вера как психологическая защита

Юлия Володина

Пользователь
Господь - самый совершенный Целитель наших душ и сердец. И когда мы больны, мы (я о тех, кто еще пока остается среди обыкновенных верующих эгоистов) естественно больше нуждаемся в Нем. Но если наш приход к истинной христианской вере связан с необходимостью избавления от тяжелых душевных недугов (сюда я отношу и неврозы, и психозы, и разнообразные формы зависимостей), мы рискуем получить искаженное представление о взаимоотношениях между Богом и человеком. Строго говоря, Господь может и не подать нам дар исцеления, у Него свой промысел, и Он один знает, что нам полезно для спасения наших душ. Поэтому не совсем корректно, на мой взгляд, преподносить участие в христианской духовной церковной жизни как средство врачевания душ и телес наших. И прежде всего это предосудительно для того, чтобы предостеречь от разочарований тех, кто обрел Бога в своем сердце и у кого появились личные отношения со Христом, а болезнь в том или ином виде все-таки сохранилась.
Бывая в паломнических поездках по святым местам, да и в процессе не настолько близкого общения с воцерковленными и воцерковляющимися людьми, наблюдаю множество примеров того, что православие воспринимается как щит от окружающего мира и людей, молитвы - как ограждающий колпак, а христианские святыни - как выход куда-то за пределы, где ничего уже не угрожает. Жаль, что некоторые люди так и остаются на этой ступени сознания, лишая себя истинного опыта жизни во Христе. Похоже, что они нашли себе хороший способ уйти от реальности и выстроить стену между собой и другими людьми, считая это выходом из своего душевного заболевания.
Не возникает ли здесь путаница? И главное, что волнует меня, не попадаем ли мы в искреннее заблуждение?
:rolleyes::cool:
 
Последнее редактирование:
Юлия, добрый день!
Не совсем понятно, к кому вопрос. Я не имею представления о передаче "Первая натура". И я не знаю, кто там достаточно прямолинейно трактует взаимосвязь грехов и болезней. Возможно свой вопрос следует адресовать конкретному человеку? И, соответственно, туда и отправить.
А то, что у вас вынесено в заголовке: "вера как психологическая защита", мне понятно. Я разделяю точку зрения, что в определенных случаях, человек ищет в церкви защиту от невроза, и тем самым формирует и укрепляет в себе невротическую форму зависимости от церкви. Это никак не связано с истиной верой. Таким образом, формируется особая форма психологической защиты. Я об этом не раз высказывалась. И в своей индивидуальной работе с людьми, и в групповой работе, мы касаемся этой формы защиты, подробно разбираем чем вызвано ее формирование и каким образом, это мешает человеку соприкоснуться с Богом, с самим собой в глубинном понимании этого слова, глубоко и искренне взаимодействовать с другими людьми..... Но это отдельный разговор. Я думаю, что задавая свой вопрос, вы хотели услышать ответ на что-то другое. И на него вы ждете ответа от другого конкретного человека.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
Юлия, добрый день!
Не совсем понятно, к кому вопрос. Я не имею представления о передаче "Первая натура". И я не знаю, кто там достаточно прямолинейно трактует взаимосвязь грехов и болезней. Возможно свой вопрос следует адресовать конкретному человеку? И, соответственно, туда и отправить.
Да, простите, пожалуйста, изначально вопрос был адресован Вячеславу Боровских, который является автором программы "Первая натура" и, как он о себе заявляет, автором метода "нравственно ориентированной психотерапии" (программа транслируется по телеканалу "Союз"). По-моему, его подход в своей основе закладывает этот защитный механизм, хотя он и оперирует понятиями христианства. И это я с ним хотела обсудить на его форуме, но он мне ничего не ответил в своей рубрике, а те реплики, которые я получила от некоторых участников форума (похоже, что его больших приверженцев), еще больше меня укрепили в моей позиции относительно его (Боровских) метода. Здесь я разместила тему повторно, чтобы узнать, какие еще существуют точки зрения на этот вопрос в целом, но забыла удалить несколько лишних предложений. Еще раз простите.
 
