6).
Увидим Его и мы, когда после житейских бурь мы достигнем тихого пристанища. Тогда, согретые лучами Солнца, которому заката не будет, мы сделаемся подобны Ему, потому что «увидим Его, как Он есть», т.е. Другом нашим, Спасителем и Господом. Ученики постигли это, когда поклонились Ему со словами: «Истинно Ты Сын Божий».
Из поколения в поколение слова эти повторяют все те, кого Он воздвиг из глубины вод испытания, которых Он вывел из тьмы отчаяния к Своему лучезарному свету. «Истинно Ты Сын Божий. Ты один имеешь глаголы вечной жизни». Только Твоя кровь очищает от всякого греха. Ты один можешь оторвать меня от самого себя и завладеть всем моим сердцем, дабы во мне прославилось Твое милосердие. Ты моя единая надежда, мое высшее благо. Ты мое все! Ты есть Бог мой! Будем каждый день повторять эти слова, и пусть все наши скорби и испытания послужат лишь к теснейшему сближению с Тобою. Итак, кто терзаем сомнениями и маловерием, пусть воскликнет: «Господи! Спаси меня, погибаю!»
А тот, кому Он даровал избавление, «да славит Господа за милость Его, и за чудеса Его для сынов человеческих», – да прославляют все имя Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.
Мудрость, сходящая свыше
24 декабря.
«Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна» (Иак. 3:17)
Тот мир, который исходит от чистоты душевной, один достоин этого названия. Мир без чистоты есть лишь свойство поверхностной натуры. Какая громадная разница между тишиною на озере и тишиною на море. В озере вода спокойна, потому что оно защищено от бури. Рассвирепевшее море затихает после борьбы, оно убаюкивает бушующие волны на своем могучем лоне, и водворяется тишина.
То же самое происходит со страстями человеческими. Мы видим много людей, подобных озеру; они не знают борьбы, они застывают в бездействии. Глядя на людей, подобных этим тихим водам, мы видим, что эта тишина им ничего не стоила. Они не могут не быть спокойными, самое их незлобие и всепрощение не имеют особой цены. Они даже не способны на гнев, потому что не способны и на сильную любовь.
Но есть натуры, подобные великому морю. В них мир и тишина являются плодом пламенной и чистой любви. Они прощают обиды не из равнодушия, а ради Христа. Сознавая весь ужас греха, они прощают, потому что за этим потоком видят радугу на небе. Мелкие натуры готовы простить, забывая о прошлом, глубокие и чистые души прощают, доверяя будущему.
Боже, дай мне миролюбие, исходящее из чистого сердца. Научи меня быть миротворцем, прощать обиды, сознавая возможность исправления обидевшего меня брата.
Пусть мрак порока будет озарен для меня восстающей зарей Солнца Правды.
Прощение становится легким для чистого сердцем, потому что он видит Бога и в Нем открывается перед ним целая вечность. Открой и мне, Боже, сокрытые от человеческих глаз источники Твоего милосердия, открой мне луч надежды, озаряющей многие обители в доме Отца, помоги мне сохранить чистоту душевную, которая среди мрака греха и скорби даст мне узреть светлое видение Твоей славы!
Просите!
25 декабря.
«Не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2)
В этих словах заключается причина общей нашей духовной слабости.
Верующие часто задают себе вопрос: почему я так бессилен против греха, так слабо подражаю моему Учителю и Господу, так медленно подвигаюсь вперед? Ответ готов! «Не имеете, потому что не просите». Часто проповедники недоумевают, почему их слово не находит отклика в пастве и весь труд их бесплоден? Объяснение в тех же словах: «Не имеете, потому что не просите».
В Деяниях апостолов мы увидим постоянную победу, одерживаемую верующими над язычеством, и непрестанное распространение веры. Препятствий же тогда было не меньше, чем теперь. Противодействие было сильным, яростным, ожесточенным, но скромные борцы за веру были сильнее противников. Как объяснить это? «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2:42). Это была молящаяся паства, она постоянно пребывала в молитве.
Служение апостолов было молитвенным, и только такое служение приводит к победе. О многих ли ныне можно сказать, что они пребывают в молитве, многие ли могут сказать про себя: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).
