Вне церкви нет спасения???

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Интересующийся
Сбавьте обороты умник. Не нужно с высока говорить с людьми, а то можно дураком оказаться.
Я пользуюсь другими источниками, а вам, по всей видимости, кроме материалов Азбука.ру ничего читать больше не удавалось.
 
Православный христианин
Но при всем том надо признать - идея "филиокве" в различной форме выражалась известнейшими Отцами Церкви, и вовсе не только западными
Здесь я бы поспорил. Действительно, в опосредованной форме даже греческие православные Св. Отцы были готовы принять нечто близко похожее на католическое filioque. Но проблема в том, что греческие богословы не пошли бы далее признания сотериологического смысла исхождения Св. Духа, да и то не "от Сына", а "через Сына". А вот католические Св. Отцы возвели это дело до отнологического уровня, до того, что Св. Дух имеет исхождение от Отца и от Сына "как от единого начала". Увы, но это слишком серьёзная разница в понимании триадологии, чтобы проходить мимо неё. Но главный вопрос здесь: как? Как же так произошло, что они - католики - стали мыслить так? Откуда такое разномыслие в фундаментальном вопросе веры? Именно поэтому я считаю, что филиоквистская проблема важнее проблемы верховенства Папы Римского (но это - довольно непопулярная нынче т.з.).
 
Интересующийся
В католических рассуждениях есть не только своя логика, но и присутствует подкрепление стихами из Евангелия, правда, я считаю, что в этом есть колоссальные натяжки. Но тут интересно другое, почему многие отцы церкви попались на эту удочку. Интересные детали в следующем посте.
 
Интересующийся
Вот, что пишет Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге.

Что касается "исхождения" Дyха святого от Сына, то тексты Hового Завета, не говоря этого прямо, ясно yказывают на самyю теснyю связь Дyха и Сына. Hиспослание Дyха Святого веpyющим — это дело не Отца лишь, но и Сына. В самом деле во время Тайной вечери Иисус, сказав: "Дyх Святый, Которого Отец пошлет во имя Мое" (Ин 14, 26), чуть позже говорит "пошлю Его к вам" (Ин 16,7). Есть и дpyгие места в Евангелии, где выpажается отношение между Дyхом Святым и откровением, которое дает Сын, напpимеp, когда Иисус говорит: "Он пpославит Меня, потомy что от моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потомy Я сказал, что Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16, 14-15).

Евангелие ясно говорит, что Сын — а не только Отец — "посылает" Дyха Святого, и даже, что Дyх "беpёт" от Сына то, что открывает, ибо "все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин 16,15).

И ещё интересное замечание. Из Евангелий мы знаем, что Спаситель исцелял и воскрешал? Какой силой Он это делал? Не иначе как Духом Святым, который в Нём пребывал. Не им же действовали и апостолы и их последователи? Получается, что Дух, которого даровал Отец, может исходить и творить дела спасения через каждого верного христианина.

К сожалению такая полемика среди христиан почти не ведётся из-за агрессивности всех сторон и присвоения Истины только себе. Я не говорю, что разделяю католические догмы, но и думать, что католики дураки и еретики тоже не правильно, потому, что в заблуждениях все преуспели и православие тоже к сожалению.
 
Православный христианин
Вот, что пишет Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге.
Не могли бы ВЫ привести, кто считает этого папу святым отцом???

К сожалению такая полемика среди христиан почти не ведётся из-за агрессивности всех сторон и присвоения Истины только себе. Я не говорю, что разделяю католические догмы, но и думать, что католики дураки и еретики тоже не правильно, потому, что в заблуждениях все преуспели и православие тоже к сожалению.
Вы привели слова святых отцов Церкви, что якобы они говорили об исхождении Святаго Духа и от Сына, но почему же тогда на ВС не приняли Символ Веры с таким определением?

