Почему святые отцы обычно не отмечают отличий ада от геенны?

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман!
а). Святые отцы, как правило, не отмечают разницы между адом и геенной.
Святитель Иоанн Златоуст. – «АД (ГЕЕННА). Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает (6)». (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
Н. Василиадис. Таинство смерти. Каковы кары ада?
«Каковы же наказания, которые назначит справедливый Судия, когда возвестит Свое страшное решение в день Второго Пришествия? 1. «Само по себе проявление божественного недовольства» и удаление грешников от Бога, источника всякого мира и блаженства, «и лишение божественной славы представляют собой неизмеримо тяжкое наказание».1130 "Я знаю, – пишет святой Златоуст, – что многие только геенны испугались, «я же лишения небесной славы» считаю наказанием, большим геенны. Ибо, если бы даже не существовало ада, то не быть принятым Судией и удалиться от Него по слову: идите от Меня (Мф.25:41), то есть таким «позорным» образом, перед тем миром, наполненным столь великим сиянием, – это великая кара». (https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tainstvo-smerti/27).
– Некоторые святые отцы, например, святитель Димитрий Ростовский, говорят, что до Последнего Суда Бог наполняет ад грешниками, а после Последнего Суда Бог запрет ад, чтобы грешники не могли выйти оттуда: – «Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На Страшном Суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, — в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад. После этого земля снова сомкнется на прежнем месте, а грешники останутся под землей в аду как запертыми в тесном и железном сосуде и не выйдут оттуда вовеки, как говорит и Сам Господь: Пойдут сии в муку вечную (Мф. 25:46)». (Поучение в неделю ваий).

Таким образом, обычно утверждается, что из ада нет выхода и что ад только наполняется грешниками, которые будут вечно там мучиться. Фактически, можно сказать, что святые не отличают ад от геенны.

б). Но уже из Евангелие можно понять, что есть принципиальная разница между понятиями ад и геенна.
Какие свойства и признаки ада, можно выделить из Евангелия?
– «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15).
1. В аду находятся только души грешников после телесной смерти их и не находятся в аду грешники в состоянии соединения души и тела.
2. Как при Первом пришествии Христа ад отдал души ветхозаветных праведников Христу для вывода их в рай, так и при Втором пришествии Его ад отдаст души грешников теперь уже для воскресения их и Последующего Суда над ними.
3. Ад, в котором не останется душ грешников, будет повержен в озеро огненное вместе с дьяволом и бесами. Воскресшие грешники, осужденные на Последнем Суде, теперь будут брошены в огненное озеро (геенну), а их души уже более не возвратятся в ад, так как будут соединены с телами. Ад же будет поглощен геенной огненной, в которой будут вечно мучиться осужденные грешники. После этого не будет прежнего ада, куда сходил Христос при Первом Своем пришествии и из которого возможно было спасение грешников.
4. Кроме того, ад не изолирован от нашего мира и грешники в аду, наверное, могут слышать наши молитвы и души их могут иногда являться нам.

Итак, главными свойствами ада является то, что ад это место страданий душ грешников и ад отдаст эти души для воскресения грешников и последующего Суда над ними. Так как нет Суда без милости, то следует признать, что некоторые грешники могут быть помилованы и избегнут вечных мучений. То есть из ада воскресшие грешники будут по Последнему суду либо осуждены в огненное озеро (геенну огненную), либо, как я предполагаю, не исключено спасение уверовавших и покаявшихся грешников (по молитвам нашим и милости Божией) в Царствие Небесное.
5. Поэтому, как я думаю, одним из существенных свойств ада является возможность спасения из ада по покаянию грешников и милости Бога на Последнем Суде.
Таким образом, ад это не место вечных страданий грешников.

в). Теперь, рассмотрим, что такое геенна.
– «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).
– Блаж. Иероним Стридонский. «Слово «геенна» не находится в древнейших книгах и в первый раз употребляется Спасителем. И Бог угрожает, что наполнит это самое место трупами мертвых, так что оно уже не будет называться Тофет и Ваал, а будет называться «Полиандриум» (Polyandrium), т. е. «холм мертвых». Таким образом, именем этого места называются будущие наказания и вечные муки, которыми будут мучимы грешники».
– Блаж. Феофилакт Болгарский. «Говоря: «в геенне», указывает на вечность наказания, ибо слово «геенна» происходит от греческого слова «вечно рождаться».
Святитель Иоанн Златоуст. «Ты хочешь все-таки знать: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной». (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).