Если в наши дни приходская жизнь и достигла известного порядка и благоустройства, то в ней все же недостает великой двигательной силы, непобедимой духовной мощи! Эта сила достигается только молитвою. Сам сатана содрогается при виде коленопреклоненной паствы, горячая молитва верующих для него страшнее всего, у него нет орудия против нее. Молитва есть ключ ко всем высшим благам, ею достигается и то, чем обладает Сам Господь. Молитва пламенная, молитва веры все может в укрепляющем ее Иисусе Христе (Флп. 4:13).
Должники
26 декабря.
«Любовь из них больше» (1Кор. 13:13)
Когда любовь обитает в сердце, оно полно радости. Любовь озаряет весь Божий мир радостной улыбкой. Всматриваясь в нашу жизнь, мы убеждаемся в том, что каждый прожитый нами день оставляет нас должниками – должниками любви и ласки к нашим ближним. Мы не отдаем им должного, никогда не отдаем вполне всего, что могли бы отдать.
Любить не значит только не делать зла, но значит делать добро, которое в наших силах.
Любовь к Богу вселяет в нас готовность всегда покорно исполнять Его волю, какова бы она ни была. Любовь к ближним побуждает нас служить и благотворить им беспрерывно. Любовь постоянно созидает. При каждом нашем прикосновении к жизни человека любовь чем-либо обогащает эту жизнь и придает ей большую цену в его собственных глазах. Человек чувствует, что стоит жить, когда он встречает любовь в отношениях с людьми.
Слово любви есть благословение, оно вдохновляет и возвышает душу. Исходя от Бога, любовь творит добро. Она – откровение Самого Бога. Любовь нисходит на землю, как Ангел Божий, Ангел мира и радости. Она звучит в нашей жизни, как небесная песнь, и сеет повсюду добрые семена, которые взойдут в вечности. «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), любовь не может не служить ближним. Каждый из нас, даже и тот, кто ничего не имеет, может любить и расточать любовь вокруг себя. Источник любви должен бить ключом, он стремится неудержимо из нашего сердца, находя применение всюду в делах любви.
Дело Христово
27 декабря.
«Не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10:45)
Спаситель Своим примером научил нас жить не для того, чтобы нам служили, а чтобы самим служить. Нелегко исполнить это. Хотя люди часто говорят о величии служения ближним, однако для того, чтобы послужить на деле, необходимо проникнуться действием Духа Божия. Самая суть учения Христа состоит в том, чтобы в каждой, даже случайной встрече видеть случай кому-либо послужить.
Любя Бога всем сердцем нашим, мы не можем не любить и ближних; всякое служение им есть служение Самому Христу. В притче о Страшном суде нам это ясно указано. Господь принимает Сам все то, что мы делаем для смиренной, нищей братии нашей. Вся наша жизнь преобразилась бы, если бы мы могли видеть Самого Христа в каждом страждущем, которого встречаем.
У нас иногда является сожаление о том, что мы не жили во времена Спасителя; с какою радостью, кажется, мы тогда бросили бы все, чтобы идти за Ним и Ему служить. Но не забудем, что и вера наша, и наше служение имеют перед Ним большую цену и теперь, когда века прошли после Его земной жизни. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), – сказал Господь.
Видя в каждом Самого Христа, мы не посмеем никого обойти, ни к кому отнестись небрежно или равнодушно. Без суеты, без шума мы всегда должны быть наготове послужить каждому, чем только можем. Сколько нужды, сколько зла, сколько нравственного и сердечного голода окружает нас повсюду, неужели же нам трудно найти широкое поле для дела любви, для дела Божия.
Нигде не сказано, чтобы Спаситель помогал деньгами, но то, что Он давал, было несравненно дороже. Он никого не отталкивал, никого не оскорблял, никого не отпускал без слова любви и утешения. В этом смысле каждый может подражать Христу, обходясь ласково и кротко с каждым обращающимся к нам. Имея всегда в сердце искреннее желание облегчить чужую ношу, мы можем сделать многое и принести пользу и утешение там, где тяготеет непосильный гнет.
