(не показана 41 промежуточная версия этого же участника)
Строка 140:
Строка 140:
Здание представляет собой каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле по проекту Казимира Викентьевича Гриневского, имеет высокую колокольню. Для данной церкви характерно подражание древнему русскому зодчеству, часть деталей имеет общие черты с московским Храмом Христа Спасителя, в частности килевидные завершения наличников окон и кокошники. По некоторым источникам, колокольня имеет сходство с несохранившейся колокольней московского храма святых Космы и Дамиана в Столешниках. В Храме имелись престолы: Всехсвятский (главный), придел во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», придел святого великомученика Никиты.
Здание представляет собой каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле по проекту Казимира Викентьевича Гриневского, имеет высокую колокольню. Для данной церкви характерно подражание древнему русскому зодчеству, часть деталей имеет общие черты с московским Храмом Христа Спасителя, в частности килевидные завершения наличников окон и кокошники. По некоторым источникам, колокольня имеет сходство с несохранившейся колокольней московского храма святых Космы и Дамиана в Столешниках. В Храме имелись престолы: Всехсвятский (главный), придел во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», придел святого великомученика Никиты.
'''Адрес:''' г. Серпухов, Серпуховский район, Рабфаковский пер., д. 2
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, Рабфаковский переулок, дом 2
В 1989 году городу Протвино исполнилось 28 лет. В это время и родилась идея построить в Протвино храм — ее инициатором стал регент церковного хора Виктор Иванович Шкабурин, ныне священник одного из московских храмов.
Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.
Вскоре, проект храма был готов, и был выделен под него земельный участок площадью 1 га. Автором проекта храма стал главный архитектор московского института «Спецпроектреставрация» В. А. Виноградов, ученик известного реставратора П. Д. Барановского, который решил строить храм наукограда в стиле храмового зодчества московской Руси XV-XVI веков.
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, улица Пролетарская, дом 86
'''Адрес:''' Московская область, Серпуховский райн, город Протвино, проспект Сахарова, дом 1
'''Как добраться:''' '''электричкой''' со станций — Москва Курская, Москва Каланчевская, Дедовск, Тушино до станции «Серпухов». Далее — автобусом № 27, 127 с автовокзала г. Серпухова до г. Протвино.
'''Как добраться:''' с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусом № 15 до остановки "Улица Пролетарская"
'''Автобусом''' со станции метро г. Москвы «Южная» (ул. Днепропетровская) маршрутом № 363, 913 до г. Протвино (остановка «Фестивальный проезд»).
В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей.
===[[Крестовоздвиженский храм (Авангард)]]===
Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы.
[[Файл:Крестовоздвиженский храм (Авангард)00.jpg|мини|справа]]
Церковь Животворящего Креста Господня является богатейшим носителем истории, истоки которой берут начало ещё от Смутного времени. Некогда существовавшая на её месте деревянная церковь была разрушена во время польско-литовского нашествия в начале 17 века. Тот облик, который храм имеет сейчас — это постройка середины девятнадцатого века.
В 1676 году стараниями Афанасия и Василия Владычкиных церковь была возобновлена на старом месте, где почти столетие находился лишь церковный погост. К 1720 году новая церковь встала на месте прежней, а к концу 1782 года была сооружена каменная церковь в духе Нарышкинского барокко.
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, улица Чернышевского, дом 50а
'''Адрес:''' 142205, Московская область, Серпуховский райн, поселок Авангард
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX века над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены.
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, улица Калужская дом 46
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII–XVIII веков. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 года, вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX века в окнах храма и трапезной.
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, улица Карла Маркса, дом 36-а
===[[Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Серпухов)]]===
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Серпухов)1.jpg|мини|справа]]
Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х годов. В царствование Анны Иоанновны каменные храмы сооружались достаточно редко. Судя по фотографиям начала ХХ века, её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами, в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал зданию изящество; в стенах были скрыты голосники, сообщавшие интерьеру особую акустику. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. Главный иконостас был возобновлён в 1848 году, а придельный — в 1886 году. Тогда же, видимо, храм был расписан. В начале ХХ века Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов города Серпухова.
'''Адрес:''' Московская область, город Серпухов, улица Верхние Гончары, дом 19.
'''Телефон:''' [tel:+74967758140 +74967758140]
'''Как добраться:''' от Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобусом № 2М, 15, 17, до остановки «Мебельный комбинат»
[[Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Серпухов)|Подробнее...]]