Озеро огненное, о котором говорится, в (Откр.20:13-15), это и есть геенна, главными свойствами которой являются следующие.
1. В отличие от ада, где некрещеные и непокаявшиеся грешники пребывают только душой, в геенне будут пребывать воскресшие грешники в соединении души и тела.
2. В отличие от ада, где души грешников пребывают по предварительному (частному) суду, в геенне будут пребывать грешники, осужденные на Последнем Суде окончательным приговором к изгнанию по приобретенной неспособности к покаянию из-за укоренения их в гордости, самолюбии, зависти и прочее.
3. В геенне, в отличие от ада, грешники будут пребывать вечно и никогда не освободятся для последующего воскресения к новой жизни.
4. Так как, согласно Писанию, геенна поглотит ад, то геенна это нечто отдельное от ада и внешнее по отношению к нему. Поэтому геенну нельзя считать частью ада. Скорее всего, поглощенный ад станет частью геенны. Геенна это отдельное понятие, отличное от ада.
5. Геенна (огненное озеро) будет навечно отделена от Царства Небесного и между геенной и миром святых будет великая пропасть, такая, что не будет никакого общения между грешниками в геенне, с одной стороны, и святыми и Богом, с другой стороны.

Вот этих существенных отличий ада от геенны (озера огненного), насколько мне известно, не различают святые отцы, говоря, что из ада никого не выпускают и что ад есть место вечных мучений. Как я понимаю из приведенных здесь слов Евангелие (Откр.20:13-15), вечные мучения воскресших грешников в том духовном теле, которое они приобретут в соответствии с состоянием их души, будут в геенне (огненном озере), а не в аду. В аду же мучения душ грешников, свободных от тела не вечны – они будут продолжаться только до Второго пришествия Христа.

*** *** ***
г). О возможности спасения из ада я писал, например, в теме «О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем» или «Сострадание и Рай» (#16).
Христос после Своей Крестной смерти победил ад и смерть, пребывал в аду душой, проповедовал там Евангелие и вывел из ада в рай души ветхозаветных праведников, а так же, как я предполагаю, вывел и души язычников, которые жили по доброй совести, любили людей, имели чистое сердце, исполняли Закон Божий, написанный в их сердцах, уверовали в Христа после своей смерти и покаялись.
Жизнь наша не кончается земной жизнью. Духовная жизнь души, живущей в аду до окончательного Суда, не остается в бездействии. Грешники, пребывающие в аду до Страшного Суда, могут быть примирены с Богом и спасены по молитвам ближних, пребывающих на земле в деятельной православной вере.
Усопшие слышат молитвы православных ближних об их спасении. Они воспринимают любовь ближних и могут ответить на их заботу любовью к ним и Богу. Поэтому душа, томящаяся сейчас в аду в ожидании Суда, может по деятельной православной вере и любви ближних возрасти духовно и обрести желание к покаянию, которое она может реализовать на Суде Христа после воскресения своего. Человеческий суд принимает покаяние, а Божий Суд, тем более, примет покаяние воскресшего грешника перед вынесением окончательного приговора, если он пожелает искренне покаяться, как покаялся разбойник на пороге смерти. Не бывает оглашения приговора на Суде без выслушивания просьбы о покаянии.
Вместе с этим следует сказать и о том, что найдутся и те, кто не захочет покаяться. И напрасно утверждают некоторые, что когда воскресшие грешники перед Судом увидят Христа во всей Славе, то все покаются. Может быть, и покаются, но не все. И тому пример дьявол. Он видел Бога, познал Его любовь и любил Его, когда был ангелом, но все равно не может покаяться, так как живет в непомерной гордости и зависти и укоренен в противоборстве Богу.
По моему мнению, только после осуждения на Страшном Суде на смерть вторую (в геенну огненную) нет покаяния.

