У меня нет любви к людям. Как любить людей?

сомневающийся
Мне вспоминается, Иоанн Лествичник писал, что любовь к людям обретается не раньше, чем любовь к Богу. Можно поступать делами любви по отношению к людям, чтобы стяжать добродетель, но это не значит, что уже в момент этих дел человек ощутит любовь. В чём существо таких дел? Это любые дела, противостоящие страстным желаниям. Очищение от страстей, само по себе, открывает в человеке любовь к Богу. А уже потом, ощутив всех людей частью Бога, человек ощутит любовь и к ним. Исаак Сирин говорит, что как тучи скрывают от нас солнце, так наши страсти скрывают от нас Бога.
Но, есть и другой путь обрести любовь к Богу, о котором писали и Исаак Сирин и Макарий Великий. Гордость самая вредная из страстей, её уничтожение смирением это самый эффективный путь. Любовь возникает от радости при мыслях о Боге. А такая радость возникает от кротости и смирения. Смиренный считает всё происходящее с ним, происходящим по воле Бога, для исправления души. От этого любая неприятность ему в радость.

Таким образом, любовь не обретается столь просто, наймом на полезную работу. Стоит только наняться, и сразу начнутся мысли, что работаешь за деньги, а не из любви. Более того, работодатель и коллеги начнут склонять к разным хитростям. Работа будет чаще вести к грехам, чем к очищению. Но, если человек устремлён к Богу, то даже эти грехи, совершаемые против воли, будут вести его к самоуничижению и раскаянию, усиливая смирение. Это устремление возникает из любви, но взаимно и усиливает эту любовь, заставляя человека переживать о грехах и раскаиваться.

Всё это я вычитал у разных преподобных отцов, но многих авторов позабыл.
 
Дим, здравствуйте! Буквально вчера цитировала недавно канонизированного преподобного Порфирия Кавсокаливита, дам ссылку на всю его книгу (он не писал сам её, это записали из его рассказов): https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/zhitie-i-slova/
Она прямо вся про любовь. Маленькая цитата: "Я одно понял, что, когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда все становится прекрасным, святым, радостным и легким."
 
Православный христианин
Дим, здравствуйте! Буквально вчера цитировала недавно канонизированного преподобного Порфирия Кавсокаливита, дам ссылку на всю его книгу (он не писал сам её, это записали из его рассказов): https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/zhitie-i-slova/
Она прямо вся про любовь. Маленькая цитата: "Я одно понял, что, когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда все становится прекрасным, святым, радостным и легким."
Порфирий - монах с 13 лет, нечистота мира его не коснулась, уникальная ситуация для 20 века, учил о двух путях очищения души (освЯщения человека): искать Христа (Света, изгоняющего всякую тьму) и бороться со страстями (изгонять тьму). В другой теме возникла дискуссия, где форумские серафимы подвергли отца Порфирия (заодно и меня :)) нелицеприятной критике, с помощью древних отцов изобличив заблуждения преподобного (авва Порфирий прославлен, но что нам греки!). Большинство активных форумчан считают подлинным только многоскорбный путь борьбы со тьмой, как рыцари на ристалище или гладиаторы в цирке, но опыт архимандрита Порфирия согласован с обычной житейской мудростью: с кем поведёшься, от того и наберёшься, если много заниматься Христом, то на Его антипода просто не остаётся времени ...
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
В другой теме возникла дискуссия, где форумские серафимы подвергли отца Порфирия (заодно и меня :)) нелицеприятной критике,
Бурные, продолжительные аплодисменты, местами переходящие в несмолкаемые овации.
 
Православный христианин
Бурные, продолжительные аплодисменты, местами переходящие в несмолкаемые овации.
Тёзка, да я ведь - не в обиде, задавили числом и синайскими, сирийскими отцами, я подвесил знак вопроса над духовным опытом архимандрита Порфирия Кавсокаливита, но здравое зерно в его учении есть. Первый Кавсокаливит реально сжигал хижины, в которых жил, этот духовный опыт остался в названии каливы, но повторять никто не решается:
1615188974563.png

Святой Максим как юродивый переходил с места на место, каждый раз делая себе из травы каливу (хижину), которую потом сжигал. От этого и назвали его кавсокаливитом - сжигателем калив.

