Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Евгений, Вы, пожалуй ошибаетесь. Правильно исполненное Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в православной Церкви всегда, как я думаю, приводит к духовному рождению человека независимо от того, в какие времена оно совершается.
Преп.
Иоанн Дамаскин: «
Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Крещение обозначает смерть Господа (Рим. 6, 3). Ведь крещением мы спогребаемся Господу, как говорит божественный Апостол (Кол. 2, 12). Следовательно, подобно тому как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды; но креститься, по слову Господа, во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), каковыми словами научаемся исповеданию Отца и Сына и Святого Духа. Поэтому, если те, которые крещены во [имя] Отца и Сына и Святого Духа и научены тому, что в трех Ипостасях едино естество Божества, после перекрещиваются, то они снова распинают Христа, как говорит божественный апостол. Невозможно бо просвещенных единою... паки обновлять в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих (Евр. 6, 4, 6). А тем, которые не крещены во имя Святой Троицы, должно перекрещиваться…
Хотя отпущение грехов дается через Крещение всем равно, однако благодать Духа сообщается по мере веры и предварительного очищения. Итак, теперь через Крещение получаем начатки Святого Духа, и возрождение делается для нас началом другой жизни, и печатью, и охраною, и освящением.
Но должно всею силою твердо хранить самих себя чистыми от скверных дел, чтобы нам снова не сделать себя рабами греха, возвратившись назад, подобно тому как пес на свою блевотину (2Пет. 2, 22). Ибо вера без дел мертва (см. Иак. 2, 26), равным образом и дела без веры. Ибо истинная вера оценивается через дела» (
Глава 9 (82). О вере и Крещении).
А
про того, кто, хотя и духовно родится, но не принесет плода веры, сказано Иоанном, что Христос будет крестить не только Святым Духом, но и огнем. «
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»
(Матф.3:10-12).
У святых отцов нет единого мнения об этом огне.
Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею
(Мф.3:11-12).
«
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. [Это значит] или то, что Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, как говорят Деяния Апостолов, Он возник в виде огня над каждым из верующих (Деян. 2:3), и исполнилось слово Господа, Который говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12:49); или то, что в настоящее время мы крестимся Духом, а в будущем - огнем, с каковым значением этого места согласно и слово апостола: И огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13)».
Я понимаю эти слова о том, что "
огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор 3:13) следующим образом. – Многие уходят из жизни с нераскаянными грехами. Так происходит хотя бы потому, что после последней исповеди или причастия сказал праздное слово, позавидовал, посмотрел с вожделением, осудил кого-либо и т.д. На том свете у некоторых случится мучительное душевное раскаяние за эти грехи. Это раскаяние настолько мучительно, что оно подобно огню, сжигающему солому сухую или ветку бесплодную и высохшую. Этот огонь будет очищать (сжигать) оставшиеся грехи до тех пор, пока все они не уничтожатся в покаянии и в исповедании веры в Христа при Втором Его Пришествии. Огонь неугасимый в том смысле, что никому, ушедшему на тот свет даже с малейшими грехами, не избежать этого огня. Никто не может надеяться, что имея нераскаянные грехи, может избежать этого огня.
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
(Мф.3:12).
«
Не думайте, что когда креститесь от Него и потом будете грешить, то Он простит вас; Он имеет лопату, то есть рассмотрение и суд. И Он очистит гумно Свое то есть церковь, которая имеет много крещеных, подобно тому как на гумно с поля собирается все, но одна часть из собранного оказывается плевелами, каковы легкомысленные и движимые духами злобы, а другая пшеницею – это те, которые другим и пользу приносят и питают учением и делом…и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».
Христос вечно посылает Свою любовь Творению Своему. Но тот, кто даже воскреснув при Втором Пришествии Его, не откликнется на Его любовь, не примет ее, не наполнит своей любовью, не отдаст ее Ему в преумноженной силе,
кто только поглощает грехами своими энергию неугасимого огня любви Божией, тот и будет вечно гореть в мучениях, закрыв грехами своими нераскаянными, гордостью, завистью, самолюбием и ненавистью к Богу путь любви Христовой в душу свою.
См. также тему "
О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем".
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).
В Крещении от воды и Святого Духа нельзя сказать, что здесь есть два крещения – одно от воды, а другое от Духа. Крещение водой в Христовом Крещении вовсе не прообраз, а есть неотъемлемая часть самого православного Крещения.
Преп.
Иоанн Дамаскин: «
Он через Свою страсть избавил нас от тления; из святого и непорочного Своего ребра излил нам источник (см. Ин. 19, 34) отпущения грехов: воду – для возрождения и омытия как греха, так и тления, кровь же – как питье, доставляющее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди: возрождаться водою и Духом (см. Ин. 3, 5), когда Святой Дух, через молитву и призывание, приходит на воду. Ибо так как человек – двойной: из души и из тела, то Он дал нам двоякое и очищение: с одной стороны, водой, с другой – Духом. Духом, восстановляющим в нас бывшее по образу и по подобию, водой же, с помощью благодати Духа очищающей тело от греха и освобождающей от тления, также водой, выражающей образ смерти, а Духом, доставляющим залог жизни».
Когда при создании Творения Дух Божий носился над водой, он оживотворял и освящал воду и через нее все, что связано с водой, оживотворял. Теперь же, после воплощения, Крестной смерти и Воскресения Христа, Дух Святой, посланный Христом от Отца для завершения дела Сына Божия, освящает воду для очищения, освящения и рождения души и тела человека к вечной жизни.
Пока Христос не воскрес и не вознесся на Небеса, пока не пришел Святой Дух, посланный Им от Отца, не было истинного Крещения водой и Святым Духом к духовному рождению для вечной жизни. «
Сам Иисус не крестил, а ученики Его»
(Иоан.4:2). Причем
крестили ученики иоанновым крещением – водой в покаяние. И именно такое крещение было в те времена прообразом и подготовкой к Крещению водой и Святым Духом.
Только после схождения Святого Духа стало возможным Крещение водой и Святым Духом. Причем, так как Святой Дух все время посылается Христом от Отца, то можно сказать, что и Христос участвует в каждом Крещении так же, как Отец и Святой Дух. И вода здесь необходима для освящения не только души, но и тела.
Прп.
Максим Исповедник: «
Одни возрождаются через воду и дух (Ин. 3:5), а другие принимают крещение Духом Святым и огнем. Я думаю, что все четыре - вода, дух, огонь и Дух Святой — суть один и тот же Дух Божий. Для одних Святой Дух, как смывающий внешнюю телесную грязь, есть вода; для других, как свершающий благие [дела] добродетели, Он есть просто дух; для третьих, как очищающий внутренние пятна [греха] в глубине души, Он есть огонь; для четвертых, подобных великому Даниилу, Он, как Дарователь мудрости и ведения, есть Дух Святой. И от различия действия на субъект единый и тот же самый Дух получает различные наименования»
https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.3:11&r
Перевод Библии на русском языке: Евангелие от Матфея, глава 3
(Мф. 3) - Толкование, параллельный перевод на 20 языков, удобный поиск, параллельные места.
azbyka.ru