Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 263: Строка 263:


=== Дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской ===
=== Дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской ===
Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной  
В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре есть место, где особенно чувствуется благодатная атмосфера Дивеевской старины. Это дом-музей блаженной Параскевы, единственная из всех пустынька, милостью Божией сохранившаяся до наших дней.
Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната
посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению
<nowiki> </nowiki>этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены
материалы о двух дивеевских игумениях — Марии (Ушаковой) и Александре
(Траковской) и о сестрах обители. Третий зал посвящен преподобному
Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а
также воссоздан фрагмент кельи святого старца.


Подлинными экспонатами представленными в музее являются: платье
О слове «пустынька» в словаре В.И. Даля написано: «Пустыня, пустынь – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившагося от сует». В Серафимо-Дивеевском монастыре хранились две пустыни батюшки Серафима – дальняя и ближняя, привезенные из Саровского монастыря Н.А. Мотовиловым после кончины великого Старца.
блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игумении Марии и игумении
 
Александры, монашеская одежда дивеевских сестер, вещи, принадлежавшие
В Дивееве называли пустыньками кельи дивеевских подвижниц после их кончины. Были в обители пустынька матушки Александры, пустынька Пелагеи Ивановны, располагавшаяся неподалеку от Казанского храма, пустынька Наташи в конце Канавки. Вся обстановка в них, освященная молитвами и подвигами святых стариц, сохранялась нетронутой, как при их жизни. По дивеевской традиции во всех пустыньках сестрами читалась неусыпаемая Псалтирь. В праздники было принято обходить эти святые места обители, молясь о упокоении подвижниц и испрашивая их молитвенной помощи.
святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику и мебель из кельи
 
преподобного Серафима.
К сожалению, эти святыни теперь утеряны для нас. В «Описи недвижимого имущества бывшего Дивеевского монастыря», составленной в 1927 году, мы видим записи с кратким описанием построек обители. Напротив статей о домах-пустыньках стоят отметки: «увезен», «разломан и увезен».
 
Неисповедимыми путями промысла Божиего была сохранена только одна из этих святынь: пустынька блаженной Паши Саровской. В документах 1927 года об этом доме говорится: «Продан колхозу "Вперед"». В разное время здесь были и сберкасса, о которой прикровенно предсказывала сама блаженная, и молочная кухня.
 
Наконец, летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. В настоящее время реконструкция пустыньки полностью завершена и создана большая экспозиция, отражающая историю Дивеевского монастыря от начала его основания преподобным Серафимом до разорения обители в 1927 году.


== Дивеевские источники ==
== Дивеевские источники ==

Версия от 18:45, 8 июля 2021

Идёт загрузка карты…
Дивеевский монастырь

Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий). При обители действует гостиница.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Обитель возникла во второй половине XVIII века. В 1758ом году в Киеве поселилась богатая помещица из Рязани - Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789). Она поселилась во Флоровском монастыре, однако вскоре пустилась в странствие по Русской земле, с целью найти место и основать новую обитель. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Казанская община

Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что со временем это будет тёплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушеными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сёстрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!».

По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. Об её правлении, продолжавшимся 43 года, сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».

Мельничная община

По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).

Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева. И одна из наследниц — Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.

Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.

Серафимо-Дивеевский монастырь

В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.

В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).

В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.

После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская).

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.

21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника — Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик. По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.

Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). В Муроме жили сестры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини».

Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.

Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.

Возрождение обители

Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.

В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем. 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».

21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви. 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.

1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.

В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.

В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл.

В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.

31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.

Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.

8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.

31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.

3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.

31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.

В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.

По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.

В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.

В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря, а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.

17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.

22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО. 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.

Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.

26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова.

Современная жизнь обители[править | править код]

В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.

