Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=44.6254395524882, 21.187305701941558|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=44.6254395524882, 21.187305701941558|вид=Приходской храм}}
[[Файл:|350px|мини|справа|alt=Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац)]]
[[Файл:Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) 1.jpeg|350px|мини|справа|alt=Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац)]]
'''Церковь святого Николая Чудотворца''' в Пожареваце — [[Аннотация::]]  
'''Церковь святого Николая Чудотворца''' в Пожареваце — [[Аннотация::храм Браничевой епархии Сербской Православной Церкви, построенный в 1890 году, памятник культуры.]]  


== История ==
== История ==
Церковь Святого Николая в Пожареваце принадлежит Браничевой епархии Сербской Православной Церкви. Возведен в 1890 году на пожертвование священника-прототипа Петра Шливича, приходского священника Трняна, и его жены Елены. Церковь представляет собой недвижимую культурную ценность как памятник культуры.[1]
Церковь Святого Николая в Пожареваце построена в 1890 году на пожертвование священника Петра Шливича и его супруги Елены (они похоронены в крипте под алтарем храма).


Петар Шливич (1818–1902) был сыном князя Живко Шливича Рамского. В 1890 году он построил семейную часовню в части Пожареваца под названием Бугар мала. Проект выполнен архитектором Светозаром Ивачковичем в духе ганзейства. Ивачкович был первым сербским учеником Теофила Хансена в Вене и считался самым важным архитектором в области церковной архитектуры до начала Первой мировой войны. Он руководил молодыми архитекторами со стремлением создать национальный стиль в церковном строительстве.
Петр Шливич (1818-1902 гг.) был сыном князя Живко Шливича, участника Первого сербского восстания. В 1890 году на его средства была построена часовня-«задушбина» в Пожареваце в районе под названием «Бугар мала». Проект храма принадлежит архитектору Светозару Ивачковичу. Ивачкович был первым сербским учеником Феофила Хансена в Вене и считался самым известным архитектором в области церковной архитектуры до начала Первой мировой войны.


Церковь однокупольная, с основанием в форме греческого креста. Над переходом возвышается купол на вытянутом восьмигранном тамбуре, опирающемся на кубический постамент. Он был спроектирован как семейная часовня, поэтому имеет два этажа – склеп и храм. Пространственно храм разделен на неф и алтарь. Кубическая структура здания подчеркнута архитектурной формой масс. Первоначально фасады были полихромными в ганзейском духе с сочетанием фасадных кирпичей охры и терракоты, расположенных поочередно в горизонтальных полях, но сегодня вся кирпичная кладка окрашена в красный цвет. Оконные проемы представляют собой арочные большие двуфоры на восточном, северном и южном фасадах, а над западным входом расположен окулус с розеткой. Все четыре стены Калкана имеют наверху каменный крест. Первоначально рядом с церковью стояла деревянная звонница, которую позже заменили кирпичной.
Иконостас – работа академического художника Андрея Биценко<ref>Андрей Васильевич Биценко (17 (29) октября 1886 – 16 декабря 1973) – русский мастер фресковой живописи, в 1921 (или 1922) прибыл в Югославию, где работал по крайней мере до 1945. Первые годы жил в Велики-Бечкереке, где служил учителем рисования в гимназии, затем в Белграде. Специализировался на создании икон и церковных росписей. Исполнил фрески Вознесенского храма и [[Церковь Ружица (Белград)|церкви «Ружица»]] в Белграде (1920-е), кафедральных соборов городов Шабац, Приеполье, Велика-Плана, храма Пресвятой Богородицы в г. Земун, [[Церковь святого Георгия Победоносца (Смедерево)|храма Св. Георгия в г. Смедерово]] (1935-1937). Наиболее значительной его работой в Сербии стало создание 42 икон для иконостаса и 6 монументальных фресковых композиций из земной жизни Иисуса Христа для Свято-Троицкого собора в г. Лесковац (1928).</ref> 30-х годов ХХ века.
 