Только въ конце VIII века появились между латинянами лица, которыя осмелились утверждать, что Духъ Святый исходитъ отъ Сына, и внесли эту прибавку въ св. символъ. Впервые такую попытку встречаемъ въ записке апокрисіеріевъ Ахенскаго собора (809 г.) объ исхожденіи Св. Духа и отъ Сына, представленной ими «Льву III (о чемъ впоследствіи будетъ сказано подробно). Здесь мы встречаемъ такія выраженія: «вопросъ объ исхожденіи Св. Духа, недавно возшікшій,...
«…Откровение, во всем Божественное, совершенное, превосходящее разум, служит единственным источником святых Божественных догматов. «Нам не дана власть утверждать всё что угодно,— свидетельствует святой Григорий Нисский, — в каждом догмате мы руководствуемся Священным Писанием как правилом и законом... Посему и отказываемся постулировать наши догматы, руководствуясь правилами диалектического искусства, на основе выводов и разложения понятий, выстроенных знанием — ведь такой образ изложения ненадежен и подозрителен при удостоверении истины. Ибо всякому понятно, что диалектическая выспренность имеет одинаковую силу как для одного, так и для другого — и для ниспровержения истины, и для осуждения лжи. Так как Троичный Господь, изустно и письменно преподав Откровение, вручил его Своей Церкви на хранение, изъяснение и проповедание, то Божественное Откровение — источник святых догматов в своих двух формах: Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание и Священное Предание в их Божественной чистоте и полноте хранит, изъясняет и проповедует единая Святая Соборная Апостольская непогрешимая Православная Христова Церковь. Так говорят об этом в новейшее время православные первоиерархи: «Православный христианин должен за верное и несомненное принимать, что все члены веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа через Его апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в них, как апостол повелевает: Темже убо, братие, стойте, и держите предания (τας παραδόσεις), ихже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15) …».
Более подробно

В Евангелии от Иоанна (15:26) Господь Иисус Христос утверждает: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Это главное положение об «исхождении» Святого Духа во всем Новом Завете, и в нем ясно сказано: Он «от Отца исходит».
Добавить нужно!
Согласно:
1. 4 ВС- IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ
2. 5 ВС- СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ ШЕСТОЙ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ТРЕТИЙ.
3. 6 ВС- СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ.
4. 7 ВС- СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ.
Запрещено изменять Символ Веры:
«…Мы не допускаем ни себе, ни кому бы то ни было другому изменить хотя бы одно слово (λεξιν) в Символе веры или выпустить хотя бы один слог (σνλλαβην), помня сказавшего: Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои (Притч. 22, 28). Ибо говорили не они, а Сам Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд и Сыну в смысле сущности…».

Католики принимают все эти 7-мь ВС, поэтому делать вид, что они этого не знают, могут только отпетые проходимцы и еретики.

«…Римско-католическое Filioque вводит в Божество два начала, диархию, нарушая тем самым единство Божества, монархию. Двуначалие (диархия) делает невозможным единоначалие (μοναρχία). Учение о Filioque повреждает ипостасные свойства Божественных Лиц и вводит опасную, еретическую субординацию между Пресвятыми Лицами. И самый метод введения Filioque в неприкосновенный и неизменный Символ веры Вселенской Церкви носит на себе печать гордой и самолюбивой анархичности, что равно отпадению от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, по слову Господа Церкви: Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17)…».
Более подробно

Все, что нам известно сказано самим Господом!!!
И подтверждено на Вселенских Соборах!!!
Остальное ЕРЕСЬ.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Православный христианин
Вы можете думать как Вам угодно, да я Вас, Сергий, ни в чём и не переубеждаю, не кипятитесь.
Если Вы считаете себя православным, то и мыслить должны ПРАВОСЛАВНО.

Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу” (Иоан. 16:28).

, …надобно строго различать вечное исхождение Святого Духа, которое и составляет собственно Его личное свойство, от временного исхождения Его на тварей или посольства в мир, которое не относится к самой Ипостаси Святого Духа, а есть нечто внешнее, преходящее, и усвояется как Святому Духу, так и Сыну (Иоан. 16:28-29).