д). Итак, вопрос.
Почему святые отцы обычно не отмечают отличий ада от геенны?
Пренебрежение отличиями между адом и геенной фактически приводит к утверждению о невозможности спасения из ада всех душ грешников, попавших туда после телесной смерти.
Зачем же тогда мы в утренних молитвах каждый день молимся об усопших близких, в том числе и о близких, умерших некрещеными – «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини»?

P.S. О том, что ад и геенна, как имеющие различные признаки и свойства, есть разные объекты, можно понять из сравнения понятий о воде и льде. Лёд, хотя и представляет собой, как вещество, воду, но все-таки нельзя назвать лед водой, так как он имеет существенно другие свойства, нежели вода. И окажись грешники в воде или во льду, они бы испытывали принципиально различные ощущения. В воде грешники бы плавали и чувствовали себя свободно, а во льду они были бы скованы и заперты.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Вопрос, мягко говоря, странный. Из той же серии, почему люди средних веков называли солнце красным, не отделяя красный от оранжевого.
Особенно в свете того, что оба понятия являются переносными: Ад (ᾅδης) - пришел из греческого язычества, где использовался для именования царства мертвых, принадлежащего Аиду, а геена -изначально была "полем Еннона" близ Иерусалима, где находилась свалка мусора. Так что ссылка на Феофилакта Болгарского, который выводит это слово от созвучного греческого "рождаться", имеет лишь историческое значение - ну просто ошибся святой, поведясь на "ложную филологию". Святые, в конце концов, тоже не застрахованы от таких ляпов.
Оба термина использовались лишь в переносном смысле, поэтому каждый древний автор мог вкладывать в эти понятия разные оттенки смысла.

Кроме того, это еще и вопрос переводчикам. Для большинства наших современников эти понятия тождественны и я не уверен, что γέεννα всегда переводилась как "геена", а ᾅδης только как "ад", а обратного никогда не было.

Пытаться вывести из столь нечетко определенных понятий решение столь важного и неоднозначного вопроса как конечность мучений грешников весьма неосторожно.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман!
Данная тема возникла из-за противоречий между тем, что с одной стороны святые отцы говорят, что ад, как и геенна, есть место вечных мучений, а с другой стороны, те же самые святые учат о том, чтобы в молитвах о упокоении мы молились о спасении из ада грешных наших ближних. «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини». И таким образом, они признают возможность спасения из ада.

Вы в своем ответе так же, не замечая принципиальной разницы между адом и геенной, которая состоит в том, что из ада возможно спасение при Первом и Втором Пришествии Христа, а из геенны спасения нет и в ней только вечные мучения и смерть вторая, сравниваете близкие по воздействию на человека цвета – красный и оранжевый. Но ад и геенна различаются не так, как красный и оранжевый цвета, а примерно так, как видимая часть спектра солнечного света (красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета) отличается по воздействию на человека от ультрафиолетового (УФ) света Солнца. Видимая часть действует живительно на человека и растения, а УФ часть воздействует губительно на живые организмы и у человека может даже привести к раку кожи и мучениям. И только благодаря защитному озоновому слою атмосферы, поглощающему УФ излучение, продолжают жить многие живые организмы.
В чем же состоит, как я предполагаю, спасительное воздействие ада на души некоторых грешников? В том, что неверующий в Бога и Христа, попав в ад, продолжая жить в аду духовной жизнью души, познает жуткую реальность существования бесов. В этом смысле ад также спасителен, как спасительны от греха телесная смерть и страдания души и плоти, побуждающие познать отвратительные последствия греха и устремиться к Богу для избавления от страданий.
Грешник, некрещеный по независящим от него причинам и при этом имеющий чистое сердце, добрую совесть и творящий милость и добрые дела на земле, может в аду слышать и воспринимать наши молитвы о нем, в которых мы проявляем любовь к нему в ответ на его любовь к нам и просим Христа спасти его от плена дьявола и бесов. И тогда, воскреснув при Втором Пришествии Христа и познав Его проповедь Евангелия и жертвенную любовь, грешник получит, как я предполагаю, возможность покаяться на Суде перед Христом в своем неверии и других грехах.
Как будет показано ниже (1Цар.2:6, Ис.26:19, Дан.12:2), уже в ветхозаветном представлении иудеев пророчески признавалась возможность воскресения и спасения из ада.
Геенна же не обладает спасительным действием, потому что в нее будут осуждены только те воскресшие из ада грешники, кто по укоренению в гордости, зависти, жестокосердию, самолюбию, ненависти к Богу и в прочих грехах будет неспособен к покаянию. В геенну не доходят наши молитвы и нет в геенне никакого богообщения и благодати Божией. В геенне только погибель, смерть вторая и вечные мучения. Из геенны, в отличие от ада, невозможно воскреснуть к благодатной жизни с Богом.