Всякое мелкое чувство самолюбия и гордости, заставляющее нас ожидать чего-то от других, исчезнет для того, кто действительно имеет в себе Дух Христов. Довольствуясь в жизни нашей самым скромным местом, постараемся стоять настороже, имея «чресла наши препоясаны» (Лк. 12:35), чтобы всегда быть готовыми, по примеру Христа, умывать ноги меньшей братии.
Никакой труд не может казаться унизительным имеющему в себе Дух Христов! Напротив, при мысли, что Он, Всемогущий, Всесвятой, был среди людей «как служащий» (Лк. 22:27), мы будем стремиться быть достойными прикоснуться ко всякому труду, облагораживающему человека, – «больший из вас, да будет вам слуга... Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11–12).
Господь совершит
28 декабря.
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит». «Господь совершит за меня» (Пс. 36:5, 137:8)
Невозможно допустить, чтобы Господь посылал нам испытания, скорби и заботы, которые превышали бы наши силы. Непосильной ноши нет на этом свете! Вместе с ношей дастся от Господа и достаточно силы, чтобы ее нести; она тяжела, она нас давит, гнетет, иногда нам кажется, что мы изнемогаем в труде и готовы в отчаянии отказаться от него, или же мы думаем, что не вынесем испытания.
Опыт христианской жизни учит нас другому. Уповая на Бога, ожидая от Него ежедневно и силу, и указания, мы не ослабеем в пути и вынесем до конца все то, на что наших собственных сил, конечно, не хватило бы. «Он совершит» за нас.
Перед нами, положим, тяжелый путь, высокая, крутая, неприступная гора стоит перед нами. Подымая усталый взор на эту гору, мы только и видим впереди одни преграды и препятствия на каждом шагу; и действительно, без живой, твердой веры в Бога гора эта неприступна. Однако если мы, забывая нашу слабость, нашу немощь, будем непрестанно взывать к Богу о помощи, шаг за шагом, мы одолеем и препятствия, и самую эту гору. Как на крыльях, подымемся мы на высоту правды Божией, в сияние Его света, где царствуют мир совершенный и бесконечная радость.
Не унывайте на пути! Господь «смиренным дает благодать»; милосердие Его не оскудело, «рука Его не сократилась на то, чтобы спасти» (Ис. 59:1). Свет Его не погаснет, доверьтесь Ему, и Он доведет вас до конца. «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).
На заре жизни
29 декабря.
«Ходите, пока есть свет. Приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 12:35, 9:4)
Работайте, пока есть свет – особенно свет утренний! Мы не можем достаточно внушить молодым, как драгоценны их молодые годы. Старики иногда предаются бесплодному сожалению об утрате юности или же, угнетенные тревожными воспоминаниями, стараются забыть прошлое, чтобы дожить спокойно свой век, не думая о громадной пользе, которую их долголетний опыт мог бы принести заблуждающейся молодежи. Каждый из нас должен бы предупреждать молодых друзей своих о великом значении молодых лет для последующей жизни. Ведь все их счастье, общественное положение, душевное спокойствие, судьба временной и вечной жизни зависят от устремлений дней юности. Как утренняя заря имеет в себе нечто торжественное, так и молодые годы, одаренные богатством свежих, молодых сил, должны протекать в глубоком, торжественном сознании начинающейся жизни.
Помните, что каждый день решает бесповоротно вашу судьбу! В каждом из них лежит зародыш будущего, дальнейшая судьба зависит от молодых лет, которые кладут основание всей жизни. Поэтому не пропускайте ни одного дня без работы над собою; дайте себе ясный отчет о состоянии вашей души и с юных лет трудитесь над искоренением в ней зла, имея всегда перед собой высокий идеал, к которому все мы должны стремиться.
Дорожите же этим драгоценным даром молодости, смотрите на него как на вверенное вам сокровище, не теряйте даром времени, не упускайте случая, который уже не вернется, а пользуйтесь, пользуйтесь молодыми годами, в которых вы можете сделать так много для себя и для других!
Стоящие при кресте
30 декабря.
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19:25)
В повествовании другого Евангелиста упоминается о другой группе людей – «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49).
Каждый из нас должен сознательно примкнуть к той или другой группе. Как тяжело видеть такое малое число стоящих при кресте и такое множество людей, смотрящих издали. Неужели и мы останемся на расстоянии? Неужели не поспешим занять место у креста, которое принадлежит и нам, как всякому верующему? Истинная любовь окружена странной, необъяснимой тайной – она вся добровольно отдается страданию за другого.
