В своем труде «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» Эразм Роттердамский, прозванный «князем гуманистов», писал : «Среди трудностей, которых в божественных Писаниях встречается немало, если есть что-нибудь запутаннее, чем лабиринт мест о свободной воле».
Более того, он полагал , что вопрос о свободе воли и Божественном предопределении относится к числу таких тайн, «в которые Бог не хотел, чтобы мы проникали глубже; если мы попытаемся в них проникнуть, то чем глубже мы продвинемся, тем больше будет тумана, и мы, таким образом, узнаем непостижимое величие божественной премудрости и немощь человеческого разума».
Но возможно ли разогнать «туман» , или, пользуюсь терминологией извест. библеиста, узнать насколько немощью человеческого разума исследимо величие божественной премудрости - вот об этом мне и хотелось бы поразмышлять вместе с вами, обратившись к теме, название которой я вынес в заголовок.
(Прим.: отсутствие догматической зашоренности и отказ от чтения «по диагонали» приветствуется, но не является обязательным условием в предстоящем обмене мнениями ).
Итак, вот моя теза: не кажется ли вам, ув. форумчане, что субъективное ощущение свободы воли ( как и всякая иллюзия) не покидает чел. личность до тех пор, пока ей не покажут( причем, весьма наглядно) , фигурально говоря, в каком именно магазине и в какое время « Аннушка купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила», и как это действие связано с тем, « что заседание не состоится»? Словом, не правильнее ли думать в этом случае, что вовсе не гражданин, попавший под трамвай, сам собой управил так, а «управился с ним кто-то совсем другой», подтвердив тем самым правдивость извест. поговорки «чему быть, того не миновать»?
Или: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»(Быт.4:7) - но как я могу, скажите на милость, властвовать ( не умозрительно – а реально) над ним , зная, « что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим»( Иер.10:23)?
С удовольствием выслушаю ваши рассуждения о том, как, метафорически говоря, скрестись «ужа и ежом», а также возможные толкования понятия «судьба» , особенно в контексте идей теологического детерминизма.
С ув. Б.А.
Более того, он полагал , что вопрос о свободе воли и Божественном предопределении относится к числу таких тайн, «в которые Бог не хотел, чтобы мы проникали глубже; если мы попытаемся в них проникнуть, то чем глубже мы продвинемся, тем больше будет тумана, и мы, таким образом, узнаем непостижимое величие божественной премудрости и немощь человеческого разума».
Но возможно ли разогнать «туман» , или, пользуюсь терминологией извест. библеиста, узнать насколько немощью человеческого разума исследимо величие божественной премудрости - вот об этом мне и хотелось бы поразмышлять вместе с вами, обратившись к теме, название которой я вынес в заголовок.
(Прим.: отсутствие догматической зашоренности и отказ от чтения «по диагонали» приветствуется, но не является обязательным условием в предстоящем обмене мнениями ).
Итак, вот моя теза: не кажется ли вам, ув. форумчане, что субъективное ощущение свободы воли ( как и всякая иллюзия) не покидает чел. личность до тех пор, пока ей не покажут( причем, весьма наглядно) , фигурально говоря, в каком именно магазине и в какое время « Аннушка купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила», и как это действие связано с тем, « что заседание не состоится»? Словом, не правильнее ли думать в этом случае, что вовсе не гражданин, попавший под трамвай, сам собой управил так, а «управился с ним кто-то совсем другой», подтвердив тем самым правдивость извест. поговорки «чему быть, того не миновать»?
Или: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»(Быт.4:7) - но как я могу, скажите на милость, властвовать ( не умозрительно – а реально) над ним , зная, « что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим»( Иер.10:23)?
С удовольствием выслушаю ваши рассуждения о том, как, метафорически говоря, скрестись «ужа и ежом», а также возможные толкования понятия «судьба» , особенно в контексте идей теологического детерминизма.
С ув. Б.А.