Если Церковь православная утверждает, что Святой Дух исходит от одного Отца, вопреки учению западных Христиан, будто Дух Святой исходит вместе и от Сына, то она имеет ввиду именно только вечное и Ипостастное исхождение Святого Духа. Относительно же исхождения Его временного и православные, совершенно согласно с западными Христианами, веруют, что Дух Святой исходит, т.е. посылается в мир не от Отца только, но и от Сына, или точнее, чрез Сына

ПОДРОБНЕЕ по ссылке.
 
Интересующийся
А что вы понимаете в православии? Вы же читаете то, чего не понимаете. Приводите ссылки на Евангелия или апостолов вырывая их из контекста и вставляя куда попало. Да ещё и очень агрессивно отстаиваете то. чего сами не очень усвоили. Ну как с Вами что-то можно обсуждать? И так форум еле дышыт, так Вы таким отношением вообще всех разгоните и останитесь один со своими ссылками. Извините, не хочу Вас обидеть.
 
Православный христианин
А что вы понимаете в православии? Вы же читаете то, чего не понимаете. Приводите ссылки на Евангелия или апостолов вырывая их из контекста и вставляя куда попало. Да ещё и очень агрессивно отстаиваете то. чего сами не очень усвоили. Ну как с Вами что-то можно обсуждать? И так форум еле дышыт, так Вы таким отношением вообще всех разгоните и останитесь один со своими ссылками. Извините, не хочу Вас обидеть.
святитель Иларий Пиктавийский (~315–†367)

«...Позволь же чтить Тебя, Отца нашего, и Сына Твоего с Тобою купно; подай благодати быть достойным приятия Духа Святого, исшедшего от Тебя через Единородного Сына...».


( О Троице (Фрагменты 12, 52, 53, 57)).


святитель Афанасий Великий (~295–†373)
    Отец ни от кого не сотворен, ни создан, ниже́ рожден.
   Сын от Отца Самого есть, не сотворен, ни создан, но рожден.
   Дух Святый от Отца не сотворен, ни создан, ниже́ рожден, но исходит.

   Един есть Отец, [а] не три отца, един Сын, [а] не три сына, един Дух Святый, [а] не три святых духа. И в сей Святой Троице нет перваго или последняго, нет бо́льшаго или меньшаго: но целыя три Ипостаси, соприсносущныя себе и равныя. Так по всему, как и сказано выше, Троица во Единице, и Единица в Троице почитается. Желающий спастись, так да мудрствует о Святей Троице...».

( Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго).


Святитель Василий Великий (330 -†379)
«...А ты, подобно неверным, противишься Божию учению, поспешая к хуле. И поскольку происхождение Духа от Бога не названо рождением, то ты посему отрицаешь исхождение Духа из уст Божиих.
Не прелагай пределов Божия слова, называя Духа произведением Сына; не спрашивай о Сыне, почему не назван духом, и о Духе, почему не назван сыном; ни Сына, ни Духа не называй злоречиво тварью. Сын Божий – плод Святой от Святого, Вечный от Вечного, Податель Духа Святого в осуществлении и образовании твари. Кто отъемлет Сына, тот отъемлет начало созидания всяческих, ибо начало самостоятельности всего – Божие Слово, Которым вся быша...»

(О Духе Святом ).


«…Святое Писание учит нас о Единородном, что «вся Тем быша» (Ин. 1:3) и «в Нем состоится» (Кол. 1:17). Итак, когда возведены мы к этой мысли, опять, пользуясь богодухновенным руководством, научаемся, что хотя одною Силою приводится все из небытия в бытие, однако же и Ею не безначально, но есть некая Сила, нерожденно и безначально сущая, и Она-то есть Вина вины всех существ. Ибо от Отца Сын, Которым всё получило бытие и с Которым всегда неразлучно умопредставляется и Дух Святый. Не может и помыслить о Сыне непредосияваемый Духом. Итак, поелику Дух Святый, от Которого источается на тварь всякое подаяние благ, как соединен с Сыном, с Которым нераздельно представляется, так имеет бытие, зависимое от Вины — Отца, от Которого и исходит, то отличительный признак ипостасного Его свойства есть Тот, что по Сыне и с Сыном познается и от Отца имеет бытие. Сын же, Который Собою и вместе с Собою дает познавать Духа, исходящего от Отца, один единородно воссияв от нерожденного Света, по отличительным Своим признакам не имеет ничего общего со Отцем или с Духом Святым, но один познается по упомянутым признакам. А «Сый над всеми Бог» один имеет тот преимущественный признак Своей ипостаси, что Он — Отец, и бытие Его не от какой-либо вины, а по сему опять признаку Он, собственно, и познается…».
( Письмо 38. К Григорию, брату).


