Православное Исповедание это наша главная символическая книга,значение ее
огромно.Это вторая книга после Библии.
Само Православное Исповедание свят.
Петра (Могилы), к сожалению, было утеряно,оно не сохранилось,но его книгу Вселенская Церковь переработала и книга стала исповеданием веры именно
всей Вселенской Православной Церкви,оно подписано всеми поместными Церквями.Это выводит книгу на уровень Вселенского Собора.Это наш фундамент,очень важно по книге поверять веру и сравнивать со всем тем,что говорят современные проповедники.
Иногда правда происходит небольшая путаница и уже пересмотренную и дополненную всей св.Церковью книгу свят. Петра,называют по старинке Исповедание православной веры свят.
Петра (Могилы),но еще раз повторю,что речь идет ниже о уже пересмотренном новом варианте,а старый вариант,написанный святителем Петром не сохранился и не о нем ниже уже идет речь.Ссылка выше идет ,естественно,на новый вариант,который в библиотеке азбуки отнесен к труду святителя.Может быть из уважения к святителю Петру так и нужно было сделать,а может быть и нет,не знаю.
Очень многие не знают того,что я написал,поэтому рассказывайте об этом всем.
Далее уже Вам расскажут о книге великие наши Святые и авторитетные богословы,благодарю Вас за теплые слова,изучайте ПИ обязательно.Кое-кто говорит,что в книге встречается католическое вероучение,не верьте этому,это именно строго наше православное вероучение,у католичества была взята лишь терминология и подача материала в форме,в которой написана книга,внизу в последнем абзаце об этом сказано подробнее.
Посмотреть вложение 32158
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кроме Вселенских соборов, Церковь может и в обыкновенном своем состоянии, в случае нужды, обнаружить общую законодательную власть. Это бывает тогда, когда все архипастыри церкви, хотя бы они и не были созваны на собор, но каждый оставаясь в своем местопребывании, единодушно и согласно изложат учение о предмете, относительно которого требуется голос Вселенской Церкви..
Если возникает какой-нибудь важный вопрос, имеющий значение для всей Церкви и иерархии, в той области, в которой он появился, его подвергают обсуждению поместного собора, и постановление последнего сообщают остальным Поместным Церквам, чтобы они приняли это постановление в свою практику; или же если этот поместный собор будет признан недостаточным для решения дела, тогда он обращается к мнению остальных Поместных (автокефальных) Церквей, и когда все согласятся на известном решении, тогда его объявляют от имени Церкви, причем оно получает такое же значение и силу, как постановление Вселенского собора.
Пример. Около половины ΧVII века явилась надобность оградить православных христиан от опасности, грозившей им в отношении их веры, и изложить для всех основы учения Православной Церкви. Тогда киевский митрополит Петр (Могила) составил «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви восточной», чтобы удовлетворить потребности Русской Церкви, в которой появилась было опасность для православия. Это исповедание было одобрено, прежде всего, на одном Киевском соборе, затем на соборе Ясском, а потом было пересмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято со стороны всей Православной Церкви. Таким образом, упомянутое исповедание сделалось выражением учения всей Церкви и, как таковое, во всем и по всему имеет такую же важность и значение, как если бы оно было составлено Вселенским собором.
На Вселенских соборах представители всего епископата лично выражали единодушное одобрение соборных определений, а здесь тот же епископат выразил единодушное одобрение письменно, посредством посланий. Таким же образом было поступлено при обнародовании в конце XVII века «Изложения православной веры восточной Церкви», равно как и в 1848 г., когда было обнародовано «Окружное послание единой, святой, кафолической апостольской Церкви всем православным христианам»*.
- святитель Никодим Милаш. Православное церковное право.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) (+1882) О ДОСТОИНСТВЕ "ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ" СВТ. ПЕТРА (МОГИЛЫ)
"Православное исповедание", по истине, составляет эпоху в этой истории. Доселе сыны Церкви восточной не имели особой символической книги, в которой бы могли находить для себя подробнейшее, данное от имени самой Церкви, руководство в деле веры при ученом раскрытии и защищении догматов, но довольствовались только краткими символическими вероопределениями святых Вселенских и Поместных Соборов и правилами святых Отцов, поименованных собором трулльским, а вслед затем уже и всеми другими отеческими писаниями, которые, однако, не могли иметь такой важности.
"Православное Исповедание"
Петра (Могилы), рассмотренное и исправленное на двух соборах – Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.), рассмотренное и одобренное потом всеми четырьмя вселенскими патриархами и патриархами русскими – Иоакимом и Адрианом, явилось первой символической книгой восточной Церкви.
