О синтезе церковности и христианства

К

Ксеня

Гость
Здравствуйте, Марина Вениаминовна.
Вопрос мой такой. Я полностью принимаю православное христианство, но отношения с церковью у меня не складываются. И недавно я стала анализировать свои нечастые посещения церковных служб и пришла вот к какому выводу: я поняла, что православие как учение, истина - от Бога; а церковь - это людское "изобретение". Проще сказать церковь - это СИСТЕМА со всеми вытекающими из этого негативными аспектами.
Система "не видит" человека, а действует механически.
Приведу примеры. Одно время моя мама болела маточными кровотечениями, было серьезное истощение, она была почти прозрачной, и на исповеди батюшка поинтересовался у нее, постится ли она, она объяснила ситуацию, на что получила его неодобрение и назидание - начать поститься не смотря на болезнь (это, мол, и поможет ей вылечиться). Вообще, этот поступок батюшки мне кажется чудовищным и бесчеловечным, а ведь Церковь призывает испрашивать у священников благословения на разные важные дела и прислушиваться к назиданиям. И что бы было, если бы мама прислушалась, - страшно подумать. И вообще - мне не понятно как священник вообще берется что-то советовать, не имея представления о человеке, о его семье, об условиях жизни и т.д., да и даже если он близко знаком, он же не может залезть в его шкуру. Психологов от этого предостерегают, а священники - запросто советуют. Бывало, стою, жду очереди на исповедь, а священник каждому что-то да скажет, обязательно какой-то совет-назидание...
Или вот приходить в юбке в храм во что бы то ни стало. Даже в самую непогоду. Вот, у меня, например, есть зимний костюм на современных утеплителях, дешевый, красивый и теплый. Есть вариант одеть юбку и куртку от костюма или пальто и юбку и выглядеть как минимум странно, при этом чувствовать себя пугалом огородным, и еще морозить нижнюю часть тела. Есть вариант специально для этого купить шубу до пят или спец. пальто для зимы, изрядно поистратившись. Но если пойти простым путем - одев этот самый зминий костюм (штаны-куртка), - в храме тут же послышится злобное шипение прихожан в мой адрес и обязательно кто-н. сделает замечание.
Есть еще вещи, которые считаются грехом, а я в силу своей слабости не могу пообещать, что больше так не сделаю, потому, что понимаю, что сделаю, при чем обязательно и непременно. Я имею ввиду неабортивное предохранение от беременности. Презерватив. Мы не можем себе позволить рожать "сколько Бог даст", муж, как основной кормилец, не готов родить даже 3-его. А мы муж и жена, и любим друг друга и телесного общения хотим. Батюшка предложил использовать т.н. "естественный" способ контрацепции, когда в цикле женщины для близости выбираются такие дни, когда зачатие невозможно. И эти дни - как раз период ПМС и собственно, менструации, когда не хочется, да и не можется. И чем принципиально отличаются этот способ контрацепции от барьерного, я не понимаю, мы ж никого не убиваем... разве что - отсутствием желания близости у женщины (меня). А батюшка настаивает, мол - барьерные контрацептивы - это грех - надо каяться и их избегать...хотя умом понимаю, что это не так, но батюшка же сказал...
Двойные стандарты. Церковь призывает приводить детей в храм, где, как в каком-то печальном анекдоте, ничего не предусмотрено для их нахождения там, и никто им не рад, а скорее наоборот. Недавно умилила до слез надпись на пачке с бумагой в храме: "Бумага - для записок, для рисования - приносите из дома свою". Я принесла свою, и на всех. А в сбербанке есть не только бумага. ни и игровая зона для детей, чтобы они не отвлекали посетителей. А в храме - зачем? Не проще ли зашипеть на мать изобразив праведный гнев? Нет туалета, негде положить заснувшего грудничка, чтобы одеть-раздеть старшего. я уж не говорю о том, чтобы покормить грудью. А если кто-то начнет от скуки шалить, то нужно будет в срочном порядке покинуть храм. Все это отсутствие условий усугубляется зимой.
А уж если копнуть глубже, то окажется, что еще существует и церковная политика и влияние (теперь уже наверное вмешательство) в церковные дела государства и "оборотни в рясах" и много еще чего, и , далеко ходить не надо, - стоит только послушать А. Кураева чтобы убедиться в том, что все это имеет место быть.
Когда я иду в храм, я чувствую какое-то предательство себя, будто я себе самой наступаю на горло. Терплю все это - т.н. "издержки церковной системы". В последнее время задаю себе вопрос: зачем терплю? Как я могу находиться в Церкви, если внутренне не согласна с ее правилами поведения (прислушиваться к советам священников, вести себя определенным образом). С другой стороны нигде в Новом Завете Иисусом не сказано, что в храм надо ходить в юбке и слушать весь тот, извините, порой просто бред, который льется из уст исповедующего батюшки. У меня создается в последнее время такая картинка, что православие - это одно, а церковность - что-то ну совершенно , кардинально другое. И одно с другим связано только актом Таинства Причастия. Все.
Больше всего меня интересует вопрос: как православные верующие люди могут согласиться со всем мною вышеописанным, т.е. как они синтезируют церковность, имеющую вышеописанные мною аспекты зла и православное христианство, чистое ото всякого зла и глубокое до бесконечности?
 