Святитель Григорий Богослов (329 - †389)
«…Ты слышишь о рождении; не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит …».
( Слово о догмате Святой Троицы ).


святитель Амвросий Медиоланский (340 – †397)
«...Ибо Господь в Евангелии сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26). Следовательно, Дух исходит от Отца и свидетельствует о Сыне...».

«...И если ты призываешь Отца, то равно призываешь и Сына Его, и Духа уст Его, если, конечно, принимаешь это сердцем. И если ты называешь Святого Духа, то перечисляешь и Бога Отца, от Которого Дух исходит, и Сына, ибо Дух и Сына тоже...».

( К Августу Грациану три книги о Святом Духе; Книга 1).


Святитель Иоанн Златоуст (347 - †407)
«…Спаситель решительно говорит: "Когда же приидет Утешитель… Дух истины, Который от Отца исходит" (Иоан. 15: 26). Там говорится: "от Бога", а здесь – "от Отца". Что именно приписал Господь Себе Самому: "Я исшел от Отца" (Иоан. 16: 28, 27), это же приписывает и Святому Духу, говоря: "Который от Отца исходит". Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Что значит – "исходит"? Не сказал: "рождается". Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца…».

( Беседа о Святом Духе ).


Кирилл Александрийский (375 –† 444г)
«…Кончив речь о Христе, треблаженные отцы упоминают о Святом Духе. Они сказали, что веруют в Духа Святого точно так же, как в Отца и в Сына, потому что Он единосущен с Ними, изливается, т. е. исходит, как из своего источника, от Бога Отца и сообщается твари через Сына. Так, Сын вдохнул Святого Духа в святых апостолов, сказав: Приимите Дух Свят (Ин.20:21-23). Итак, Дух – от Бога и есть Бог; он не отличен от Существа, все превышающего, но из Него, в Нем и Ему неотъемлемо принадлежит.
Вот прямая и чуждая всякого заблуждения вера или прямое и непогрешительное исповедание веры святых отцов!..»

(Творения; на Святой Символ ).

«…Итак, Бог и Отец из Себя и в Себе имеет Своего Духа, то есть Святого, чрез Которого вселяется во святых и открывает тайны, принимаемого к этому не в качестве служебном – не думай ничего такого, – но в Нем существенно сущего и из Него нераздельно исходящего, открывающего как Свое то, что есть в Нем и из Него. Бог сообщается с тварью не иначе, как чрез Сына в Духе. Но Дух Сей есть собственный Дух и Единородного, ибо Он (Сын) единосущен Отцу…».
(Кирилл Александрийский (375 – 444г.г.)
; Творения; Кирилла, Архиепископа Александрийского, [URL='https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/']Толкование на Евангелие от Иоанна). [/url]


преподобный Максим Исповедник (580–†662)
«...4. Един Бог, единого Сына Родитель, Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица нераздельная; Ум безначальный, единственный и сущностным образом [сущий] Родитель единственного и безначального Слова; Источник единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа.

5. Един Бог, потому что едино Божество. Единица безначальная, сверхсущностная, неделимая и нераздельная. Та же Самая Единица и Троица...».