Здесь в первый раз изложены все догматы её от её имени в возможной точности, и притом так что, направлены не только против ересей древних, но и против новых заблуждений, возникших на западе со времени отпадения его от вселенского православия. Здесь, следовательно, дано подробнейшее и вместе надежнейшее руководство в деле веры как всем православным, так в частности и православным богословам при обстоятельном раскрытии догматов.
- Православно-догматическое Богословие. Том I.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ О ПОСЛУШАНИИ ЦЕРКВИ
[Господь], совершая дело спасения нашего, даровал нам Божественное Свое учение, основал на земле Церковь, установил святые таинства, поставил пастырей и учителей церковных; и посылая святых Апостолов, сказал: "Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" (Мф. 28, 19—20; Мк. 16, 16); и прежде сего: "Слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк. 10, 16); и "аще преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь; и аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и аще разрешите на земле, будут разрешена на небесех" (Мф. 18, 17, 18); все сии слова относятся от святых апостолов и до преемников их — церковных пастырей и учителей, даже до сего времени..
Итак, советую вам, когда желаете спастись, во всем повиноваться Церкви, в которой вы находитесь, Православной Восточной греко-российской; а дабы знать в точности ее учение, прочтите "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной".
- Душеполезные поучения -
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ АДРИАН (+1700) О ДОСТОИНСТВЕ "ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ"
Изволением их царского пресветлого величества и нашего архипастырства рассмотрением и благословением эта богодухновенная книга «Православное исповедание».. прежде утвержденная на греческом диалекте святейшими патриархами четырех престолов, по прошению прежде бывшего киевского митрополита
Петра (Могилы), была напечатана ныне здесь, в царствующем городе Москва..
В этой богодухновенной книге всякий ищущий правоверный найдет необходимое для своего спасения, найдет начало жизни душевной, божественный хлеб и воду Господних заповедей.. которые, если тщательно со вниманием исследуете и исполните на деле, действительно найдете жизнь вечную.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СВЯТИТЕЛЬ НИКОДИМ (МИЛАШ) О СИМВОЛИЧЕСКИХ КНИГАХ
Символические книги, точно и подробно.. [излагают] церковное учение. В Православной Церкви две такие книги, а именно:
а) Православное исповедание Кафолической и Апостольской Восточной Церкви и б) Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере. Сюда входит еще и Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
[Православное исповедание] написано около половины ХVII века и принято всею Православною Церковью, как символическое православное учение.
- Православное церковное право -
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (+1891) О "ПРАВОСЛАВНОМ ИСПОВЕДАНИИ"
Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание”
Петра (Могилы). Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время.
Источник: Советы супругам и родителям. М., 2014. С. 20.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИНЯТИЕ "ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ" ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
"Православное исповедание Кафолической и Апостольской Восточной Церкви" первоначально было составлено в 1640 году Петром Могиласом (или Могилой), митрополитом Киевским и отцом русского богословия (умер в 1647 году), в форме катехизиса для пользы Русской Церкви. Оно было пересмотрено и принято местным Собором в Киеве для России, а затем вновь исправлено и очищено Собором греческого и русского духовенства в Яссах в 1643 году, где получило свою нынешнюю форму, благодаря Мелетию Сириге или Стриге <...>
Улучшенное таким образом, оно было отправлено и подписано четырьмя восточными патриархами. Иерусалимский собор произнес его новое утверждение в 1672 году (объявив его ὁμολογία, ἣν ἐδέξατο καὶ δέχεται ἁπαξαπλῶς πᾶσα ἡ ἀνατολικὴ ἐκκλησία*). Таким образом, оно стало правилом веры всей Греческой и Русской Церкви. Оно стало основой нескольких поздних катехизисов, подготовленных русскими богословами.
- Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1: The History of Creeds.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Каждый православный христианин, желающий себе вечного спасения, дарованного чрез Господа Бога и Спасителя Ииcyca Христа, обязан употребить все усилия к основательному усвоению себе догматов веры.
Догматическое Богословие Преосвященных Архиепископов Филарета, Maкаpия и Антония, Пространный Православный Катехизис и Православное Исповедание Восточной Церкви доставляют всякому полную возможность основательно узнать догматы православной веры.
- архиепископ Платон (Фивейский). Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОКТОР ИОСИФ ОВЕРБЕК О "ПРАВОСЛАВНОМ ИСПОВЕДАНИИ"
Среди многих православных катехизисов нет более авторитетного, нет более обстоятельного, чем «Православное исповедание»
Петра (Могилы).. Ясский Собор исследовал его, и в 1643 году четыре Патриарха утвердили и рекомендовали его как надежное и верное руководство для всех православных христиан.