Храмы[править | править код]

  • Троицкий собор
  • Казанский собор
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Церковь Рождества Христова
  • Церковь Рождества Богородицы
  • Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского
  • Домовые храмы
  • Колокольня
  • Казанская церковь на источнике
  • Часовни


Скиты и подворья[править | править код]

  • Покровский скит в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня на которой стоял крест сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители.
  • Свято-Никольский скит в селе Автодеево — впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году. Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая. Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.
  • Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево.
  • Кутузовский скит в селе Кутузовка — передан монастырю 25 декабря 1992 года.
  • Меляевский скит в селе Меляево — располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо–Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.
  • Знаменский скит в селе Хрипуново — передан монастырю сентября 1993 года.
  • Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная. В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра. 23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
  • Архангельский скит — в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила.
  • Троицкий скит. Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем. 19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсовете Арзамасского района посёлка Троицкий Скит.
  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского — скит в селе Цыгановка.
  • Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка — в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
  • Свято–Троицкий Белбажский монастырь — с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
  • Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное.
  • Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — Нижегородское подворье, открыто в 1997 году. Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского.
  • Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери — Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова — в 1845—1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.
  • Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых — Патриаршее подворье. В 1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме ещё продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима.

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Икона Божией Матери «Умиление»[править | править код]

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных.

По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.

После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром.

После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II.

С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.

Мощи преподобного Серафима Саровского[править | править код]

Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

Мощи преподобного Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора.


Икона преподобного Серафима Саровского[править | править код]

В центре Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, с левой стороны, в резном киоте помещена икона преподобного Серафима Саровского. Это копия с его прижизненного портрета, выполненная на рубеже XIX и XX веков в иконописной мастерской Дивеевской обители. Образ написан на доске, как икона. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, сделаны нимб и надпись. Это лучшее подтверждение слов дивеевской монахини Елены (Анненковой) об иконном характере серебряковского извода, сказанные ею в 1887 году:

«Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого».

Вещи преподобного Серафима Саровского[править | править код]

Сегодня многочисленные паломники Серафимо-Дивеевского монастыря имеют возможность увидеть вещи, принадлежавшие преподобному Серафиму Саровскому.

После его кончины они были собраны дивеевскими сестрами и с благоговением хранились в Преображенском кладбищенском храме, алтарем которого был сруб Дальней пустынки старца.

В витринах можно было увидеть мантию, епитрахиль, поручи, суконную мягкую камилавку, деревянные, резанные ножом, нанизанные на ремень, крупные четки работы самого подвижника, которые надевали на бес­новатых, часть завязанных в узелок волос преподобного, кожаную полумантию (от дождя и жара), клобук, шапочку малахай, армяк бурого сукна (носимый осенью и ранней весной), кожаные коты (башмаки), кожа­ные бахилы (сапоги), лапти, кожаные рукавицы (голицы), шубу черного бараньего меха (ее отец Серафим носил в последние годы жизни поверх подрясника из черного сукна), рубаху, чулки, нож, топорик (без топорища), подсвечник, обломки тех камней, на которых молился преподобный.

Святая Канавка[править | править код]

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.

25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.

Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.

С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.

Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.

До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.

В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.

1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.

10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.

В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.

Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.

В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.

В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.

По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.

Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни[править | править код]

В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой).

Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.

Реликвии[править | править код]

Колокол Серафима Саровского[править | править код]

В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.

Портрет первой игумении[править | править код]

6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игумении обители — матушки Александры. Портрет был написан монахинями монастыря. После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы. Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.

Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря. По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью. При передаче портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём. После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.

Дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской[править | править код]

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре есть место, где особенно чувствуется благодатная атмосфера Дивеевской старины. Это дом-музей блаженной Параскевы, единственная из всех пустынька, милостью Божией сохранившаяся до наших дней.

О слове «пустынька» в словаре В.И. Даля написано: «Пустыня, пустынь – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившагося от сует». В Серафимо-Дивеевском монастыре хранились две пустыни батюшки Серафима – дальняя и ближняя, привезенные из Саровского монастыря Н.А. Мотовиловым после кончины великого Старца.

