О времени происхождения ИМ

Православный христианин
О созерцании
------------------
Созерцание дается Богом. Точнее говоря, Бог созерцает Самого Себя, а человек становится причастником этого созерцания. Зеркалом, в котором оно отображается. Чем чище зеркало, тем точнее отображение. Вот почему так важна чистота сердца. По мере очищения сердца его посещают озарения от призывающей благодати. Затем (после рождения от Духа) видения духовного мира. Пока, наконец, в зеркале не отражается Сам Бог.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Сегодня, кстати, на праздничной службе, перед самым причастием во время хваления Богородицы , в храме сошла благодать. Она покрыла всех стоящих в храме тонкой пеленой света. Это Богородица , так было понятно,своим покровом проявила милость ко всем кто был в церкви. Как жаль,что народу было мало. Не понимаем мы, что теряем , не посещая богослужения.
 
Православный христианин
+++А как же это соотнести с "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"?

Спасутся и те, и другие. И те, которые претерпевают действия благодати. И те, которые через делание заповедей претерпевают страдания, но действия благодати не знают. Для них, последних, Царство Небесное, как бы, силою берется. А для первых, еще при жизни, действием благодати.
 
Православный христианин
Есть тут все же противоречие, мне кажется с. отцы почему-то разрывают связь между схождением благодати и усилием, когда она очевидна, поскольку без усилий вообще ничего не будет, это необходимое условие (не говорю что достаточное).

Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным действием силы Божией, так чтобы стал он умом обоженным, т. е. бесстрастным и святым.
И в большинстве описаний их подвижничества именно такой пример, утруждаются до бессилия и кровавого пота, после чего и испытывают действие благодати.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
из подвижничества ст. Василиска

И так начал он в ней подвизаться до того, что множество раз в великое изнеможение от долгого в ней понуждения себя приходил и тем наводил на сердце великую боль — до того, что уже не мог более не только в сердце производить молитвы, но даже ни ходить, ни стоять, ни сидеть от несносной боли сердца. Но долгое время лежал на одре — едва болезнь отходила от него, — и, так немного придя в силы, вновь усиленно углублялся он в ум ном внимании сердечной молитвы.
......................
И тогда приложил он к обычному своему воздержанию большее воздержание в пище и сне и, усердно о том помолившись, снова сел на молитву, по обычаю с умилением умно Богу молясь. И вдруг неожиданно излилась в его сердце непостижимая сладость,срастворенная с любовью к Единому Богу,
 
Православный христианин
Есть тут все же противоречие, мне кажется с. отцы почему-то разрывают связь между схождением благодати и усилием, когда она очевидна, поскольку без усилий вообще ничего не будет, это необходимое условие (не говорю что достаточное).


И в большинстве описаний их подвижничества именно такой пример, утруждаются до бессилия и кровавого пота, после чего и испытывают действие благодати.
Усилия необходимы для очищения сердца, но не понуждают благодать. Только мановением Божиим и промыслительно. Можно всю жизнь подвизаться в делании заповедей, но не иметь таланта, и удостоиться действия благодати при конце жизни (пишет прп. Каллист). Можно иметь талант, но не иметь опытного духовного руководства, с тем же результатом. Поэтому испытывающие действие благодати так редки. Впрочем, пишет он, спасутся и те, и другие через делание заповедей.
 
Православный христианин
Усилия необходимы для очищения сердца, но не понуждают благодать.
И все равно не понимаю, почему отрицается прямая причнно-следственность. Если очищается ум-сердце, то это происходит.
Цитата самого же Каллиста
А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога" (там же).
Другое дело, может быть слишком легко говорится об этом - стеснить, сосредоточить, очистить ум, а тут как раз и требуется нечто, не совсем от нас зависящее. Подвизаться всю жизнь не гарантирует очистить сердце, вот где загвоздка, мне это ясно из собственных двоящихся помыслов.
 
Православный христианин
Бог бы оказался от нее зависим.
Не обязательно.
необходимое условие (не говорю что достаточное).
Стучите, и откроется ,,,, Здесь только три варианта, либо он всегда исполняет свой завет, либо никогда не исполняет, либо на усмотрение. Я говорю о третьем, а по второму варианту не было бы никакого смысла.

Симеон Н. Богослов, возможно, более реалистично смотрел на процесс, спасение только при жизни. Во всем христианстве как-то привыкли к индульгированию, что не замечают естественность и самоочевидность такого подхода: а как иначе? Не сможешь очиститься, тогда согрешаешь в мыслях, сколько бы дел ни делал.

Кто-то сказал: не потому грешники, что грешат; а потому что грешники, оттого и грешат.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Интересно, одно из многих описаний рая у прп. Каллиста.
-----------------
"19. А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".
----------------
Видящие видят рай сначала в себе самом, как в зеркале, а через него и в Боге. И не только видят, но и возделывают произрастающие в этом саду духовные растения, беспредельные по величине и неисследимые по множеству, божественные энергии-логосы.
---------------
"18. Разумеется, поэтому душа не знает забот и попросту ни во что ставит всякое наслаждение, насмехается над всякой преходящей славой, презирает любое богатство всеми своими порывами, входя обновленной стопою по благодати именно в такой рай. Ведь он [этот рай] — мысленный, а потому его можно полюбить, а потом, будучи любимым, он [рай] постигается умом, и вот так она [душа] услаждается, кружась в хороводной пляске, как установлено, [побуждаемая] то мыслью, то святой любовью".
---------------
Это мысленный рай в сердце и источник наслаждения. Его можно полюбить, а потом он постигается и умом, побуждаемый в сердце то мыслью, то святой любовью.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прп. Паисий Святогорец:

"Духовная любовь выше, чем та, которую имеют братья по плоти, потому что делает людей родственниками по Христу, а не по матери. Те, которые имеют такую чистую (благородную) любовь, исполнены доброты, потому что в них пребывает Христос и в их лицах отображается Божество".

Какая точная мысль. Любовь видит во всех людях и во всем творении Христа. "И вся и во всем Христос (Кол. 3:11)",- пишет ап. Павел.
 
Православный христианин
К разговору о "мысленном воздухе" из другой темы.

"108. Как невозможно, чтобы у того, кто взирает на солнце, не блистали сильно зрачки: так невозможно не светиться и тому, кто всегда проникает в воздух сердца" (прп. Исихий Синаит).
----------------------------------------------------------------
Свт. Григорий Богослов говорит, что блаженные — это те, которых Господь, когда приходит, обретает бдящими. Он Сам им тогда послужит и будет для них и раем, и землей обетованной, и царствием небесным:

«Что для чувственных солнце, то для мысленных (духовных) Бог. Он будет и будущий век, и невечерний день, и царство небесное, и брачный чертог, и земля кротких, и божественный рай, и Царь, и Послужитель, как Сам сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им» (Лк.12:37).
-------------------------------------------------------------------
Будет Господь и мысленным воздухом для тех из них, кто только подумал о нем. И соделает, как пишет прп. Симеон, ум "светлым и исполненным рассуждения".
 
Последнее редактирование:
Сверху