ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Эта запись является частью серии записей Великий пост
Великий пост
Вступая на стезю посильного подвига...


Дорогие! Только что сел за компьютер, чтобы написать несколько строк. Из приоткрытой на кухню двери душисто пахнет блинами, а сам я мысленно уже в другом пространстве, великопостном – по телефону договариваюсь о встрече с людьми на Первой седмице…

Ноги наши занесены над поприщем Великой Четыредесятницы…
И в эти предшествующие Великому посту дни, хочется сказать вам несколько напутственных слов:

Но сначала – история. Она произошла с одним нашим читателем и моим другом, который в прошлом году начал Великий пост на Афоне.

«Это была моя, отец К., ошибка… Здесь в первые дни вообще ничего не едят. Потом, в среду, дают водичку с укропом… И постоянное богослужение. Голова кружится, ноги не держат, в животе урчит, каждый час искушение: прямо сейчас вызвать катер-такси и броситься вон с Афона».

Но мой друг преодолел все эти искушения. И вот однажды они с товарищем вышли после ночного богослужения из храма. Было раннее утро. Просыпались птицы, впереди расстилалась гладь моря, переливающаяся перламутром под лучами восходящего солнца. Было тихо и благодатно и в душе, и в мире.
Мой друг внезапно произнес: «Лукавый, если ты есть, проявись…» Его товарищ покачал головой…

И вдруг, собака, всегда спокойная и дружелюбная, вилявшая хвостом рядом, дико зарычала и залаяла. А потом страшно заскулила и попыталась забиться под лавку. «Меня, – рассказывает мой друг, – бросило в холодный пот. Накатил такой ужас, что перехватило горло и я не мог дышать. Через несколько секунд все прекратилось. Только Муха (так звали собаку) продолжала тихонько поскуливать под скамейкой».

Оба эти товарища, бывшие свидетелями происшедшего, рассказали мне эту историю. И закончили словами: «Враг, оказывается, всегда рядом. Просто мы не думаем об этом…»
Да, дорогие! Враг всегда рядом. И его главная задача – помешать нам достичь того, к чему мы призваны: жизни с Господом, Царствия Божьего.

В ход идут разные уловки, о которых говорить сейчас не будем. Одна из них – поработить человека телесным желаниям, сделать заложником требований плоти.
Как победить эту уловку лукавого? Для этого с древности была придумана культура воздержания, которая была названа Пост.

Постящийся человек подчиняет телесные желания требованиям духа. Через какое-то время таких упражнений человек замечает, что плоть перестает быть его диктатором, что человек становится свободным от подчиненности, зависимости от телесных желаний. И верится, и дышится легко…

Сегодня я дам вам несколько напутственных советов, как лучше провести Пост.

Поститься нужно!
Я считаю, что постараться попоститься должны все, называющие себя православными христианами. Многие говорят: «Я пока не готов». Я отвечаю: «Может быть, вы не готовы поститься строго, – и я к такому подвигу не готов, – но всем возможно попоститься в меру наших сил».

Пост в древности не был унифицирован, люди постились по-разному. Считаю заблуждением всем предписывать обязательную строгую меру поста. Каждый человек может подумать над тем, какой пост он может осилить, и взять на это благословение священника. Тем, кто не может до начала Поста попасть к священнику, или тем, кто не имеет духовника, предлагаю такой вариант. Подумайте о том, какой пост вы могли бы осилить, и напишите мне: kp@azbyka.ru До среды Первой седмицы (включительно) я буду ежедневно просматривать почту и заочно благословлять вас или как-то корректировать Ваши соображения.

Всем, кто собирается поститься или считает себя не совсем еще готовым к этому, советую познакомиться с моей статьей: Православный пост: древность и современная практика.

Там я разбираю все наиболее важные вопросы, которые могут возникнуть у человека, желающего узнать о православной дисциплине поста. Несмотря на то, что в моей статье даны развернутые рассуждения о том или ином аспекте поста, здесь дам несколько коротких ответов на вопросы, которые задают чаще всего.