Ксения, добрый день! То, о чем Вы пишите - все это есть.
Церковь земная - это люди. Священнослужители - это люди. И когда Христос создавал свою церковь - он создавал ее из обычных людей. Вы помните Тайную Вечерю. Иуда три года был со Христом, и не понял ни Его, ни Его учения... И икона эта весит над Царскими вратами... Наверное для того, чтобы мы это знали и помнили об этом.
Но Церковь еще - это и святые, и подвижники, и истинно верующие обычные люди - наши современники. И они объединены в Церковь Духом Святым. И настоящая Церковь - это они и есть.
А еще мы не можем знать, не можем предвидеть, что с каждым из нас произойдет в течение жизни. И Христос поэтому не велел выдергивать плевелы до жатвы. Может быть, кто-то из тех людей, кто сейчас Вам представляется совершенно неверующим, надменным, ошибающимся, в свое время пройдет через испытания и переживет духовное перерождение, мы не знаем. Почему нам сказано: не судите...
Церковь переживает трудные времена. Но так было уже в истории.
Теперь, что касается нашего ко всему этому отношения. Нам дана свобода. А значит, и наша личная ответственность. Мы не можем и не должны никому слепо доверять. Искать в личной молитве личных отношений со Христом - вот наша задача. Возрастать в этих отношениях, становится и мудрее, и целостнее, и радостнее. Все это происходит путем покаяния. И в храм мы идем тоже к Нему. И исповедуемся Ему перед свидетелем. И причащаемся потому, что верим и опытно знаем, что нас это духовно укрепляет. Благодать так легко утрачивается в суете дневных забот, в постоянных искушениях... Если мы верим во Христа, то и заповеди Его стремимся соблюдать. А ведь именно Он заповедовал нам причащаться, исповедоваться... в Его Церкви.
То, что я написала Вам - это из личного опыта поиска ответов на эти же вопросы, которые когда-то волновали и меня. И я не жду от священников своего ближайшего храма, где исповедуюсь каждую неделю, что они будут мне давать советы. Просто я не спрашиваю совета. Исповедываюсь, и этого достаточно. Но бывает, что какие-то очень важные вещи о внутренней жизни, о борьбе со страстями, я услышу, и это бывает тогда, когда мне действительно важно услышать. И я благодарна Богу за эти моменты. За то, что Он создал свою Церковь. И что я тоже часть ее.
А еще я иногда посещаю одного батюшку, которого знаю давно и который знает меня. И тогда я могу подробно рассказать о том, что меня действительно глубоко волнует. И это уже не столько исповедь, сколько беседа, в процессе которой что-то важное на тот момент для меня открывается полнее. Кстати, он никогда ни на чем не настаивает и не требует безусловного выполнения его советов. И также все равно беру ответственность за свои поступки и действия на себя. Это не значит, что я не доверяю его словам и его духовному опыту. Скорее это говорит о том, что я не готова иметь духовника, который потребует безусловного подчинения... Путь моего духовного возрастания продолжается. И без Церкви я его для себя просто не вижу.
Я знаю также опытно, что психология во многих вещах совершенна бессильна. Там нет понятия страстей, понятия духовной брани. Там не говорят о нашей зараженности гордыней. Не говорят о важности покаяния, о смирении, о терпении именно так как это понимается в церкви. Все это есть в Церкви. Именно в ней у нас есть шанс подойти к своему исцелению во всей его полноте. Это означает привести в целостное состояние дух-душу-тело... Психология может помочь, но она не занимается духом. А значит истинной целостности мы никогда не обретем обращаясь за помощью к психологам.
В то же время нельзя доверять всем словам и всем текстам, которые произносятся и пишутся от имени Церкви. У нас есть Евангелие, есть проверенные тексты святых отцов. Многому мы можем вполне доверять и учиться.
Если Вы действительно хотите глубже разобраться во всем том, о чем написали, найти ответы на все эти вопросы, я советую почитать Сергея Иосифовича Фуделя. Все его произведения можно найти и в аудиоформате на "Предение.ру". Читайте, слушайте, размышляйте...
Всего Вам доброго!
 