Вы, отец Герман, также отмечаете, что «оба термина использовались лишь в переносном смысле, поэтому каждый древний автор мог вкладывать в эти понятия разные оттенки смысла». Но проблема не в оттенках смысла, а в том, что в соответствии с Писанием понятия ад и геенна принципиально отличаются по смыслу. То, что ад и геенна это различные понятия, можно уразуметь хотя бы из того, что сказано «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20:13-15), то есть ад повержен в геенну, что исключает замену слова ад на слово геенна. В самом деле, мы же не можем сказать, что геенна повержена в ад.

Поэтому в соответствии с приведенными Вами определениями ада и геенны остановлюсь подробнее на разнице, как я понимаю, между этими понятиями. Рассмотрим трансформацию понятия «ад» от древности к новозаветному понятию.
1. « АД[греч. ̓Αΐδης], преисподняя. В канонических ветхозаветных текстах этим термином 70 толковников переводят древнеевр. ( , шеол). Наименования шеола различны: не только «преисподняя», но и «царство смерти», «земля забвения», «страна безмолвия», «царство мрака», «загробный мир», «неизведанная глубина»…
Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники…
Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов.10:21-22)».
«Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов.7:7-9)». (Православная энциклопедия – https://www.pravenc.ru/text/63424.html?ysclid=l8d1a62xn2114628260).

2. Со временем ветхозаветное представление об аде, как о земле забвения, сменилось надеждой на спасение из ада.
– «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс.22:4).
– «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов.19:25).
– «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар.2:6).
«Даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:9,10).
«Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).
«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис.25:8).
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19).

Итак, уже перед Пришествием Христа сложилось представление об аде (шеоле), как о месте временного посмертного пребывания души в ожидании грядущего выхода из него. То есть уже в позднем ветхозаветном представлении иудеев признавалась возможность спасения из ада: – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

3. С приходом Христа на землю эти надежды и ожидания спасения из ада (царства мертвых) осуществились.
– «Обоженая душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а
для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 3, 29).

4. Кто же в аду мог уверовать в Христа при схождении души Его в ад?
Как я представляю, при проповеди Христом благовестия в аду помимо ветхозаветных праведников, которые ожидали Спасителя, могли уверовать также и язычники, делавшие добрые дела, имеющие чистое сердце, добрую совесть, милостивые, миротворцы, как и сказано у апостола Павла: – «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:12-17). А также у апостола Петра: – «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:18-21).
Несомненно, к язычникам с чистым сердцем, творящим добрые дела и милости, прощающим врагов и уверовавшим в Евангелие и Христа при проповеди Его в аду, можно применить и заповеди Его: – «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы» (Матф.5:7-9). «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).

Спасение ветхозаветных праведников, некрещеных в земной жизни водой и Святым Духом во Имя Отца и Сына и Святого Духа, а следовательно, не очищенных от первородного греха и не причащавшихся прежде своей смерти, доказывает, что ветхозаветные праведники, не очистившиеся христианским крещением в земной жизни, могли быть крещены Христом Святым Духом и стать членами Тела Христова лишь после своей телесной смерти (или после воскресения своего), как и сказано: – «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1:8) или «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). Поэтому можно признать возможность крещения после телесной смерти.