Различные богословские и домостроительные главы

«1. Един Бог, потому что едино Божество; Единица безначальная, простая, сверхсущностная, неделимая и нераздельная; Она же Единица и Она же Троица, целиком Единица и целиком Троица; целиком Единица – по сущности, и целиком Троица – по Ипостасям. Ибо Божество есть Отец, Сын и Святой Дух, и Божество – в Отце и Сыне и Святом Духе. Оно целиком в целом Отце, и Отец целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Сыне, и Сын целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Святом Духе, и Святой Дух целиком в целом Божестве. Оно целиком Отец и в целом Отце; целый Отец в целом Божестве и целый Отец есть целое Божество. И целое Божество есть целый Сын, целое Божество в целом Сыне и целый Сын в целом Божестве. Целое Божество есть Дух Святой, и Оно в целом Духе Святом; целиком Божество есть целый Святой Дух, и целый Святой Дух в целом Божестве, Ибо Божество не отчасти в Отце, и Отец не отчасти Бог; Божество не отчасти в Сыне, и Сын не отчасти Бог, Божество не отчасти в Святом Духе, и Святой Дух не отчасти Бог. Ведь Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе; Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность, сила и действие Отца и Сына и Святого Духа; они не существуют и не мыслятся в ком-либо [из этих Божественных Лиц] отдельно одна от другой…»
( Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия; [URL='https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya/#1_2']Сотница 2 [/url]).


«…Ибо Единица в Троице, и Троица в Единице является Поклоняемое нами: Отец и Сын и Дух Святый – единый Бог; хотя Сын не есть Отец, но То, что – Отец; хотя Дух не есть Сын, но То, что – Сын; ибо во всем каков – Отец, таков – Сын, кроме нерождения (ибо Он – рожден); и во всем каков – Сын, таков – Дух Святый, кроме исхождения (ибо Он исходен) . Свойствами –нерождения или рождения или исхождения не разделяется на три неравные или равные существа и естества единое Естество и Сила невыразимого Божества, но (этими свойствами) характеризуются Лица или Ипостаси, в которых – или именно как – существует единое Божество, т. е. Существо и Естество. Также и те, которые соединены согласно одной и той же ипостаси или лицу, т. е. являющиеся одной и той же ипостаси и единого полного лица, различаются понятием существа или естества, как это бывает в отношении человеческой души и тела и тех, которые существуют одинаковыми по ипостаси ради их взаимного сочетания. Ибо они не являются единосущными в отношении друг друга…».
( Послание о существе и ипостаси).


Симеон Новый Богослов (949 – †1022)
«…есть одно лице Святыя Троицы, тоже суть и другия два лица; ибо лица Святыя Троицы тождественны и созерцаются в едином естестве, и существе, и царстве. Почему чем именуется одно лицо, темже по естеству созерцаются и другия два лица, кроме того, что суть Отец, Сын и Святый Дух, яко лица, т. е. кроме свойства раждать Сына и изводить Дух, принадлежащаго Отцу, – свойства рождаться, принадлежащаго Сыну, и свойства исходить, принадлежащаго Духу Святому. Эти только особенности имеют неизреченным образом место во Святой Троице, т. е. эти свойства принадлежат особо каждому лицу. И никак нельзя иначе помышлять или говорить о них, или переменять имена их. По ним распознаются три лица, и нельзя ни Сына полагать прежде Отца, ни Духа Святаго прежде Сына, но надлежит говорить вместе так: Отец, Сын и Дух Святый, не делая никакого пресечения в них, ни даже до самой малейшей части времени или мгновения: ибо вместе с Отцем тотчас же есть и Сын рожденный и Дух исходящий от Отца. …».
( Творения и Гимны; СЛОВО ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТОЕ ).


«…ни Отец ни есть первый, хотя и есть виновник Сына, ни Сын не есть второй, хотя и родился от Отца, ни Дух Святый не есть третий, хотя и исходит от Отца...
...Единая Троица есть едино Божество. Троицею оно называется по лицам, или ипостасям; и поскольку Бог нераздельно разделяется на три лица, неслитно соединенныя во едино, то и называется Бог – Троица. И ни одна из сих трех ипостасей не была прежде другой отнюдь. Ни Отец не был прежде Сына, ни Сын – прежде отца, ни Отец и Сын – прежде Духа Святаго, чтоб один кто был первым пред другим. Все три лица равно безначально сосущи и совечны…».