Как правило, англиканские и протестантские богословы, видя согласие нашего Катехизиса с выражениями и учениями Тридентского собора, осуждали его, как зараженного латинством. Но они все время забывали, что Латинская Церковь сохранила большую часть православного учения, и, что общее противостояние Греческой и Латинской Церквей против проникновения протестантизма на Восток и Запад могло бы только приветствовать точки соприкосновения этих двух Церквей. Впрочем, тщательное изучение и одобрение высших церковных властей является верной гарантией того, что наша вера здесь представлена чистой и незапятнанной.
Цит. по: The Orthodox Confession of the Catholic and Apostolic Eastern Church. London, 1898. P. 4.
И. Овербек (J. J. Overbeck; 1821-1905) - британский и немецкий православный богослов и духовный писатель.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Истинная вера не сокрыта, а явлена всем и многими очень исповедуется. Она не затеряна так чтобы следовало всякому самому отыскивать ее в источниках и приводить в ясность, а в яве пребывает и гласно исповедуется. Поди и спроси, как исповедуется. Читай Исповедание Православное и Катехизис; не умеешь, другого попроси; слушай проповеди, ибо на священнике лежит обязанность возобновлять толкование Катехизиса; спроси пастыря, внимай чтению Слова Божия и богослужению. У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть не знающие ее. Кажется, знание сие само, против воли, готово внедриться.
Хорошо для облегчения или утверждения своего знания иметь сокращенное исповедание всего: извлечь из катехизисов, в кратких предложениях изобразить все и потом часто прочитывать. Это будет то же, что очищение воздуха в покоях или освежение себя прохладою утра или вечера.
святитель
Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СВЯТИТЕЛЬ СИЛЬВЕСТР (МАЛЕВАНСКИЙ) О СИМВОЛИЧЕСКИХ КНИГАХ
В Русской Церкви пользовалось и пользуется особенным уважением и значением символической книги довольно пространное "Православное исповедание" киевского митрополита
Петра (Могилы), так как оно было рассматриваемо и исправляемо на двух соборах – киевском 1640 г. и ясском 1643 г., а затем одобрено четырьмя вселенскими патриархами и двумя патриархами русскими Иоакимом и Адрианом.
Подобным же значением пользуется у нас "Православный катехизис" митрополита московского Филарета, изданный с одобрения Св. Синода для употребления в школах.
Опыт православного догматического богословия. Том I.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7 ФАКТОВ О КАТЕХИЗИСЕ «ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ»
1. Данный документ стал первым в истории Православной Церкви официальным катехизисом – систематическим изложением основ веры и нравственности.
2. В принятии данного катехизиса Православная Церковь реализовала альтернативный вселенским соборам механизм принятия общецерковных решений – через утверждение его поместным собором с последующим письменным одобрением Православной Полнотой. «Таким образом, упомянутое исповедание сделалось выражением учения всей Церкви и, как таковое, во всем и по всему имеет такую же важность и значение, как если бы оно было составлено Вселенским собором» (еп. Никодим (Милаш). Православное церковное право. СПб., 1897. С. 452).
3. Перевод «Православного исповедания» на славянский язык и одобрение для Русской Церкви произошло спустя 40 лет после его утверждения восточными патриархами при патриархах Иоакиме (в 1685 г.) и Адриане (в 1696 г.), который даже назвал эту книгу боговдохновенной.
4. В 1837 году Святейший Правительствующий Синод, признав полезным и необходимым, чтобы все церкви Российской империи были снабжены этой книгой, сделал распоряжение о напечатании ее в количестве 30 000 экземпляров. В 1841 году последовало уже двенадцатое издание.
5. До революции «Православное исповедание» изучалось в духовных семинариях отдельным предметом. Комиссия духовных училищ ввела его преподавание в низшем отделении семинарии в 1838 году с той целью, чтобы этой книгой «поверяемы были подробности богословского учения и в высшем отделении».
6. По своему содержанию «Православное Исповедание» не является книгой, излагающей исключительно догматы веры. Помимо предметов догматики здесь есть предметы, относящиеся к области нравственности и церковной дисциплины. Это связано с тем, что при его составлении имелось в виду дать пастве руководство для всей ее религиозно-нравственной жизни.
7. Существует мнение, будто бы «Православное исповедание» в своем содержании носит явные следы влияния римско-католической доктрины. Это мнение справедливо, когда оно высказывается в адрес Катехизиса 1640 года, так как известно, что он подвергся существенным исправлениям на Ясском соборе 1643 года через очищение «от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения» (Грамота патриарха Нектария). Общая схема и некоторая терминология исправленного Катехизиса действительно может находить себе параллели в латинской догматике того времени, но дальше формул это влияние установить трудно.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О ЗАПОВЕДЯХ ЦЕРКОВНЫХ
Православный христианин должен соблюдать.. заповеди церковные, изложенные в книге «Православное Исповедание». Они также необходимы для спасения.
преподобный Паисий (Величковский). Как мирянину можно спастись.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------