Святыни Греции. Древний Коринф

Эта запись является частью серии записей Святыни Греции
«По правую сторону вы могли видеть развалины древнего города Коринфа…» – вещает гид дремлющим пассажирам. «Как могли видеть?! – вскакиваю я. – Мы должны его видеть!»
И, хоть это не было предусмотрено программой и нас ждали в отеле с ужином, автобус разворачивается и мы заезжаем в Коринф.

Для всякого, читавшего Послания Апостола Павла, очевидно, что этот город занимает особое место среди всех городов, в которых звучала проповедь божественного Павла.
Посудите сами: практически все самые важные пункты своего учения Апостол Павел разъясняет именно Коринфянам. И они сохранили эти письма Ап. Павла. Сохранили для нас.

Каким был этот город во времена Ап. Павла? Не даст ли это подсказку к некоторым моментам его Посланий к Коринфянам?

Коринф достиг своего расцвета в классическую греческую эпоху. Здесь находился крупный порт.
Международную славу Коринфу снискал огромный языческий храм, в честь богини любви Афродиты, в котором жили священные блудницы. За некоторую плату любой приезжий мог пообщаться с такой жрицей любви (в период расцвета их было в храме около тысячи) и таким образом поучаствовать в языческих ритуалах плодородия. В 4-м веке до Рождества Христова среди этих жриц первенствовала некая Лаиса, по отзыву современников, неподражаемая искусница любви, услуги которой стоили очень дорого. Постоянным посетителем Лаисы был философ Аристипп. Кстати, имя этой жрицы, которое часто используется как нарицательное, встречаем и у Пушкина, адресовавшему одной своей возлюбленной такое стихотворение:

Лаиса, я люблю твой смелый, вольный взор,
Неутолимый жар, открытые желанья,
И непрерывные лобзанья,
И страсти полный разговор.
Люблю горящих уст я вызовы немые,
Восторги быстрые, живые...


...Естественно, что в город стекалось большое количество людей. День и ночь здесь кипела жизнь. В Греции существовала даже поговорка: «Не всякому плавать в Коринф». Здесь была очень дорогая жизнь.

Однако в 146 году до Рождества Христова Коринф был разорен. Город отказался подчиниться и сдаться Римской империи, за что военачальник Луций Муммий Ахейский приказал разрушить город. Войдя в город Луций, Муммий приказал всех мужчин умертвить, а женщин и детей продать в рабство. Сам город был сожжен.
Сто лет на этом месте существовал лишь небольшой поселок, в котором жили чудом уцелевшие местные жители.
В 44 году до Рождества Христова город воссоздает Юлий Цезарь. Новыми поселенцами стали римские вольноотпущенники (люди, отпущенные из рабства). Позже Коринф стал местопребыванием правительства провинции Ахея.
Город возвращается к своим нравам и традициям. Опять здесь процветают роскошь и разврат.

Апостол Павел приезжает сюда в 50-м году и живет здесь полтора года. Несмотря на развращенные нравы, здесь ко Христу обращается немало людей. Господь, ободряя Павла не ослабевать в проповеди, явился ему в ночном видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла: потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 9-10).
Однажды иудеи (а в этом городе жило смешанное население, состоящее из евреев, греков и римлян) так разозлились на Ап. Павла, который проповедовал в синагоге, что поволокли его на судилище к проконсулу Галлиону. Евреи обвиняли Павла, что тот учит народ ереси, искажает их учение. «Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища» (Деян. 18, 14-16).

В середине 51 года Ап. Павел покинул Коринф. Своим друзьям и юной Коринфской Церкви он напишет послания, ставшие золотым фондом Апостольской проповеди: Первое и Второе Послания к Коринфянам.
В этот город Ап. Павел снова прибудет в 57 году. Это будет его последнее посещение Коринфа.

А сейчас мне бы хотелось освежить в вашей памяти некоторые удивительные и очень важные для нас поучения Ап. Павла, адресованные Коринфянам. Посмотрите, разве не важно и нам об этом знать?

Ап. Павел: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? …Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. (1 Кор. 1, 10-13; 3, 3-9)

Комментарий: В Коринфской Церкви было несколько ярких лидеров. Конечно, пока там был Павел, общепризнанным авторитетом и лидерством пользовался он. Но вот он отбыл в другие страны и появились новые проповедники. Некоторые из них стали принижать Ап. Павла. Возникли своего рода кружки приверженцев того или иного наставника. Ап. Павел с грустью пишет, что это аномалия. Наставников много, и не надо их абсолютизировать. Все равно в основе всего – Христос, а не тот или иной апостол.
Порой приходится слышать, что и у нас возникают группы приверженцев какого-то старца, священника. Не следует ли вспомнить людям, которые противопоставляют своего авву другим, о замечательном завещании Апостола Павла?..