( Творения и Гимны; СЛОВО ШЕСТИДЕСЯТОЕ ).


Только безумцы и еретики могут противоречить ТВОРЦУ ВСЕЛЕННОЙ, ГОСПОДУ нашему ИИСУСУ ХРИСТУ:
“Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоанна 15:26).
 
Интересующийся
Но Вы же взяли на себя труд меня наставить в христианской вере, да ещё такой, как оставили нам апостолы. Или нет? Тогда должны дать ответ вопрошающим о уповании вашем.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк.1-35)

Лука сразу дает один ответ на два вопроса.
 
Православный христианин
Но Вы же взяли на себя труд меня наставить в христианской вере, да ещё такой, как оставили нам апостолы. Или нет? Тогда должны дать ответ вопрошающим о уповании вашем.
:D:D:D
Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа
 
Православный христианин
Вот, что пишет Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге.

Что касается "исхождения" Дyха святого от Сына, то тексты Hового Завета, не говоря этого прямо, ясно yказывают на самyю теснyю связь Дyха и Сына. Hиспослание Дyха Святого веpyющим — это дело не Отца лишь, но и Сына. В самом деле во время Тайной вечери Иисус, сказав: "Дyх Святый, Которого Отец пошлет во имя Мое" (Ин 14, 26), чуть позже говорит "пошлю Его к вам" (Ин 16,7). Есть и дpyгие места в Евангелии, где выpажается отношение между Дyхом Святым и откровением, которое дает Сын, напpимеp, когда Иисус говорит: "Он пpославит Меня, потомy что от моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потомy Я сказал, что Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16, 14-15).

Евангелие ясно говорит, что Сын — а не только Отец — "посылает" Дyха Святого, и даже, что Дyх "беpёт" от Сына то, что открывает, ибо "все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин 16,15).

И ещё интересное замечание. Из Евангелий мы знаем, что Спаситель исцелял и воскрешал? Какой силой Он это делал? Не иначе как Духом Святым, который в Нём пребывал. Не им же действовали и апостолы и их последователи? Получается, что Дух, которого даровал Отец, может исходить и творить дела спасения через каждого верного христианина.

К сожалению такая полемика среди христиан почти не ведётся из-за агрессивности всех сторон и присвоения Истины только себе. Я не говорю, что разделяю католические догмы, но и думать, что католики дураки и еретики тоже не правильно, потому, что в заблуждениях все преуспели и православие тоже к сожалению.

К сожалению, это действительно так; исторические обиды прошлого в сочетании с нетерпимостью приводят к тому, что в любом инославном - неважно, католик или протестант - видят исключительно "такого рода сволочь", которая только и делает, что спит и видит, как бы православных в свою ересь утащить (как будто у них других дел нет, верно?). Безусловно, это мешает как нормальному диалогу между православными и инославными, так и тому чтобы постараться понять их. Прискорбно, конечно, но пока что с этим ничего не поделаешь.

Что же касательно слов Иоанна Павла II, то на мой взгляд, они как раз подтверждают православное видение исхождения; Св. Дух имеет своим ипостасным свойством исхождение, и исхождение происходит от Отца через Сына; "Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит" (Ин. 15:26). Т.е. здесь уже постулируется различное исхождение Св. Духа, из которых онтологическое, то есть то, что наделяет возможностью бытия, относится исключительно к ипостаси Отца, который как дарует рождение Сына, так и исхождение Св. Духа. Когда же Иисус Христос говорит о том, что Он "пошлёт...Дух Истины", то, как я понимаю, здесь разговор идёт как раз в понимании "...через". Не хочу показаться грубым или кого-либо обидеть, но это сродни тому, что Он здесь выполняет этакую роль "проводника". Но ведь проводник не есть источник бытия! Поэтому даже если понимать filioque в смысле "Исхождения Св. Духа от Отца и от Сына как от единой причины", то всё равно такая постановка кажется мне неправомерной; нарушаются ипостасные свойства каждого из Трёх Лиц и то, что в православной трактовке имеет исключительно Отец внезапно передаётся и Сыну.