Последнее редактирование:
К

Ксения

Гость
Спасибо большое за столь подробный ответ, Марина Вениаминовна.
Знаете, мне кажется, что Вы немного неправы по поводу того, что психология совершенно не касается вопросов человеческой гордыни. Этот, т.н. "феномен" хорошо описан у Стивенсонов в книге "Приручи своих драконов"... Наверняка есть еще и другие авторы, о которых я не знаю, и которые касались этой темы. И, в этой книге помимо самих "драконов"-пороков человека описаны еще такие моменты в религиозной жизни человека, которые создают питательную почву для разрастания каждого из описанных в книге пороков.
 
Ксения, эта книжка (про драконов) у меня есть. Книжка популярная, как вы видите, переводная. За рубежом психологические книжки пишутся разными людьми. Но я имела ввиду академическую психологию, как науку, которую преподают в университетах. И как любая наука, она не может изучать феномен духовности человека, пользоваться такими понятиями как страсть, искушение, покаяние, грех... И никогда к психологу на консультацию не придут с таким запросом: помогите мне исцелиться от гордыни. Все это духовные понятия.
Кстати, сейчас и у нас понятие психологии стало пониматься гораздо шире, имеется в виду, в обыденном понимании. И много издается книг в том числе и оккультного содержания, которые вы найдете в магазинах в разделах психология. Там можно найти и книжки Лазорева "Диагностика кармы", и книжки Луизы Хей, и другие... Однако, "Исцели своих драконов" или, скажем книжки Луизы Хей, или других подобных авторов, скорее всего никогда не войдут в учебную программу университетах...
Как я себе представляю православную психотерапию, это не придумывать какие-то метафоры, к примеру драконов. А говорить языком который уже две тысячи лет используется и принимается христианами. Это язык Евангелия, язык святоотеческой аскетики. И именно называть вещи своим именами, разъясняя эти христианские понятия. Потому что не вижу никакой необходимости, как бы это поточнее выразиться: "заново изобретать велосипед". Я имею ввиду, что именно христианство обладает всей полнотой понятий, чтобы мы могли адекватно говорить о человеке. Хотя я ничего не имею против этой книжки про драконов. Доступно и просто... Возможно, для кого-то это будет первым шагом к глубокому изучению христианства, развернет к пониманию необходимости познания себя. Кстати, "приручить своих драконов" человек не сможет, если он опирается только на себя, на свое желание. Исцеление происходит в сотрудничестве (со-работничестве) с Богом. Свою часть работы делает человек (самопознание, покаяние, исповедь) и тем самым дает пространство Духу Святому в своей душе. И именно Духом Святым происходит и исцеление человека на том самом глубинном уровне, на котором оно только возможно. В книжках по психологии этого не напишут...
Кстати, вчера на своей страничке ВК я выложила очередную статью. Это пример того, как можно совместить хорошо разработанные психологические подходы в работе с людьми и христианство. И здесь не надо ничего нового изобретать... Как я уж писала: в христианстве есть вся полнота знания о человеке. А имеющиеся хорошо работающие психотерапевтические направления дают нам возможность использовать современный язык, на котором можно говорить с человеком в процессе психотерапии таким образом что христианство становится близким и понятным. Настолько близким, что он оно может стать просто "средой обитания", самой жизнью, ее сутью...
Вот эта статья "СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА. ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ. (На основе работы с притчей "о мытаре и фарисее")".
https://vk.com/id4563130?w=note4563130_11780118
 
Последнее редактирование:
Сверху