5. Также будет и при Втором Пришествии Христа, когда ад отдаст Христу для воскресения и Последнего Суда души неверующих в земной жизни грешников, умерших после схождения Христа в ад, но прежде повсеместного распространения Евангелия до мест их проживания и при этом делавших добрые дела, страдавших и жертвующих своей жизнью по любви к ближним, имеющих чистое сердце и добрую совесть. При встрече с Христом во время Второго Его Пришествия они услышат Его проповедь, и если уверуют, то покаются на Последнем Суде и могут быть помилованы, крещены и выведены в Царство Небесное, как ставшие после воскресения членами христианской Церкви.

Особо хочу сказать о тех неверующих и некрещеных, о которых также молимся, например, на молебен в День Победы 9 мая: – «Еще молимся о вождех и воинех наших, на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в вере и единомыслии утвердит». Или также – «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память». То есть в этих молитвах православная Церковь, не разделяя усопших на православных и неверующих, признает возможность спасения также и тех, кто по своим грехам и неверию находится в аду до дня Второго Пришествия Христа.

А то, что утверждается, что после смерти нет покаяния и крещения, так надо учитывать, что смерти две – телесная и смерть вторая в геенне. После смерти телесной человек жив душой и поэтому может воспринимать и наши молитвы о спасении его. Наши молитвы и любовь к ним могут подвигнуть их души к вере христианской и покаянию. И если Бог примет наши молитвы «Прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное»», то Иисус Христос, имеющий ключи от побежденного Им ада, может, наверное, послать им благодать Божию, дающую веру и духовные силы для покаяния грешной души, изъявившей желание покаяться. Без воли человека к покаянию грехи не могут быть прощены. Поэтому после смерти телесной, как следует из изложенного, возможно и уверование в Христа, и покаяние, и крещение Христом Святым Духом, очищающее от всех грехов. Покаяния нет только после смерти второй для грешников, неспособных к покаянию по своей гордости, зависти и ненависти к Богу, святым и добрым делам их. Они будут осуждены в геенну на вечные мучения и не спасутся.

– Если же покаяния и крещения после телесной смерти нет, то нет и спасения грешников, осужденных по Частному Суду в ад. И тогда мучения тех, кто любил ближних, прощал врагов, был милостив, имел чистое сердце и добрую совесть, но как неверующие в земной жизни в Христа или просто не успевшие креститься, оказались в аду в вечных мучениях, наверное, будут сильнее, чем мучения тех, кто ненавидел Бога и людей и был противником Бога и всякого доброго дела. При этом суть вечных мук первых составит несправедливость приравнивания этих добрых людей к тем, кто ненавидит их и их добрые дела.

Итак, как следует из Библии, ад это место временного пребывания душ грешников, которые покинут ад (Откр.20:13-15) при Втором Пришествии Христа для воскресения и Последнего Суда. При этом на этом Суде возможно помилование некоторых грешников и спасение их.

6. Теперь рассмотрим, что такое геенна огненная.
О ввержении в геенну тех, кто останется в соблазнении в грех и не покается, сказал Христос: – «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Матф.18:9).
Блаж. Иероним Стридонский – «Слово «геенна» не находится в древнейших книгах и в первый раз употребляется Спасителем. И Бог угрожает, что наполнит это самое место трупами мертвых, так что оно уже не будет называться Тофет и Ваал, а будет называться «Полиандриум» (Polyandrium), т. е. «холм мертвых». Таким образом, именем этого места называются будущие наказания и вечные муки, которыми будут мучимы грешники» (http://bible.optina.ru/new:lk:12:start).
Геенна это свалка для мусора, на которой «сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви» (Православная энциклопедия).

При Втором Пришествии Христа осуществится сказанное в Откровении: – «смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15).
То есть осужденные грешники, неспособные к покаянию по укоренению во зле, будут брошены на свалку мертвых тел, на которой сжигают трупы преступников. – «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).Туда же будет повержен ад, в котором останутся только дьявол и бесы: – «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10).
Из геенны, в отличие от ада, нет спасения. Геенна это место, где «огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43-44). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).

Итак, принципиальное отличие ада от геенны заключается в том, что из ада возможно спасение душ некоторых грешников, а из геенны спасение осужденных грешников невозможно.