Кто может измерить всю глубину скорби Пресвятой Девы, когда Она стояла при кресте? Каждый стон Божественного Страдальца потрясал Ее душу, отдавался болью во всем Ее существе. Однако Она стояла. Вот плод истинной любви! Матерь Божия ничем иным не могла доказать Свою веру, как только стоять при кресте, – слова были излишни. В безмолвном благоговении, в бесконечной скорби – Она стояла!
Некоторые художники изображают Деву Марию в изнеможении, в обмороке – это было бы естественно и свойственно человеческой природе. Но в словах Евангелия выражается сверхъестественная сила благодати Божией: Она стояла при кресте!
Что же может побудить человека стоять там, где крест его жизни? Сила, исходящая не из него, а данная ему свыше, – сила благодати Божией, испытующая и очищающая веру нашу посредством ниспосланного креста. Человек, принявший безропотно крест свой и стоящий при нем, может привести других к Богу лучше всякой проповеди. Вся жизнь его становится живым свидетельством, немою проповедью, увлекающей за собой людей и указывающей путь к небу.
В великие дни страдания и смерти Спасителя оправдалось пророческое слово старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Стоя у креста, Дева Мария поняла значение этих слов, – оружие страдания пронзило Ее душу, и в этом кресте, причине Ее скорби, Она узрела любовь Божию.
Лишь при свете креста откроются и наши глаза к уразумению истины; мы узрим свет Христов на месте нашей скорби, ценою этой скорби откроются очи наши. «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Подвиг молитвы
31 декабря.
«Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Мк. 9:2)
Господь взял с Собою на гору Фавор тех из Своих учеников, которых Он нашел достойными узреть видение Его славы: Петра, ревностного в вере, порывистого в действии, Иакова, будущего мученика, кроткого в послушании, и Иоанна, своею любовью заслужившего больше других любовь Спасителя.
Он возвел их на гору высокую особо. Как часто Господь искал тишину уединения! Он беспрестанно удаляется от толпы и уводит учеников, чтобы они могли отдохнуть и сосредоточиться: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31), – говорил Он им.
Люди светские, мирские ищут развлечения в шумных удовольствиях, люди Божии, избегая толпу, углубляются в свои мысли и сосредоточиваются на едином на потребу.
В Евангелии от Луки сказано, что Он «взошел на гору помолиться» (Лк. 6:12). В течение всей Своей земной жизни Спаситель видимо нуждался в молитве, Он удалялся, чтобы предаваться беспрепятственно духовному общению с Творцом, в Котором находил силу и утешение. Вступая на Свое земное поприще, Он молится. По ночам – Он молится. В саду Гефсиманском, готовясь к страданию и смерти, Он молился. На кресте, в предсмертных муках, до последней минуты Своей жизни, Он не перестает молиться и постоянно побуждает к молитве Своих учеников: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14:38).
Гора, на которую Он возводит Своих учеников, изображает собою тот трудный тернистый путь, который мы должны пройти, чтобы подняться на высоту настоящей молитвы. Сила молитвы есть величайшая тайна, однако по своей простоте она доступна и чистой душе ребенка. Казалось бы, молиться легко – ведь дух молитвы проявляется иногда в одном вздохе, в одном взгляде, – однако это есть величайший подвиг, подвиг сверхъестественный – это дело Божие в душе человека.
Христос один может совершить в нашем сердце это чудное дело; Он один проведет нас, как Своих учеников, по узкой, крутой, каменистой тропе, ведущей на высокую гору, Он поддержит нас и понесет на Своих руках, удаляя все препятствия. Следуя за Ним, мы достигнем вершины и получим награду, ожидавшую учеников на Фаворе: там, вдали от шума и суеты мирской, они внимали лишь голосу Спасителя – они узнали в Нем Сына Божия, они были свидетелями Его предвечной славы.
Так и нам, когда мы вознесемся душою к Господу, оставив в стороне все искушения и соблазны мирские, Он даст вкусить того неизреченного блаженства близости к Господу, которое даст нам силу в жизненной борьбе, твердость в испытаниях и утешение в скорби.