Ну вот и хорошо, что разобрались.
На самом деле, вы поднимаете довольно сложные, и в какой-то мере "неудобные" вопросы. Но от них нельзя отмахиваться. Я думаю, что если человек обрел живую веру во Христе, то он не будет опасаться, что эти (или какие-то другие) вопросы смогут его веру поколебать. Скорее наоборот, внимательное и честное рассмотрение любых вопросов приводит только к укреплению веры в то, что нам проповедовал Христос.
Ваши сомнения вполне оправданы. Однако, разрешая свои сомнения, мы тем самым продвигаемся к истиной вере. А что может быть ценнее этого!
 

Юлия Володина

Пользователь
Однако, разрешая свои сомнения, мы тем самым продвигаемся к истиной вере. А что может быть ценнее этого!
Хотелось бы в связи с этим прояснить такой вопрос. Как мне уже известно из опыта, если на "чем-то" заостряется внимание в окружающем мире, то, скорее всего, это "что-то" обостряется внутри тебя. То есть, в данном случае, поскольку у меня возникла потребность вступить в дебаты по поводу использования веры во Христа в качестве психологического приема восстановления психики и укрепления нервной системы, возможно, это означает, что где-то в моем внутреннем устроении каким-то образом закралась такая ошибка. Допустим, я это связала с Вячеславом Боровских и его программой, так как ее я смотрела в самом начале моего прихода в Церковь. Однако, есть вариант, что я просто "перевожу стрелки", и он тут ни причем, да и не так важно вообще-то, кто послужил причиной заблуждения. Главное понять, как обнаружить эту ошибку (искажение веры) в себе? Я, получается, подозреваю сама себя, но со стороны-то я себя не вижу. А существуют ли более менее объективные признаки существования такой защитной установки у религиозного человека? Может быть, Вы посоветуете какую-нибудь литературу по этой теме?
 