В Дивееве называли пустыньками кельи дивеевских подвижниц после их кончины. Были в обители пустынька матушки Александры, пустынька Пелагеи Ивановны, располагавшаяся неподалеку от Казанского храма, пустынька Наташи в конце Канавки. Вся обстановка в них, освященная молитвами и подвигами святых стариц, сохранялась нетронутой, как при их жизни. По дивеевской традиции во всех пустыньках сестрами читалась неусыпаемая Псалтирь. В праздники было принято обходить эти святые места обители, молясь о упокоении подвижниц и испрашивая их молитвенной помощи.

К сожалению, эти святыни теперь утеряны для нас. В «Описи недвижимого имущества бывшего Дивеевского монастыря», составленной в 1927 году, мы видим записи с кратким описанием построек обители. Напротив статей о домах-пустыньках стоят отметки: «увезен», «разломан и увезен».

Неисповедимыми путями промысла Божиего была сохранена только одна из этих святынь: пустынька блаженной Паши Саровской. В документах 1927 года об этом доме говорится: «Продан колхозу "Вперед"». В разное время здесь были и сберкасса, о которой прикровенно предсказывала сама блаженная, и молочная кухня.

Наконец, летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. В настоящее время реконструкция пустыньки полностью завершена и создана большая экспозиция, отражающая историю Дивеевского монастыря от начала его основания преподобным Серафимом до разорения обители в 1927 году.

Дивеевские источники[править | править код]

Источники в Дивеево

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Старинный[править | править код]

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево

Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.

В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево. Новый[править | править код]

Источник преподобной Александры в селе Дивеево

Это ближайший к монастырю источник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ и теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Новый[править | править код]

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево

Нынешний источник Иверской иконы Божией Матери появился совсем недавно. Раньше на этом месте было несколько небольших разрозненных ключей, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно их углубляя. По рассказам старожилов, в середине 70-х годов здесь увяз трактор, а когда его вытащили, то в образовавшуюся яму стала собираться ключевая вода.

Несколько лет назад над источником устроили каменную купальню. Вода из этого источника обладает целебной силой, особенно помогает страждущим недугом беснования.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка[править | править код]

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Источник «Явленный» в Кременках[править | править код]

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево

Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным».

Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.

Источник в честь Святой Троицы, близ села Автодеево[править | править код]

Источник в честь Святой Троицы, близ села Автодеево

В трех километрах от села Автодеево, где находится один из Дивеевских скитов — Никольский, — в оврагах прячется источник, освященный во имя Святой Троицы. Бытует предание, что на этом месте одной нездешней женщине было явление Святой Троицы.

Это место всегда особо почиталось жителями Автодеево. До революции в престольный праздник Святого Духа отправлялся крестный ход на источник. Женщины одевались в этот день особенно — в розовые и голубые платья. После того, как в Автодеево обосновался дивеевский скит, возобновилась традиция ходить крестным ходом на источник и совершать там молебен.

Престольные праздники[править | править код]

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Дивеево, Нижегородская обл., 607320

Телефон: 8 (831) 343-00-11

Гостиницы в Дивеево[править | править код]

Паломнический центр при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре[править | править код]

Центр принимает приезжающих в монастырь паломников, расселяет их, выдает талоны на бесплатное питание, проводит экскурсии по монастырю, организует паломнические поездки к святым источникам, в скиты монастыря и по святым местам Нижегородской и соседних епархий.

Центр включает в себя 10 гостиниц. Паломники могут приезжать группами и по одиночке, но необходимо заранее сообщить в центр о своем приезде. При себе желательно иметь документы, удостоверяющие личность. Примерно половина паломников проживает в монастырских гостиницах бесплатно. Для этого необходимо получить благословение матушки игумении или благочинной.

Экскурсии по монастырю для священнослужителей, монашествующих, военнослужащих, инвалидов, воспитанников детских домов и православных приютов, учащихся православных учебных заведений проводятся бесплатно. Инвалидам предоставляются бесплатные поездки на источники. Кроме того, до 700 человек в год получают возможность бесплатно совершить поездку на монастырском автобусе до ж/д вокзала г. Арзамас.

Время работы центра: ежедневно с 8 до 20 часов.

Адрес: Россия, Нижегородская область, с. Дивеево

Телефоны: +7 (83134) 4-34-45

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]