7. В приравнивании ада к геенне и в категорических высказываниях святых отцов о вечных мучениях в аду умалчивается о том, что из ада возможно спасение. И это вызывает недоумение и даже недоверие к этим высказываниям святых отцов.
Святитель Иоанн Златоуст: – «Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает (6)». (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
Святитель Тихон Задонский – «Ад есть вечные мучения. За грех уготована геенна, огнь неугасающий, червь неусыпающий, мука никогда непрестающая (1:97). Нисходи умом твоим в ад, рассуди, как-то осужденники мучатся и во веки будут мучиться, которые, ежели бы можно было, желали бы зде хотя до скончания мира во огне гореть, только бы от вечного свободиться мучения, но не дается им» (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-tihona-zadonskogo/1).

В самом деле, как можно с одной стороны утверждать, что из ада спасения нет, а с другой стороны молиться о упокоении тех, кто предположительно, как неверующие, некрещеные и вообще как грешные, находятся в аду? – «Прости им вся согрешения вольная и невольная». В молитвах просим Бога о том, чтобы грешники были спасены из ада и не попали в геенну на вечные мучения: – «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини».
Если из ада спасения нет, то все, кто в земной жизни не достиг святости и по Частному Суду Христа осуждены в ад, после воскресения из ада будут осуждены на Последнем Суде Христа в геенну на вечные мучения.
Если после телесной смерти покаяния нет и, соответственно этому нет и спасения из ада, то мы лишаемся всякой надежды на спасение наших ближних от вечных мучений и молитва о упокоении их становится бездейственной и пустой.
Если из ада все пойдут в геенну на вечные мучения, то зачем тогда вообще молиться о упокоении? В вечных мучениях упокоения нет.

В связи с изложенным проявляется основной вопрос данной темы – как можно объяснить противоречия между высказываниями авторитетных святых отцов, в которых утверждается, что после телесной смерти покаяния нет и ад приравнивается к геенне, и между молитвами о упокоении, в которых мы по учению православной Церкви просим о прощении грехов, помиловании и даровании Царства Небесного тем покойным грешным, душа которых после Частного Суда (или по истечении 40 дней после ухода из тела) предположительно находится в аду, а не в раю?

**************************************************************************************************************

В результате рассуждений по этой теме я пришел к следующему предполагаемому ответу на поставленные вопросы.
1. Как объяснить противоречие между тем, что с одной стороны святые отцы утверждают, что ад это место вечных мучений, а с другой стороны, учат в молитвах о упокоении молиться о прощении грехов и даровании Царствия Небесного, то есть о спасении из ада грешников?

Правда состоит в том, что одни грешники будут из ада осуждены на Последнем Суде в геенну, а другие будут помилованы Христом и спасутся по нашим молитвам, молитвам святых и Церкви. В соответствии с этим, святые отцы разделяют эту правду на две отдельные самостоятельные части. Одна часть относится к спасению лично нас, то есть тех, к кому обращены высказывания о вечной погибели грешных в аду, а другая часть правды, в которой обнаруживается возможность спасения из ада некоторых грешников по помилованию Христом, относится к нашим ближним, о которых мы, проявляя любовь к ним, молимся о спасении. И эту вторую часть правды святые отцы отделяют от первой части и излагают в самостоятельном учении о молитвах упокоении.

Мы должны воспринимать высказывания святых отцов о том, что спасения из ада нет, в отношении себя лично. То есть я лично должен признать, что, если услышав здесь на земле призывы Иисуса Христа к покаянию и крещению, буду откладывать их выполнение на завтра, надеясь на спасение из ада, то возможности спасения из ада для меня лично нет.
Но при этом есть возможность спасения из ада для других, в частности, ближних наших, о которых мы молимся о упокоении, как и учат нас те же святые отцы и Церковь.

И когда говорят, что ад есть место вечных мучений, то это говорится святыми отцами во благо спасения меня, для того, чтобы я лично не надеялся на спасение из ада, а стремился бы уже здесь на земле жить по заповедям Христовым так, чтобы не попасть в ад. Если откладывать покаяние и дело спасения на потом, то постепенно охладеет вера, наступит уныние, привычка «начинать дело с понедельника» и попадешь в плен страстей, то есть во власть дьявола, из которой будет трудно вырваться. Если Бог предоставляет возможности для спасения здесь на земле, то необходимо воспользоваться ими немедленно. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17), «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:14).