Сразу хочу сказать, что тут литература вряд ли поможет. Лучшей "литературы", чем Евангелие нет.
Но многие ли используют эту возможность?
И дело не в том, что мы ленивы или мы плохие.
Мы ведь начинаем воспринимать Знание тогда, когда в нас возникает особое внутреннее состояние открытости и восприимчивости, когда мы готовы не только что-то увидеть, но и вместить в себя. Познавание - это всегда опыт. Это происходит именно тогда, когда мы в какой-то момент лишаемся всяких психологических защит, укрепляющих наше эго. (Это может быть в периоды сильных скорбей, одиночества, или состояния особой благодати, дарованной нам Богом).
Тем самым хочу сказать, что не от качества литературы зависит наше восприятие, а от нашей внутренней готовности воспринимать. И тут Господь может послать необходимое нам знание любым способом. Вот через передачи Боровских, к примеру, вы сделали для себя важные открытия. (Дело в том, что вы внутренне уже были готовы к этому).
В такие моменты возникают "инсайты" и тогда начинаются изменения в нашем внутреннем состоянии. Изменения уже не обратимые. А установка, что литература нам поможет измениться, в свою очередь, тоже может явиться защитой. Мы будем прятаться за литературные знания и абсолютно не соприкасаться с живым опытом познания себя. Во многом, психологическая и философская литература обладает этим эффектом. В первый момент от прочтения нам кажется, что мы что-то важное для себя поняли, открыли. А через какое-то время все снова сходит на нет.
Обязательно должен идти одновременный процесс познавания себя. И сопоставление знаний из литературы и других источников. (Я при работе с клиентами советую вести дневник).
Спешить тут не следует. (Ведь в спешке мы тоже опираемся на эго. Нам хочется быстрого результата).
В нужный момент произойдет накопление теоретических знаний, сопоставимых с нашим личным опытом. И Господь разрушит защиты Сам и Знание проникнет внутрь. Опять же, если мы будем внимательны и к внешним событиям и к своим внутренним состояниям....
Искусственно от себя начинать разрушать свои защиты может быть даже вредно. Ведь в нас должны созреть новые структуры психические для того, чтобы мы сумели обходиться без этих защит.
Кстати, в церковь люди действительно приходят с целью (плохо осознаваемой ими) спрятаться от невроза. Но, Господь попускает это не случайно. Это может быть только началом, первым шагом. А потом уже, находясь в церкви, начинаются важные процессы, которые называются воцерковление. И именно в Церкви, где совершается общая молитва, есть возможность достаточно безопасно пройти путь освобождения от своих защит.
Частая исповедь нас подвигает к постоянному самонаблюдению. Причастие дает духовные силы выдерживать внутренние состояния духовной брани. Проповеди, обращенные к нам, обучают нас размышлять над близостью Бога конкретно нам и об участии Его в нашей жизни.
Читайте Святых Отцов. Может быть, проще начинать с наших современников. Мне очень близок Антоний Сурожский. Простым доступным языком пишет о. Петр Мещеринов...
Те психотерапевтические группы, которые я провожу, отличаются от других групп еще и тем, что мы касаемся именно этой темы. Мы просто не можем ее оставлять без внимания. И это не дискуссии на тему защит, это вхождение в опыт.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
Искусственно от себя начинать разрушать свои защиты может быть даже вредно. Ведь в нас должны созреть новые структуры психические для того, чтобы мы сумели обходиться без этих защит.
Готова подписаться под этими словами своим опытом. В течение длительного времени меня терзали страхи и телесные муки, связанные именно с попыткой переступить определенный защитный барьер. Вы слушали Владимира Высоцкого, его песню об охоте на волков, которым нельзя за флажки? И там есть такие строки, им я всегда внимала с душевным восторгом: "Я из повиновения вышел за флажки - жажда жизни сильней. Только сзади я радостно слышал удивленные крики людей". В этом я видела спасение! Во мне где-то глубоко заложен этот сильнейший импульс переступать через ограничения. Но, увы, несмотря на то что когда-то это стремление к расширению внутренних границ привело меня в Церковь, теперь я осознала необходимость принять и то, что существуют установленные Богом границы человеческой свободы, для нашей же человеческой пользы. В желании "срывать маски" с других людей, требовать от них большей открытости и простоты присутствует большая доля своеволия и эгоизма. В любви нет насилия, она не ищет своего, а ищет пользы ближнего, долготерпит и милосердствует. Соответственно, снимать защиты с себя исключительно по своему решению, а тем более посягать на защиты других - действие, противное воле Божьей. Конечно, хотелось бы надеяться на возможность действительно близкого искреннего и теплого общения уже в этой земной жизни. Но реальность такова, что об этом остается только молиться и благодарить Бога за такие редкие умилительные моменты как за бесценный дар!
 
