Мне вспоминается, Иоанн Лествичник писал, что любовь к людям обретается не раньше, чем любовь к Богу. Можно поступать делами любви по отношению к людям, чтобы стяжать добродетель, но это не значит, что уже в момент этих дел человек ощутит любовь. В чём существо таких дел? Это любые дела, противостоящие страстным желаниям. Очищение от страстей, само по себе, открывает в человеке любовь к Богу. А уже потом, ощутив всех людей частью Бога, человек ощутит любовь и к ним. Исаак Сирин говорит, что как тучи скрывают от нас солнце, так наши страсти скрывают от нас Бога.
Но, есть и другой путь обрести любовь к Богу, о котором писали и Исаак Сирин и Макарий Великий. Гордость самая вредная из страстей, её уничтожение смирением это самый эффективный путь. Любовь возникает от радости при мыслях о Боге. А такая радость возникает от кротости и смирения. Смиренный считает всё происходящее с ним, происходящим по воле Бога, для исправления души. От этого любая неприятность ему в радость.
Таким образом, любовь не обретается столь просто, наймом на полезную работу. Стоит только наняться, и сразу начнутся мысли, что работаешь за деньги, а не из любви. Более того, работодатель и коллеги начнут склонять к разным хитростям. Работа будет чаще вести к грехам, чем к очищению. Но, если человек устремлён к Богу, то даже эти грехи, совершаемые против воли, будут вести его к самоуничижению и раскаянию, усиливая смирение. Это устремление возникает из любви, но взаимно и усиливает эту любовь, заставляя человека переживать о грехах и раскаиваться.
Всё это я вычитал у разных преподобных отцов, но многих авторов позабыл.
Но, есть и другой путь обрести любовь к Богу, о котором писали и Исаак Сирин и Макарий Великий. Гордость самая вредная из страстей, её уничтожение смирением это самый эффективный путь. Любовь возникает от радости при мыслях о Боге. А такая радость возникает от кротости и смирения. Смиренный считает всё происходящее с ним, происходящим по воле Бога, для исправления души. От этого любая неприятность ему в радость.
Таким образом, любовь не обретается столь просто, наймом на полезную работу. Стоит только наняться, и сразу начнутся мысли, что работаешь за деньги, а не из любви. Более того, работодатель и коллеги начнут склонять к разным хитростям. Работа будет чаще вести к грехам, чем к очищению. Но, если человек устремлён к Богу, то даже эти грехи, совершаемые против воли, будут вести его к самоуничижению и раскаянию, усиливая смирение. Это устремление возникает из любви, но взаимно и усиливает эту любовь, заставляя человека переживать о грехах и раскаиваться.
Всё это я вычитал у разных преподобных отцов, но многих авторов позабыл.