Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия
О любви к ближним
Само слово любовь очень уж многозначно и имеет положительные и отрицательные оттенки. Как тут правильно разобраться! Можно любить Бога, Церковь, Пречистую Деву, святых, ближнего, мать, отца, жену, детей!
Но можно любить вино и водку, любить драться, блудить, клеветать, осуждать, обманывать, воровать.
И из всех этих значений в совести сразу же отзывается – жалеть или сострадать.
Наверное, потому, что это - самое знакомое нам состояние. Мы, ведь, умеем жалеть себя. И еще как!
А кто не знает о жалости матери к своему ребенку! Сколько известно случаев, когда мать для жизни своего ребенка готова была пожертвовать собственной жизнью.
Преп.
Силуан Афонский (+1938) вспоминает разговор с одним монахом. Тот рассказывал ему о своей матери. Ребенком он был тяжело болен, и мать сказала отцу:
«Как страдает наш мальчик. Я с радостью отдала бы изрезать себя на куски, если бы этим можно было помочь ему и облегчить его страдания» «Так и Господь любит людей, - добавил старец, - Он так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них как родная мать и даже более».
Что-то от такой жалости и надо переносить на ближних. Не случайно св.
Феофан Затворник советует полюбить любовь как дочь! И дает ей такую характеристику:
«Любовь – внутренняя сила жизни. Погружаясь в Боге и Богом исполняясь, она и Божие всё и свое тратит на братьев, в которых также живет не мыслью, а сердцем, и всё их касающееся, почитает касающимся себя. Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра». И со свойственным ему юмором продолжает:
«…Любовь! Это форменная одежда христиан, по которой их надо отличать от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и нас, - кто не имеет любви, того никто… не признает христианином: ни Бог, ни ангелы, ни святые».
Но легко сказать: «Жалей, да ещё другого, постороннего человека! А как научиться так поступать?».
А никто и не говорит, что мы обязаны любить ближнего с такой привязанностью, как мать своего сына или свою дочь. Во всем нужна мера. Праведный
Иоанн Кронштадтский предупреждает: «Будь умерен во всех религиозных делах, ибо… добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места и трудам, и есть благоразумие».
И это понятно. У человека очень ограниченный ресурс здоровья, физических и психических сил, и, конечно, ими надо распоряжаться разумно. В одной книжке я прочитал, что
даже Сам Христос допускал разные степени любви к людям.
Он называл заповедь о почитании родителей и о заботе о них заповедью Божией
(Мк. 1, 9-13). А родителей призывал свою любовь и заботу отдавать прежде всего детям (Мф. 15, 26. Лк. 11, 11-13). Всю Свою жизнь Он особенно нежную любовь питал к Матери (Лк. 2, 51; Ин. 19, 26-27). А охлаждение и попрание родственных связей считал признаком нравственного падения людей (Мр. 13, 12). И к ученикам Он относился по-разному. Некоторых из них удостаивал особой любви и близости к Себе
(Ин. 13, 23), других, как, например, Лазаря называл друзьями
(Ин. 11, 5, 36). С особой любовью относился к тем, кто принял Его учение. Неодинаковым было Его отношение и к народам, жившим в Его время. Особенно близкими Ему были иудеи, как соотечественники
(Мф. 10, 6) и Он горько оплакивал грядущую судьбу Иерусалима
(Лк. 19, 41). И учеников поучал проявлять бoльшую меру любви к достойным
(Мф. 10, 11).
Так поступал Сам Иисус. Ну, а от нас, вообще, требуется немного. Сделай для человека столько, сколько можешь, но искренне и от души, и исполнишь заповедь о любви. Есть даже прием, как вести себя с людьми. Послушайте, как всё просто:
«При столкновении и обращении с людьми, - говорил тот же прав.
Иоанн Кронштадтский, - содержи в сердце слово «люби» и, внимая ему, беседуй со всеми с любовью и благорасположением сердца. Не выпускай никогда из сердца этого слова при столкновении с ближним, оно сильно способствует утверждению сердца в любви».
Только очень, очень надо следить, чтобы к этому чувству жалости и сострадания не примешался эгоизм или самомнение. Он всегда есть, потому что чистой любви не бывает, только волю ему нельзя давать, а то не заметим, как дела любви начали делать не во славу Божию, а в свою собственную славу.
И получится как в забавном разговоре ученика со старцем:
- «Отче, - смущенно сказал ученик, - я хоть и творю много дел любви, а всё равно такое чувство, будто что-то сжимает мне голову»
- «Может быть, нимб стал маловат?», - с улыбкой ответил старец.
Хорошо сказано, правда? И почти о каждом из нас…..