От чего нас спас Христос?

Крещён в Православии
Поздравляю всех со Светлым Христовым Воскресением!

По сути, мой вопрос как раз связан с темами смерти и Воскресения Христа. В последнее время я начал сомневаться, действительно ли Его страдания являются искупительными. В чем, собственно, это искупление состояло? Что дало миру?

Библия многократно говорит, что Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:9-10).

«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24).

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).

Отцы Церкви многократно восхваляют крестную смерть Христову. Например, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, Божественно и удивительно, но удивительнее всего честный крест Его. Ибо не иным чем как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение, нам дана сила презирать настоящее и даже саму смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом".

Но когда начинаешь смотреть на историю мира, то приходишь в недоумение... Грех как царствовал, так и царствует после смерти Сына Божьего, даже упрочив свои позиции. Огромное количество людей пребывает в ложных религиях (индуизм, ислам, различные секты). Это миллиарды людей! Смерть тоже царствует, как и болезни, нищета, преступность и т.д. и т.п. Дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра. 5:8). Каким же образом Христос лишил его силы Своей смертью?

Как понять, что свт. Григорий Нисский пишет в «Большом огласительном слове»: «Если же кто думает уличить наше учение тем, что и по употреблении врачевания жизнь человеческая оскверняется еще грехами, то пусть путеводит его к истине одно из знакомых ему подобий. Как у змеи, если получит смертельный удар в голову, не тотчас вместе с головой умирает влачимая сзади часть тела, но, хотя голова мертва, однако же хвост одушевлен еще собственной своей раздражительностью и не лишается жизненной силы, – так можно видеть, что и порок, пораженный смертельным ударом, тревожит еще жизнь своими остатками» (Гл. 30). Выходит, что грех поражен смертью Христа, как змей в голову, но как у змеи после этого поражения не все тело умирает сразу, так и грех «тревожит еще жизнь своими остатками».

Но ведь реальность совсем иная. Человечество тревожат не остатки греха, а его нашествие, с которым бороться невыразимо тяжело как каждому в отдельности, так и всему человечеству в совокупности.

Итак, чтобы больше не распространяться, сформулирую вопросы:
1. Почему дьявол, смерть и грех активно царствуют над людьми после Искупления, совершенного Иисусом Христом?
2. Если спасение каждого человека должно совершаться через веру во Христа и добрые дела, через упорнейшую борьбу с грехами (вспомним жития преподобных и пустынников, жестоко изнурявших себя всю жизнь), то зачем тогда крестная смерть вообще была нужна? Разве путь христианина чем-то отличается от пути иудея или мусульманина, ведь и они стараются изменять себя, бороться с грехами и творить добрые дела.
3. Если спасение только во Христе, а все не верующие в Него погибнут, то выходит, что добрые дела, совершаемые людьми других вер и даже атеистами, христианством обесцениваются как ничего не значащие?

Эти вопросы меня тревожат, поэтому был бы рад услышать аргументированные ответы.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Артём!
ИСКУПЛЕНИЕ
Ещё можно воспользоваться поиском в верхнем правом углу, т.к. многое из ваших вопросов уже обсуждалось...
 
Крещён в Православии
Мир Вам, Артём!
ИСКУПЛЕНИЕ
Ещё можно воспользоваться поиском в верхнем правом углу, т.к. многое из ваших вопросов уже обсуждалось...

Уважаемая Мария, благодарю Вас за ответ! Начал просматривать материалы. Сразу хочу остановиться на цитате из Владимира Лосского: "«Искупление … определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос»… В.Н. Лосский".

Если я правильно понимаю, Искупление дало человеку то, чего раньше у него не было, то, чего не имели даже праведники ВЗ. Лосский говорит об "устранении радикальных преград, отделяющих человека от Бога... того греха, который подчиняет человечество диаволу..."
Снова вопрос: где есть реальное, опытное подтверждение этих слов в жизни? Крещенному христианину, участвующему в Таинствах, разве не приходится ежедневно бороться с грехом? Чем его трудный духовный путь отличается о пути, скажем, праотца Авраама, древних пророков и праведников? Разве это не такое же соработничество (синергия) Бога и человека в деле спасения последнего? Никаких изменений я не вижу.

Далее, Лосский пишет об "освобождении плененной твари" и " восстановлении ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать". Но о каком освобождении может идти речь? И разве в ВЗ праведники не были способны воспринимать благодать Бога?

Задаю эти вопросы далеко не из праздного любопытства, так как сам стараюсь разобраться и борюсь с сомнениями...
 