===[[Храм Святой Троицы (Серпухов)]]===
[[Файл:Храм Святой Троицы (Серпухов)2.jpg|мини|справа]]
В 1669 году деревянная Троицкая церковь, как и весь город, сгорела во время страшного пожара. В 1670 году, в числе первых в городе храмов, церковь Троицы на посаде была вновь отстроена в камне «тщанием прихожан». В XVII веке строительство каменных храмов в Серпухове было событием чрезвычайно редким. По своему облику вновь построенная каменная Троицкая церковь была типична для московской школы зодчества XVII столетия — бесстолпный четверик, декоративные кокошники, компактное пятиглавие на стройных барабанах. По мнению исследователя Ф. В. Разумовского, архитектуру Троицкой церкви можно считать своеобразным «прологом» в истории серпуховского зодчества более позднего времени. Наиболее традиционный элемент храма — замечательная по силуэту и пропорциям шатровая колокольня. Ее высотную композицию составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем — свечу. Ее динамизм и стройность воспринимаются острее рядом со статичным четвериком здания церкви.
'''Адрес:''' 142200, Московская область, город Серпухов, улица Ситценабивная, дом 5
Се́рпухов — город в России, административный центр городского округа Серпухов в составе Московской области. Серпухов является центром Серпуховской городской агломерации с населением свыше 260 тысяч жителей.
Районный центр Московской области в 99 км к югу от Москвы. На р. Наре, близ её впадения в Оку. Население – 135 тыс. человек.
Субъективно
В самом Серпухове есть три по-настоящему интересных места – два монастыря и Красная гора. Между ними тоже немало старинных зданий и храмов, но почти все в таком состоянии, будто им не 250, а 2500 лет.
Рядом с Серпуховом, а значит, и рядом с Москвой, что удивительно, находится главное в России обиталище доисторических быков – зубров.
Одного дня на Серпухов хватит. Но чтобы успеть и в заповедник, передвигаться в этот день необходимо на машине.
Маршруты прогулок
Сложность знакомства с Серпуховом в том, что два монастыря находятся на противоположных берегах Нары при удалённости моста. Пешим путешественникам можно порекомендовать такой маршрут. Сначала от вокзала доехать на автобусе №4 до Владычнего монастыря: Оттуда пешком или на автобусе вернуться на левую сторону Нары. Осмотрев Красную Гору и Торг, дойти пешком до Высоцкого монастыря. Следуя к Высоцкому монастырю по Калужской ул., увидите справа руины ворот – это вход в бывший Распятский монастырь, в зданиях которого размещены медицинские организации.
Если выйти в противоположные от главного входа Высоцкого монастыря ворота или обойти монастырь кругом, с высокого холма откроется перспектива Упы и Оки. От Высоцкого монастыря дойти до Историко-художественного музея. После этого или перед посещением Высоцкого монастыря можно пообедать в центре (пл. Ленина).
Впервые город Серпухов упоминается под 1328 г. Крепость была частью оборонительного пояса, защищавшего Москву с юга.
Как и все города этого пояса, он часто подвергался разорениям от монголов и татар. Вблизи Серпухова находилась удобная переправа через Оку, которой они пользовались; берега в месте переправы были отгорожены острогом.
Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст.
Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре.
Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества.
В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами.
Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки.
Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки.
День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк.
Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.
Адрес: 142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.
Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.
Адрес: Россия, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д. 110
Красная или Соборная гора – это место, с которого начался город. Оно находится в самом центре, над рекой. Кремль, который стоял здесь шесть веков, а с 1556 г. был каменным, разобрали в 1934.
На вершине горы стоит Троицкий собор (1696). Рядом с вершиной, там, где раньше находился Торг, церкви выстроились в ряд. Лес храмов, отреставрированных снаружи, выглядит вдохновляюще, но действуют лишь церкви Илии Пророка (1748) и Николы Белого (1857). Троицкая церковь полуразрушена внутри. Успенская (1854), стены которой богато украшены, не действует.
В Троицком соборе находится Историко-архитектурный музей.
На месте современного собора в XVI веке — начале XVII века деревянный храм, упоминаемый в описях Серпухова 1552 и 1620 годов. К 1649 году здесь же сооружена каменная церковь, предположительно работы ярославских мастеров.
В 1713 году по инициативе Михаила Попова, подьячего земской избы Серпухова, издается указ о строительстве нового каменного храма из известняка. Работы завершены в марте 1721 года. Сооружение состояло из увенчанного одной главой четверика с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником.
Очередной проект перестройки храма разработан в 1831 году архитекторами Таманским и Шестаковым. Строительство осуществлено с 1833 по 1857 год.
В 1929 году собор был закрыт, колокольня частично разрушена. Возвращён церкви в 1995 году. В 2005 году торжественно освящён после реставрации. Созданы два новых придела Богоматери «Поможение Родам» и Новомучеников Серпуховских.
