Людей православных эти басни и мантры ни к чему не обязывают
Да, хорошая проповедь. На такое непросто ответить, но попробую.
Во-первых, не нужно давить авторитетом, вводить человека в шизофреническое состояние, ставить его перед выбором или наука или религия. Это совсем не пусть познания истины. Это давление и моральный шантаж: "ах, ты Богу не веришь!". Те, кто пользуются этим методом - эти буквалисты и фундаменталисты - фактически вынуждают человека согласиться со своей позицией, и не оставляют ему другого выбора: либо покориться их мнению или совершить апостасию. Это совсем не путь укрепления веры и доверия Богу. Скорее наоборот проповедь сомнений, тайная проповедь апостасии. Поэтому мне категорически не нравится это дух буквализма.
Во-вторых, отцы тоже несли свой багаж. Преп.
Варсонофий честно об этом сказал. Среди этого багажа тот же Аристотель. И мне честно говоря удивительно, что на православном форуме из Аристотеля делают чуть ли не фетиш. В самом деле, вполне очевидно, что отцы прежде всего просто использовали понятийный аппарат (причём его ещё и переосмыслили) античной философии для изъяснения и осмысления своей еврейской веры. И кроме этого никакой другой ценности для Церкви в философии эллинского гоя нет. Да и также очевидно, что отцы имели и другой багаж, в том числе и естественнонаучные взгляды своего времени. Однако отцов никто не упрекает...
В-третьих, Вы трижды (!) в теме про науку (!) сказали о мастурбации. К нашему обсуждению это не имеет никакого отношения. Наука принципиально не занимается вопросами нравственности, этики и даже права. Эксперт-криминалист даст точный анализ того, что вот эта пуля выпущена из этого пистолета, а на самом пистолете найдена ДНК подозреваемого. Но никаких выводов о том виновен или не виновен подозреваемый эксперт делать не будет, эти выводы будет делать суд. И суд будет рассматривать совершённое убийство: было ли оно преднамеренным, случайным или в целях самообороны. И суд будет оценивать юридическую вину подозреваемого, но не может судить о том грех или нет совершил подозреваемый. Так его могут оправдать, - скажем была самооборона. А вот уже с православной точки зрения человек всё равно совершил грех, его поступок не чист. Как видите, наука, право и мораль - разные сферы. Но это не значит, что они не пересекаются и не влияют друг на друга. И тем более то, что наука не способна делать этические, нравственные выводы, ещё совсем не значит, что наука не способна делать научные выводы, это не повод считать науку принципиально ложной или какой-то неполноценной областью знания.
В-четвёртых, если Вы оставляете науке только место практического применения, то значит, похоже не понимаете смысла науки. Наука существует не для того только, чтобы делать нам хорошо. Наоборот, теоретическое знание, фундаментальные открытия идут впереди практического применения. Так мы сначала узнали, что такое электричество, а уже потом сделали лампочку, а не наоборот. Мы сначала узнали свойства полупроводников, а уже потом создали компьютер. Бывало и наоборот, когда практические задачи приводили к научным открытиям, но весьма часто было сначала открытие, и только много позже приходило его практическое применение. Наука это область знания.
В-пятых, не только атеисты, но и христиане были вынуждены пересмотреть свою картину мира в связи с новыми данными. И сегодня вся Церковь исповедует гелиоцентризм. Земля это планета. Она вращается вокруг своей оси и вокруг звезды по имени Солнце. Земля не плавает в океане, а висит ни на чём (как и сказано в Книге Иова), и небо это не ледяной купол над землёй. Вы говорите: научная картина мира лжива, потому, что её пересматривали. Что ж, если в пересмотр картины мира в связи с новыми данными означает лживость концепции, тогда выходит концепция Церкви тоже лжива, раз и христианам пришлось пересматривать картину мира.
К тому же новые открытия не опровергают прежнюю науку полностью, а уточняют. Никакие новые открытия не изменят закона всемирного тяготения. Сегодня мы не знаем, что такое гравитация, полностью не понимаем это явление. И если узнаем и поймём, это не будет значит, что законы Ньютона перестанут работать. Релятивистская физика не опровергла законы Ньютона. Никакие новые открытия не опровергнут существование атомов. И Земля не перестанет быть шарообразной и вращаться вокруг Солнца.
Честно говоря, складывается впечатление, что сколь крайний скепсис к науке вызван вовсе не доверием к Богу и Откровению, а будто бы наоборот присутствует какой-то страх, что наука вот-вот докажет ложность православия, поэтому давайте ка заранее будет отвергать науку как таковую, назовём его принципиально ложной, принципиально не могущей давать объективного знания. Не те же ли страхи в своё время вызывал гелиоцентризм? Не сложно представить ревнителей, которые назвали бы космический корабль дьявольским искушением, а данные о том, что небо не ледяное назвали бы искушением и попыткой подрыва авторитета отцов. Не следует ли нам наоборот держаться того, что наука никогда не сможет опровергнуть истинную веру, но наоборот будет только подтверждать её, коль скоро у мира один Творец, Который же и дал нам Откровение, и у мира одна история.
В общем вот мои возражения. Продолжать беседу, признаться, не вижу смысла. Тема дошла до своего предела - её довели до агностицизма и мысли о принципальной ложности научного познания. Дальше обсуждать по существу нечего.
Признаться, позиция буквалистов такова, что им ничто по существу не мешает отказаться от гелиоцентризма и веровать в ледяной купол неба, объявив все научные данные ложью и то, что наши космические корабли уже вышли за пределы солнечной системы - это нам просто показалось. Прямо как в Коране: это только представилось им.
P.S.
Признаюсь также, что я за время пребывания на этом форуме испытал культурный шок. Уж я себя считал достаточно радикальным ортодоксом, а тут оказался тем ещё модернистом. Помимо того, что тут на каждом шагу раздаюсь анафемы, заметил и то, что тут двое соглашаются друг с другом против третьего, а потом наоборот третий объединяется с первым против второго. И вот так друг дружку анафематствуют. Такое вот у меня сложилось впечатление, что тут каждый вместо того, чтобы обсуждать вопросы, искать ответы, как-то анализировать, стремится наоборот быть во всём несомненно правым. Что это за желание быть православнее всех? Это какой-то страх стать еретиком, поэтому нужно все свои мысли и убеждения называть настоящим православием, а любые возражения естественно называть ересью, чтобы сохранить своё "наинастоящее православие"? По-моему именно так и становятся еретиками...
Никого не хочу обидеть. Но такой подход мне совсем не нравится.
Засим
заканчиваю тему.