Поздравляю всех со Светлым Христовым Воскресением!
По сути, мой вопрос как раз связан с темами смерти и Воскресения Христа. В последнее время я начал сомневаться, действительно ли Его страдания являются искупительными. В чем, собственно, это искупление состояло? Что дало миру?
Библия многократно говорит, что Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:9-10).
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).
Отцы Церкви многократно восхваляют крестную смерть Христову. Например, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, Божественно и удивительно, но удивительнее всего честный крест Его. Ибо не иным чем как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение, нам дана сила презирать настоящее и даже саму смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом".
Но когда начинаешь смотреть на историю мира, то приходишь в недоумение... Грех как царствовал, так и царствует после смерти Сына Божьего, даже упрочив свои позиции. Огромное количество людей пребывает в ложных религиях (индуизм, ислам, различные секты). Это миллиарды людей! Смерть тоже царствует, как и болезни, нищета, преступность и т.д. и т.п. Дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра. 5:8). Каким же образом Христос лишил его силы Своей смертью?
Как понять, что свт. Григорий Нисский пишет в «Большом огласительном слове»: «Если же кто думает уличить наше учение тем, что и по употреблении врачевания жизнь человеческая оскверняется еще грехами, то пусть путеводит его к истине одно из знакомых ему подобий. Как у змеи, если получит смертельный удар в голову, не тотчас вместе с головой умирает влачимая сзади часть тела, но, хотя голова мертва, однако же хвост одушевлен еще собственной своей раздражительностью и не лишается жизненной силы, – так можно видеть, что и порок, пораженный смертельным ударом, тревожит еще жизнь своими остатками» (Гл. 30). Выходит, что грех поражен смертью Христа, как змей в голову, но как у змеи после этого поражения не все тело умирает сразу, так и грех «тревожит еще жизнь своими остатками».
Но ведь реальность совсем иная. Человечество тревожат не остатки греха, а его нашествие, с которым бороться невыразимо тяжело как каждому в отдельности, так и всему человечеству в совокупности.
Итак, чтобы больше не распространяться, сформулирую вопросы:
1. Почему дьявол, смерть и грех активно царствуют над людьми после Искупления, совершенного Иисусом Христом?
2. Если спасение каждого человека должно совершаться через веру во Христа и добрые дела, через упорнейшую борьбу с грехами (вспомним жития преподобных и пустынников, жестоко изнурявших себя всю жизнь), то зачем тогда крестная смерть вообще была нужна? Разве путь христианина чем-то отличается от пути иудея или мусульманина, ведь и они стараются изменять себя, бороться с грехами и творить добрые дела.
3. Если спасение только во Христе, а все не верующие в Него погибнут, то выходит, что добрые дела, совершаемые людьми других вер и даже атеистами, христианством обесцениваются как ничего не значащие?
Эти вопросы меня тревожат, поэтому был бы рад услышать аргументированные ответы.
По сути, мой вопрос как раз связан с темами смерти и Воскресения Христа. В последнее время я начал сомневаться, действительно ли Его страдания являются искупительными. В чем, собственно, это искупление состояло? Что дало миру?
Библия многократно говорит, что Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:9-10).
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).
Отцы Церкви многократно восхваляют крестную смерть Христову. Например, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, Божественно и удивительно, но удивительнее всего честный крест Его. Ибо не иным чем как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение, нам дана сила презирать настоящее и даже саму смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом".
Но когда начинаешь смотреть на историю мира, то приходишь в недоумение... Грех как царствовал, так и царствует после смерти Сына Божьего, даже упрочив свои позиции. Огромное количество людей пребывает в ложных религиях (индуизм, ислам, различные секты). Это миллиарды людей! Смерть тоже царствует, как и болезни, нищета, преступность и т.д. и т.п. Дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра. 5:8). Каким же образом Христос лишил его силы Своей смертью?
Как понять, что свт. Григорий Нисский пишет в «Большом огласительном слове»: «Если же кто думает уличить наше учение тем, что и по употреблении врачевания жизнь человеческая оскверняется еще грехами, то пусть путеводит его к истине одно из знакомых ему подобий. Как у змеи, если получит смертельный удар в голову, не тотчас вместе с головой умирает влачимая сзади часть тела, но, хотя голова мертва, однако же хвост одушевлен еще собственной своей раздражительностью и не лишается жизненной силы, – так можно видеть, что и порок, пораженный смертельным ударом, тревожит еще жизнь своими остатками» (Гл. 30). Выходит, что грех поражен смертью Христа, как змей в голову, но как у змеи после этого поражения не все тело умирает сразу, так и грех «тревожит еще жизнь своими остатками».
Но ведь реальность совсем иная. Человечество тревожат не остатки греха, а его нашествие, с которым бороться невыразимо тяжело как каждому в отдельности, так и всему человечеству в совокупности.
Итак, чтобы больше не распространяться, сформулирую вопросы:
1. Почему дьявол, смерть и грех активно царствуют над людьми после Искупления, совершенного Иисусом Христом?
2. Если спасение каждого человека должно совершаться через веру во Христа и добрые дела, через упорнейшую борьбу с грехами (вспомним жития преподобных и пустынников, жестоко изнурявших себя всю жизнь), то зачем тогда крестная смерть вообще была нужна? Разве путь христианина чем-то отличается от пути иудея или мусульманина, ведь и они стараются изменять себя, бороться с грехами и творить добрые дела.
3. Если спасение только во Христе, а все не верующие в Него погибнут, то выходит, что добрые дела, совершаемые людьми других вер и даже атеистами, христианством обесцениваются как ничего не значащие?
Эти вопросы меня тревожат, поэтому был бы рад услышать аргументированные ответы.