"Охота на волков" одна из моих "програмных" песен. Для меня это призыв идти своим узким путем к свободе. Свобода же, в моем понимании, может осуществиться только во Христе. А что касается защит, то я с вами согласна. В первую очередь мы должны разбираться с собой, с нагромождением всего того ментального хлама, которым обросли.
Возможность сбрасывать защиты во всей своей полноте предоставляет нам христианство. (Но мы очень хитрые и лукавые существа - можем и тут вывернуться, спрятавшись за внешние формы веры, за обряд).
Суть большинства наших защит, это сохранить наше эго неуязвимым для ударов по нашем самолюбию. Тут уж мы готовы на всякие интеллектуальные построения, только бы не соприкоснуться с собой по-настоящему: тем существом, которым мы являемся - греховным, страстным, расщепленным внутренними конфликтами, временами жалким, трусливым, лживым и т.д. И именно христианство, призывая нас к покаянию и давая освобождение от всего этого нагромождения нашей мерзости, дает нам возможность не впасть в отчаяние и уныние от увиденного. А открывает путь, где совсем нет никакой необходимости так охранять свое эго. Ведь именно когда мы позволяем ему "умереть", тогда в нас удивительным образом начинает действовать благодать Божия. Но к такому пониманию необходимо тоже прийти опытно. Вот тогда мы уже начинаем заниматься процессом своего "домостроительства" с радостью и наше самолюбие, наше эго, мучающееся "в смертельной агонии", уже не вызывает ужас и желание любым способом помешать этому процессу. Происходит как бы процесс разотождествления. Мы начинаем понимать, что мы - это не наше эго. А есть в нас какая-то глубинная божественная сущность до которой нам необходимо добраться. При таком понимании, меняется наше отношение к проблемам, внутренней боли, скорбям... Любые скорби и трудности мы начинаем рассматривать с духовной точки зрения. И слова: "слава Богу за все!" уже приобретают реальный смысл. Тут включается понимание таких вещей, как смирение, терпение, доверие Богу. Вот именно опираясь на это, мы можем разрушить наши защиты и не сойти сума, не разрушить свою психику зависимостями....
Другого пути у христианина нет.
Духовник нашего "Общества православных психологов Санкт-Петербурга" о. Валерий (Швецов) часто произносит такую фразу: отдай кровь - прими дух. Это страшно. И у многих вызывает неприятие. Но нам надо решиться на этот духовный подвиг. И не случайно Святых Отцов, которые прошли этот путь называют подвижниками веры.
Нам всем заповедано дерзать!
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
А открывает путь, где совсем нет никакой необходимости так охранять свое эго. Ведь именно когда мы позволяем ему "умереть", тогда в нас удивительным образом начинает действовать благодать Божия.
Действительно, какой смысл защищать то, что уже, по сути, умерло! Ведь принимая Крещение, Ветхий человек умирает во Христе, чтобы родился Новый. То, о чем Вы пишете, Марина, я понимаю как путь самоотречения христианина. Наверное, эти психологические термины описывают тот самый процесс, который Святые Отцы называют покаяние ("перемена ума"). Вероятно, в наше время у людей слишком искаженная психика от самого рождения, раз для большинства из нас практически невозможно сразу встать на прямой путь спасения души? Почему мы не можем в чистом виде воспринять христианскую традицию? Для чего в качестве "костылей" и "протезов" мы вынуждены прибегать к психотерапевтическим методикам?
 
В чистом виде, думаю, это было бы возможно, если бы вы родились в семье, где вера не просто традиция, а сама суть жизни. И все ваше социальное окружение было бы наполнено этой верой. Такой опыт в полной мере был доступен, я думаю, только Богородице. Наверное, ряд святых, рожденных и воспитанных глубоко верующей матерью, тоже имели этот опыт. Но они все равно "сражались" со своими страстями и противостояли искушениям. Ведь "семя сатаны" - гордыню мы имеем в себе от рождения, как "неактуализированную возможность". Иначе нельзя было бы вообще говорить ни о какой свободе человека....
Ну а наше время, имеет свои особенности. И психотерапия может быть тоже формой, которая дана нам для того, чтобы прийти к живой вере. Господь ведь ведет людей к себе разными путями с учетом всех обстоятельств жизни человека и социальных общественных институтов, характерных данному историческому периоду.
А в вашем вопросе я даже почувствовала некое сожаление, мол почему не так, как мне бы хотелось... . Не надо сожалеть. Все происходит по Промыслу. Значит, для нас, современных людей, такой путь сейчас важнее. Да я уверена, что и сейчас не все приходят к вере через психотерапию....
Просто мы стали очень трусливы и изнежены. Делаем все, чтобы оградить себя от всех возможных внешних скорбей. Вот и наступило время неврозов, депрессий, фобий, зависимостей.... Господь таким образом пробуждает нас от самодовольства, приверженности комфорту.
Таким образом, разрушаются иллюзии, что можно оградить себя от духовной работы спрятавшись в какой-нибудь свой уютный мирок. Если нет внешних трудностей, то будут внутренние.... Все слава Богу!
 