Православные христиане 26 января отмечают день памяти преподобного Максима Кавсокаливита.



Подробности читайте на УНИАН: https://religions.unian.net/afon/23...hijinyi-i-kotoromu-yavlyalas-bogoroditsa.html

Кто-то железные вериги носил, кто - то на башне жил, воски - скитались по сирийской пустыни и норы не имели ... Порфирий нашёл свой метод, может он - не для всех, но он - есть и я не присоединюсь к хору критиков метода.
 
сомневающийся
Порфирий - монах с 13 лет, нечистота мира его не коснулась, уникальная ситуация для 20 века, учил о двух путях очищения души (освЯщения человека): искать Христа (Света, изгоняющего всякую тьму) и бороться со страстями (изгонять тьму). В другой теме возникла дискуссия, где форумские серафимы подвергли отца Порфирия (заодно и меня :)) нелицеприятной критике, с помощью древних отцов изобличив заблуждения преподобного (авва Порфирий прославлен, но что нам греки!). Большинство активных форумчан считают подлинным только многоскорбный путь борьбы со тьмой, как рыцари на ристалище или гладиаторы в цирке, но опыт архимандрита Порфирия согласован с обычной житейской мудростью: с кем поведёшься, от того и наберёшься, если много заниматься Христом, то на Его антипода просто не остаётся времени ...
Этот путь, не совсем то, о чём было моё сообщение. Я привёл мнение о борьбе со страстями с помощью добродетелей, получаемых делами любви. И о борьбе с главной страстью - самомнением, гордостью. Эта борьба происходит смирением и самоуничижением.
Но, что такое, в сущности, смирение? Это оставление своего я, когда уже не я живу, но Бог во мне. Если немного снизить смысл, то это совлечение с себя ветхого человека и полное самопредание Богу. Вот, это Вы и описали, как отдельный путь. Но, чтобы полностью самопредаться Богу, надо узреть Его, пробившись сквозь тьму страстей. Обычный человек, если захочет это сделать, то всё время будет отвлекаться на страсти и даже не будет ощущать любви при мыслях о Боге.
Мне кажется, то что Вы описали, это не отдельный самостоятельный путь, а временное изменение метода на том же пути. Как лыжник, то идёт обычных ходом дистанцию,то переходит на коньковый. иногда верующего не тревожат страсти, и он пребывает в Боге, привыкая к этому состоянию и учась находиться в нём всё дольше. Потом страсти берут своё, переборов его навык оставаться в Боге, и тогда человек переходит к активной борьбе. Сначала усиливает молитву, чтобы не потерять это состояние. Когда и она уже не помогает, он выходит из этого состояния, и начинает активные дела. Монахи отечнике рекомендовали не ходить на работы, пока есть благотворный очищающий плач.
 
Православный христианин
Мне кажется, то что Вы описали, это не отдельный самостоятельный путь, а временное изменение метода на том же пути. Как лыжник, то идёт обычных ходом дистанцию,то переходит на коньковый. иногда верующего не тревожат страсти, и он пребывает в Боге, привыкая к этому состоянию и учась находиться в нём всё дольше.
Похоже на то, что Вы дешифруете, и происходило, о. Порфирий и не видел нечистот мира, а воспитывали его очень строгие монахи - два брата, которые отправили его в мир, чтобы подлечить лёгкие. Юный Порфирий получил на Афоне дары, оценить которые не мог, сравнивать было не с кем, приведя в духовное восхищение архиепископа Синайского, который его рукоположил после недолгого обучения:
В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником.
 
Святая Русь
Православный христианин
На лугу росло множество цветов.
Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами, трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как! – воскликнула пчёлка.- Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

Вот видишь,- сказал отец Паисий.- Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Притча старца Паисия Святогорца

 
Православный христианин
Любовь к людям это быть к ним добрым,а любовь к ближним - быть добрым к тем кто рядом.Алексей,вы что постоянно злы на всех людей?Самая простая помощь это подавать нищим и обездоленным.
А если человек сам нищий и обездоленный? И если сам в большой нужде? Как тогда быть?
 