Здесь святые отцы поступают так же, как поступил Христос, говоря: – «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5) или «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53). Эти слова Христа сказаны для нас, слышащих эти слова.

А к другим, кто не имел возможности креститься христианским крещением в земной своей жизни, например, к ветхозаветным праведникам, спасенным из ада при схождении Его в ад, это не относится. По-видимому, они были крещены Святым Духом и очищены от первородного греха уже после телесной смерти и пребывания в аду, что доказывает возможность посмертного покаяния и крещения тех, кто не имел возможности до телесной смерти своей родиться от воды и Духа в христианском крещении.
Ту часть правды, в которой обнаруживается возможность спасения из ада некоторых грешников, особенно тех, кто не имел возможности слышать проповедь Христа и креститься в земной своей жизни, святые отцы излагают отдельно в учении о молитвах о упокоении наших ближних: – «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини».

Таким образом, святые отцы в итоге сообщают всю правду о возможности и невозможности спасения из ада. Но эту правду они разделяют на две отдельные части. Одна часть относится к невозможности спасения из ада нас, если будем откладывать дело спасения, а другая часть относится к возможности спасения наших ближних по нашим молитвам о упокоении их.

2. Почему святые отцы замалчивают об очевидных принципиальных отличиях между адом и геенной? Дело, по моему мнению, не в переводчиках, а в том, что святые отцы реально стараются не замечать разницы между адом и геенной, опасаясь, как я предполагаю, сказать, что из ада возможно спасение. Этим самым они обращают внимание на то, что здесь на земле нельзя откладывать жизнь по заповедям Божиим и надеяться на спасение из ада. И нельзя откладывать покаяние на потом. Иначе душа очерствеет, утвердится во зле и потеряет способность к искреннему покаянию. И даже, если Отец не привлечет к вере в Христа (Иоан.6:44) кого-либо в земной жизни и он спасется из ада по уверованию в Христа лишь, увидев Его при Втором Пришествии, то он не получит того блаженства, которое получают достигшие святости уже при земной жизни. «И не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:27-29).

Итак, мой предполагаемый ответ по данной теме состоит в следующем. Слова святых отцов о том, что ад это есть место вечных мучений, следует воспринимать только по отношению к себе. Но это есть только половина правды о посмертной участи грешников, пребывающих в аду. Вторая половина правды заключается в том, что по отношению к нашим ближним спасение из ада возможно по нашим молитвам, молитвам святых и Церкви, например, по молитве: – «Еще молимся о вождех и воинех наших, на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в вере и единомыслии утвердит».
Прошу Вас, отец Герман, высказать критические замечания по этому ответу.

P.S. Простите, что отнимаю у Вас много времени, но короче и так, чтобы при этом было доходчиво, изложить не умею.
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Всё что Вы написали возможно.
Однако мне кажется, что пытаться решить проблему спасения грешников через разделение ада и геены есть чистая казуистика и ошибочно с позиции методологии. Вам просто очень хочется получить желаемый ответ и Вы пытаетесь подогнать под него имеющиеся высказывания отцов. Таким методом, конечно, можно пользоваться, но если им увлекаться сверх меры можно цитатами из Библии придти к тому, что прямо противоположно её духу.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Согласен, что мое изложение не соответствует богословской методологии. Но я изложил не богословский, а житейский взгляд на решение следующей практической проблемы. – Как объяснить противоречие между тем, что, с одной стороны, святые отцы утверждают, что ад это место вечных мучений, а с другой стороны, учат в молитвах о упокоении молиться о прощении грехов и даровании Царствия Небесного, то есть о спасении из ада грешников? И если из ада, как следует из приведенных высказываний святых отцов, все пойдут в геенну на вечные мучения, то зачем тогда вообще молиться о упокоении? В вечных мучениях упокоения нет.
Спасибо за ответ, отец Герман!
 
Сверху