Пост телесный
Пища

Не думаю, что мы должны пытаться повторять подвиги древних аскетов или современных иноков. Если мы работаем, а не сидим дома, то проводить дни совершенно без вкушения пищи я не советую. Впрочем, смотрите по здоровью и лично решайте этот вопрос со своим духовником.
В отношении еды советую поступать так:
Во все дни Великого поста воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц.
Если человек чувствует себя слабо, болезненно, допускается молочное. Больным людям, беременным и т.д. благословляется и мясное, но это уже другая тема, мы говорим об обычных, в общем-то, здоровых людях.
Школьникам также можно благословить молочные продукты, если им тяжело будет без них.
В отношении рыбы: строго говоря, рыбу разрешается вкушать только несколько раз в Великом посту. Однако если человек трудится, работает, учится, то я благословляю вкушать рыбу во все дни, кроме первой, четвертой (Крестопоклонной) и Страстной седмиц (ну и, разумеется, кроме сред и пятниц).

О детском посте читайте по этой ссылке.

От алкоголя желательно полностью воздержаться. Если будет такая ситуация, что приглашают поднять бокал на корпоративе, на чьем-то дне рождения, ином празднике, который нужно обязательно посетить, то бокал вина выпить можно. Но от крепких напитков хорошо бы воздержаться.
Если кто-то курит, то его большим подвигом было бы воздерживаться от курения в течение всего Поста. Может, попробуете?
Если человек не может выдержать рекомендованную меру Поста, можно ее в чем-то сократить, но усилить в другой части. Как я сказал выше, вы можете подумать над тем, какой посильный подвиг предпримете во славу Божию.

Супружеские отношения
В Византии и на Руси была практика полного воздержания от супружеских отношений на весь Великий пост. Подобную практику благословляли духовники из монахов.
Но была и другая практика, когда духовники советовали прихожанам-супругам воздерживаться от близких отношений лишь в особо строгие: первую и последнюю – седмицы Поста (и в Страстную).
Я всегда спрашиваю людей (это решение должны принимать оба!!! супруга): а как вы сами-то чувствуете? Готовы отказаться от супружеской близости на весь Пост или не чувствуете в себе таких сил?
Мы помним слова Ап. Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5).
В этом тексте мы читаем о воздержании на пост. Но пост в то время был не таким продолжительным. Да, бывали и посты по 40 дней, но это были исключительно редкие подвиги. Обычно древние христиане постились несколько дней (например, неделю-две). Совершенно нормально было ограничить и супружеские ласки.
Но когда пост становится таким продолжительным, как сегодня (46 дней: Великий пост и Страстная седмица), то возникает вопрос: не окажется ли это неполезным для иных супругов? Неполезным не в отношении здоровья (половое воздержание на такой срок не может быть вредным), а в смысле душевной близости и взаимоотношений. Кроме того, искушаемый сатаною человек не падет ли жертвой искушений в этой сфере (рукоблудие, связь вне брака, порнография, похотливость к лицам противоположного пола в мыслях и чувствах)?
Пастырский опыт показывает, что это бывает.
Поэтому свое воздержание супруги должны соразмерять со своими силами и не брать на себя подвиг, который их друг с другом перессорит и ввергнет в душевную нечистоту.
Законное супружество – вещь почтенная и чистая. Весь спектр взаимоотношений между супругами (и душевные, и телесные отношения) – Богом благословлен. Когда мы говорим об отказе на какое-то время от супружеских ласк, мы не говорим о том, что ради поста нужно отринуть нечто нечистое. Но здесь мы это драгоценное для нас и чистое (супружеские ласки) приносим в жертву высшей ценности: подвигу ради Господа.
Между прочим, такой отказ от плотского общения позволяет выявить и еще одну важную вещь: не являемся ли мы заложниками полового влечения? Не рабы ли мы эротического желания? И есть ли между супругами нечто большее, нежели только регулярная половая жизнь. Порой даже краткое воздержание показывает людям, что: а) они на самом деле заложники полового желания; б) что секс – это главный компонент их супружеских отношений. Убери его – и супружество начнет трещать…
Итак: Очень важно и тут себя как-то ограничить и утеснить. Но все-таки рекомендую соразмерять с силами.
Скажу и вот еще какую необычную, но для кого-то полезную вещь: Есть люди, которые живут вместе вне брака. Несмотря на то, что эти люди свои отношения именуют гордо гражданский брак, Церковь, как известно, называет такие отношения блудным сожительством. Нравится нам это или не нравится, но это так. Некоторые люди (особенно молодые) так живут: хотя они и понимают, что это плохо, но надеются довести свои отношения до какого-то логичного христианского результата.
И об этой ситуации мне хотелось бы сказать вот что: если такие люди (то есть не состоящие в браке, но живущие вместе) возьмут ради Господа на себя подвиг воздержания от сожительства во все дни Поста, то это будет их настоящим подвигом. Принеся Богу такой подвиг, не стыдно будет и Пасху встретить.