Православный христианин
И днем и ночью грызет меня, что не люблю людей.
Любить людей - это дело не сложное!) Бог дал Моисею заповеди, выполняй с пятой по десятую, вот будет и любовь к ближнему.
Господь Иисус Христос обобщил эти заповеди и заповедал любить ближнего как самого себя, а более конкретно про любовь к ближнему сказал, чтобы не делать человеку того, чего не хочешь чтобы делали тебе! Брать на себя подвиги по уходу за больными людьми, дело не простое и не всем под силу, в таком уходе особая благодать Божия нужна! Ибо сказано, что одному полезно поболеть, а другому за ним поухаживать!
 
Последнее редактирование:
Не в притче о милосердном самарянине?
Спасибо. Я этого там не вижу. Может нет так смотрю, но в той притче я вижу только рассказ о безусловной заботе о нуждающемся, а также объяснение того, кто такой ближний. Про самого самарянина, его внутренний мир, вообще ничего нет, он только пример. А тут вроде бы идея о том, что некоторым для духовного совершенствования нужно пострадать и через это спастись, а другим - научиться милосердию (ну вот здесь это может перекликаться, да!), поухаживать за страдающими и через это спастись. Не знаю...
 
Православный христианин
Простите, а где это сказано? Мне давно интересен источник.
Много полезных изречений отцов Церкви можно найти для себя в преданиях и древних патериках. Например: ответы Варсонофия Великого, Отечник Святителя Игнатия (Брянчанинова) и т. д. все эти издания есть в свободной продаже. Конкретно, то изречение, которое заинтересовало вас, я прочитал в книге автора монаха Симеона Афонского "Птицы небесные" в третьей и четвертой ее части "Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога". Всего три книги, которые описывают действия подвижника благочествия от мирянина до монаха в наши дни. Суть изречения такова, монах Симеон проходил послушание в одном из Афонских монастырей, игумен этого монастыря святой жизни человек-монах тяжело болел после случившегося инсульта, не вставая со своего ложа месяцами и терпя сильную боль. Послушник, который ухаживал за ним недоумевал сам в себе и не понимал почему Господь заставляет мучиться сего праведника в столь преклонные лета и не забирает его в свое Царство Небесное! С этим недоумением он подошел к старцу, который окормлял братию данного монастыря. Старец посмотрел на него и сказал, что, не легко ухаживать за лежачим больным, но всеблагий Господь лучше нас знает, что кому полезно для спасения души, для того игумен и терпит боль, чтобы тебе ухаживая за ним приобрести смирение. Ибо одному полезнее поболеть, а другому за ним поухаживать! Вот, если коротко, то так! Не судите строго за ошибки! Всех вам благ.
 
Много полезных изречений отцов Церкви можно найти для себя в преданиях и древних патериках. Например: ответы Варсонофия Великого, Отечник Святителя Игнатия (Брянчанинова) и т. д. все эти издания есть в свободной продаже. Конкретно, то изречение, которое заинтересовало вас, я прочитал в книге автора монаха Симеона Афонского "Птицы небесные" в третьей и четвертой ее части "Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога". Всего три книги, которые описывают действия подвижника благочествия от мирянина до монаха в наши дни. Суть изречения такова, монах Симеон проходил послушание в одном из Афонских монастырей, игумен этого монастыря святой жизни человек-монах тяжело болел после случившегося инсульта, не вставая со своего ложа месяцами и терпя сильную боль. Послушник, который ухаживал за ним недоумевал сам в себе и не понимал почему Господь заставляет мучиться сего праведника в столь преклонные лета и не забирает его в свое Царство Небесное! С этим недоумением он подошел к старцу, который окормлял братию данного монастыря. Старец посмотрел на него и сказал, что, не легко ухаживать за лежачим больным, но всеблагий Господь лучше нас знает, что кому полезно для спасения души, для того игумен и терпит боль, чтобы тебе ухаживая за ним приобрести смирение. Ибо одному полезнее поболеть, а другому за ним поухаживать! Вот, если коротко, то так! Не судите строго за ошибки! Всех вам благ.
О, спасибо! По стилю, духу это точно то. Я очень люблю патерики, позавчера немножко читала один из них.
 
Сверху