Почему же все ищут общего правила для всех? Как будто некий устав православного человека. Ученики Христа срывали колосья в субботу и ели. А Давид вошёл в храм и при первосвященнике Авиафаре ел хлебы предложения, и ему это в грех не вменилось. У каждого своя посильная дорога к Богу. И добродетели, и пост, и борьба с грехом - всё должно быть по силам, и индивидуально определимо для каждого человека. Иисус сказал - подите, научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы. А, что за милость то такая будет, когда насилу или по шаблону?
Даёшь ты человеку в долг по состраданию от сердца и с целью только помощи, но не как не ростовщичества, но и сам понимаешь, что сегодня то дашь, а завтра может у самого есть не на, что будет. По этому и предупреждаешь, что в долг даёшь, а то без возврата и сам ноги протянешь. Так и если наступит такое время, когда действительно крайняя нужда подойдёт, как Вы пишите, то почему же и взыскания не попросить? Что в этом плохого? Ведь ты не подарил, а дал во временное пользование, а теперь и сам нуждаешься. А Господом сказано - "Просите и дано будет Вам" Тут же своё назад просим, и не от жадности, и не сверх меры, а по нужде. Сказать должнику, что сам нуждаешься и попросить вернуть долг совсем не зазорно. Но если не даёт, не взирая на просьбу, то суды и правеж (взыскание с насилием) устраивать очень не хорошо. Если не даёт, то без укоров и давления, просто простить нужно. Даже если и загнёшься с голоду - душа дороже, чем тело.