Юлия Володина

Пользователь
Просто мы стали очень трусливы и изнежены. Делаем все, чтобы оградить себя от всех возможных внешних скорбей. Вот и наступило время неврозов, депрессий, фобий, зависимостей.... Господь таким образом пробуждает нас от самодовольства, приверженности комфорту.
Таким образом, разрушаются иллюзии, что можно оградить себя от духовной работы спрятавшись в какой-нибудь свой уютный мирок. Если нет внешних трудностей, то будут внутренние.... Все слава Богу!
Слава Богу за все! И все же: мой невроз развился, насколько мне известно, как раз на почве того, что меня окружали (и продолжают окружать, хотя и не в большинстве уже) люди, которые по каким-то причинам (это отдельный разговор в каждом конкретном случае) оказались не способны решить своих проблем (как внутренних, так и внешних), и мне, чтобы элементарно выжить среди них, пришлось взвалить на себя не только свой груз, но и их довески. И понятно, что они являются ближайшими мне по крови, а также и то, что они и дальше упорно продолжают напирать со своими "проблемами". Разве в данном случае защита не оправдана, если посмотреть на нее с той точки зрения, что мое здоровье подорвано, а это мало кого интересует, обо мне все равно позаботиться в случае беды они не в состоянии? Так не является ли это мудрым поведением, чтобы отдалиться и тихо тянуть свою лямку, ведь разумные доводы не действуют и диалог не приводит к результату: меня не слышат! Более того: появляются в моем кругу общения новые люди, причем церковные, вроде бы просвещенные во многих вопросах, читающие Евангелие, молитвы и так далее по уставу. Однако что-то не замечаю я в них порой чуткости и желания вникнуть в мое положение. Что же остается, кроме защиты? И еще, что самое главное: особенно меня выбирают в качестве объекта те личности, которых мучает совесть, но они хотят себя как-то оправдать, а сами не могут - и тогда им нужна я, чтобы я слушала и соглашалась, что пьянство - это нормально, орать на сына - тоже и т.п. К чему ведет такое "общение"? Два варианта: либо я молчу, думаю по-своему и выслушиваю (а потом несколько дней мне так плохо, что еле двигаюсь, упадок сил!); либо я отвечаю, что не согласна, что так и так, мол, неправильно и нельзя (и тоже теряю силы, истощаюсь, потому что в ответ, конечно же, отпор, и разговор рискует перешагнуть в бесконечность...). Есть и третий вариант: согласиться и сказать, что да, вы молодцы, живите так и дальше, наконец, только меня не трогайте... (но кто я после этого? явно моя совесть меня замучает!) Короче говоря, как же правильно вести себя с назойливыми внутренне расстроенными зацикленными на себе людьми? Отдать себя им на "съедение"? Все-таки Господь нам дал тело не для того, чтобы мы его разрушали, а тут получается пассивное непротивление злу. "Умерщвлять свою плоть" не значит позволять доводить себя до крайнего состояния измождения (в том числе и морального), после которого наступает обострение заболевания (об этом свидетельствует жизненный опыт). Людей мне этих жаль, и в то же время есть мера моему великодушию, а последняя черта - это "не навреди" самой себе.
 
