- Православный христианин
Из беседы протоиерея Олега Стеняева "Семейная Жизнь Ветхозаветных Патриархов":"...Кстати, в русском народе больше всего любят тех святых, которых у нас не украли. Я поясню, что я имею в виду. Я совершенно согласен с профессором Осиповым А. И., который говорит, что, когда составлялись жития святых в XVIII веке, многие тексты были списаны с католических источников, где имелись всякие фантазии. И в результате мы получили украденных святых. Что значит «украденный святой»? Читаю я Симеона Нового Богослова. Он пишет:... дорогу осилит именно идущий хоть с ошибками, а не лежащий на печи и восхищающийся идеализированными подвигами святых, все человеческие черты которых авторы решили убрать из-за того, чтобы "не соблазнять".
«Я был убийцей – слушайте все!…
Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце,
И содомитом на деле и в произволении.
Я был блудником, магом и деторастлителем,
Употребителем клятв и стяжателем,
Вором, лжецом, бестыдником, похитителем – горе мне! –
Оскорбителем, братоненавистником,
преисполненным зависти,
Сребролюбцем и совершителем
Всякого другого вида зла.
Да, поверьте, я говорю об этом правду
Без притворства и без лукавства!»
– ну я прочитал, думаю: надо его биографию почитать – когда это он успел-то? Открываю я его биографию: «С детских лет посещал монастырь, процвел величайшим благочестием, достиг вершин духовной жизни, был переведен в другой монастырь… – какой-то намек все-таки есть: почему-то перевели его в другой монастырь, – там достиг еще большей высоты и был возвращен в свой монастырь, где до смерти подвизался в благочестии». Я читаю Макария Великого:
— Все считают меня святым и праведным, мне уже много лет, а до сих пор блудные страсти одолевают меня… — У нас украли святых. Это очень серьезная проблема. И народ чувствует это. Раньше на Руси каждый день за службой читалась книга, которая называлась «Пролог». В этой книге читалось житие святого этого дня. Русский народ теперь ничего не читает из Пролога, кроме одного жития! Жития Марии Египетской. Потому что здесь явно ничего не украли, она такая, какая она была. И такое житие может вдохновить грешного человека задать себе вопрос:
— А что же я стою на месте? Почему же я ничего не предпринимаю для того, чтобы моя жизнь изменилась?..."