Адрес: Московская область, город Серпухов, ул. Калужская д.26/12
Тро́ицкий собо́р (Собор Троицы Живоначальной, Свято-Троицкий собор) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города на Соборной горе в пределах территории, занимаемой ранее Серпуховским кремлём. В 2011 году передан в ведение РПЦ.
Адрес: 142201, Моск. обл., г. Серпухов, ул. Красная гора.
Проезд из Москвы: электричкой с Курского вокзала или автобусом № 458 от станции метро «Южная» до ж/д вокзала. Далее автобусами №№ 5, 6, 29, 127 до ост. «Ситценабивная», далее пешком подняться на Соборную гору.
Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Богоро́дицкая церковь, Успе́нская церковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города, на улице Володарского, на месте исторического городского посада.
Храм в псевдорусском стиле представляет собой одноглавый четверик с двухпридельной трапезной и колокольней. Храм Успения - ранний образец русского архитектурного историзма 2-й половины XIX века. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора - еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.
Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Володарского, д. 2
Храм Всех Святы́х (Всехсвя́тская це́рковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен на Всехсвятском городском кладбище.
Здание представляет собой каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле по проекту Казимира Викентьевича Гриневского, имеет высокую колокольню. Для данной церкви характерно подражание древнему русскому зодчеству, часть деталей имеет общие черты с московским Храмом Христа Спасителя, в частности килевидные завершения наличников окон и кокошники. По некоторым источникам, колокольня имеет сходство с несохранившейся колокольней московского храма святых Космы и Дамиана в Столешниках. В Храме имелись престолы: Всехсвятский (главный), придел во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», придел святого великомученика Никиты.
Адрес: Московская область, город Серпухов, Рабфаковский переулок, дом 2
Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Пролетарская, дом 86
В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей.
Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы.
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Чернышевского, дом 50а
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX века над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены.
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Калужская дом 46
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII–XVIII веков. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 года, вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX века в окнах храма и трапезной.
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Карла Маркса, дом 36-а
Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х годов. В царствование Анны Иоанновны каменные храмы сооружались достаточно редко. Судя по фотографиям начала ХХ века, её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами, в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал зданию изящество; в стенах были скрыты голосники, сообщавшие интерьеру особую акустику. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. Главный иконостас был возобновлён в 1848 году, а придельный — в 1886 году. Тогда же, видимо, храм был расписан. В начале ХХ века Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов города Серпухова.
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Верхние Гончары, дом 19.
В 1669 году деревянная Троицкая церковь, как и весь город, сгорела во время страшного пожара. В 1670 году, в числе первых в городе храмов, церковь Троицы на посаде была вновь отстроена в камне «тщанием прихожан». В XVII веке строительство каменных храмов в Серпухове было событием чрезвычайно редким. По своему облику вновь построенная каменная Троицкая церковь была типична для московской школы зодчества XVII столетия — бесстолпный четверик, декоративные кокошники, компактное пятиглавие на стройных барабанах. По мнению исследователя Ф. В. Разумовского, архитектуру Троицкой церкви можно считать своеобразным «прологом» в истории серпуховского зодчества более позднего времени. Наиболее традиционный элемент храма — замечательная по силуэту и пропорциям шатровая колокольня. Ее высотную композицию составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем — свечу. Ее динамизм и стройность воспринимаются острее рядом со статичным четвериком здания церкви.
Адрес: 142200, Московская область, город Серпухов, улица Ситценабивная, дом 5
Основу музею положила фабрикантша Мараева своим собранием иностранных художников XVII-XVIII вв. Весьма впечатляющая для небольшого города коллекция работ Шишкина, Саврасова, Айвазовского, Поленова, Коровина и других русских живописцев и скульпторов была реквизирована у богатого дворянина Ю. Мерлина.
В коллекции икон – две чудотворные иконы из Введенского Владычнего монастыря Серпухова : икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная по указу свт. Алексия, и образ святого царевича Димитрия, принесённый в обитель по велению Василия Шуйского. Образ царевича Димитрия считается самым первым и точным. Эти иконы в дни соответствующих праздников приносятся из музея в монастырь.
Во дворе музея стоит орудие, толстый ствол которого в зарядной части раскрыт, как кожура банана. Оно было установлено здесь сразу после Великой Отечественной в качестве экспоната. С ним уже несколько лет играли дети, когда вдруг кто-то обнаружил, что в стволе – целый снаряд. При попытке разрядить орудие снаряд взорвался.
Музею передана стоящая рядом с ним старообрядческая Покровская церковь.
С Курского вокзала – до 4 электропоездов в час. Большие интервалы – в полдень и вечером. В пути около 1 ч 50 мин, экспресс (отправляется во второй половине дня) – 1ч 20 мин.
От автовокзала на м. Южная до автовокзала в Серпухове отправляетсмя примерно 2 автобуса в час.