Понимаете, чтобы ответить на Ваш вопрос, надо реально вживую начать общаться с Вами. То что Вы написали - это Ваше видение проблемы. И я не думаю, что могу помочь вам ее решить в той форме, в какой вы спрашиваете. То есть в форме ответа на вопрос: как поступить.
Здесь необходимо общение в другом формате. Ваше видение ситуации субъективно. (Если мы не святые, то мы всегда ограничены в том чтобы ситуацию видеть во всей ее полноте, в целостности. И это надо осознавать).
Проходя психотерапию наше видение ситуации, наших собственных проблем, постепенно расширяется. Это происходит при совместной работе с психотерапевтом. У нас начинает постепенно меняться прежнее представление о проблеме. И общая картина, если так можно выразиться, начинает обретать иную полноту. Это происходит в связи с тем, что перед нами, как правило, постепенно открываются и другие ракурсы восприятия ситуации. Это всегда очень конкретная работа, ведущая к расширению осознанности, к пониманию других людей и себя тоже.
При работе с православным специалистом одновременно происходит духовная по прощению, принятию, покаянию.
Довольно часто после такого рода работы, ситуация теряет свой энергетический накал, спадает напряжение в отношениях; человек с удивлением начинает замечать, что ситуация каким-то удивительным образом как бы сама разрешается. На самом деле, это вознаграждение нам за проделанную нами духовную работу....
Надеюсь, Вы понимаете, что я не могу дать конкретного ответа на вопрос, как вам поступать.
Психотерапия - это не ответы на вопросы. Это работа с человеком таким образом, чтобы его видение ситуации изменилось исходя из большей осознанности процессов происходящих внутри него самого, а также процессов, связанных с внешними отношениями с людьми. Это процесс не быстрый. Довольно долго человек пребывает в состоянии когда его грубо говоря "колбасит": то одно, то другое решение представляется верными. Выдерживать такое состояние крайне трудно....
Верный ответ, на вопрос как ему поступать, человек находит сам. И этот ответ приходит изнутри самого человека, и никак не навязывается психотерапевтом из вне... Это было бы не верно.
Есть определенный критерий, на который следует опираться для того, чтобы определить верный ли это ответ: верный ответ всегда сопровождается устойчивым мирным состоянием, ощущением внутреннего освобождения от решения этой задачи...
Если мы развили в себе навык внимательного наблюдения за своими внутренними состояниями, то ошибки тут быть не может.
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
Понимаете, чтобы ответить на Ваш вопрос, надо реально вживую начать общаться с Вами. То что Вы написали - это Ваше видение проблемы. И я не думаю, что могу помочь вам ее решить в той форме, в какой вы спрашиваете. То есть в форме ответа на вопрос: как поступить.
Да, Марина, Вы правы, то есть я понимаю, о чем Вы пишете. К сожалению, у нас в Минске нет православных психотерапевтов, или же мне про них ничего неизвестно. Поэтому я "мыкаюсь" сама, что-то спрашиваю у священников, что-то обсуждаю с хорошими знакомыми, кому я доверяю... Но это не дает окончательного решения проблемы. Постепенно внутреннее напряжение снижается по мере того, как я пробую то и другое, разные варианты отношения и реакции. Хочется, конечно, всего и сразу. Кстати, в такой конкретной форме мне удалось сформулировать вопрос впервые. Это тоже говорит о том, что процесс идет. Только вот в каком направлении, тут я судить не в состоянии.
Спаси Господи:)
 
Если есть желание дойти до Истины, то Господь ее начнет открывать. Он найдет способ это сделать учитывая, что у Вас "в Минске нет православных психотерапевтов"....
Вот Вы уже подбираетесь к все более точной формулировке своих вопросов. Это хороший показатель. Ведь наше внутреннее развитие продвигается не от "ответа к ответу", а от "вопроса к вопросу". Правильно сформулированный вопрос - он уже в себе содержит наличие верного ответа.
Только вот "хочется всего и сразу" - надо оставить. Именно эта установка лишает нас терпения выдержать ту внутреннюю работу, которая необходима, чтобы внутри нас постепенно начали складываться все разрозненные кусочки нашей психики. (Это как собирание паззла). Вы уже заметили, что психологически выдерживать это напряжение для нашего Эго бывает крайне трудно. Вот тут и включается "дьявольское поспешание". Мы готовы принять любой ответ, лишь бы быстрее освободиться от этого чувства! При таком раскладе ответ - это всего лишь плод нашего "поврежденного грехопадением ума". А мы как существа интеллектуальные, способны любому ответу дать надлежащее объяснение таким образом, что начинаем сами в этот ответ верить. Вот только мира в душе этот ответ нам не дает на очень короткое время.... Значит - были нетерпеливы, не смирялись, занимались самооправданием и сожалением вместо глубокой исповеди.... заглушали в себе голос Бога.
 