Тот, кто живет верой в Христа всегда радуется, чтобы не случилось. Его не гложут сомнения в верности учения о спасении Христом, он спокоен, готов всегда дать ответ вопрошающим на любую библейскую тему. А до Христа люди еще не знали о вечном спасении, которое уготовал Бог через Иисуса Христа. Были и тогда праведники, но еще не сказаны были слова: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, это значит перемените ум свой, примите откровение Божие о Человеке, о Его Спасении. Уже не царствует над родом человеческим смерть. Она побеждена крестной жертвой Иисуса Христа. Христос Воистину Воскрес! Аминь.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Но когда начинаешь смотреть на историю мира, то приходишь в недоумение... Грех как царствовал, так и царствует после смерти Сына Божьего, даже упрочив свои позиции. Огромное количество людей пребывает в ложных религиях (индуизм, ислам, различные секты). Это миллиарды людей! Смерть тоже царствует, как и болезни, нищета, преступность и т.д. и т.п. ...
1. Почему дьявол, смерть и грех активно царствуют над людьми после Искупления, совершенного Иисусом Христом?
Христос спасает от вечной смерти и открывает врата рая только для тех, кто принимает любовь Его и становится причастным к Нему. Кто же не принимает Жертву Его и не желает идти по Его пути, тот остается жить в грехе. Чем им может помочь Христос, если они отвергают Его?

Пока заповеди Божии и проповедь христианства не распространились повсеместно, многие жили в грехе, но грех им не вменялся за исключением того греха, который был сделан против совести. «Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим.5:13). «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан.9:41). По мере распространения Евангелие все больше людей отвергают христианскую проповедь, которая противоречит их интересам жить по своим прихотям во все возрастающем изобилии и в комфорте. Они не хотят слышать проповедь потому, что не хотят примириться с врагами, поделиться своими сверхдоходами и властью. Многих исцелил Иисус и воскресил от смерти, но иудеи не приняли Его. Да и теперь, - явись перед нами Христос, как тогда явился, многие ли пойдут за Ним по Его пути, как пошли апостолы и другие мученики? «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Иоан.12:40). А когда стали отвергать проповедь, грех стал возрастать в еще большей степени. «Грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим.7:13). Мало того, что увеличивается число согрешивших, но и увеличивается ответственность за грех и тяжесть согрешения. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:47,48).

Итак, Христос освобождает от плена греха, ада и от смерти только тех, кто духовно родится заново и сохранит это рождение в святости стяжанием Святого Духа. Без веры в Христа, как Сына Божия, и без исполнения Его заповедей нельзя стяжать Святого Духа, утвердиться в добре и сподобиться вечной блаженной жизни в раю. И тому много примеров с революционерами, имеющих добрые намерения и борющихся за справедливую жизнь на земле и построение рая без Бога. Причем, некоторые из них даже использовали образ Прометея, жертвующего собой ради людей и страдающего ради них. Но все революции начинались насилием и заканчивались террором по отношению к тем, кто начинал революцию. Безбожное воспитание размножало грехи и порождало новое насилие и взаимное истребление.

Чем больше распространяется христианство, тем больше противостояние дьявола потому, что человек все время живет в испытаниях, которые возрастают по мере возрастания его праведности. Без искушений нет и победы над грехом. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7). Это же изложено и в притче о плевелах и пшенице. «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою…» (Матф.13:25-43). Устоит ли пшеница среди плевел? А сорняки множатся и все трудней пшенице устоять среди этих сорняков.
2. Если спасение каждого человека должно совершаться через веру во Христа и добрые дела, через упорнейшую борьбу с грехами (вспомним жития преподобных и пустынников, жестоко изнурявших себя всю жизнь), то зачем тогда крестная смерть вообще была нужна? Разве путь христианина чем-то отличается от пути иудея или мусульманина, ведь и они стараются изменять себя, бороться с грехами и творить добрые дела.
Путь христианина изложен в Евангелие. И этот путь существенно отличается от того пути, которым идут в других религиях. Это путь смирения перед волей Божией, путь ответа любовью на Жертву Христа, путь духовного рождения заново в Таинствах крещении и причащения Плоти и Крови Его, путь жизни по христианским заповедям блаженства. Обо всем кратко не скажешь. Иудеям, мусульманам и прочим можно сказать словами Христа: - «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан.5:39,40). Причем, о Христе свидетельствует в пророчествах уже Ветхий Завет, на который ссылаются иудеи и мусульмане. Но даже сейчас, когда правда Божия подробно растолкована святыми отцами и подтверждена их духовным опытом, они не хотят принимать эти свидетельства и жить по правде Писания, написанного по боговдохновению Святого Духа.
 
Сверху