Святой
Паисий Афонский говорил о себе как о консервной банке из под кальмаров которая лежит на мусорке и далеко светит в яркий солнечный день. Он говорили и про нечто и про ничто. Сейчас поищу.
Надо помнить про разницу между благодатью аскетического подвижника - дарованную Богом и обычным мирянином, который по тщеславию может себя мнить "великим" грешником и от чего предостерегает Даль "уничижение - паче гордости". Приведённый вами пример, как
Паисий Святогорец воспитывал своих учеников-монахов на Афоне в монастыре не корректный. Мы не монахи, в интернете сидим в Великий пост и куда полезнее будет цитата
Антония Сурожского из статьи про самоуничижение с Азбуки:
Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
– Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!
– А что ты делаешь против него?
– Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает.
– А в чем же заключается твое тщеславие?
– Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!
Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
– Что же тогда мне делать? Я погибла!
– Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту.
– А как же это сделать? – говорит она.
— Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице.
Самоуничиже́ние — форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие). «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»
(Мф.23:12)
azbyka.ru