Юлия Володина

Пользователь
Оказывается, что вижу я то, что есть, и мой взгляд корректировать уже нет необходимости. Вопрос заключается лишь в том, как правильно к этому относиться и как научиться реагировать так, чтобы не было вреда (а лучше - была бы и польза) для всех участников общения.
Да, действительно есть люди с таким устроением, которые находятся в состоянии самообольщения. Я очень долго бежала от того, чтобы признать это за ближайшим мне по крови человеком. Но когда встал вопрос, как мне не очутиться снова на грани, я преодолела эту "слепоту".
С таким человеком не знаешь, как вести себя: говоришь против - ссора, говоришь, якобы соглашаешься - мука, молчишь - рвется связь, нет контакта. Пятичасовой (!!!) разговор заканчивается словами: "А что у нас с тобой может быть общего?" Он требует только одного: делай, как я, потому что я - прав. При этом постоянные манипуляции ("бьет" на жалость, шантажирует "самоубийством" и т.п.) Любые попытки объяснить, что хочешь ему помочь, предложения обратиться за помощью к специалистам - все отвергается, и даже с издевкой. Ночные звонки, нечленораздельная речь...
Не могу поверить в то, что я больше его не боюсь. Мне не страшно. Только разум твердит: "Будь осторожна!" А что же делать? Оставить умирать? Насильно у нас не лечат. Не лечат порой и тех, кто хочет выздороветь.
 
Действительно, насильно никого не вылечишь.
Для того чтобы начать исцеляться человек должен этого захотеть. Ему, как и всем нам дано "испытание свободой". И часто внутренний выбор человека - это пройти путь блудного сына. Дойти до состояния, когда "нечем питаться", т.е. до полного истощения своего эгоистичного духа. Это всегда свой личный край. От него можно оттолкнуться и начать выбираться, разворачиваясь к Богу, к вере. А можно ведь в своей гордыне и перешагнуть за край. И тогда все трагично.... Мы не знаем промыслов Божиих о человеке, но мы можем молиться о нем.
То, состояние, что вы описали - его называют со-зависимостью. Вы, полагаю, об этом знаете. В со-зависимости проявляется и наше маловерие, и недоверие промыслу, и наш собственный эгоизм... Это и призыв нам к нашему личному покаянию.
Психологически это состояние объясняется тем, что проигрываются сценарии незаконченных в детстве или юности отношений. И если до конца не прожить эти мучительные отношения, то в других отношениях обязательно будут похожие ситуации и похожие чувства. Эти уроки Господь посылает нам на пути к внутренней свободе для нашего духовного взросления, освобождения от детских травм, непрожитых, прерванных ранее эмоциональных контактов со значимыми людьми....
Первая заповедь, данная нам - это возлюбить Бога. И только соблюдая ее, мы сможем выстроить все остальное в нашей жизни....
Вспомните как в Ветхом завете Господь проверял Авраама на приверженность этой заповеди, когда повелел сына принести в жертву. Сама эта жертва Богу не нужна была. Ему важно было, что Авраам выразил свое доверял Богу настолько, что не сомневаясь взялся за исполнение. И Господь все управил, как должно.
 

Юлия Володина

Пользователь
То, состояние, что вы описали - его называют со-зависимостью. Вы, полагаю, об этом знаете. В со-зависимости проявляется и наше маловерие, и недоверие промыслу, и наш собственный эгоизм... Это и призыв нам к нашему личному покаянию.
Да, Марина, я это понимаю. Я уже обнаружила в себе, что иногда я как бы проживаю "не свою жизнь". С одной стороны, это похоже на бегство от самой себя, с другой - на попытку познать себя глубже. И в то же время, несмотря на мучительность этого положения, я получаю кое-какие "вторичные выгоды". Например, можно обвинить кого-то в своих личных неудачах, найти причину своего личного падения в ошибках других, свой неправильный когда-то выбор приписать другому.
Но теперь настал тот вожделенный для меня момент, когда наступило просветление ума (об это свидетельствует тот самый мир в душе, о котором Вы писали). В психологическом плане я больше собой не занимаюсь. Моя со-зависимость, как я надеюсь - в прошлом. Первые шаги в моем личном покаянии сделаны на 36-м году жизни. Моя забота теперь о том, чтобы не взять на свою душу еще один грех. Не дай Бог где-то мне перейти ту грань, за которой стоит осуждение, гнев, печаль. А детство давно прошло. Теперь этих связей, увы, нет. Только ностальгия.
 
Сверху