Иконостас относится к типу низких алтарных перегородок. Он выполнен в гравюре на дереве, на нем расположены пятнадцать икон, расположенных в двух зонах. Иконы – работа академического художника Андрея Биценко тридцатых годов ХХ века.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Храм имеет статус памятника культуры.
Храм имеет статус памятника культуры.


== Деятельность прихода ==
В настоящее время является приходским храмом.
 
== Святыни ==


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 32: Строка 28:
== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
<gallery>
 
Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) 2.jpeg
Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) 3.jpeg
Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) 4.jpeg
Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) 5.jpeg
</gallery>
</gallery>


Строка 40: Строка 39:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [https://spomenicikulture.rs/crkva-svetog-nikole-u-po-arevcu/ Регионални завод за заштиту споменика културе Смедерево. Црква Светог Николе у Пожаревцу]  
* [https://spomenicikulture.rs/crkva-svetog-nikole-u-po-arevcu/ Регионални завод за заштиту споменика културе Смедерево. Црква Светог Николе у Пожаревцу]  
* [https://www.sabornost.org/casopis/files/sabornost_VII_2013_9.pdf Саборност №7 (2013). Пола века цркве Светог оца Николаја]
* [http://arhiva.spc.rs/sr/obnovljena_crkva_svetog_nikole_u_pozharevcu.html Информативна служба Српске Православне Цркве. Обновљена црква Светог Николе у Пожаревцу. Фото]
* [https://artrz.ru/1804782508.html Искусство и архитектура Русского зарубежья. Биценко Андрей Васильевич]


{{SEO|в Пожаревац, церковь святого Николая Чудотворца|Сербии}}
{{SEO|в Пожаревац, церковь святого Николая Чудотворца|Сербии}}

Текущая версия от 00:06, 29 сентября 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац)

Церковь святого Николая Чудотворца в Пожареваце — храм Браничевой епархии Сербской Православной Церкви, построенный в 1890 году, памятник культуры.

История[править | править код]

Церковь Святого Николая в Пожареваце построена в 1890 году на пожертвование священника Петра Шливича и его супруги Елены (они похоронены в крипте под алтарем храма).

Петр Шливич (1818-1902 гг.) был сыном князя Живко Шливича, участника Первого сербского восстания. В 1890 году на его средства была построена часовня-«задушбина» в Пожареваце в районе под названием «Бугар мала». Проект храма принадлежит архитектору Светозару Ивачковичу. Ивачкович был первым сербским учеником Феофила Хансена в Вене и считался самым известным архитектором в области церковной архитектуры до начала Первой мировой войны.

Иконостас – работа академического художника Андрея Биценко[1] 30-х годов ХХ века.

Современное состояние[править | править код]

Храм имеет статус памятника культуры.

В настоящее время является приходским храмом.

Престольные праздники[править | править код]

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Војске Југославије 6, Пожаревац 12000, Сербия

Проезд: Пожаревац расположен в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. До Пожареваца можно добраться на машине, такси или автобусе от автовокзала Белграда.

Паломнику[править | править код]

Другая святыня Пожареваца – cобор Архангелов Михаила и Гавриила. Он находится рядом с епископским дворцом Браничевой епархии.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Андрей Васильевич Биценко (17 (29) октября 1886 – 16 декабря 1973) – русский мастер фресковой живописи, в 1921 (или 1922) прибыл в Югославию, где работал по крайней мере до 1945. Первые годы жил в Велики-Бечкереке, где служил учителем рисования в гимназии, затем в Белграде. Специализировался на создании икон и церковных росписей. Исполнил фрески Вознесенского храма и церкви «Ружица» в Белграде (1920-е), кафедральных соборов городов Шабац, Приеполье, Велика-Плана, храма Пресвятой Богородицы в г. Земун, храма Св. Георгия в г. Смедерово (1935-1937). Наиболее значительной его работой в Сербии стало создание 42 икон для иконостаса и 6 монументальных фресковых композиций из земной жизни Иисуса Христа для Свято-Троицкого собора в г. Лесковац (1928).