Ап. Павел: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. …Судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (1 Кор. 4, 3-5)

Комментарий: Как часто мы судим людей. А что мы знаем про намерения людей? И не получается ли так, что мы, осудив, не ведая истинных намерений человека, подвергнем себя суду. Разве мало нас за что наказывать, чтобы нам вот так, и еще, и еще, собирать себе угли на День Суда?
Священник служит панихиду и вдруг заглядывает в корзинку для приношений, которая стоит у панихидного столика. «Ай-ай-ай…»,– говорит в себе старушка, которая все это видит. И носит, и выскажет приятельнице за чашкой чая, что у батюшки во время панихидки мысли блуждают невесть где. И хорошо еще, если покается, а то так и будет носить как занозу, отравляющую душу, годами. И невдомек этой старушке, что священник потому заглянул в корзинку, что прихожане вместе со своими приношениями часто кладут в корзинку и записки с просьбой помянуть близких. И священники, чтобы не оставить записку без молитвы, должны периодически заглядывать в корзинку, чтобы отслеживать эти записки.

Ап. Павел: …Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15).

Комментарий: Замечали ли вы, что протестанты никогда не называют священника отцом? Более того, они глубоко убеждены, что это ересь и кощунство. Разве не сказал Сам Христос: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9)?
Эти слова Христа были направлены против надменных фарисеев, которые учили народ их слушаться, им внимать и воспринимать их некритично, как Самого Бога. Такое своего рода зомбирование людей (по примеру некоторых сект или лжестарцев, которые, увы, есть в Православии). Человек никогда не должен претендовать встать на место Бога. Лишь Его учение может быть основой жизни и Высшей Истиной, а не чьи-то частные мнения. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23, 8-10).

То есть в абсолютном и высшем смысле наш Учитель, Отец и Наставник – Бог и посланный Им Иисус Христос.
Но в относительном смысле человек может себя называть и учителем, и отцом, и наставником. Только если он приводит не к себе, а к Богу.
Вот и Ап. Павел говорит так же: …Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15).
Исходя из этого принципа, Церковь с древности начала называть священников, которые рождают человека в истинной православной вере, отцами.

Ап. Павел: Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. …Итак, извергните развращенного из среды вас.

Комментарий: Не узнаете тему? Мы об этом говорили, когда касались нравов Коринфа. Вот и среди христиан появились те, которые говорили: можно быть христианином и ходить в храмы к священным блудницам. Но Ап. Павел ригористичен: Извергните развращенного из среды вас! Для христианина это недопустимо.
Как часто приходится встречать современных христиан, которые считают для себя нормальным делом клеветать, пьянствовать, обманывать, блудить…

Много и много других прекрасных тем дарят нам Послания Ап. Павла к Коринфянам. Это и поведение христианских супругов, и размышления о Тайне Воскресения Христа и завещание касательно совершения древнейших Литургий…
Можно говорить и говорить об этом, но, пожалуй, хватит. Поговорим об этом как-нибудь в другой раз.

1.JPG
Мы въезжаем в Коринф. Автобус задевает ветви мандаринового дерева, и мандарины сыплются на крышу.


2.JPG
Благоуханные сады, окружающие раскопки древнего Коринфа.
Похоже, это в крови у коринфян
получать от жизни максимум удовольствия:)

3.JPG
Коринфяне в местном кафе.


4.JPG
Коринфская собака потягивается у решетки, за которой раскопан древний город.
«Уйди, собака, дай нам взглянуть на древний Коринф».

5.JPG
Полная панорама раскопанного центра города.
Я обвел и пронумеровал наиболее интересные для нас места:


1. Акрокоринф. Гора, на которой находился храм Афродиты с сотнями блудниц. Сегодня остатки этого храма раскопаны. Там же древняя византийская крепость.

2. Остатки судилища проконсула Галлиона. Сюда привели Ап. Павла евреи.

3. У подножия храма Аполлона (колонны принадлежат этому храму) площадка. Это самая главная городская площадь агора. Здесь Ап. Павел неоднократно проповедовал о Христе Распятом и Воскресшем.

6.JPG
А это фотография без моих помарок, в приемлемом разрешении, чтобы ее увеличить и составить общее впечатление о панораме Коринфа.
Некоторая "мыльность" картинки показывает, что все-таки мой фишай (советский Зенитар)
не отличная оптика.

7.JPG
Чуть приблизим картинку. Здесь хорошо можно рассмотреть судилище Галлиона.
А вообще мы видим главную торговую улицу. Здесь были магазины, лавки, рестораны.
Конечно, город лежит в руинах, но внимательное исследование раскопок позволяет представить себе жизнь древнего Коринфа.
К сожалению, побродить по Коринфу нам не удалось
был выходной день. Но мозаика полов, кое-какие сохранившиеся элементы жизни и быта позволяют представить, как это все было 2 тысячи лет назад.
И оптика тут получше, что видно в сравнении с предыдущим снимком: CANON EF 24-70 L.


8.JPG
Чуть крупнее остатки храма Аполлона и агора.

Комментарии

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
7.590
Комментарии
1
Последнее обновление
Сверху