Пост духовный
Посещение богослужений

Хорошо бы бывать в храме каждую неделю.
Если в течение года причащаетесь редко, то в Посту обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как советует духовник (или священник вашего храма);
Вступите в Пост посещением Прощеного воскресенья;
На первой неделе Поста обязательно примите участие в слушании Канона Андрея Критского вместе с вечерней службой (он совершается с понедельника по четверг на первой неделе). Этот же Канон совершается вечером в среду на 5-й неделе Поста. Посетите хотя бы один раз этот Канон, а все остальные дни прочитывайте его сами, дома.
В пятницу 5-й недели Поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери;
Найдите время, чтобы помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в Посту по средам и пятницам);
Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды).

Молитвенная практика
Конечно, нужно обязательно усилить нашу молитву. Например, мы можем взять послушание прочитывать канон или половину акафиста ежедневно. Целый акафист каждый день будет для кого-то тяжело, а половину – очень реально.
Можно к молитвенному правилу прибавить Псалтирь (одну кафизму в день).
Очень рекомендую прочитывать богослужебные тексты каждого дня (например, на вечерней молитве; сами вечерние молитвы можно в этом случае сократить). Каждый из дней Великого Поста посвящен большим богословским и духовным темам. Раньше было сложно и накладно достать комплект богослужебных книг. Да и набраны они были церковнославянским шрифтом, который многим непонятен. Сейчас все очень доступно и просто.
По ссылке вы можете зайти в раздел «Триодь постная». Это именно та основная книга, по которой совершаются службы Великого поста. Там есть три варианта, в зависимости от вашего желания. Совсем неподготовленным рекомендую начать молиться по Триоди в русском переводе.
И далее прочитывайте день за днем, начиная с Понедельника, все тексты служб. Красные пометки– это указания, кому, как и что читать или делать во время службы; нам это не нужно. Читайте просто текст служб.
Я последние несколько лет пытаюсь так делать и получаю огромную духовную пользу. Можно распечатать текст и создать таким образом свою собственную Постную Триодь, которая пригодится на многие годы. А можно читать с экрана ноутбука, или, что еще удобней, планшетника.

Духовное чтение как послушание на Пост
Хорошо бы подтянуться в смысле чтения. Самое хорошее, если вы возьметесь читать каждый день по 10-20 страниц текста святых отцов. Это важно для нашей с вами духовной жизни. Духовно-нравственную литературу мы и так с вами читаем, например, на православных сайтах, а вот прикоснуться к родниковой воде подлинной святоотеческой мысли не всегда руки доходят.
Определите сколько сможете каждый день прочитывать, дайте Богу обещание и потом исполняйте его, в общем, все по старой русской пословице: Не давши слова, крепись, а давши, держись.

Практическая деятельность

Очень важно еще посмотреть, не можем ли мы как-то усилить практическую сторону христианства, то есть служение людям.
Еще до Поста нужно было узнать (хотя бы из Интернета), какие социальные программы есть на приходе или в городе. И подумать, а какое участие в этих программах можете принять лично вы. Кто-то сможет один день в неделю посещать больных, кто-то сможет гулять с больными детьми из интерната, кто-то поможет собрать гуманитарный груз в тюрьму. Кто-то не имеет времени в этом поучаствовать лично, но может на конкретный проект дать денег.
Можно об этом узнать и не из Интернета, а обратившись к приходскому священнику. А можно обратиться в епархиальный Отдел по благотворительности и социальному служению. В каждой епархии есть такой или похожий отдел. У него много направлений. Поискать, связаться с людьми… это должны делать вы сами, а не кто-то за вас; этот поиск приложения своих сил – тоже часть скромного нашего подвига.
У нас на приходе есть женщина с тремя маленькими детьми. Муж ее оставил. Как-то обращаюсь к прихожанам: «Может быть, кто-то сможет выделить время помочь этой женщине. И по хозяйству, и детей сводить куда-то…»
Через какое-то время разговариваю с той самой многодетной мамой. Она говорит: «Слава Богу, одна прихожанка приходит, помогает. И недорого берет…»
Тут я и сел…

Развлечения
Не нужно путать развлечения и серьезные культурные мероприятия. Если кто-то хочет провести весь Пост в полном воздержании от театров, музеев, телевизора – Бог ему в помощь. Но я не считаю чем-то плохим, если кто-то посетит серьезную театральную постановку, выставку или посмотрит серьезную, заставляющую думать и пробуждающую высокие чувства телепередачу.
А вот от развлечений в их чистом виде стоит отказаться. Молодым людям нужно воздержаться от дискотек, всем нам – от развлекательного кино, от игровых спектаклей, от хождений в гости и пустого времяпрепровождения.
И еще одно: музыку в МР3-плеере тем, кто ее слушает, лучше заменить на аудиобеседы, аудиокниги или духовные песнопения.

Вот какие советы я могу дать вам, благословляя вступить в Великий пост.
Милость и благодать Господа да пребудет, дорогие, со всеми нами.

И еще: вы можете задать в комментариях к этой записи вопросы относительно грядущего Поста, и я с радостью отвечу.

И последнее: Рекомендую посмотреть мою видеобеседу, в которой я разбираю Евангельский отрывок, читаемый в храме накануне Поста. В нем Христос говорит, каким должен быть истинный пост: Евангелие по Матфею, 17-е зачало (6:14-21).


Примечания
Кстати сказать: отношения, которые называют гражданским браком, являются очень большой «обманкой» для доверчивых женщин. Они считают, что находятся почти в браке, в то время как их сожители так не считают. Спроси живущего в таких отношениях мужчину, считает ли он себя женатым? Он ответит нет (в 96%). Спроси женщину, она скажет да в 80%. То есть женщина на самом деле обманывает себя, думая, что ее мужчина связан с нею какими-то почти настоящими узами брака. А мужчины, посмеиваются себе и ни о чем таком не думают. Так что, дорогие женщины, подумайте над этим, не водят ли вас за нос? И не лучше ли проверить это именно в дни наступающего Поста, предложив «гражданскому мужу» воздержаться от близких отношений?

Комментарии

Незарегистрированный написал(а):
Здравствуйте!
О. Константин, скажите, пожалуйста:
1) обязательно ли брать благословение на чтение Псалтири и Триоди?
2) есть ли принципиальная разница, в какое время читается постная Триодь? По понятным причинам, утром читать не всегда получается. Следует ли переносить в этом случае чтение утрени на вечер? Или начинать с повечерия (вечерни)?

Спасибо.

Благословение брать не обязательно. И все равно, в какое время Вы читаете. Главное, стараться не просто вычитывать, а молиться, то есть пропускать через ум и душу.
 
Незарегистрированный написал(а):
Здравствуйте! Всех с Великим Постом! Отец Константин, объясните пожалуйста, какие акафисты можно читать во время Великого Поста? Года два назад я читала акафисты разные: Пресвятой Богородице ("Прибавление ума" и др.) и Страстям Христовым. Мне наш батюшка сказал, что нельзя читать акафисты, а только можно читать канон "Страстям Христовым". Я так и не поняла, как правильно. Можно ли читать акафисты святым во время Великого поста? Например, Николаю Чудотворцу? Если можно читать Пресвятой Богородице, то какой именно акафист( название)? И еще вопрос про чтение Псалтыри. Здесь на сайте я читала, что во время Великого Поста нужно прочитать Псалтырь 2 раза за весь Пост. Можно ли читать Псалтырь сидя за столом? Спасибо!

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.
Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.
 
Да, дорогие, важная информация!

Я дал ссылку на Триодь постную, однако потом обнаружилось, что есть полный вариант только на церковнославянском языке. А русским шрифтом, да еще в переводе, есть только первая седмица поста, воскресные дни Поста и Страстная седмица.
В этом году мы не успеем все перевести и загрузить. Это связано с тем, что вообще нет в природе Триоди Постной русским шрифтом и все приходится делать нам самим. Но к следующему году справимся.
 
Гостья 123 написал(а):
Вопрос: не является ли во время поста замена молока животного происхождения на молоко растительное неким лукавством? Сейчас не проблема купить соевое, рисовое, миндальное молоко. Или это я уж очень заморачиваюсь и можно без зазрения совести переключаться на раст.молоко?
Спасибо за ответ!

Мне кажется, что это не лукавство. Если злоупотреблять всякими заменителями и постоянно лакомиться, то это будет неправильным. Но в разумной замене продуктов на аналогичные, только растительного происхождения, лукавства не будет.
 
Соевый сыр тофу. Калорийный,НЕ имеет собственного вкуса,а приобретает вкус того блюда куда вы его добавите.Использовался японской армией. Малый объём-много калорий. Всем удачи. Да, цена. Только сегодня купил 450 гр. за 88 руб на коломяжском рынке. Наврал малость. На рынке в одной ост трамвая от м. Пионерская
 
Спасибо о. Константин! Вы меня успокоили. А то я очень переживала. У меня муж верующий , но весь пост воздерживаться не может. Раньше у нас ссоры были по этому поводу. Сейчас ему сказала, что первая и последняя неделя - запрещена. И он согласился. Но мне все равно казалось грехом не воздерживаться, спасибо, что разъяснили.
 
О. Константин , скажите как быть с детьми в пост. У нас двое сыновей : 3,5 и 1,2 года
Да и я сама только молоко пью, пока не могу отказаться, кормлю грудью, хотя младшему уже 1,2. А в основном постная пища.
Помогите.
 
Неонила* написал(а):
Меня очень волнует вопрос о посте для детей. С ув. Неонила.

Дорогая Неонила. В очерке я даю ссылку на свой материал, посвященный посту детей. Вы прошли по этой ссылке? Все нюансы можно обсудить со своим духовником или со знакомым священником. В крайнем случае напишите мне, если что непонятно.
 
о.Константин, здравствуйте!
нашла на pravmir комментарий священника о чтение акафиста в пост, нахожусь в смущение, так как каждый день Великого поста читаю половину акафиста в добавление к молитвенному правилу
заранее признательна за Ваше время и ответ,
с уважением,
Ольга
отрывок текста из статьи 21 марта, ссылка на статью http://www.pravmir.ru/velikij-post-na-voprosy-chitatelej-otvechaet-prot-aleksandr-ilyashenko/

– Правда ли, что в Великий пост не рекомендуется читать акафисты? Если да, то почему?

Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».
 
Незарегистрированный написал(а):
о.Константин, здравствуйте!
нашла на pravmir комментарий священника о чтение акафиста в пост, нахожусь в смущение, так как каждый день Великого поста читаю половину акафиста

– Правда ли, что в Великий пост не рекомендуется читать акафисты? Если да, то почему?

Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».

Мне кажется, что это немного натянуто. Ну и что, что встречается слово Радуйся. И про "мажорность" акафиста преувеличено. В посту есть много торжественных и оптимистических нот, более того, можно вспомнить поучение Христа, сказанное о посте: когда постишься умой лицо твое и помажь голову твою... Во времена Христа помазывали голову в праздничные, радостные дни. То есть Христос заповедует нам проводить пост в радости и позитивном настроении.

Более того, есть один день в году, в который Церковь установила петь всенародно акафист. это 5-я седмица Великого поста, Суббота акафиста. Мы поем акафист Пресвятой Богородице.Только задумайтесь над тем, что единственный день в году, в который Церковь установила петь акафист, - это день Великого поста.
И еще скажу вот что: у нас этот акафист исполняется только раз в посту, а в Греции его поют всецерковно каждую неделю поста!
Таким образом, если есть самое удобное время для акафистов, получается, что это время... Великого поста:)

Впрочем, есть русское благочестивое мнение прекращать общенародное пение акафистов. Пусть так, я не против, но в домашней молитве считаю вполне допустимым его употребление. В любом случае, следуйте указания духовника.
 
Акафисты в пост.

Простите, что вмешиваюсь, но хочется добавить про акафисты. У нас в Одессе есть замечательная традиция, установленная ещё святителем Иннокентием (Борисовым). Каждую пятницу, в семь часов утра, в Свято-Успенском кафедральном соборе, во главе с правящим архиереем, митрополитом Агафангелом, в сослужении многочисленного городского духовенства, при невероятном стечении богомольцев совершается акафистное пение перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Касперовская». Традиции этой уже более 150 лет. Исключения составляют только пятницы на первой Великопостной, Страстной и Светлой седмицах.

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»
 
Незарегистрированный написал(а):
...Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».
Простите, добавлю: о.Димитрий (Смирнов) в проповеди говорил, что слово "Радуйся" - это форма приветствия в акафисте (вроде "здравствуй") и к привычному нам понятию радости отношения не имеет.
 
Я хочу спросить, в чем цель поста? Если просто для себя, то это диета. А Богу оно не надо.Ведь в Библии сказано [1 Кор.8:8] Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
[Кол.2:23] Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Надеюсь, что обоснуете свои ответы по Библии. Спасибо.
 
Незарегистрированный написал(а):
Я хочу спросить, в чем цель поста? Если просто для себя, то это диета. А Богу оно не надо.Ведь в Библии сказано [1 Кор.8:8] Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
[Кол.2:23] Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Надеюсь, что обоснуете свои ответы по Библии. Спасибо.

Дорогой Незарегестрированный. Я специально даю ссылку на свою статью о посте. Там, как мне кажется, все обосновано.
 
Спаси вас Господи о.Константин за большой и душеполезный труд, как все успеваете одному Богу угодно. Очень нужна была ваша статья о посте. Самое важное, что написано доступным, понятным языком, раскрыты почти все вопросы, как и что. очень нужный материал. В сети по теме поста очень много материала, очень хорошо поясняет святитель Игнатий Брянчанинов, например тут http://www.pravoslavie.ru/put/3090.htm , но это вопросы более тонкого плана для понимания, очень не хватало как, когда и что . Спасибо!
 
Спаси Вас Бог! Как-то перед заходом на пост я готовилась к исповеди и причастию НО ко мне зашла соседка." Давай выпьем вина чуть-чуть за событие мое- у меня будет внук" вот и выпили по 100 красного вина По приходу в церковь я проговорила своей свахи , что может нельзя причащаться так как чуть выпили с вечера . Она и ответила " Лучше в рот, чем изо рта" Нагрешила?
 
Почти вся рекомендованная литература для чтения в Великий Пост модернистского характера.
Приведу ответ последователя Кочеткова— Ну, я не знаю, я верю только в Бога, а верить в бессмертие души — этого в Символе Веры нет. Может быть, я точно не знаю, после смерти, если душа с Богом при жизни не соединилась, то она умрет вместе с телом. Это вполне естественно. Читайте лучше книги митрополита Антония Блума, отца Александра Меня и отца Александра Шмемана. Без этих книг нельзя правильно верить. Почитайте — и поймете всё.

А вот еще высказывание— А что значит — фундаментализм?

— Ну, — девушка явно замялась, — ну, это когда всё по-церковно*славянски. И когда книги отца Александра Меня не продают.
Почему в Вашем списке,батюшка,нет великого подвижника Феофана Затворника? Или Вы так же, как любимый Вами А. Шмеман его не выносите.
После чтения таких книг потеряешь веру и сам станешь кочетковцем.и начнешь медитировать,как советует А. Мень. Почему Вы не любите отца Серафима Роуза.Это великий подвижник современности,опирающийся на опыт святых отцев, а не на "подвижника"(как Вы где-то написали) Александра Меня.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
109.616
Комментарии
50
Последнее обновление
Сверху