Поэтому лично я не могу согласится с католической трактовкой исхождения Св. Духа, хотя и соглашаюсь с теми православными богословами (преп. Максим Исповедник, св. Григорий Кипрский) трактующими исхождение Св. Духа через Сына в сотериологическом (т.е. спасительном), а не онтологическом (бытийственном) смысле.
 
Интересующийся
Да я как раз и придерживаюсь именно того. что Дух Святой исходит только от Отца. Вроде вопросы тринитарности ни тема этого раздела, но интересно, да и правильно было бы разобраться в этих вопросах, которые вызывали бури на протяжении почти 500 лет. Кстати на тему филиокве и не только, собирались в 1982 году на конференцию представители всех поместных христианских церквей включая и Московскую патриархию, которую представлял Митрополит Кирилл. Все единогласно проголосовали и подписали хартию о сближении и преодолении всех разногласий между всеми христианскими церквями. Взирая на современность легко понять, что это сближение пройдёт по всем статьям.

Несколько лет назад между протестантами и католиками были сняты все разногласия и в лице папы Римского и представителями всех протестантских деноминаций подписан полный мир и взаимопонимание, а также обозначен курс на сближение. Протестантов сожрал католицизм.
 
Интересующийся
А Вы Сергий, так и не привели мне ни одного текста из Евангелия где написано, что Дух Святой и Иисус Христос названы Богом.
Если вы мне скажете, что Церковь имеет право искажать Евангелие, учения апостолов и подменять их своим, то извините...
Для всякого учения у нас есть мерило - Христос, да и Павел сказал, что если вам будет проповедано не то, что вы слышали от меня - анафема да будет. Так, что жду цитат.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
А Вы Сергий, так и не привели мне ни одного текста из Евангелия где написано, что Дух Святой и Иисус Христос названы Богом.
Если вы мне скажете, что Церковь имеет право искажать Евангелие, учения апостолов и подменять их своим, то извините...
Для всякого учения у нас есть мерило - Христос, да и Павел сказал, что если вам будет проповедано не то, что вы слышали от меня - анафема да будет. Так, что жду цитат.
Если ВЫ слеп и глухой, то вините себя.
А если хотите узнать, то тщательно изучайте ссылки указанные.
А модераторы Вам подскажут, что?

Именно в этом суть Азбуки, а форум приложение - в нём не основное, а возможность обсудить то, что непонятно или не нашли на Азбуке.

^ III. Выводы
Таким образом, библейское Откровение учит нас, что Бог есть Един в Своем Существе и Троичен в Лицах. Каждое Лицо, или Ипостась, – это Личность, имеющая некоторые Свои особенные личные свойства. Об этих личных свойствах нам известно немного. Так, Личное свойство Отца –нерожденность; личное свойство Сына в том, что Он предвечно рождается от Отца; а личное свойство Святого Духа – в том, что Он предвечно исходит от Отца. Но каждое Лицо, каждая из Трех Личностей имеет одну и ту же, общую и единую для всех Них Божественную природу. Отец есть Истинный Бог, Сын есть Истинный Бог, Дух Святой есть Истинный Бог. И Все Они Трое есть Один Истинный Бог...
 
Интересующийся
Вы Сергий плохо знаете основы православной веры, а если точнее вы их совсем не знаете. Вы ведь каждое утро и вечер, и на службе читаете, и читаете, и слышите Символ веры, я его даже приведу:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.


Написано "Господа", а это значит просто господин, но когда пишется с большой буквы, то это говорит о высоком почтении и уважении к тому, к кому обращаются. Меня легко проверить, достаточно не предвзято и не зашорено покопаться в этом вопросе. Что касается библейского текста Ветхого Завета, то там обращение к Богу всегда обозначалось только двумя словами Господь Бог. Никеецареградский символ веры никогда не утверждал троичности Бога.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху